Научная статья на тему 'Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий'

Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / OPERATIVE-SERVICE ACTIVITY / POLICE OFFICERS / PUBLIC SECURITY / PUBLIC ORDER / MASS EVENTS / MODEL / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанова Регина Маратовна, Чуманов Юрий Викторович

В представленной статье рассматривается проблема имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий. Авторы предприняли попытку проинтегрировать научные данные по проблеме исследования, имеющиеся в психологической науке и конституционном праве. Показаны основные проблемы, возникающие при взаимодействии полиции и общества, а позитивный имидж сотрудника полиции представлен как способ преодоления возникающих противоречий. Проанализированы понятия «массовые мероприятия», «общественная безопасность», «имидж сотрудника полиции» и их юридические и психологические детерминанты. Авторы разработали модель, которая наглядно показывает важную роль позитивного имиджа в служебной деятельности сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и подробно описали все ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Султанова Регина Маратовна, Чуманов Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of police officer’s image while ensuring security during public events is considered in the article. The authors tried to integrate scientific data of psychological science and constitutional law on the problem under study. Main problems arising from interaction between police and society are revealed, while positive image of police officer is considered as a way of overcoming of these contradictions. Notions “mass events”, “public security”, “image of police officer” are analyzes and their legal and psychological determinants are presented. The authors have elaborated the model that illustrates the role of positive image of police officers while ensuring security during public events and described its structure and components.

Текст научной работы на тему «Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий»

УДК 351.74:159.9

РОЛЬ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для цитирования

Султанова, Р. М. Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий / Р. М. Султанова, Ю. В. Чуманов // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 4(45). - С. 102-108.

Аннотация. В представленной статье рассматривается проблема имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий. Авторы предприняли попытку проинтегрировать научные данные по проблеме исследования, имеющиеся в психологической науке и конституционном праве. Показаны основные проблемы, возникающие при взаимодействии полиции и общества, а позитивный имидж сотрудника полиции представлен как способ преодоления возникающих противоречий. Проанализированы понятия «массовые мероприятия», «общественная безопасность», «имидж сотрудника полиции» и их юридические и психологические детерминанты. Авторы разработали модель, которая наглядно показывает важную роль позитивного имиджа в служебной деятельности сотрудников полиции при обеспечении обществен-

© Султанова Р. М., Чуманов Ю. В., 2018

Р. М. Султанова, Ю. В. Чуманов

ной безопасности во время проведения массовых мероприятий и подробно описали все ее структурные компоненты.

Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, сотрудники полиции, общественная безопасность, общественный порядок, массовые мероприятия, модель, государство, общество.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции носит открытый характер, кроме деятельности сотрудников оперативных подразделений полиции. При реализации оперативно-служебных задач сотрудники полиции взаимодействуют с гражданским населением. Так, ст. 10 Федерального закона «О полиции» гласит, что в своей деятельности полиция взаимодействует «с общественными объединениями, организациями, гражданами» [1 ]. Цель этого взаимодействия определяется основным предназначением полиции -защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности.

Основополагающими идеями государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие пре-

ступности» [2] являются повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.

В складывающихся политических, экономических и социальныхусловиях в государстве обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий представляет собой сложную задачу, требующую принятия разноплановых решений, задействования большого количества сил и средств, а также привлечения специалистов из различных сфер.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации определяет общественную безопасность как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Спектр взаимодействия органов внутренних дел и общества широк и многообразен. Оно осуществляется при выполнении практически всех профессиональных задач сотрудниками полиции (выявление и раскрытие преступлений, пресечение административных правонарушений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении публичных и массовых мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.). Взаимодействие сотрудников полиции и общества также способствует развитию гражданских инициатив в сфере профилактики, предупреждения и пресечения преступлений и иных правонару-

шений, в том числе при обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий.

За последние десятилетия в Российской Федерации массовые мероприятия стали одной из распространенных форм выражения социальной активности и проведения досуга граждан. Сегодня у людей есть конституционно закрепленное право реализовывать общественную активность в политической жизни, а также возможность принимать участие в различных спортивных, культурных и развлекательных мероприятиях, имеющих массовый характер.

Под массовым мероприятием понимается организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.

Массовые мероприятия охватывают большой круг участников. Как правило, они организуются и проводятся в виде общественно-политических, культурно-массовых, спортивно-зрелищных и религиозных мероприятий. В связи с этим при планировании тактики действий правоохранительных органов для обеспечения правопорядка и общественной безопасности необходимо учитывать специфические черты каждого вида мероприятий.

