Научная статья на тему 'О совершенствовании учебного процесса по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД»'

О совершенствовании учебного процесса по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД / COMBAT ACTIVITIES / PERSONAL SAFETY BASICS IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Вячеслав Иванович, Непомнящий Станислав Васильевич

В статье изложены информация об анализе профессиональной деятельности экспертов-криминалистов, содержание материалов по организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД», а также проект рабочей учебной программы по ней применительно к специальности 031003.65 — Судебная экспертиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Вячеслав Иванович, Непомнящий Станислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the information about the analysis of professional activities of forensic experts, the content of materials on the organization of the educational process in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia in the academic subject Personal Safety Basics in Law Enforcement Agencies, and a draft working educational program with regard to the specialization 031003.65 Forensic Examination.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании учебного процесса по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД»»

В. И. Медведев, С. В. Непомнящий

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОВД»

В статье изложены информация об анализе профессиональной деятельности экспертов-криминалистов, содержание материалов по организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД», а также проект рабочей учебной программы по ней применительно к специальности 031003.65 — Судебная экспертиза.

Ключевые слова: служебно-боевая деятельность, основы личной безопасности сотрудников ОВД.

V. I. Medvedev, S. V. Nepomnyaschy

ABOUT THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

IN THE ACADEMIC SUBJECT PERSONAL SAFETY BASICS

IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article represents the information about the analysis of professional activities of forensic experts, the content of materials on the organization of the educational process in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia in the academic subject Personal Safety Basics in Law Enforcement Agencies, and a draft working educational program with regard to the specialization 031003.65 Forensic Examination.

Keywords: combat activities, Personal Safety Basics in Law Enforcement Agencies.

Обеспечение безопасности личного состава органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими служебно-боевой (оперативно-служебной) деятельности являлось и является жизненно важной задачей, которая решается как в процессе подготовки кадров в образовательных учреждениях (ОУ) МВД России, так и при обеспечении должного уровня профессиональной подготовки уже у практических сотрудников [1; 2].

В настоящее время существует многогранная и не достаточно конкретная формулировка понятий, определений и терминов, используемых при обсуждении данного процесса. Так, в ряде литературных источников имеет место термин «профессиональная защищенность», который включает в себя экономическую, правовую, материально-техническую, социально-

психологическую, кадровую, информационную, специальную и физическую защищенность [3; 4].

Специалистами часто используется понятие «профессиональная безопасность», характеризующее содержание конкретной профессиональной деятельности, прямо связанной с реальной степенью профессионального риска. При этом они выделяют риск материального свойства,

профессионально-нравственный, психологический и физический [1; 5].

Наконец, такой термин, как «личная безопасность сотрудников ОВД», определяется ими как степень профессиональной защищенности наличием специальных мер материально-технического и управленческого характера, целенаправленной работой с личным составом в данном направлении, уровнем общей и профессиональной подготовленности сотрудников [6; 7].

Широкая трактовка определений и названий затрудняет процесс составления рабочих учебных программ по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД», что подтверждается анализом ряда учебно-методических и программных документов ведущих ОУ МВД России. В этих документах цель образовательного процесса подготовки сотрудников к действиям по обеспечению личной безопасности, в одном случае, направлена на формирование знаний, умений и навыков в обеспечении личной безопасности при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, а также во внеслужебное время [8; 9; 10]. Другие

специалисты целью данной дисциплины считают выработку комплексного подхода к решению проблем личной безопасности сотрудников ОВД при выполнении служебных обязанностей как в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств [11; 12].

Достижение указанных целей большинство авторов видит в решении таких основных задач, как:

— обучение успешным действиям и выработка прикладных двигательных навыков по обеспечению личной безопасности при выполнении служебных действий с использованием физической силы (боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия [8; 10; 12];

— формирование высокой психофизической работоспособности, стрессоустойчивости, умения выявлять риски и угрозы личной безопасности и принимать грамотные решения по их нейтрализации [2; 13].

