Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Вячеслав Иванович, Непомнящий Станислав Васильевич

В статье рассмотрены пути повышения эффективности и качества обучения, определяются научно-познавательное и воспитательное значение учебной дисциплины и ее место в системе подготовки курсантов и слушателей, определяются порядок и средства достижения целей и задач обучения, обобщается передовой опыт преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка» с учетом требований комплектующих органов и особенностей ее изучения, устанавливается единство подходов педагогических работников к содержанию, научности, формам, средствам обучения и контроля знаний, умений и навыков. Значительное внимание уделено междисциплинарным связям при преподавании учебной дисциплины. Рекомендации, предложенные в статье, позволят обеспечить педагогических работников, участвующих в организации учебного процесса: - необходимыми методическими знаниями для внедрения их в практику обучения и воспитания; - совершенствовать процесс обучения и воспитания; - передавать максимум научных систематизированных знаний, вырабатывать необходимые умения и навыки в отведенное учебное время; - сохранять преемственность в преподавании дисциплины; - сократить срок становления начинающих преподавателей в учебный процесс.In this article the authors speculate on ways of education quality and effectiveness improvement, reveal scientific and educational value of academic discipline, its place in cadets and students’ training. Ways and meanings of goals and tasks achievement are also discussed in this paper. This article summarizes experience in “Special Tactical Science” discipline training according to the needs of law enforcement agencies and peculiarities of its studding. The authors talk about the unity in teachers’ approaches to subjects, scientific character, forms, means of education, knowledge and skills control. Much attention is given to interdisciplinary links while teaching the discipline. Recommendations that are given in the article allow to provide teachers with necessary methodic knowledge and implement it in education process so as to improve it, to give maximum of scientific systematize knowledge and develop necessary skills at a given time, to save continuation of teaching discipline, to cut back on the length of new teachers becoming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Вячеслав Иванович, Непомнящий Станислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ»

В. И. Медведев, С. В. Непомнящий

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

В ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ

В статье рассмотрены пути повышения эффективности и качества обучения, определяются научно-познавательное и воспитательное значение учебной дисциплины и ее место в системе подготовки курсантов и слушателей, определяются порядок и средства достижения целей и задач обучения, обобщается передовой опыт преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка» с учетом требований комплектующих органов и особенностей ее изучения, устанавливается единство подходов педагогических работников к содержанию, научности, формам, средствам обучения и контроля знаний, умений и навыков. Значительное внимание уделено междисциплинарным связям при преподавании учебной дисциплины.

Рекомендации, предложенные в статье, позволят обеспечить педагогических работников, участвующих в организации учебного процесса:

— необходимыми методическими знаниями для внедрения их в практику обучения и воспитания;

— совершенствовать процесс обучения и воспитания;

— передавать максимум научных систематизированных знаний, вырабатывать необходимые умения и навыки в отведенное учебное время;

— сохранять преемственность в преподавании дисциплины;

— сократить срок становления начинающих преподавателей в учебный процесс.

Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, оперативно-служебная деятельность, кризисные ситуации, специальная операция, особые условия, чрезвычайные обстоятельства.

V. I. Medvedev, S. V. Nepomnyashiy

PECULIARITIES OF SPECIAL TACTICAL SCIENCE TRAINING AT THE VOLGOGRAD ACADEMY

OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

In this article the authors speculate on ways of education quality and effectiveness improvement, reveal scientific and educational value of academic discipline, its place in cadets and students' training. Ways and meanings of goals and tasks achievement are also discussed in this paper. This article summarizes experience in "Special Tactical Science" discipline training according to the needs of law enforcement agencies and peculiarities of its studding. The authors talk about the unity in teachers' approaches to subjects, scientific character, forms, means of education, knowledge and skills control. Much attention is given to interdisciplinary links while teaching the discipline.

Recommendations that are given in the article allow to provide teachers with necessary methodic knowledge and implement it in education process so as to improve it, to give maximum of scientific systematize knowledge and develop necessary skills at a given time, to save continuation of teaching discipline, to cut back on the length of new teachers becoming.

Keywords: Special Tactical Science Training, official activity, crisis situations, special operation, specific conditions, extraordinary circumstances.

