ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
SOME ASPECTS OF THE PUBLIC ORDER DIVISIONS OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE IN THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE PERIOD OF MASS EVENTS
УДК 351.81
Ю.Н. КАЛЮЖНЫЙ,
кандидат юридических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова) [email protected]
Y.N. KALYUZHNY,
candidate of law, associate professor (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.N. ALEKSANDROV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов обеспечения общественного порядка подразделениями Госавтоинспекции в период проведения массовых мероприятий, отдельным тактическим действиям на подготовительном и иных этапах обеспечения общественной безопасности.
Ключевые слова: обеспечение общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, общественная безопасность, дорожное движение.
Abstract: the article is devoted to some aspects of the public order divisions of the state traffic Inspectorate in the period of mass events, individual tactical actions in the preparatory and other stages of public safety.
Keywords: public order, security of traffic, public security, traffic.
Вопросы обеспечения подразделениями полиции общественного порядка в условиях нашего демократически развивающегося государства привлекают повышенное внимание и приобретают дополнительную актуальность в связи с предстоящим проведением Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году и XXIX Всемирной зимней Универсиады в 2019 году. Анализ динамически развивающихся общественных
отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности, наглядно показывает, что в последние годы начинают формироваться новые прерогативы, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства в условиях необходимости поиска новых подходов, форм и методов обеспечения национальной безопасности подразделениями полиции в рамках межведомственного взаимодействия с
иными субъектами обеспечения общественной безопасности: войсками национальной гвардии Российской Федерации, ФСБ России, ФСО России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, а также основные направления проводимой государственной политики, имеющие своей целью укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития нашей страны на долгосрочную перспективу и указывается, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации...[5].
Вопросы обеспечения надлежащей безопасности, в том числе и на объектах транспортного комплекса нашей страны, находят свое отражение в основных нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы долгосрочного или перспективного планирования. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития нашей страны на период до 2020 года целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, а также повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы [6]. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, составной части технологического комплекса, относятся и участки автомобильных дорог [1], то есть те объекты, на которых осуществляют службу сотрудники подразделений Госавтоинспекции.
Российской Федерацией в последнее десятилетие предприняты значительные шаги в области принятия нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. В частности, принят Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», в соответствии с которым решено образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в регионах. Соответствующие указания даны высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
Определены основные задачи указанных совещаний, выполняющих роль мониторинга и прогнозирования состояния правопорядка в регионах, а также осуществляющих оценку эффективности действий государственных и муниципальных органов в рассматриваемых вопросах, принимающих управленческие решения по обеспечению взаимодействия с институтами гражданского общества.
Кроме того, в структуре центрального аппарата МВД России создано Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, осуществляющее комплексное межведомственное взаимодействие.
В современной России в связи со значительным количеством проводимых культурно-массовых, политических, героико-патриотических, спортивно-массовых и иных мероприятий, все более отчетливо прослеживается устойчивая позиция государства в вопросе необходимости активного привлечения к охране правопорядка институтов гражданского общества. Тем более что Федеральным законом от 02 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» создана правовая основа для привлечения граждан к охране правопорядка [3]. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что непосредственные функции в рассматриваемом направлении, в первую очередь, выполняют именно правоохранительные структуры в силу их специальных компетенций, то есть органы государственной власти, наделенные законодательством Российской Федерации соответствующим правовым статусом и полномочиями.
Надлежащее выполнение подразделениями полиции задач по обеспечению защиты личности, общества и государства от возможных рисков возникновения опасности обеспечивается комплексным взаимообусловленным действием всех заинтересованных субъектов обеспечения общественной безопасности.
В настоящее время ведётся масштабная подготовка к обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году и XXIX Всемирной зимней Универсиады в 2019 году.
Анализ положений Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» показывает, что в число основных направлений их деятельности включено обеспечение правопорядка в общественных местах [2].
Вместе с тем из-за достаточно большого спектра субъектов, задействованных в вопросах обеспечения правопорядка при проведении мас-
совых мероприятий, возникает необходимость в выработке эффективных механизмов их взаимодействия.
Не вызывает сомнений, что ведущая роль в охране правопорядка относится к деятельности полиции. Качественное решение полицией стоящих перед ней задач во многом зависит от личностных качеств каждого сотрудника, их общей и правовой культуры, уровня правосознания и профессионального мастерства, умения устанавливать взаимоотношения с населением.
Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений Госавтоинспекции МВД России, показывает, что вопросы охраны общественного порядка находятся в их правовом поле, о чем наглядно свидетельствует анализ обязанностей, изложенных в Положении о Госавтоинспекции МВД России [4].