Ряд федеральных законов содержит основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в период проведения массовых мероприятий. К их числу можно отнести федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) «О полиции» и от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 7 июня 2017 г.)

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) и др. Данные положения выступают необходимыми условиями для деятельности государственных органов, которые осуществляют охрану и защиту прав и свобод всех граждан. Такие законы необходимы в интересах общества, однако они несут опасность злоупотребления ими. Это связано с тем, что отдельными из нихустановлена потенциальная возможность применения силы. Ситуация еще более усугубляется ввиду того, что ведомственные нормативные акты нередко вводят дополнительные «неправовые» ограничения прав человека, обосновывая их установлением и конкретизацией процедуры применения. Исходя из этого следует более тщательно прорабатывать моменты отсылки законов к подзаконным актам, не снижая тем самым законодательного потенциала и не делая его слишком зависимым от ведомственных актов.

При проведении массовых мероприятий на процесс обеспечения правопорядка и общественной безопасности оказывают влияние множество факторов, например: количество граждан, принимающих участие в массовом мероприятии, локация проведения массового мероприятия (стадион,городская площадь и др.), вид мероприятия (шествие, пикетирование, митинг), настрой граждан (позитивный или негативный), сезонное время года и др. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 7 июня 2017 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к субъектам массо-

вых мероприятий относятся: организаторы массовых мероприятий - общественные организации, государственные органы, администрации зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие правопорядок и безопасность [3]. Полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения правопорядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий также закреплены законодательно.

Сегодня наблюдаются некие сложности во взаимоотношениях полиции и граждан, в частности, в период проведения массовых мероприятий. Это вызвано тем, что еще не завершилось реформирование системы органов внутренних дел, а в обществе, к сожалению, продолжают наблюдаться экономические, социальные и политические потрясения. Указанное является фактором нестабильного взаимодействия граждан с сотрудниками полиции, которое порождает открытое недоверие, выдвижение официальных претензий граждан, а иногда и противостояние. Положение отягчает прочно укоренившаяся в сознании граждан негативная репутация сотрудников органов внутренних дел, «заработанная» в годы правового нигилизма, последовавшего за развалом Союза Советских Социалистических Республик [4]. Сегодня, в эпоху постмодерна, средства массовой информации не только рекламируют, но и поощряют аморальное и асоциальное поведение, массово тиражируют негативные видеоролики с участием сотрудников полиции, тем самым порождая у граждан экстремистский настрой в отношении сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим духовно-нрав-

ственное воспитание и формирование мотивов правопослушного поведения граждан выходят на первый план [5]. В настоящее время одним из приоритетных видов деятельности руководства МВД России является формирование позитивного имиджа сотрудника полиции и повышение престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

На протяжении трех столетий существования российской полиции происходило неоднократное реформирование структуры органов внутренних дел. Практически каждый раз оно было связано с изменением социально-экономической ситуации в обществе, что приводило к низкой эффективности деятельности правоохранительных органов [6].

События, происходившие на рубеже ХХ-ХХ1 столетий в нашем государстве, позволили сделать вывод о том, что в период массовых мероприятий на месте их проведения создается наиболее обостренная обстановка, характеризующаяся рядом особенностей. Как правило, она оказывает негативное влияние на жизнедеятельность людей, проживающих на данной территории. В первую очередь нарушается обычный ритм жизни населения, далее возрастает опасность возникновения конфликтных ситуаций, массовых нарушений общественной безопасности, а также угроза жизни и здоровью граждан при большом скоплении людей на ограниченной территории. Кроме того, осложняется оперативная обстановка, связанная со стихийным образованием неформальных группировок, оказывающих негативное влияние на правопорядок и общественную безопасность [7].

Отметим, что благодаря укреплению и развитию партнерских отноше-

ний между органами внутренних дел и институтами гражданского общества повышается уровень социальной активности и правовой культуры граждан, что, в свою очередь, снижает уровень антиобщественного противоправного поведения, делает информационно открытой деятельность полиции и повышает ее авторитет и имидж, а также уровень доверия к ней.

Эффективность работы полиции при обеспечении общественной безопасности очень часто напрямую зависит от содействия граждан, например: предоставление сотрудникам полиции информации о возможных правонарушениях со стороны отдельных лиц; своевременное сообщение о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях; дача полноценных свидетельских показаний; предоставление в распоряжение сотрудников полиции технических средств (автомобиль, телефон и пр.), которые необходимы для задержания преступников. Мы считаем, что одним из факторов такого взаимодействия граждан с органами внутренних дел является имидж сотрудника полиции.