Предметом изучения «Тактико-специальной подготовки» как учебной дисциплины является деятельность сотрудников и подразделений органов внутренних дел (ОВД) при выполнении оперативно-служебных задач в процессе охраны обще-

ственного порядка и безопасности граждан как в условиях повседневной службы, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Являясь одной из важных составляющих формирования специалиста в образовательных орга-

низациях МВД России, тактико-специальная подготовка направлена на выполнение следующих специфических задач:

— подготовить специалиста-выпускника для органов внутренних дел Российской Федерациив соответствии с квалификационной характеристикой;

— обучить курсантов умелым действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач в кризисных ситуациях;

— вырабатывать постоянную готовность к решительным и умелым действиям по пресечению противоправных проявлений, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— обучить тактике действий сотрудников органов внутренних дел в составе функциональных групп при чрезвычайных обстоятельствах;

— обучить курсантов приемам и способам обеспечения личной безопасности в различных условиях оперативно-служебной и служебно-бое-вой деятельности [1].

Основными видами учебной работы по дисциплине являются: лекционные, семинарские и практические занятия, учения, консультации преподавателей, а также доклады и научные сообщения. И если методика организации лекционных и семинарских занятий строится преподавательским составом на общепринятых принципах, формах и методах, то практические занятия и учения по тактико-специальной подготовке отличаются от подобного вида занятий других учебных дисциплин. Такое отличие многие авторы объясняют наличием определенной специфики учебной дисциплины, а также учебно-материальной базы в образовательной организации и будущей профессиональной деятельностью выпускников, содержание которой специалисты определяют в соответствии с данными профессиографических исследований [2].

В течение длительного времени на кафедре тактико-специальной подготовки Волгоградской академии МВД России накапливался опыт проведения практических занятий и тактических учений [3].

Эта статья содержит материал анализа данной работы, выполняемой в настоящее время. В соответствии с тематическими планами практические занятия подразделяются на аудиторные, проводимые в специальных классах, и практические занятия на оборудованных полигонах и естественных участках местности. Аудиторное занятие преподаватели делят на три части: проверка под-

готовленности обучаемых к предстоящему занятию; отработка намеченных вопросов; общий разбор результатов занятия.

Перед изучением учебных вопросов преподаватели знакомят обучаемых с частной оперативной обстановкой, объявляют оперативное время, производят распределение ролей, в которых будут выступать курсанты и слушатели, выделяют время на осуществление оценки обстановки, принятия решения и приступают затем к заслушиванию докладов (ответов).

Большое значение для лучшего усвоения учебного материала курсантами (слушателями) имеет наглядность обучения, которую преподавательский состав кафедры обеспечивает, используя интерактивную доску, демонстрацию слайдов презентации и образцов графических документов, кратких видеосюжетов и др.

При подведении итогов проведенного аудиторного практического занятия напоминается частная оперативная обстановка, отмечаются сильные и слабые стороны принятых решений по этой обстановке, а также излагаются наиболее оптимальные решения задач.

В настоящее время в академии для проведения аудиторных практических занятий достаточно эффективно используются оборудованные специализированный классы по топографической подготовке, инженерной подготовке, организации деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях, организации охраны правопорядка и общественной безопасности, кабинет организации специальных операций ОВД.

Организация преподавателями кафедры практического занятия на полигоне или на естественном участке местности проходит в такой последовательности: вводная часть, выдвижение группы в район проведения занятий, отработка учебных вопросов, подведение итогов.

Командиры учебных групп представляют личный состав преподавателям, которые проверяют наличие у курсантов (слушателей) требуемой экипировки, оружия, специальных средств, формализованных и графических документов, подготовленных ими заранее. Затем доводят до обучаемых частную оперативную обстановку (по теме занятия), ставят задачу на марш, маршрут которого подходит к месту проведения занятия. Передвижение в район проведения шестичасовых выездных занятий происходит на автобусе и используется для

изучения теоретических вопросов или разбора вводных заданий (35—40 минут).

Изучение учебных вопросов основной части занятия преподаватели организуют в такой последовательности:

— объявляются учебный вопрос и соответствующая информация о частной оперативной обстановке;

— указывается порядок выполнения элементов вопроса;

— выполняются практические групповые действия в составе наряда или функциональной группы в соответствии с обстановкой, при этом сначала по элементам, а затем в целом по всему учебному вопросу.

В обстановке, приближенной к реальной деятельности ОВД, курсанты и слушатели выступают в роли старших нарядов, функциональных групп, руководителей специальных операций, получая практику руководителя различных оперативно-служебных действий ОВД. Для этих целей на территории загородной учебной базы академии (базы) кафедрой оборудованы полигон, учебные места для ведения поиска преступников, их задержания в различных условиях [4].

Очень важное место в формировании профессиональных компетенций у обучающихся при организации учебного процесса по тактико-специальной подготовке в Волгоградской академии МВД России занимают тактические (тактико-специальные) учения как наиболее эффективная форма практического обучения. Комплексный характер придает им то, что на фоне единой обстановки курсанты (слушатели) отрабатывают множество взаимосвязанных задач, состоящих из ряда оперативно-тактических и организационных эпизодов, решаются проблемы действий сразу нескольких структурных подразделений ОВД [5].

