Звёздочкин Алексей Васильевич
Определение и характерные признаки обеспечения общественной безопасности регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД
В статье исследуются признаки деятельности регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности. Предлагается авторское определение данного вида административной деятельности сотрудников полиции.
Ключевые слова: регистрационно-экзаменационные подразделения, общественная безопасность, безопасность дорожного движения, регистрация транспортных средств.
Definition and characteristics of public safety registration and examination divisions of traffic police
In article signs of activities of registration and examination divisions of traffic police for ensuring public safety are investigated. Author's definition of administrative activity of this type of police officers is offered.
Key words: registration and examination units, public security, national road traffic regulations, registration of vehicles.
Социально-правовая значимость функционирования регистрационно-экза-менационных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) находит свое подтверждение в современной действительности. Вместе с тем актуальным вопросом остается определение их места в структуре органов исполнительной власти, обеспечивающих общественную безопасность в Российской Федерации. Данные подразделения, наряду с ДПС, отделениями розыска транспортных средств, организационно-аналитическими и другими структурными единицами, входят в состав ГИБДД, и их значение в условиях активной автомобилизации российского общества только возрастает.
Служебные задачи сотрудников регистра-ционно-экзаменационных отделов (отделений) ГИБДД, основанные на положениях Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - закон «О полиции»), не ограничиваются простой постановкой автомобиля на регистрационный учет и предоставлением владельцу оригинального номерного знака, свидетельства о регистрации. В их обязанности также входят обеспечение общественной безопасности, розыск транспортных средств, находящихся в угоне либо не оформленных в установленном порядке, проверка номеров кузовов и двигателей автомобилей, а также документов, подтвержда-
ющих право собственности на транспортное средство. При этом Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная 20 ноября 2013 г. Президентом России, определяет обеспечение общественной безопасности как сферу реальных действий специальных органов власти, в первую очередь подразделений МВД России.
В то же время не представляется возможным рассматривать содержание понятия «обеспечение общественной безопасности» сквозь призму задач, реализуемых регистра-ционно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, и на основе анализа нормативных правовых актов. Для этого, по нашему убеждению, необходимо рассмотреть признаки деятельности данных подразделений.
В пределах исследования первого признака следует отметить, что общественная безопасность как состояние, реально обеспечиваемое регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, по мнению К.С. Бельского, проявляется в том, что «граждане в мирной обстановке реализуют свое право на жизнь, охрану здоровья... неприкосновенность, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности» [1, с. 256]. В ходе государственной регистрации не только обеспечивается безопасность жизни отдельных людей и всего общества, но и реализуются имущественные права физических и юридических лиц. Таким образом, под общественной безопасностью
74
следует понимать положение защищенности от угроз, источником которых является деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств. Однако сами транспортные средства угрозой не являются. Опасность представляют действия отдельных водителей, противоречащие правовым директивам, положенным в основу обеспечения безопасности дорожного движения.
Второй признак деятельности регистраци-онно-экзаменационных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности обусловлен спецификой субъекта ее реализации. Обращаясь к особенностям субъективной стороны обеспечения общественной безопасности, подчеркнем, что узкая специализация отдельных элементов при решении общей задачи образует состояние, при котором каждый из задействованных элементов выполняет только свою задачу, не затрагивая компетенции другого.
Анализ нормативных актов, регламентирующих полицейский надзор в сфере безопасности дорожного движения, по мнению Ю.П. Шевченко, свидетельствует о том, что «единого подхода и должной регламентации таких полномочий на сегодняшний день не наблюдается» [2, с. 92]. Действительно, в ч. 2 ст. 13 закона «О полиции» указывается, что права, закрепленные в п.п. 20 и 21 ч. 1 данной статьи, распространяющиеся на сферу дорожного движения, предоставляются специально уполномоченным сотрудникам полиции, а полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают только конкретно определенные оперативные подразделения полиции. Очевидно, что к ним относятся сотрудники ГИБДД, в том числе инспекторский состав регистрационно-экзаменационных подразделений, основная задача которых указана в п.п. 19 п. 1 ст. 12 закона «О полиции»: «осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принятие экзаменов на право управления автомото-транспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений; регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним» [3].
Следующим характерным признаком деятельности регистрационно-экзаменацион-ных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности можно считать то, что она регламентирована правом. В то же время простой констатации норм, содер-
жащихся в законе «О полиции», федеральных законах от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 3 августа 2018 г. № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», недостаточно. Отметим, что в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и Стратегии безопасности дорожного движения Российской Федерации на 2018-2024 гг. не предусмотрен процессуальный алгоритм обеспечения общественной безопасности регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, который содержится в специально разработанных и утвержденных МВД России административных регламентах.
Следует согласиться с О.С. Рогачевой, которая утверждает, что «можно говорить о формировании некой совокупности нормативных правовых актов, именуемой регламентным правом» [4, с. 48]. В настоящее время в системе МВД России принят и действует 61 административный регламент, в том числе:
Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, в котором указано, что исполнение данной функции осуществляется Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, подразделениями ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Федерации и управлений, отделов, отделений ОВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям [5];
Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [6].
В приказе МВД России от 26 июня 2018 г. № 217 указывается, что регистрационную функцию осуществляют регистрационно-экза-менационные подразделения ГИБДД [7]. Принципиальное отличие данных административно-процессуальных актов заключается в том, что «они регулируют процесс осуществления органами исполнительной власти властных полномочий во взаимодействии с другой стороной управленческих отношений - гражданами и невластными организациями» [8, с. 87].