Подразделения ГИБДД МВД России при обеспечении общественной безопасности выполняют совокупность специфических задач.
Структурное построение подразделений Госавтоинспекции показывает, что основная нагрузка по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий принадлежит подразделениям ДПС ГИБДД и подразделениям дорожного надзора Госавтоинспекции.
Должностные лица подразделений Госавтоинспекции исполняют государственные функции по контролю и надзору за выполнением лицами, принимающими участие в дорожном движении, требований нормативных правовых актов в рассматриваемой области. Анализ положений правового акта, регламентирующего порядок исполнения государственных функций сотрудниками ДПС [7], показывает, что ведущей административной процедурой, осуществляемой Госавтоинспекцией, является осуществление контроля за дорожным движением, при осуществлении которого должностными лицами принимаются меры, направленные на пресечение правонарушений в сфере общественного порядка. Однако проведенный анализ практики исполнения сотрудником Госавтоинспекции своих должностных полномочий, а также исследование положений нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, показывает, что охрана общественного порядка является общей полицейской обязанностью для подразделений Госавтоинспекции и выполняется согласно дислокации постов и маршрутов патрулирования.
Вместе с тем сотрудниками Госавтоинспекции проводится значительная работа по осуществлению обеспечительных мероприятий, связанных с организацией дорожного движения и контроля за соблюдением участниками дорожного движения введенных ограничений в порядок движения по
улично-дорожной сети в связи с проведением крупных массовых мероприятий.
Конечно же, отдельные вопросы профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПС, а также достаточно динамичный уровень смены кадрового состава подразделений позволяет с уверенностью говорить о необходимости совершенствования деятельности подразделений Госавтоинспекции, внесения изменений в организацию несения службы и управления личным составом.
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в марте 2016 года, посвящённом вопросам безопасности дорожного движения, Президентом страны отмечена необходимость расширения использования профилактических мер сотрудниками ДПС, а также обозначена приоритетность в организации безопасного движения [9]. Отсюда прослеживается необходимость сосредоточения внимания сотрудников Госавтоинспекции на вопросах продолжения выстраивания заложенной федеральным законом «О полиции» партнёрской модели взаимоотношений с обществом и участниками дорожного движения, принимать результативные меры, направленные на предупреждение ДТП, применять решительные и принципиальные подходы к недисциплинированным водителям для искоренения хамства на дорогах [9].
Подразделения Госавтоинспекции используют для осуществления охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий совокупность форм и методов, положительно зарекомендовавших себя практикой применения.
Деятельность подразделений Госавтоинспекции по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий представляет собой совокупность управленческих, правовых и организационных действий во взаимодействии с иными субъектами обеспечения общественной безопасности и гражданами, направленных на обеспечение защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств. Исходя из совокупности действий подразделений Госавтоинспекции по обеспечению правопорядка, представляется возможным рассмотрение стадийности процесса обеспечения безопасности, состоящего из подготовительных мероприятий, деятельности по непосредственному обеспечению правопорядка и итоговой стадии.
Руководителями Госавтоинспекции при подготовке к проведению массовых мероприятий уточняются задачи, время, место проведения, планируемое количество участников предстоящего мероприятия и на основе имеющихся данных определяется потребность в задействовании сил и средств Госавтоинспекции. На подготови-
тельной стадии отрабатываются вопросы взаимодействия с иными подразделениями полиции, войсками национальной гвардии Российской Федерации, общественными объединениями. Проводятся мероприятия по предварительной расстановке личного состава, согласовываются вопросы введения режимов ограничения или запрещения движения на отдельных участках улично-дорожной сети, изменения порядка и удаленности парковки транспортных средств от мест массового скопления людей, связанного с проведением крупных публичных мероприятий, производится мониторинг обстановки и возможности возникновения заторовых ситуаций, а также имеющихся средств к устранению помех в дорожном движении и обеспечении общественной безопасности.
Кроме того, в целях реализации партнерской модели взаимодействия с обществом информируются граждане посредством средств массовой информации о планируемых изменениях в организации дорожного движения и временных ограничениях в дорожном движении, связанных с предстоящим проведением массовых мероприятий.
Рассматривая проблемные вопросы обеспечения общественной безопасности подготовительного этапа проведения массовых мероприятий, необходимо отметить нереальность выполнения досмотровых мероприятий в отношении всего количества транспортных средств, приезжающих к непосредственному месту проведения публичных мероприятий.