Программные и организационно-методические документы образовательных учреждений МВД России предполагают также обязательное наличие

у обучаемых компетенций в области обеспечения личной безопасности [6; 9; 13; 14]:

а) общекультурные: способность проявлять психологическую устойчивость к воздействию опасных ситуаций; креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, особенно в ситуациях риска; принимать оптимальные организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;

б) профессиональные: способность осуществлять наиболее эффективные профессиональные действия в особых условиях (чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, чрезвычайном положении и в военном положении); оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность, безопасность подчиненных и граждан;

в) профессионально специализированные:

— способность к внимательности, наблюдательности, проницательности и находчивости при обеспечении личной

безопасности как в процессе профессиональной деятельности так и вне ее;

— способность владеть приемами безопасного поведения и действий, обладать психофизическими качествами для выполнения наиболее эффектных боевых приемов борьбы и прикладных двигательных действий, а именно: ускоренное передвижение по пересеченной местности, преодоление различных препятствий в целях безопасности;

— способность обеспечивать личную безопасность и безопасность подчиненных при выполнении оперативно-служебных действий индивидуально, а также в составе нарядов, групп и подразделений.

В ОУ МВД России основными видами учебной работы в процессе освоения данной дисциплины являются аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия (в аудиториях и на специальных полигонах), самостоятельная работа курсантов и слушателей. Главными формами проверки качества усвоения изучаемой дисциплины являются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый. Последний вид контроля в одних программах представлен в виде комплексного недифференцированного зачета [6; 8], в других — в виде комплексного экзамена [9; 11].

Следует отметить, что анализ организационных и учебно-методических документов ОУ МВД России, в соответствии с которыми планируется учебный процесс по обеспечению личной безопасности у будущих сотрудников ОВД, показал, что данная дисциплина является достаточно важным направлением профессиональной подготовки сотрудников МВД России [3; 4; 7].

Вместе с тем, наряду с единым подходом к решению этой проблемы, необходимо отметить следующее: программное содержание планирующих документов рассматривает реализацию целей

и задач с позиции общего для всех сотрудников ОВД содержания. В частности, нами не выявлено в учебных программах дифференцированного подхода на основе профессиографических исследований профессиональной деятельности конкретных специалистов ОВД — следователей,

экспертов-криминалистов, сотрудников оперативно-разыскных подразделений, патрульно-постовой службы и др. Это обстоятельство является достаточно важным и заслуживает обсуждения.

В статье нами предпринята попытка решить эту проблему на примере определения содержания рабочей учебной программы «Основы личной безопасности в ОВД» для курсантов ВА МВД России, обучающихся по специальности 031003.65 «Судебная экспертиза».

Для этих целей сотрудниками кафедры тактико-специальной подготовки проведен анализ материалов, описывающих и определяющих основное содержание профессиональной деятельности экспертов-криминалистов ОВД, который позволил более точно определить, какие профессиональные, служебно-боевые и другие действия осуществляют представители этих подразделений как в процессе работы, так и вне ее и какие требования предъявляются к их личной безопасности в соответствии с этим.

Так, реальная профессиональная деятельность экспертов-криминалистов характеризуется

многообразием ситуаций применения знаний, профессионально-прикладных умений и навыков. Производство судебной экспертизы содержит сложную систему приема, переработки и перекодировки поступающей информации. Исходя из этого, значимыми профессионально-психологическими качествами эксперта являются аналитический склад ума, зрительная память, скрупулезность, наблюдательность, внимание (поиск сходства и различия)

и находчивость. В основном это «гиподинамичный» характер двигательной деятельности [15, с. 88].

