Научная статья на тему 'Организация ОВД при проведении массовых мероприятий'

Организация ОВД при проведении массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3595
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕКОГНОСЦИРОВКА / ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER / PUBLIC SECURITY / EMERGENCY RESPONSE CENTER / RECONNAISSANCE / SITUATION ASSESSMENT / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Олег Борисович, Косяченко Владимир Иванович

В данной статье рассматривается деятельность ОВД по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий на различных этапах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронов Олег Борисович, Косяченко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the law enforcement agencies’ activities connected with maintaining public order during mass events at different stages are considered.

Текст научной работы на тему «Организация ОВД при проведении массовых мероприятий»

О. Б. Воронов, В. И. Косяченко

ОРГАНИЗАЦИЯ ОВД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В данной статье рассматривается деятельность ОВД по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий на различных этапах.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, общественная безопасность, оперативный штаб, массовые мероприятия, рекогносцировка, оценка обстановки, принятие решения.

O. B. Voronov, V. I. Kosyachenko

LAW ENFORCEMENT AGENCIES' ORGANIZATION DURING MASS EVENTS

In the article the law enforcement agencies' activities connected with maintaining public order during mass events at different stages are considered.

Keywords: maintenance of public order, public security, emergency response center, reconnaissance, situation assessment, decision making.

Трагические события, произошедшие на Дубровке в театральном центре «Норд-Ост», московских стадионах, Каширке, Буденновске и других местах, в очередной раз наглядно показали всему миру звериный оскал ичкерийских «борцов за свободу и независимость» и подтвердили тезис о том, что в наши дни терроризм становится устойчивым и опасным фактором дестабилизации государства и общества. Исполнители терактов хорошо подготовлены в физическом, техническом и морально-психологическом плане, а их преступные действия отличаются дерзостью и внезапностью. Современный терроризм проявляется все в более жестоких и

масштабных формах. Удары наносятся по жилым домам, кинотеатрам, стадионам, т. е. местам массового скопления граждан. Потенциальными целями для терактов являются также метро, митинги, демонстрации, шествия граждан, спортивные массовые мероприятия. Вследствие этого необходима грамотная, профессиональная и кропотливая работа соответствующих сотрудников по компетентному руководству нарядами, их высокая техническая оснащенность, которая сведет успех террористов к ничтожно малому результату. Наглядным примером вот уже длительные годы

служит успешное противостояние государства Израиль арабским террористам. Совершенно очевидно, что и у нас в России, на

северном Кавказе, спокойствие наступит не завтра и не в ближайшие годы. Слишком большой урожай дали семена ненависти, вражды, посеянные исламским

фундаментализмом. Но пока существует терроризм, будет существовать угроза взрывов на стадионах, демонстрациях, митингах и в театрах. Поэтому безопасность и порядок в местах массового скопления граждан остается одной из важных задач ОВД. Меры обеспечения безопасности и порядка на различных объектах при массовых мероприятиях отличаются друг от друга в основном конструктивными особенностями объектов, что влечет за собой в некоторых случаях изменение тактических приемов и способов действий.

Выбор тактических приемов и методов обеспечения правопорядка, а равно мер предупреждения и пресечения определяется специфическими характеристиками конкретного массового мероприятия. Деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

I. Подготовительный этап

Руководитель органа внутренних дел должен обязательно принимать участие в рассмотрении совместно с уполномоченными законом органами уведомлений о проведении публичного мероприятия. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

— сроки подачи уведомления;

— сведения о целях, форме и месте проведения массовой акции, маршрут движения, время начала и окончания акции, количество участников;

— оценку соответствия предположительного количества участников реальным возможностям для их размещения на указанной территории;

— сведения об организаторах акции: фамилии, имена, отчества, места жительства, контактные телефоны;

— особенности места проведения мероприятий:

а) ограничено по площади;

б) не отвечает техническим условиям безопасности нахождения на ней большого количества людей;

в) создает необходимость прикрытия (ограничение, изменение) работы общественного транспорта;

г) находится в непосредственной близости от правительственных зданий и особо важных объектов;

— необходимость внесения корректив в организацию дорожного движения, устранение каких-либо препятствий на пути следования колонны;

— своевременное предоставление организаторами:

а) плана мероприятия;

б) списка участников, занимающихся выполнением распорядительных функций, их контактные телефоны.