Необходимым элементом подготовительного этапа проведения планируемого массового мероприятия является оценка оперативной обстановки и учет своих сил и средств.
На исполнительной стадии обеспечения правопорядка в период проведения публичного мероприятия личный состав подразделений Госавтоинспекции занимает позиции в соответствии с расстановкой, предварительно происходит инструктаж сотрудников и соответствующая экипировка. Осуществляется контроль за дорожным движением и обеспечением как общественной безопасности, так и безопасности дорожного движения, выполняется режим введенных ограничений движения транспорта в обозначенной зоне проведения публичного мероприятия. Кроме того, посредством регулировочно-распорядитель-ных действий, в соответствии с утвержденными схемами объезда проводимого массового мероприятия, инспекторский состав ДПС принимает меры к локализации и устранению заторов в дорожном движении. В случае осложнения оперативной обстановки, связанной с массовыми беспорядками либо иными нарушениями порядка,
угрожающими общественной безопасности, инспекторский состав ДПС докладывает дежурному по подразделению и осуществляет взаимодействие с сотрудниками полиции иных служб органов внутренних дел, а также сотрудниками иных правоохранительных органов, задействованных в охране правопорядка.
Строевые подразделения Госавтоинспекции в исполнительный период осуществляют и комплекс мероприятий, связанных с сопровождением транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, основной целью которого является обеспечение безопасного движения сопровождаемых лиц по маршрутам движения.
В настоящее время с развитием современных технологий мониторинг состояния загруженности транспортными средствами автомобильных дорог может осуществляться с помощью беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров). Подобные летательные аппараты могут применяться и для мониторинга ситуации, связанной с охраной правопорядка и обеспечением общественной безопасности в целом. Вместе с тем указанные летательные аппараты могут нести и существенную угрозу для общественной безопасности в случае использования злоумышленниками.
Заключительный этап проведения крупного публичного мероприятия характеризуется отменой режима временного ограничения или запрета дорожного движения и введением ранее применяемой схемы организации движения. С личным составом Госавтоинспекции подводятся итоги и производится оценка результативности их действий.
Госавтоинспекция на заключительном этапе обеспечивает снятие временного ограничения движения и восстановление существовавшей до проведения массового мероприятия организации дорожного движения. Подводятся итоги работы, разбираются действия подразделений и нарядов, оценивается их работа.
Таким образом, необходимо отметить, что подразделения Госавтоинспекции МВД России во взаимодействии с другими подразделениями полиции, войсками национальной гвардии Российской Федерации, иными правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами принимают активное участие в вопросах охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий на отдельных объектах транспортной инфраструктуры с целью обеспечения безопасности личности и общества, безопасного функционирования транспортного комплекса и обеспечения безопасности государства.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета.2007. № 31.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 28.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 02 апреля 2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. 2014. № 77.
4. Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1998. № 116.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
7. Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2009. № 122.
8. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в марте 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа -http://www.kremlin.ru/events/president/news/51506
9. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.kremlin.ru/events/ president/news/54014
= References =
1. Federal law of the Russian Federation of February 9, 2007 № 16-FZ «About transport safety» // The Russian newspaper.2007. № 31.
2. Federal law of the Russian Federation of 7 February 2011 № 3-FZ «On police» // The Russian newspaper. 2011. № 28.
3. Federal law of the Russian Federation dated April 02, 2014 № 44-FZ «About participation of citizens in public order protection» // The Russian newspaper. 2014. № 77.
4. The decree of the President of the Russian Federation of July 15, 1998 n 711 «About additional measures for ensuring road traffic safety» // The Russian newspaper. 1998. № 116.
5. The decree of the President of the Russian Federation from December, 31st, 2015 № 683 «On the strategy of national security of the Russian Federation» // ^Mected legislation of the Russian Federation. 2016. № 1 (part II). St. 212.
6. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by decree of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008 № 1662-R // ^bected legislation of the Russian Federation. 2008. № 47. St. 5489.
7. The Ministry of internal Affairs order dated 02.03.2009 № 185 «About approval of Administrative regulations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road traffic safety» // The Russian newspaper. 2009. № 122.
8. A meeting of the Presidium of the state Council on road traffic safety in March 2016 [Electronic resource]. - Mode of access -http://www.kremlin.ru/events/president/news/51506
9. An extended meeting of the Collegium of the Ministry of internal Affairs of Russia [Electronic resource]. - Mode of access - http:// www.kremlin.ru/events/president/news/54014
(статья сдана в редакцию 30.01.2017)