Однако сотрудники экспертно-криминалисти-ческих подразделений привлекаются к дежурствам в составе следственно-оперативной группы. При осложнении оперативной обстановки,

обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых культурных, спортивных и политических мероприятий они участвуют в составе нарядов, групп и подразделений ОВД в выполнении соответствующих служебных обязанностей [2]. Данная служебно-боевая деятельность, в свою очередь, требует наличия таких психофизических качеств, как: выдержка и самообладание, смелость и решительность, скоростно-силовые способности, «взрывная сила», выносливость, ловкость и т. д. Также необходимы умения и навыки выполнения боевых приемов борьбы, ускоренного передвижения по пересеченной местности и преодоления препятствий городского и другого типов, в условиях физической нагрузки большой и максимальной интенсивности [12; 13]. Кроме того, на данный момент являясь, как правило, руководителями этих нарядов, групп и подразделений, они должны знать и осуществлять тактически верные служебно-боевые действия с использованием специальных средств и табельного стрелкового оружия, обеспечивая безопасность подчиненных и личную [14; 16].

Результатом проделанной работы стал проект рабочей учебной программы по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД» применительно к условиям обучения в ВА МВД России (табл. 1).

Таблица 1

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий учебной дисциплины «Основы личной безопасности в ОВД»

по специальности 031003.65 — Судебная экспертиза

№ темы Наименование раздела,темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СР Всего Кафедры

Раздел 1. Научно-практические аспекты организации личной безопасности сотрудников ОВД

1 Личная безопасность сотрудников ОВД как 2 2 2 4 ТСП

элемент Концепции национальной

безопасности Российской Федерации

2 Методы анализа и прогнозирования рисков 2 2 2 4 ТСП

личной безопасности сотрудников ОВД

3 Формирование психофизической готовности

сотрудников ОВД к действиям в экстремальных 2 2 2 4 ТСП

условиях

4 Оружие самообороны, специальные и

технические средства обеспечения личной 2 2 2 4 ТСП

безопасности и защиты имущества

5 Основные правила и меры обеспечения личной

безопасности сотрудников ОВД в различных 2 2 2 4 ТСП

условиях

Раздел 2. Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД

6 Приемы обеспечения личной безопасности при

преодолении различных препятствий и 6 6 4 10 ФП

отражении нападений

7 Приемы обеспечения личной безопасности при

проверке документов, проведении личного до- 6 6 4 10 ФП

смотра, надевании наручников, связывании

и иных служебных действиях

8 Алгоритмы безопасного поведения

сотрудников ОВД при обнаружении 4 4 2 6 ТСП

взрывчатых и взрывоопасных веществ,

взрывных устройств

9 Приемы обеспечения личной безопасности

сотрудников ОВД при выполнении задач в условиях чрезвычайных ситуаций природного и 12 12 6 18 ТСП

техногенного характера

10 Личная безопасность сотрудников ОВД при

выполнении задач в составе нарядов ОВД 12 12 6 18 ТСП

и функциональных групп

11 Подготовка к комплексному зачету - - - - - - 4 4

12 Комплексный зачет - - - - - - 4 4 ТСП, ФП

13 Итого 4 - 46 - - 50 40 90

Целью и задачами этой программы являются изложенные в начале статьи общепризнанные положения, принятые нами за основу. Содержание учебного материала,

учитывающего особенности профессиональной деятельности экспертов-криминалистов, описано в тематическом плане, представленном выше. В нем учебный материал разделен на два раздела: «Научно-практические аспекты организации личной безопасности сотрудников ОВД» и «Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД».

Раздел «Научно-практические аспекты организации личной безопасности сотрудников ОВД» предусматривает формирование знаний

у обучаемых в области правового обеспечения служебной деятельности ОВД и в частности — личной безопасности сотрудников. Запланированы темы по обучению методам анализа и прогнозирования рисков как в процессе профессиональной деятельности, так и вне ее; овладению методами формирования

психофизической подготовленности к выполнению защитных действий; изучению специальных средств защиты, обороны и наступления, применяемых в ОВД. Уделено внимание формированию знаний и овладению приемами обеспечения личной безопасности, безопасности подчиненных сотрудников и граждан в процессе осуществления служебно-боевых действий в особых условиях.

