Научная статья на тему 'Особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений с курсантами и слушателями высших учебных заведений МВД России'

Особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений с курсантами и слушателями высших учебных заведений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко В. И., Овчинников В. В.

В статье освещены особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений в высших учебных заведениях МВД России в целях организации практической направленности в обучении курсантов и слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косяченко В. И., Овчинников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений с курсантами и слушателями высших учебных заведений МВД России»

В. И. Косяченко, В. В. Овчинников

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

В статье освещены особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений в высших учебных заведениях МВД России в целях организации практической направленности в обучении курсантов и слушателей.

Ключевые слова: оперативно-тактические учения, учебные заведения, МВД России, курсанты, слушатели.

V. I. Kosyachenko, V. V. Ovchinnikov

PECULIARITIES OF PREPARATION AND CONDUCT OF OPERATIONAL TACTICAL TRAINING WITH PARTICIPATION OF CADETS AND TRAINEES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

In the article the authors focus on peculiarities of preparation and conduct of operational tactical training with participation of cadets and trainees of higher education institutions of the Ministry of Interior of Russia in order to arrange a practice-oriented training for cadets and trainees.

Keywords: operational tactical training, higher education institutions, the Ministry of Interior of Russia, cadets, trainees.

Повышение качества обучения курсантов, достижение должного уровня готовности к профессиональной, служебной деятельности является одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательными заведениями МВД России. Система обучения сотрудников милиции призвана обеспечить правоохранительные органы профессионалами, способными эффективно решать разнообразные задачи правовой защиты общества.

Функции различных служб и подразделений ОВД существенно отличаются по своему содержанию, что требует определенной профессионализации учебных заведений. Вместе с тем неизменным остается обширный круг служебных задач, к решению которых обязан быть готов каждый сотрудник милиции. Это направление профессиональной деятельности связано с риском для жизни в условиях непосредственного противоборства с

правонарушителями. Успешность решения

данных задач в значительной степени обусловлена как индивидуальным уровнем тактико-специальной подготовки, так и в целом тактически грамотными действиям в составе наряда, группы, подразделения.

В этой связи главной задачей как основной дисциплины тактико-специальной подготовки является формирование профессиональных знаний, умений, навыков, обучение тактически грамотному и правомерному решению задач правоохранительной деятельности как самостоятельно, так и в составе

служебных нарядов и групп.

Курсанты и слушатели целенаправленно готовятся к деятельности при чрезвычайных обстоятельствах по нескольким направлениям:

— обучение в процессе служебной деятельности в составе общеакадемических и внутрикурсовых нарядов, нарядов ОВД и ГУВД, сводного оперативного отряда академии как резерва МВД России;

— учебно-тренировочные действия в составе курса, роты оперативного регулирования при чрезвычайных обстоятельствах;

— учебный процесс в структуре учебного плана академии, осуществляемый кафедрами ТСП, огневой, боевой и физической подготовки и другие.

Конечным результатом данного учебно-воспитательного процесса является обеспечение готовности курсантов и слушателей к служебнобоевой деятельности в практических органах ОВД. Данная готовность формируется поэтапно. Обучаемые курсанты осваивают этап начальной подготовки. На первом этапе начальная

профессиональная подготовка включает в себя ряд тем, рассматриваемых сразу после поступления в ВА МВД РФ на базе ЗУЦ (загородный учебный центр) на протяжении 1 месяца в объеме

64 часов на учебную группу. Второй этап отрабатывается во II семестре в объеме 120 часов, где рассматриваются элементы блочномодульного обучения.

Согласно учебному плану по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная

деятельность» по дисциплине ТСП запланировано изучение данного предмета на 3— 4 курсах с последующей сдачей комплексного экзамена за этот период. С 1 -го и по 3-й курс курсанты получают знания по криминалистике, спецтехнике, уголовному, административному праву, уголовному процессу и другим дисциплинам, без изучения которых невозможно качественное освоение ТСП. Данная дисциплина существенно облегчает возможности

тематической стыковки смежных дисциплин, повышает прикладную значимость учебного материала.

Для проверки готовности обучаемых курсантов и слушателей к действиям при ЧО, слаженности и взаимодействия в соответствии с требованиями МВД России проводятся оперативно-тактические учения.

Разрабатываются планы и сценарии учений. На различных этапах учений задействуются курсанты и слушатели 4-х и 5-х курсов.

На протяжении нескольких дней наиболее подготовленные курсанты и слушатели

отрабатывают действия при ЧО, в роли старших оперативных начальников, заместителей

начальников, старших наряда решают ряд вводных задач, основных:

— нападение на дежурную часть ОВД в целях захвата и завладения оружием;

— задержание преступников, укрывшихся в квартире многоэтажного дома,

и обязательных:

— предотвращение и ликвидация массовых беспорядков при проведении общественно-политических и спортивных мероприятий;

— обнаружение взрывного устройства в местах массового скопления граждан.

Для контроля за действиями курсантов и слушателей назначаются посредники.

Назначенные курсанты — обучаемые в роли старших начальников уясняют задачу, доводят ее до исполнителей и далее осуществляют расчет времени.

При необходимости проводится

рекогносцировка, затем осуществляется оценка оперативной обстановки (О. О. О.) с выводами по данным элементам.

На основании О. О. О. принимается обоснованное решение на захват преступников, на проведение специальной операции по пресечению МБ, отрабатываются вопросы взаимодействия.

По каждому вводному заданию разрабатывались соответствующие необходимые документы.

В первую очередь это краткая оценка

оперативной обстановки по шести пунктам

(преступник, местность, свои силы и средства, местное население, время года, суток, погода, наличие радиационного, химического,

б а ктериологического заражения).

Соответствующие выводы по О. О. О. В

дальнейшем решение, которое оформляется письменно соответствующей структуре (замысел, построение боевого порядка, задачи

исполнителям, вопросы взаимодействий, вопросы всестороннего материально-технического

обеспечения).

На основе решения отдается боевой приказ, оформляется графическое решение с расстановкой элементов боевого порядка. Все действия участников учения записывались на видеокамеру, затем осуществлялся разбор действий участников самими курсантами (слушателями). Посредники отслеживали последовательность действий обучаемых с момента получения вводной задачи в

дежурную часть, передачи оперативных данных соответствующим службам и порядок последовательности действий их исполнителей. Совместно с посредниками от кафедры ТСП дают оценку действиям курсантов и слушателей посредники соответствующих кафедр: ОРД,

предварительных следственных действий, факультета экспертов-криминалистов,

контролирующих правильность действий по своим направлениям.

По результатам учений подводятся итоги и оцениваются как индивидуальные тактические действия исполнителей, так и подразделений в целом. Выставляются соответствующие оценки, оформляются рабочие папки с отрабатываемыми документами и видеофильмом по всем вводным задачам. При подведении итогов отмечаются курсанты и слушатели, которые в целом справились со всеми поставленными задачами при отработке вводных.

Основной целью проведения оперативнотактических учений является усиление практической направленности в обучении курсантов и слушателей, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для

эффективного решения оперативно-служебных задач в различных условиях и дальнейшей практической деятельности в базовых ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.