Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6413
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ТОЛПА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Жуланов Александр Владимирович, Таланов Виктор Михайлович

Сегодня сотрудники органов внутренних дел выступают и исполнителями, и инициаторами различных массовых мероприятий. При этом они призваны не только обеспечить охрану общественного порядка, но и не нарушить права и свободы граждан. Для того чтобы этого достичь, необходимо совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, других общественных формирований провести своевременный и профессионально-грамотный комплекс организационных мероприятий предупредительно-профилактического характера. В настоящей статье авторы приводят классификацию толпы, перечень международных документов, регламентирующих деятельность полицейских при проведении массовых мероприятий; осуществляют ретроспективный анализ действий сотрудников полиции во время массовых акций.The article reveals specifics of public order protection and provision of personal safety during conduction of mass events. The rights and freedoms of a person and a citizen may be restricted by the federal law only to the necessary extent with the purpose of defending the constitutional order, morality, health, the rights and legitimate interests of other persons, ensuring the country’s defence and security. Maintaining law and order during mass events, meetings, and marches the officers should know the level of legal liability of the participants and take into consideration the rights of citizens not participating in such actions. During organization and conduction of mass events people are divided into contact groups which are called “the public”. The citizens of these groups experience a certain amount of psychological influence and empathy as a result of common interest for conducted events. Under some negative influence the conduct of such groups may become unpredictable. Each law enforcement officer independently of his official position protects law and order. It’s possible to appeal all his illegal actions at all levels, as well as in the European Court of Human Rights. Therefore, the prestige and authority of our state depends on the police officer’s adherence to the law, his incorruptibility, honesty, and selflessness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Жуланов Александр Владимирович, Таланов Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

В. И. Косяченко, А. В. Жуланов, В. М. Таланов

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сегодня сотрудники органов внутренних дел выступают и исполнителями, и инициаторами различных массовых мероприятий. При этом они призваны не только обеспечить охрану общественного порядка, но и не нарушить права и свободы граждан. Для того чтобы этого достичь, необходимо совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, других общественных формирований провести своевременный и профессионально-грамотный комплекс организационных мероприятий предупредительно-профилактического характера.

В настоящей статье авторы приводят классификацию толпы, перечень международных документов, регламентирующих деятельность полицейских при проведении массовых мероприятий; осуществляют ретроспективный анализ действий сотрудников полиции во время массовых акций.

Ключевые слова: массовое мероприятие, сотрудники органов внутренних дел, толпа, безопасность, охрана общественного порядка.

V. I. Kosyachenko, A. V. Zhulanov, V. M. Talanov

POLICE OFFICERS' ACTIVITY ON PROVIDING PUBLIC ORDER AND SECURITY DURING MASS EVENTS

The article reveals specifics of public order protection and provision of personal safety during conduction of mass events. The rights and freedoms of a person and a citizen may be restricted by the federal law only to the necessary extent with the purpose of defending the constitutional order, morality, health, the rights and legitimate interests of other persons, ensuring the country's defence and security. Maintaining law and order during mass events, meetings, and marches the officers should know the level of legal liability of the participants and take into consideration the rights of citizens not participating in such actions.

During organization and conduction of mass events people are divided into contact groups which are called "the public". The citizens of these groups experience a certain amount of psychological influence and empathy as a result of common interest for conducted events. Under some negative influence the conduct of such groups may become unpredictable.

Each law enforcement officer independently of his official position protects law and order. It's possible to appeal all his illegal actions at all levels, as well as in the European Court of Human Rights. Therefore, the prestige and authority of our state depends on the police officer's adherence to the law, his incorruptibility, honesty, and selflessness.

Key words: mass event, interior bodies' officers, crowd, security, public order protection.

Как основной субъект обеспечения общественного порядка и безопасности органы внутренних дел являются не только исполнителями, но и инициаторами различных массовых мероприятий. При этом сотрудникам полиции важно не только обеспечить охрану общественного порядка, но и не нарушить права и свободы граждан. Этого можно достичь посредством проведения своевременного и профессионально-грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, других общественных формирований.

Массовое мероприятие — это действия определенного числа граждан, являющиеся формой реализации их прав и свобод, совершаемые в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или

выражения отношения к действиям лиц и организаций, публичного обсуждения событий общественно-политической жизни либо демонстрирования своих протестов или общественно-политических, культурно-массовых, спортивных, религиозных настроений.

Важнейшей задачей охраны общественного порядка является обеспечение безопасности личности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) [1].

В международных соглашениях (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод)

собрания, демонстрации, манифестации определены как важнейшие права человека, логическое следствие демократии, а также проявление коллективной свободы. Так, ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашает: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, прав и свобод других лиц» [2].