В. В. Михайлова под имиджем сотрудников органов внутренних дел понимает «эмоционально окрашенный образ силового ведомства, целенаправленно создаваемый и оказывающий психологическое воздействие на различные социальные группы» [8].

По мнению С. А. Полякова и С. В. Фёдорова, «имидж силовых структур характеризуется представлениями,идеями и впечатлениями населения,что в значительной степени определяет их установки и действия. В зависимости от того, насколько высок и полноценен имидж сотрудников полиции, настолько и будут поддержаны населением прини-

маемые сотрудниками полиции решения, что, в конечном счете, позволяет сопоставлять между собой имидж и социальную эффективность власти» [9].

Считаем, что имидж сотрудников полиции представляет собой обобщенный образ личности, отражающий профессиональные и психологическиеха-рактеристики субъектов оперативно-служебной деятельности, которые являются представителями исполнительной власти и призваны исполнять определяемые законом нормы при обеспечении общественной безопасности. Имидж является главной составляющей профессионализма, которая напрямую зависит от оценки общества в отношении сотрудников полиции.

На сегодняшний день МВД России необходимо активно использовать современные пиар-технологии, направленные на повышение имиджа сотрудников органов внутренних дел, так как благодаря им граждане видят людей, обеспечивающих общественную безопасность, и осознают, что в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов они могут обратиться к сотрудникам полиции и те исполнят свой профессиональный долг [10].

В связи с изложенным нами была предпринята попытка разработать модель роли имиджа в служебной деятельности сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий (рис.), которая призвана обеспечить наглядное выражение всех аспектов данной проблемы, начиная со среды функционирования модели. Безусловно, центр модели - взаимоопределение цели профессиональной деятельности сотрудников полиции (обеспечение общественной безопасности) и ожидаемого результата.

Функционирование модели, взаимодействие ее компонентов будет происходить в процессе обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. В качестве субмодуля выступает непосредственно имидж сотрудника полиции. В общем виде модель существует только в определенной среде, которая оказывает на нее влияние и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, обеспечивающих достижение промежуточных результатов на этапах реализации процесса обеспечения общественной безопасности. Для этого в модель включены цель, задачи, принципы, критерии и конечный результат.

Среда функционирования рассматриваемой модели - это оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции.

Существование модели обусловлено совокупностью таких факторов, как социальный заказ и социальные ожидания, с одной стороны, а также ведомственные традиции и ценности, с другой стороны. Данные факторы можно рассматривать как условие существования модели.

Обязательными компонентами модели являются цель и факторы ее осуществления, причем необходим контрольно-измерительный инструмент, который позволил бы контролировать правильность вектора движения к заданному результату, а также вносить поправки при объективных изменениях в среде функционирования модели.

Таким образом,проведенный анализ проблемы имиджа сотрудника полиции при обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и разработанная модель будут способствовать

Заказ государства и общества на качественное обеспечение общественной безопасности

лг

Цель - обеспечение общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий

Рис. Модель роли имиджа в служебной деятельности сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий

дальнейшим исследованиям данной проблемы и обогащению психологической и юридической науки.

Библиографический список

1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162172 (дата обращения: 15.09.2018).

3. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 7 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25. Ст. 2485.

4.Бондаренко Т. Л.Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2(50). С. 172-178.

5. Скрипник Л. Ю., Алпатова О. Б. Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения // Проблемы современного образования. 2018. № 1. С. 133-141.

6. Передня Д. Г Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 152-157.

7. Рожков А. А., Хрусталева Т. А. Психологические и педагогические особенности формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 88-92.

8. Михайлова В. В. Имидж полиции как фактор результативного диалога между населением и органами власти // Гражданское общество в России: вызовы современности : сб. науч. тр. Ульяновск : Ульянов. гос. техн. ун-т, 2016. С. 473-476.

9. Поляков С. А., Фёдоров С. В. Социально-психологические аспекты формирования имиджа российских силовых структур // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). Пермь : Меркурий, 2014. С. 31-33.

10. Алпатова О. Б., Милюкова Ю. Д. Формирование позитивного имиджа сотрудника полиции посредством проведения военно-спортивных мероприятий с учащейся молодежью // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. II Междунар. конф. имени В. Я. Кикотя (Москва, 6-7 июня 2018 г.). М., 2018. С. 422-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.