Исходя из вышеуказанных факторов, вносятся предложения об изменении места, времени, цели и количестве акций.

При поступлении оперативных данных об угрозе взрыва применяются необходимые комплексные меры для изменения времени, места мероприятия вплоть до запрета на его проведение.

Необходимым элементом работы руководителя операции является

заблаговременное проведение рекогносцировки места проведения мероприятия.

В ходе проведения рекогносцировки решению вопросов грамотного определения границ зон оцепления, задач группам и подразделениям, целесообразности введения временных ограничений дорожного движения и работы предприятий и организаций должны предшествовать комплексное обследование руководителями ОВД совместно с представителями других органов и ведомств, служб коммунального хозяйства,

энергоснабжения и пр. состояния территории на предмет оборудования взрывными

устройствами, а также устранение условий, способствующих совершению преступления (уборка строительного мусора,

металлоконструкций, обследование зеленых насаждений).

Канализационные люки, всевозможные технологические отверстия, находящиеся на планируемом месте, желательно заварить и опечатать на время проведения мероприятий. Запретить стоянку и остановку любого транспорта непосредственно у места проведения. После проведения рекогносцировки желательно выставить постоянный пост в месте проведения мероприятия. Еще одну такую проверку территории с обязательным

привлечением кинологов с собакой необходимо провести непосредственно перед мероприятием.

Для обеспечения охраны общественного порядка, безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, с учетом данных о времени, месте, количестве участников, исходя из оперативной обстановки в городе, районе, погодных условий, подготавливается необходимый расчет сил и средств милиции, других подразделений ОВД и ВВ.

В разрабатываемых планах указываются:

— место, время, цель проведения массового мероприятия, примерное количество участников;

— участки оцепления, контрольно-пропускные пункты;

— режим работы общественного транспорта

и других объектов;

— оперативные силы и средства, их расстановка (ОВД, ДНД, резерв, штаб и т. д.), порядок взаимодействия;

— особые обязанности нарядов в зависимости от места несения службы;

— использование технических средств, заграждений, устройств для усиления речи, автомототранспорта;

— организация связи между взаимодействующими субъектами и ситуационно-оператив-ным штабом.

В целях грамотного и оперативного управления нарядами и подразделениями руководитель операции назначает

ответственных лиц для разработки плана охраны общественного порядка и схемы

расстановки оперативных сил и средств, привлекаемых для обеспечения порядка при проведении акции, и главное — для организации должного взаимодействия между

подразделениями и ведомственными службами, организаторами мероприятия создается оперативный штаб. В состав штаба обязательно должны быть включены представители уполномоченного органа власти,

администрации, юстиции, прокуратуры, МВД, ВВ, организаторы мероприятия.

При штабе образуются группы, занимающиеся охраной общественного порядка, пожарной охраной, информацией и связью, разбирательством с задержанными.

Предусматривается создание следующих видов подразделений милиции.

Группа управления силами и средствами обеспечивает руководство нарядами и контроль за несением ими службы в зонах (секторах) и на участках; организует и проводит занятия, инструктажи личного состава ОВД, контролирует выполнение нарядами функциональных обязанностей; решает вопросы допуска в зону оцепления граждан, не имеющих пропусков; вносит предложения об изменении расстановки нарядов, маневрах оперативных сил, использовании резерва; устанавливает и снимает ограничения движения транспорта и пешеходов; обеспечивает готовность к действию

нарядов и групп.

Группа оцепления формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений МВД России, а также внутренних войск. Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности в целях ограничения

допуска граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекраще-ния проезда в район мероприятия постороннего транспорта, выявления (задержания)

организаторов и активных участников противоправных действий.

Группа патрулирования создается из личного состава ОВД, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории.