В последнее время наблюдаются случаи, когда власти запрещают проведение мирных и законных собраний либо используют силы правопорядка для недопущения граждан к местам проведения подобных мероприятий. Такие действия являются грубым нарушением прав человека и противоречат юридическим обязательствам государств — участников вышеуказанных международных договоров.

В Российской Федерации, являющейся членом Совета Европы, соблюдение международного законодательства и прав человека стало неотъемлемой государственной функцией. В настоящее время граждане, пострадавшие от неправомерных и незаконных действий сотрудников полиции, в том числе при обеспечении общественного порядка, могут обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с исками в защиту своих прав.

Сегодня в Российской Федерации уличные шествия, всевозможные собрания, митинги, демонстрации, организованные по инициативе разных организаций, стали привычным явлением. Вместе с тем часто массовые мероприятия приводят к конфликтам между различными группами участников или столкновению демонстрантов с представителями правоохранительных органов. В связи с этим сотрудникам территориальных органов внутренних дел необходимо четко представлять содержание и цели того или иного массового мероприятия.

При обеспечении правопорядка в ходе массовых мероприятий, включая собрания и шествия, необходимо знать степень юридической ответственности их участников и учитывать права граждан, не принадлежащих к их числу. В случае если действия участников массовых мероприятий, санкционированных соответствующими административными органами, угрожают правам других людей, здоровью, а равно общественному порядку и государственной безопасности, то могут быть введены необходимые ограничения на проведение митингов, демонстраций, шествий.

Опыт обеспечения общественного порядка правоохранительными органами свидетельствует о том,

что сценарий массовых мероприятий обычно предсказуем. Однако проведение таких масштабных мероприятий, как демонстрации и собрания, требует необходимой подготовки: сотрудники полиции должны провести встречи с организаторами мероприятий, оговорить маршрут и время проведения акции. В результате этой работы организаторы мероприятия знакомятся с задачами правоохранительных органов, которым поручено обеспечение правопорядка. Руководители органов внутренних дел в свою очередь получают информацию о целях, задачах, продолжительности демонстрации, количестве участников, их возможном поведении. Кроме того, на предварительном этапе вырабатываются совместные решения о количестве сотрудников органов внутренних дел, необходимом для обеспечения безопасности участников мероприятия, рассматриваются различные варианты развития событий (отклонения от маршрута, непредвиденные остановки, возможные конфликты и т. д.). Все эти меры позволяют предупредить всевозможные беспорядки, помогают выявить и изолировать на ранних стадиях лиц, нарушающих общественный порядок.

В ходе проведения массовых мероприятий предупреждение правонарушений обеспечивается посредством наблюдения за гражданами. Обязательным участником массовых мероприятий являются контактные группы, именуемые публикой. Они формируются в зависимости от различных ситуаций и не имеют заранее обозначенных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей. Однако в состав таких групп, как правило, входят лица, способные оказывать психологическое воздействие, и наоборот, лица, подверженные ему, проявляющие крайнюю эмоциональность, не наделенные критическим мышлением. В случае неблагоприятного влияния поведение таких групп может стать непредсказуемым.

Рассмотрим процесс формирования участников массовых мероприятий:

— простая толпа — это скопление людей, желающих получить информацию о каком-либо необычном событии или явлении, очевидцами которых они становятся благодаря случайному стечению обстоятельств. Такая толпа образуется во время массовых общественно-политических и культурных мероприятий;

— конкурирующая толпа — контактная группа, в составе которой каждый из лидеров соперничает с другим ее участником, стремясь к удовлетворению аналогичного интереса. Поводами к формированию подобных групп могут быть общественно полезные цели, но чаще всего ими являются индивидуально-личностные интересы. Обычно такие группы создаются при выходе с территории проведения массового мероприятия после его окончания;

— экспрессивные группы возникают в основном во время спортивных (фанаты) и культурно-

зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют не истинные болельщики и ценители искусства, а лица, испытывающие чрезмерные и искаженные чувства пристрастия, любители острых ощущений.

Однако нужно помнить, что люди в толпе не агрессивнее, чем в повседневной жизни. Не все из них подвержены так называемому эмоциональному или иррациональному поведению: если кто-то из толпы берет камень, чтобы бросить его в полицейского, это не приводит автоматически к дальнейшей вспышке насильственных актов. В качестве примера можно привести действия сотрудников полиции в Москве по изъятию товаров у иностранных торговцев, занимающихся незаконным предпринимательством. В результате операции трое сотрудников полиции получили различные травмы. Последствия могли быть непредсказуемыми, если бы все торговцы (около 2 тыс. человек) перешли к активным агрессивным действиям.

Обеспечивая охрану общественного порядка в ходе массовых мероприятий, руководители территориальных органов внутренних дел должны учитывать и то отрицательное воздействие, которое внешне неорганизованные группы (толпа) могут оказать на всех остальных граждан, не участвующих в мероприятии.

