Научная статья на тему 'Автоматизация процесса привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения'

Автоматизация процесса привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / ROAD TRAFFIC SAFETY / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ROAD TRAFFIC / AUTOMATION OF THE PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев С.М.

В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к административной ответственности участников дорожного движения. На основе анализа действующего законодательства и технических возможностей электронных приборов автор вносит предложения по совершенствованию порядка оформления процессуальных документов на месте выявления административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбачев С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of the Process of Bringing to Administrative Responsibility for Traffic Violations

In the article considers the problematic issues of bringing to administrative responsibility of road users. Based on the analysis of the current legislation, technical capabilities of electronic devices, the author makes proposals to improve the order of registration of procedural documents on the spot to identify administrative offenses in the field of road safety.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения»

Автоматизация процесса привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения

С. М. ГОРБАЧЕВ,

слушатель1 2 факультета

(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

(Академия управления МВД России) E-mail: Gorbachevsemen@mail.ru

Automation of the Process of Bringing to Administrative Responsibility for Traffic Violations

S. M. GORBACHEV,

Listener2 of the 2nd Faculty

(Preparation of Managers (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 342.9:351.81

В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к административной ответственности участников дорожного движения. На основе анализа действующего законодательства и технических возможностей электронных приборов автор вносит предложения по совершенствованию порядка оформления процессуальных документов на месте выявления административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.

In the article considers the problematic issues of bringing to administrative responsibility of road users. Based on the analysis of the current legislation, technical capabilities of electronic devices, the author makes proposals to improve the order of registration of procedural documents on the spot to identify administrative offenses in the field of road safety.

Безопасность дорожного движения, административ- Road traffic safety, administrative offence, road traffic, au-ные правонарушения, участники дорожного движения, tomation of the process. автоматизация процесса.

Внимание руководства страны к проблемам безопасности на дорогах нашло свое отражение в законодательстве Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № ПЗ-ФЗ «О полиции» обеспечение безопасности дорожного движения отнесено к одному из основных направлений деятельности полиции [2]. Выполнение задач по обеспечению безопасности дорожного движения возложено на подразделения государственной инспекции безопасности до-

рожного движения Министерства внутренних дел России (далее — Госавтоинспекция). Основной задачей Госавтоинспекции определено обеспечение соблюдения стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных правонарушений и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства [3, 5].

1 Ранее - начальник дежурной части межмуниципального отдела МВД России «Емельяновский» Главного управления МВД России по Красноярскому краю.

2 Earlier the head of the duty unit of the inter-municipal department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Emelyanovsky» of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnoyarsk Territory.

Процесс удовлетворения потребностей по перемещению людей и грузов при помощи транспортных средств организован таким образом, что по его результатам разрешается вопрос не только по перемещению, но и по низкому уровню совершенных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения в результате такого перемещения, что приводит к снижению количества дорожно-транспортных правонарушений (далее — ДТП).

Кроме безопасности при передвижении людей и грузов, возникает потребность в сокращении временных промежутков, затрачиваемых на этот процесс. В случае нарушения правил дорожного движения его участниками, выявленного сотрудником органов внутренних дел при надзоре за дорожным движением, проводятся мероприятия по оформлению правонарушения и привлечению к административной ответственности, что требует значительных временных затрат.

В настоящее время профилактика административных правонарушений осуществляется органами внутренних дел преимущественно с использованием фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото-и киносъемки, видеозаписи [1].

При этом существует ряд административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), которые могут быть выявлены только при непосредственном участии сотрудника полиции. К таким нарушениям относятся: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков; установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков; нарушения при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство или не имеющим права управления транспортным средством; водителем, лишенным права управления транс -портными средствами или находящимся в состоянии опьянения, и другие нарушения.

Действующий в настоящее время алгоритм привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения достаточно сложен, непонятен

для большинства населения страны, требует длительного времени оформления процессуальных документов. Более того, процесс привлечения к административной ответственности бюрократичен, ведет к коррупционным проявлениям как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны сотрудников полиции. Большинство участников дорожного движения высоко ценят свое время. С целью его экономии многие из них желают оплатить штраф на месте совершения правонарушения без оформления административного материала в установленном порядке, что является уголовно наказуемым деянием.

Важным является вопрос личной безопасности сотрудников полиции. Случаи нападения на сотрудников дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) при оформлении документов в служебных автомобилях нередки. Так, 19 июня 2015 г. двое инспекторов ДПС в селе Харлово Алтайского края остановили ВАЗ-2106. Мужчина за рулем был пьян. Оказавшись в полицейской машине для составления протокола, задержанный неожиданно достал охотничий нож и резко стал наносить удары одному из патрульных. Второй пытался остановить его и тоже был ранен. От полученных повреждений старший лейтенант полиции Александр Лямкин скончался на месте происшествия, его напарник Роман Польников с тяжелыми травмами был госпитализирован в районную больницу [4].