Группа ограничения дорожного движения формируется из работников дорожно-патруль-ной службы и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны оцепления (блокирования), а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения мероприятий автотранспорта ОВД, внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

Группа тушения пожаров осуществляет осмотр объектов, на которых планируется проведение массового мероприятия, с точки зрения соответствия их мерам противопожарной безопасности, поддерживает боевую готовность МЧС, при необходимости организует использование пожарных автомашин для рассеивания толпы.

Группа сопровождения обеспечивает общественный порядок при построении колонны, ее сопровождение и размещение в отведенных для этого местах.

Группа применения специальных средств формируется из специально подготовленных сотрудников и состоит из отдельных расчетов по 2—3 человека, оснащенных специальными средствами различного назначения и

индивидуальными средствами химической защиты (противогазами). Руководителем группы назначается лицо начальствующего состава ОВД или офицер внутренних войск.

Группа разъяснения законов создается из числа наиболее подготовленных сотрудников ОВД, учебных заведений МВД России. Основной задачей ее является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Оперативно-следственная группа

осуществляет оперативно-разыскную и следственную работу по предупреждению готовящихся и раскрытию совершенных преступлений, разбирательство с лицами, совершившими в зоне оцепления преступление или административное правонарушение; производит фотографирование, видеосъемку; осуществляет документирование.

Группа информации и подготовки управленческих решений проводит сбор, обобщение, анализ и оценку сведений, характеризующих состояние оперативной обстановки, и на этой основе вносит предложения по организации охранительных мер, ведет журналы распоряжений и

поступающей информации.

Гоуппа обеспечения связи осуществляет надежное управление оперативными силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативно-ситуационного

штаба.

Резерв предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнения обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро вводиться в действие.

Группа тылового обеспечения осуществляет обеспечение нарядов, несущих службу по охране общественного порядка, техникой, вооружением, специальными, индивидуальными средствами защиты, оказания медицинской помощи.

Контрольно-пропускной пункт состоит из двух или более сотрудников милиции, выполняющих задачу по проверке пропускного

режима или ограничению движения транспортных средств и пешеходов.

При необходимости в зависимости от вида массового мероприятия могут создаваться и другие группы.

В целом на подготовительном этапе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий ОВД осуществляется следующая работа:

— уясняются характер и особенности массового мероприятия;

— оценивается оперативная обстановка;

— разрабатываются план охраны общественного порядка и схема расстановки сил и средств;

— проводится инструктивное совещание с руководителями подразделений и служб;

— создаются органы управления;

— организуется взаимодействие всех привлекаемых сил;

— осуществляется подготовка личного состава и технических средств к несению службы;

— проводятся рекогносцировка местности, тренировка подразделений, служб, нарядов, групп и т. д.

Основная сложность в деятельности ОВД по охране общественного порядка наступает, как правило, непосредственно перед проведением и по окончании массового мероприятия. В зависимости от его характера и значения с задействованными оперативными силами не позже чем за сутки осуществляется инструктаж. В ходе него все сотрудники, привлекаемые к охране общественного порядка, знакомятся с особенностями намечаемого мероприятия, оперативной обстановкой и способами действий при ее изменении. Устанавливаются примерные начало и окончание времени работы

каждой группы, способы связи между взаимодействующими сторонами, дежурной частью и руководством, определяется их материально-техническое обеспечение,

уточняются старшие групп и лица, осуществляющие контроль.

Примерно за 1—2 ч (иногда за 4—5) до начала массового мероприятия в течение 10— 15 мин могут проводиться повторные

инструктажи, на которых лицам, принимающим участие в охране порядка, в сжатой форме сообщаются сведения об изменениях в оперативной обстановке, расстановке сил и средств.

Чтобы профессионально и грамотно действовать, сотрудникам ОВД необходимо знать следующие основные принципы тактики охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

Соответствие тактики действий нормативным актам. Этот принцип подразумевает применение тактических действий, как закрепленных в нормативных документах, так и выработанных практикой в порядке и пределах, строго определенных действующим законодательством.

Массированное использование сил. Данный принцип заключается в сосредоточении значительного количества личного состава на главных направлениях предстоящей деятельности.