В истории России были случаи, когда сотрудники органов правопорядка не смогли спрогнозировать поведение толпы и предотвратить трагедию. Один из них произошел 18 мая 1896 г. в Москве во время коронации Николая II. На Ходынском поле (площадь 1 кв. км) были сооружены будки с подарками и павильоны для раздачи вина и пива. Рядом с полем находился овраг, где было множество промоин и ям. Предполагалось, что народное гулянье начнется в 10 часов утра. Однако уже вечером 17 мая перед домом областного правительства начали собираться люди. В 5 часов утра 18 мая около 500 тыс. человек столпились вокруг будок. Произошла давка, в которой по официальным данным погибли 1 389 человек, около 1 300 человек получили увечья.

Спустя полвека 9 марта 1953 г. в Москве во время похорон И. В. Сталина произошла еще одна трагедия. Десятки тысяч людей пришли попрощаться с вождем. В результате возникшей давки погибли около 500 человек. Одной из причин трагедии было необдуманное распоряжение властей перегородить автомобилями прилегающие улицы.

Таким образом, сотрудники органов правопорядка должны сознавать, что граждане, находясь в толпе, не могут маневрировать, менять направление движения, быстро останавливаться или снова идти. Необходимо определенное время, чтобы обращение сотрудников органов внутренних дел к гражданам дошло до каждого участника мероприятия. Несоблю-

дение этих простых правил привело к трагическим последствиям в Екатеринбурге 14 апреля 1998 г.

В ходе проведения массового мероприятия могут произойти незапланированные отклонения от ранее согласованного маршрута. Действия сотрудников правоохранительных органов должны отличаться продуманностью и гибкостью и не являться катализатором массовых беспорядков. Например, в 1993 г. в Москве демонстрация в честь 1 мая отклонилась от ранее разрешенного маршрута и двинулась из центра города на Ленинские (сейчас Воробьевы) горы, где демонстранты намеревались провести митинг. Однако сотрудники милиции перекрыли улицу, по которой двигалась демонстрация, грузовиками, выставив при этом перед ними подразделения ОМОН. Это вызвало крайне негативную реакцию демонстрантов. Они атаковали сотрудников милиции. В результате произошли массовые беспорядки, приведшие к гибели и ранениям людей. Если бы демонстрантам дали возможность дойти до Ленинских гор и провести там митинг, подобные события вряд ли бы произошли. Во-первых, расстояние до Ленинских гор велико, и не все участники смогли его преодолеть; во-вторых, в данном районе нет жилых и административных кварталов, соответственно, этот митинг не оказал бы влияния на состояние общественного порядка.

Особого рассмотрения требуют вопросы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, когда создается угроза жизни и здоровью граждан и сотрудников органов внутренних дел. В основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми Конгрессом ООН по предупреждению преступности в 1990 г. в Гаване, содержится несколько важных положений. Так, при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций, запрещается применение огнестрельного оружия и специальных средств.

При пресечении незаконных собраний насильственного характера огнестрельное оружие и специальные средства применяются в соответствии со ст. 21, 23 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать случайные лица. Трагическим примером этому может послужить убийство турецкими полицейскими пятнадцатилетнего подростка при разгоне демонстрации насильственного характера. В ходе расследования дела «Гулек» в отношении Турции Европейская комиссия по правам человека установила, что полиция открыла огонь из пулеметов в воздух и под ноги демонстрантов, а мальчик погиб от срикошетившей пули. В специальном решении

комиссия заявила, что применение огнестрельного оружия во время демонстрации не могло считаться правомерным.

Подобная трагедия случилась в октябре 1993 г. в г. Москве при отражении нападения на телецентр Останкино. Военнослужащие внутренних войск открыли беспорядочную стрельбу из здания по всем движущимся целям, в том числе по прибывшим сотрудникам медицинской службы. В результате были убиты более 50 человек в основном случайных наблюдателей и прохожих.

При групповых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках (МБ) правоохранительные органы обязаны обеспечить законность и правопорядок. Подходы к выполнению оперативно-служебных задач реализуются в зависимости от уровня подготовленности функциональных групп, их обеспеченности техническими средствами. В целях предупреждения МБ наряды полиции обязаны прибыть не менее чем за два часа до начала массового общественно-политического мероприятия и осмотреть место его проведения. При проведении массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий на спортивных объектах сотрудники полиции обязаны не менее чем за четыре часа до начала мероприятия установить контакт с его организаторами, совместно решить вопрос пропускного режима, определить место расположения комнаты полиции, комнаты для разбирательства.