Важным фактором является место проведения учений, которое должно соответствовать его тематике. Кафедрой такими темами определены: организация деятельности подразделений ОВД по пресечению беспорядков (строевой плац и прилегающие к нему сооружения на территории базы академии); организация поиска преступников в блокированном районе (прилегающая местность к территории базы); задержание вооруженных и особо опасных преступников в отдельно стоящих строениях, на железнодорожном транспорте, на открытой местности, передвигающихся на автомобильном транспорте и др. (объекты располо-

жены на территории базы); охрана и оборона собственных объектов ОВД (базы).

Основной метод обучения, используемый преподавателями кафедры в процессе тактических учений, — практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям оперативно-служебной деятельности ОВД. Кроме того, могут применяться методы объяснения и показа (демонстрации).

Преподавательский состав кафедры при этом считает, что цели обучения будут достигнуты лишь в том случае, при их организации соблюдаются следующие требования:

— предварительная подготовка курсантов (слушателей) в профессиональном и физическом отношении к выполнению поставленных перед ними оперативно-служебных задач;

— умелое применение преподавателями во время проведения учений следующих принципов подготовки: учить тому, что необходимо будущим сотрудникам для повседневной профессиональной деятельности и оперативно-служебных действий при чрезвычайных обстоятельствах, создавая обстановку, максимально приближенную к экстремальным условиям;

— соблюдение принципа наглядности в обучении;

— не раскрывать курсантам (слушателям) заранее материалы учения, порядок розыгрыша действий, не подменять и не опекать обучаемых, вмешиваться в процесс выполнения ими порученных должностных обязанностей только в крайнем случае.

Подведение итогов тактических учений происходит в форме объявления результатов (приказа), где отмечается следующее:

— время получения информации о возникновении чрезвычайного обстоятельства, его характеристика;

— меры, принятые оперативным дежурным и руководителями ОВД по ликвидации чрезвычайного обстоятельства;

— проведенная работа по организации оперативно-служебных действий, силы и средства, участвующие в ней;

— начало и конец процесса оперативно-служебных действий (специальной операции);

— особенности тактических действий при их выполнении отдельных сотрудников (курсантов

и слушателей), нарядов, функциональных групп, подразделений;

— допущенные при организации оперативно-служебных действий ошибки и просчеты, а также их отрицательные последствия;

— порядок применения табельного оружия и специальных средств (если они применялись) при проведении оперативно-служебных действий и соблюдение мер безопасности при этом;

— потери среди личного состава в условиях конкретных действий, потери (ранения) среди противостоящей стороны (преступников);

— данные о задержанных правонарушителях (преступниках) и характере их действий при совершении преступления;

— список нарядов, функциональных групп и отдельных сотрудников, отличившихся при проведении оперативно-служебных действий и достойных за это поощрения;

— основные недостатки отдельных сотрудников, нарядов и функциональных групп при выполнении поставленных задач, предлагаемые по ним наказания;

— предложения по устранению недостатков и совершенствованию оперативно-служебной деятельности ОВД на подведомственной территории.

Список библиографических ссылок

Таким образом, представленный выше материал анализирует содержание педагогического процесса по тактико-специальной подготовке в Волгоградской академии МВД России. Рекомендации предложенной методики позволят обеспечить педагогических работников, участвующих в организации учебного процесса:

— необходимыми методическими знаниями для внедрения их в практику обучения и воспитания;

— совершенствовать процесс обучения и воспитания;

— передавать максимум научных систематизированных знаний, вырабатывать необходимые умения и навыки в отведенное учебное время;

— сохранять преемственность в преподавании дисциплины;

— сократить срок включения начинающих преподавателей в учебный процесс.

Полагаем, что часть изложенной информации будет использована в совершенствовании преподавания этой дисциплины в других образовательных организациях МВД России.

1. Косяченко В. И., Медведев В. И., Овчинников В. В. Тактико-специальная подготовка: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2010.

2. Медведев В. И., Непомнящий С. В. О совершенствовании учебного процесса по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2.

3. Медведев В. И., Непомнящий С. В. Формирование моделей междисциплинарной интеграции процесса подготовки курсантов и слушателей к служебно-боевой деятельности в особых условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4.

4. Непомнящий С. В. Тактико-специальная подготовка. Организация служебно-боевой деятельности органов внутренних дел в особых условиях: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2014.

5. Непомнящий С. В., Медведев В. И., Ястребов А. В. Организация служебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников ОВД в особых условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2.

© Медведев В. И., Непомнящий С. В., 2015

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.