Важным признаком деятельности реги-страционно-экзаменационных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности является то, что она наиболее эффективно осуществляется параллельно с охраной об-
75
щественного порядка. Соответственно, верной представляется позиция специалистов, полагающих, что общественная безопасность включает в себя и общественный порядок. Анализ ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [10] показал, что общественная безопасность является составной частью более широкого понятия «безопасность» и самостоятельным объектом охраны. Основанием для такого вывода может служить то, что этим законом определяются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и общества [9].
Рассмотрим дефиницию понятия «общественный порядок», предложенную В.В. Лазаревым, Л.Л. Поповым и Л.М. Розиным: это «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию» [10, с. 9]. А.П. Коренев, в свою очередь, отмечает, что «общественным порядком является система общественных отношений, закрепленных в нормах права, морали и правилах общежития, определяющих права и обязанности участников этих отношений, призванных обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах...» [11, с. 23].
Термин «общественная безопасность» не получил нормативного закрепления даже в последние годы существования Советского Сою-
за по причине того, что МВД СССР, согласно своим функциям, должно было обеспечивать общественный порядок.
Сегодня активно развивается мысль о взаимообусловленности данных правовых явлений. Соответственно, содержание определений общественного порядка и общественной безопасности зависит от возможных пределов их использования.
Рассмотрев признаки деятельности реги-страционно-экзаменационных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности как целостного явления, можно сделать вывод о том, что они обусловлены следующими факторами:
многие обладатели права на управление транспортным средством в Российской Федерации, считая действующие требования законодательства ограничением своей свободы и стремясь реализовать собственные интересы, нарушают правила обеспечения общественной безопасности;
неконтролируемость различных нововведений в обществе может снижать эффективность обеспечения общественной безопасности.
Основываясь на мнении Ю.Е. Аврутина [12, с. 4] о том, что вербальные конструкции являются точным обозначением определенных понятий, считаем, что под деятельностью регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД по обеспечению общественной безопасности следует понимать организованную реализацию законодательно установленных полномочий их должностных лиц, направленную на соблюдение особых юридических и технических норм всеми обладателями права собственности и права управления автотранспортными средствами и прицепами к ним.
1. Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. М., 2004.
2. Шевченко Ю.П. Полицейские меры в сфере дорожного движения // Вестн. Омск. юрид. академии. 2016. № 3.
3. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4. Рогачева О. С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации // Административное право и процесс. 2013. № 6.
5. Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению
1. Belsky K.S. Police law: lectures / ed. by A.V. Kurakin. Moscow, 2004.
2. Shevchenko Yu.P. Police measures in the field of traffic // Bull. of the Omsk Academy of law. 2016. № 3.
3. On the police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 (as amended on Aug. 8, 2018) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.
4. Rogacheva O.S. From administrative regulations by administrative procedures: formulation of the problem and ways of its implementation // Administrative law and process. 2013. № 6.
5. Approving administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to provide
76
государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений: приказ МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 // Рос. газ. 2016. 30 марта.
6. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации авто-мототранспортных средств и прицепов к ним: приказ МВД России от 7 авг. 2013 г. № 605 (ред. от 26.06.2018) //Рос. газ. 2013. 4 окт.
7. Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России: приказ МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 // Рос. газ. 2018. 28 сент.
8. Козлова Л. С., Садовская Т.Д. Административные регламенты как правовое средство предупреждения коррупции // Вестн. Тю-мен. гос. ун-та. 2010. № 2.
9. О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ// Собр. законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
10. Правовые основы обеспечения общественного порядка: учеб. пособие / В. В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. М, 1987.
11. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учеб. / под ред. А.П. Коренева. М., 1996.
12. Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. № 9.
public services examinations in vehicles and issuance of driving permits: order of Ministry of the Interior of Russia d.d. Oct. 20, 2015 № 995 //Rus. newsp. № 66. 2016. March 30.
6. On the approval of the administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to provide public services for the registration of motor vehicles and trailers: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Aug. 7, 2013 № 605 // Rus. newsp. 2013. Oct. 4.
7. On approval of the regulation on State registration of motor vehicles and trailers in the State inspection of road traffic safety of the Russian Interior Ministry, model form of certificate of registration of the vehicle and the recognition of invalid regulatory legal acts of the Russian Interior Ministry and individual provisions of the normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. June 26, 2018 № 399 // Rus. newsp. 2018. Sept. 28.
8. Kozlova L.S., Sadovskaya T.D. Administrative regulations as legal means of preventing corruption // Bull. of the Tyumen State University. 2010. № 2.
9. About security: fed. law d.d. Dec. 28, 2010 № 390-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 1. Art. 2.
10. The legal basis for ensuring public order: study aid / V.V. Lazarev, L.L. Popov, L.M. Rozin. Moscow, 1987.
11. Administrative activities of internal affairs bodies. Part of total: textbook/ed. by A.P. Korenev. Moscow, 1996.
12. Avrutin Yu.E. To the question the concepts and definitions in the administrative and legal theory and practice // Administrative law and process. 2013. № 9.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Звёздочкин Алексей Васильевич, адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583770.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.V. Zvezdochkin, Adjunct of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583770.
77