Комплексное использование сил. Этот принцип состоит в согласованном выполнении задач охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности; сочетании применяемых работниками оперативных служб административно-правовых, оперативно-разыскных форм, гласных и негласных способов, приемов работы в режимных мероприятиях; едином руководстве личным составом различных служб со стороны оперативного штаба.

Активность в применении сил. Принцип выражается в инициативном осуществлении постоянного наблюдения за состоянием оперативной обстановки и принятии соответствующих мер при ее изменении.

Внезапность применения сил представляет собой неожиданное по времени, месту, способам и приемам применение оперативных сил и средств.

Профилактическая направленность

мероприятий заключается в упреждении действий возможных правонарушителей, имеющем целью сразу же после выявления неблагоприятных тенденций пресечь их нежелательное развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маневр силами и средствами представляет собой организацию последовательного усиления нарядов милиции в наиболее важных местах, где проходят главные события массовых мероприятий. Он обеспечивается высокой мобильностью подразделений и нарядов, перераспределением сил и средств с учетом появления новых задач, созданием подвижных резервов.

Скрытность осуществляемых мер. Принцип заключается в незаметной, не привлекающей внимания граждан деятельности милиции по охране общественного порядка и безопасности.

Целесообразность, соразмерность

использования тактического приема определяется необходимостью экономии сил и средств, установлением соответствующих режимных ограничений.

Оперативность и непрерывность управления. Этот принцип включает в себя непрерывное наблюдение за ходом мероприятия, состоянием оперативной обстановки, качеством работы подразделений и нарядов; регулирование их деятельности; поддержание взаимодействия с организаторами мероприятия, общественными организациями и другими государственными органами.

Предвидение и прогностическая оценка ситуации представляет собой оперативный анализ информации о проводимом мероприятии, позволяющий выявить факторы, которые могут отрицательно повлиять на состояние оперативной обстановки. Их прогностическая оценка дает возможность определить тенденции в развитии событий, учесть возможные последствия и своевременно принять необходимые меры.

II. Основной этап

Во время проведения массовых мероприятий деятельность работников милиции происходит в присутствии большого количества граждан, поэтому к ней предъявляются особые требования. При несении службы личный состав нарядов должен проявлять высокую бдительность, выявлять обстоятельства, причины и условия, которые могут способствовать совершению правонарушений. Тактические меры призваны предупреждать

правонарушения на ранней стадии, что достигается широким использованием оперативно-поисковых способов и приемов работы.

Перед началом мероприятия усилия нарядов направлены на предотвращение распития спиртных напитков на прилегающей территории, недопущение на мероприятие лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также на выявление предметов, запрещенных к использованию во время массового мероприятия.

Большой профилактический эффект достигается посредством записи на видео событий, происходящих во время мероприятия.

Наблюдение является одним из основных тактических приемов, позволяющих обнаружить нарушения общественного порядка. При выявлении правонарушения, не

представляющего большой общественной опасности, следует использовать возможность убеждения. Если этого недостаточно для восстановления порядка, работники милиции должны применить административно-предупредительные меры.

Принимая решение о задержании правонарушителя, следует оценить обстановку и возможную реакцию граждан. Действия работников милиции должны быть обоснованными и вызывать одобрение и поддержку у окружающих.

В случае применения к сотруднику ОВД физической силы необходимо вызвать соседний наряд.

Внешний осмотр, личный досмотр и проверка документов задержанных проводятся в специальном помещении.

Избирая тактику действий сотрудников ОВД в условиях проведения мероприятия, связанного с большим скоплением граждан, руководство ОВД (оперативный штаб) должно в первую очередь располагать полной и достоверной информацией о согласованности их проведения с государственными и местными органами исполнительной власти. Если митинг, демонстрация несанкционированны, возникли стихийно, то сотрудники милиции должны незамедлительно, и самое главное, не провоцируя обострения ситуации, прекратить ее

прохождение. При этом обязательно учитывать следующие параметры:

— контингент участников и зрителей;

— их психологическое состояние;

— степень причастности к происходящему;

— цели и формы действий митингующих;

— динамику развития событий;

— направленность событий.