Раздел «Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД» направлен на формирование профессионально значимых личных психофизических качеств у сотрудников: выдержки, самообладания, смелости и решительности, способностей к проявлению скоростно-силовых качеств, «взрывной» силы, умению выполнять сложнокоординационные движения, проявлению быстрой реакции выбора защитных и атакующих двигательных действий и т. д. Также представлены темы по формированию прочных двигательных умений, навыков и тактики в выполнении боевых приемов борьбы (задержания, связывания, обыска, защиты от угрозы огнестрельным и холодным оружием др.); знаний безопасных приемов при контакте со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами; владения способами защиты от воздействия поражающих факторов

чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или военного характера.

В качестве итогового контроля по определению качества усвоения учебного материала программой предусмотрено проведение комплексного недифференцированного зачета, показывающего готовность будущего сотрудника ОВД к обеспечению личной безопасности как в процессе предстоящей правоохранительной деятельности, так и в нерабочее время.

На наш взгляд, наилучшего результата в изучении дисциплины «Основы личной безопасности в ОВД» можно достигнуть, запланировав ее преподавание на старших курсах, когда курсанты уже имеют определенные знания в области таких учебных дисциплин, как «Огневая подготовка», «Физическое воспитание» и особенно «Тактико-специальная подготовка».

Список библиографических ссылок

1. Буданов А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обучения личной безопасности: учеб.-практич. пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

2. Кравченко А. А. Основы личной безопасности сотрудников ОВД в различных ситуациях служебной деятельности: учеб. пособие. Челябинск, 2010.

3. Крысин М. В. Методика обучения обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД в образовательных учреждениях МВД России. М.: МосУ МВД России, 2006.

4. Панасик Н. В. Основы личной безопасности сотрудников ОВД МВД России: учеб.-метод. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2010.

5. Личная безопасность сотрудников ОВД: учеб. пособие / В. И. Косяченко, В. В. Овчинников. Волгоград: ВА МВД России, 2011.

6. Личная безопасность сотрудников ОВД: рабочая учебная программа / А. И. Иванов [и др.]. М.: МосУ МВД России, 2011.

7. Чернов А. И. Организация личной безопасности сотрудников внутренних дел: учеб. пособие. Домодедомо: ВИПК МВД РФ, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: рабочая учебная программа / Ю.И. Спогуб [и др.]. Н. Новгород: НА МВД России, 2011.

9. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: рабочая программа профессионального цикла ФГОС ВПО, специальность 031001.65 — Правоохранительная деятельность / сост. С. П. Лазицкий. Краснодар: КУ МВД России, 2012.

10. Овчинников В. А. Управление профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России: моногр. Волгоград: ВА МВД России, 2010.

11. Основы личной безопасности сотрудников внутренних дел: учеб.-метод. пособие. М.: МосУ МВД России, 2000.

12. Силовые действия и приемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие. М.: МосУ МВД России, 2005.

13. Непомнящий С. В. Экспериментальное обоснование средств и методов физической подготовки для воспитания профессионально важных физических и психических качеств у работников патрульно-постовой службы милиции. Волгоград: Высш. следственная шк. МВД СССР, 1990.

14. Основы минно-взрывного дела для сотрудников ОВД: учеб. пособие / И. В. Федюкин, В. И. Медведев. Волгоград: ВА МВД России, 2012.

15. Жуланов А. В, Яшкина О. В. Психологический тренинг как средство профессиональной подготовки экспертов-криминалистов // Актуальные проблемы практической направленности образовательного процесса в вузах системы МВД России: сб. науч. тр. / редкол. Ю. С. Чичерин [и др.]. Волгоград: ВА МВД России, 2010.

16. Огневая подготовка: учебник / В. А.Торопов [и др.]; под общ. ред. В. И. Третьякова; 3-е. изд., испр. и доп. Волгоград: ВА МВД России, 2009.

© Медведев В. И., Непомнящий С. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.