При скоплении людей необходимо постоянно следить за обстановкой. При недостатке сил, обеспечивающих правопорядок, нужно немедленно доложить руководителю оперативного штаба или оперативному дежурному по ОВД. Нарушители порядка предупреждаются об ответственности посредством громкой связи. Сотрудники полиции должны разъяснять нарушителям неправомерность их действий и требовать их прекращения. При задержании хулиганов необходимо действовать быстро и решительно. Сотрудники полиции на законных основаниях имеют право пресекать торговлю спиртными напитками. Кроме того, нужно обращать внимание администрации на своевременное информирование посетителей о порядке проведения мероприятия и возможных изменениях в программе.

При возникновении МБ наряд полиции должен действовать следующим образом. Необходимо оценить обстановку, затем доложить дежурному и, если сил и средств недостаточно, запросить дополнительные силы и средства. По прибытии сил и средств необходимо рассредоточить хулиганов на мелкие группы и изолировать их друг от друга, применяя меры по выявлению зачинщиков и активных участников, установить свидетелей. В сложных ситуациях, когда немедленное задержание зачинщиков и активных участников невозможно или нежелательно, нужно установить их личности для задержания в более подходящий момент. Предусмотреть

фиксацию правонарушителей средствами видео-и фотосъемки. После этого составляются подробные рапорты, в которых конкретно указывается, кто совершал противоправные действия и какие именно.

Охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий имеет свои особенности: ограниченную территорию, большое количество участников, временные ограничения для транспорта и пешеходов, запрещение некоторых видов деятельности (торговли алкогольными напитками и оружием, работы тиров).

В ходе массовых мероприятий сотрудникам полиции трудно контролировать окружающую обстановку, осуществлять силовые маневры. В качестве примера можно привести массовые беспорядки, возникшие в центре Москвы в июне 2002 г. во время трансляции футбольного матча между командами России и Японии. Руководство ГУВД Москвы не сумело спрогнозировать неадекватные действия футбольных фанатов, а когда начались погромы и бесчинства, не сумело предотвратить их из-за нехватки сил и средств. Вместе с тем благодаря самоотверженности сотрудников милиции удалось остановить толпу погромщиков, рвавшихся на стройплощадку к Кремлю с явной целью вооружиться арматурой и металлическими предметами.

Эффективность действий полиции состоит в том, чтобы выявить и удалить с места событий неадекватных, буйных людей прежде, чем они окажут влияние на поведение других. Для этого полицейские должны обращаться к гражданам с помощью громкоговорителей, предупреждать о возможном применении силы.

При приведении массового мероприятия основными задачами полиции являются: оказание помощи администрации и организаторам в проведении мероприятий; контроль за соблюдением установленных правил; предупреждение и пересечение возможных преступлений и правонарушений; охрана порядка и собственности; обеспечение порядка на прилегающей территории особенно по завершении мероприятия.

Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск нередко несут службу в условиях чрезвычайных обстоятельств. Ослабление контроля при возникновении групповых нарушений общественного порядка (ГНОП) могут привести к возникновению МБ. В статье 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах для государств предусмотрена возможность принимать меры в отступлении от своих обязательств во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизни граждан находятся под угрозой, о наличии которой официально объявляется. При этом исключительные меры не должны повлечь за собой дискриминацию граждан на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Статья 15 Европейской Конвенции о защите прав человека и основ-

ных свобод также допускает ограничение прав человека при чрезвычайных ситуациях. Конституциями большинства стран мира главам государств или правительств предоставляется право на согласованное с парламентами либо без согласия последних введение мер чрезвычайного характера, особенно в период военных действий или при других чрезвычайных обстоятельствах. В Российской Федерации чрезвычайное положение как особый правовой режим вводится в соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. на всей либо части территории России в целях скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. Население должно иметь точную информацию об ограничительных территориальных и временных рамках чрезвычайных мер. Объявление чрезвычайного положения является необходимой мерой для предотвращения нарушений прав человека. В пункте 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах перечислены важнейшие права человека: право на жизнь; запрещение пыток, рабства и содержания людей в подневоль-

Список библиографических ссылок

ном состоянии; запрет на лишение свободы на том основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство; запрет на обратную силу уголовного закона; право на свободу мысли, совести, религии. Ни одно из этих прав не может быть отменено или ограничено при введении чрезвычайного положения.

В случае нарушения своих прав и свобод граждане могут обратиться в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для выполнения сторон. По одному из них 15 июля 2002 г. Европейский суд обязан Россию выплатить 8 тыс € президенту Северо-Восточного акционерного банка В. Калашникову за содержание его под стражей в течение года без предъявления обвинения.

Каждый сотрудник правоохранительных органов независимо от должностного положения является защитником закона и правопорядка. Его незаконные действия могут быть обжалованы на всех уровнях, в том числе и в Европейском Суде по правам человека, поэтому престиж и авторитет нашего государства зависят от верности закону человека в полицейских погонах, его неподкупности, честности и самоотверженности.

1. Конституция Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Косяченко В. И., Жуланов А. В., Таланов В. М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.