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять все должностные лица полиции; разграничения в части компетенции по службам, направлениям деятельности отсутствуют. Таким образом, сотрудники патрульно-постовой службы полиции и участковые уполномоченные полиции вправе составить протокол об административном правонарушении за нарушения правил дорожного движения. Как правило, только сотрудники Госавтоинспекции обладают знаниями о порядке привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

С целью сокращения времени, затрачиваемого на оформление административного правонарушения, на обеспечение мер личной безопасности сотрудников полиции и на использование потенциала всех служб охраны общественного порядка в выявлении нарушений правил дорожного движения, предлагаю внедрение следующего алгоритма.

При выявлении нарушения правил дорожного движения сотрудник полиции привлекает к административной ответственности участника дорожного движения путем внесения сведений о водителе транспортного средства, пешеходе, пассажире в полуавтоматический прибор учета нарушений правил дорожного движения (далее — Прибор). Для внесения сведений о пешеходах и пассажирах используется ручной способ заполнения соответствующих полей; для водителей, имеющих водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, сведения вносятся путем сканирования двухмерного кода, которым следует дополнить соответствующие бланки. Двухмерный код будет служить дополнительной защитой от подделки документов. Прибор должен быть оснащен двухсторонней связью с базами данных Госавтоинспекции по средствам сотовой связи.

Внеся информацию о нарушителе правил дорожного движения, сотрудник полиции выбирает соответствующий пункт совершенного административного правонарушения нормы Закона из предлагаемого в меню перечня и, подписывая электронной подписью, выносит постановление по делу об административном правонарушении. Аналогично подписывает протокол по делу об административном правонарушении и протокол о применении мер обеспечения по делу об административном правонарушении, шаблоны которых автоматически заполняются исходя из сведений, содержащихся в базах данных. Недостающие сведения вносятся вручную.

Распечатку, конвертирование, направление вышеуказанных документов лицу, привлеченному к административной ответственности, осуществляет оператор подразделения административной практики Госавтоинспекции. При этом сотрудник административной практики освобождается от внесения сведений о составленных за смену инспектором ДПС административных материалов в базу учета административных правонарушений. В настоящее время инспектор ДПС заполняет бланки строгой отчетности авторучкой, а сотрудник административной практики вносит эти сведения в базы данных по средствам персонального компьютера, т. е. ради описания одного на-

рушения используются трудовые ресурсы сразу нескольких сотрудников.

Порядок вступления в законную силу и обжалования вынесенных постановлений предлагается такой же, как и при вынесении постановлений за нарушения, выявленные специальными техническими средствами фиксации административных правонарушений, работающими в автоматическом режиме.

Проверка по базам данных органов внутренних дел на предмет розыска проводится при внесении сведений в Прибор автоматически. Доказательства по делу об административном правонарушении, полученные при помощи средств фото- и киносъемки, видеозаписи при надзоре за дорожным движением по окончанию несения службы сотрудниками ДПС, хранятся в течение установленного срока.

При отсутствии зоны покрытия связи информация о владельце привлекаемого к административной ответственности транспортного средства заносится в прибор вышеуказанным способом, а при обнаружении зоны покрытия связью направляется в подразделение административной практики Госавтоинспекции. Выгрузка информации из Прибора осуществляется уполномоченным сотрудником после проверки нахождения сведений о лицах, привлеченных к административной ответственности, в базе учета административных правонарушений. Данным прибором необходимо укомплектовать каждый экипаж ДПС, а также иные подразделения полиции, осуществляющие охрану общественного порядка.

Данный алгоритм оформления одного административного правонарушения не займет более пяти минут и может использоваться для иных подразделений полиции.

Для реализации вышеизложенного алгоритма необходимо выполнить ряд организационных мер.

Во-первых, необходимо обеспечить электронной подписью всех сотрудников полиции, уполномоченных; выносить постановления по делу об административном правонарушении.

Во-вторых, следует разработать Прибор с функцией сканера двухмерного кода и передачи данных по средствам мобильной сети. Кроме того, данный Прибор должен содержать электронную подпись сотрудника, а также объем памяти, позволяющий хранить данные, внесенные в него за период смены сотрудником полиции, и быть защищен от несанкционированного удаления данных об административных правонарушениях.

В-третьих, требуется разработка новых бланков водительских удостоверений и свидетельства

о регистрации транспортного средства с двухмерным кодом, содержащим сведения о водителе и транспортном средстве. С учетом действующего законодательства замена водительского удостоверения будет проходить в течение десяти лет.

В заключение хотел бы отметить, что сегодня назрела необходимость перехода к инновационным, электронным методам оформления административных правонарушений, исключаю-

щим оформление процессуальных документов механическим способом. Автоматизация этих процессов приведет к увеличению эффективности работы сотрудников полиции при надзоре за дорожным движением; снизит коррупционные проявления как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны сотрудников полиции; позволит обеспечить соблюдение мер личной безопасности сотрудников.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

3. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента РФ от 15 июня

1998 г. № 711 (ред. от 15.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Официальный сайт телекомпании ТВК [Электронный ресурс]. URL: https://tvk6.ru/ publications/news/13031/ (дата обращения: 12.12.2018).

5. Трофимов Д. А. К вопросу о цели и задачах управлений на транспорте МВД России по федеральным округам как субъектов управления органами внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.