Если мероприятие санкционировано, то руководитель оперативного штаба (ОШ) прибывает на место проведения заблаговременно вместе с личным составом, задействованным на обеспечение порядка на месте проведения акции. По прибытии на место руководитель ОШ осуществляет следующие мероприятия:

— принимает доклад от сотрудников постов, несущих службу на объекте;

— проверяет качество проведения всех перечисленных выше подготовительных мероприятий;

— дает указание на устранение всех замеченных недостатков;

— проводит инструктаж сотрудников перед расстановкой их по объектам;

— лично контролирует расстановку сил и средств по рубежам, объектам, постам и КПП (если они намечены);

— еще раз досматривает места проведения мероприятия с помощью кинолога с собакой;

— осуществляет организацию системы взаимодействия и связи.

В целях предупреждения возможных нарушений общественного порядка при проведении собрания, митинга, демонстрации применяются профилактические меры. Если указанные меры результатов не принесли, то должны применяться предупредительные меры, которые являются обязательными в условиях угрозы взрыва:

— установление режимной зоны в месте проведения мероприятия путем перекрытия улиц;

— использование нарядов в виде групп оцепления, заграждения, патрулей и КПП;

— удаление из зоны лиц, не имеющих отношения к мероприятию ввиду отсутствия

специального пропуска или приглашения;

— визуальный, при необходимости контактный досмотр граждан, с применением специальной техники на предмет наличия оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ или предметов, которые могут быть использованы в качестве таковых;

— обеспечение соблюдения участниками установленного поведения;

— контроль за соблюдением целей и форм мероприятия. Главной задачей ОШ в этой ситуации должно быть недопущение паники и обеспечение быстрой эвакуации граждан в безопасное место. Способ достижения цели:

— правильная оценка обстановки;

— профессиональная и четкая работа по организации действий нарядов и служб;

— скорость и решительность действий сотрудников.

Старший наряда, командир подразделения, задействованного на обеспечение безопасности публичного мероприятия, при получении информации об угрозе взрыва:

— оценивает обстановку;

— докладывает руководителю ОШ;

— определяет границы опасной зоны;

— действует по указанию руководителя ОШ с учетом конкретной обстановки;

— организует эвакуацию людей, обеспечивает их безопасность, выявляет и задерживает подозреваемых лиц, оказывает первую медицинскую помощь.

Главная цель — предотвращение паники и обеспечение безопасности граждан.

III. Заключительный этап

После завершения массового мероприятия задействованные силы собираются для подведения итогов работы, при этом осуществляется анализ всего комплекса мер, проведенных во время массового мероприятия. По результатам составляется справка и вносятся конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию охраны общественного порядка.

Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что успех охраны общественного порядка и общественной безопасности при

массовых мероприятиях во многом зависит от четкой, последовательной, целенаправленной деятельности оперативного штаба, от знания, умения, квалификации сотрудников.

Изучение правовых основ деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности при массовых мероприятиях свидетельствует о необходимости дальнейшего законодательного регулирования этой важной сферы деятельности, а психологические

аспекты поведения граждан и тактические действия сотрудников ОВД в условиях проведения массовых мероприятий показывают необходимость специальной подготовки личного состава.

Список библиографических ссылок

1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г.

3. О милиции общественной безопасности в РФ: указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г.

4. О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования: указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524.

5. О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой милиции: приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17.

6. О готовности сил и средств систем МВД России к действиям в чрезвычайных ситуациях: приказ МВД РФ от 25 мая 2009 г. № 400.

7. Безденежных В. М. Правовые основы обеспечения общественного порядка и безопасности в экстремальных условиях и при проведении массовых мероприятий. М., 1997.

8. Круглов В. Л. Организация и тактика деятельности ОВД в особых условиях: тез. лекций: Минск, 2001.

9. Новохатский А. Д. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: словарь-справочник. Волгоград, 2002.

Таланов В. М. Правовые и организационно-тактические основы участия ОВД в обеспечении проведения массовых мероприятий: лекция. Волгоград, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.