Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников В. А.

В статье представлена авторская комплексная педагогическая система физической подготовки в образовательном процессе высших учебных заведений МВД России, предложены пути объективизации педагогического контроля, которые будут способствовать интегральной готовности курсантов и слушателей учебных заведений МВД России к эффективному выполнению служебных обязанностей в качестве сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД»

свобода, независимость и социальное благополучие. Но если это происходит в демократическом государстве, причины этому следует искать только в невежестве самих избирателей.

Исходя из этого, очевидно, что всякое несоответствие знаний занимаемой человеком должности, общественному положению или профессии представляют собой угрозу как для него самого, так и для окружающих. Последствия этого явле-

Список библиографических ссылок

ния неизбежно становятся самыми катастрофическими для любого начинания или предприятия.

Все негативные явления развития демократического общества в современном мире имеют своим следствием низкий уровень культуры и образованности сенаторов, конгрессменов и депутатов, а потому организация подлинно общенародной школы — это актуальная задача современной для Фуко эпохи.

1. Foucault M. Revolutionary Action: Until Now'//Bouchard DF (ed.) Language, 1977 [1971]. P. 122.

2. Foucault M. Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings 1972—1977. Gordon C (ed.). New York: Pantheon. 1980. P. 428.

3. Foucault M. The Ethic of Care for the Self as a Practice of Freedom — An Interview with Foucault M., 1996 [1975]. Talk Show//Lotringer S (ed.). Foucault Live: Collected Interviews 1961—1984. New York: Semiotexte. 1987 [1984]. P. 39.

© Т. Н. Матвиенко, 2011

В. А. Овчинников

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В статье представлена авторская комплексная педагогическая система физической подготовки в образовательном процессе высших учебных заведений МВД России, предложены пути объективизации педагогического контроля, которые будут способствовать интегральной готовности курсантов и слушателей учебных заведений МВД России к эффективному выполнению служебных обязанностей в качестве сотрудников ОВД.

Ключевые слова: педагогическая система, комплексный педагогический контроль, структурные и функциональные компоненты.

V. A. Ovchinnikov

PEDAGOGICAL SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA: INNOVATIVE APPROACH

In the article the author focuses on the theoretical analysis and basic constituent elements of the author's integrated pedagogical system of physical training in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia. The suggested ways of objectivization of pedagogical control are supposed to promote the integral readiness of cadets and trainees of educational institutions of the Ministry of Interior of Russia for efficient performance of their official duties as law enforcement officials.

Keywords: pedagogical system, pedagogical supervision, integrated pedagogical control, structural and functional components.

Одним из основных подходов в теории управления является системный. Он же составляет основу развития современной педагогической теории. Хотя категория «система» рассматривается по-разному, чаще всего «она является центральной категорией общей теории систем, представляющей собой ограниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития [1, С. 58].

В процессе исследований, проведенных специалистами физической культуры (В. А. Таймазов, 2005; В. А. Торопов, 2008; Г. А. Шашкин, 1998 и др.), разработана и научно обоснована педагогическая система организации физического воспитания студентов в образовательных учреждениях России, определены основные пути ее дальнейшего совершенствования. Под педагогической системой организации физического воспитания обучаемых учеными понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, определяющих построение, содержание и функционирование процесса обучения, направленного на достижение цели и задач физического совершенствования обучаемых. Эта последовательность раскрывает целевой, концептуальный, функциональный, содержательный, процессуальный и оценочно-аналитический компоненты педагогической системы [2].

Положения системного подхода позволяют изучать процесс формирования физической культуры обучаемых как целостную систему, рассматривая ее в постоянном изменении и развитии, а также в тесном взаимодействии формирования с другими педагогическими правовыми системами, выявляя и изучая противоречия как источник развития указанной системы, определяя ведущие тенденции физического воспитания, отражая психолого-педагогические закономерности формирования у обучаемых двигательной деятельности, обусловливающей эффективность индивидуаль-

ных действий курсантов как непосредственных исполнителей решения образовательных и воспитательных задач [2].

Существующая педагогическая система физической подготовки сотрудников ОВД не в полной мере отражает реалии сегодняшнего дня и не учитывает все многообразие наличествующих педагогических компонентов. Системное рассмотрение педагогического процесса подразумевает выделение структурных компонентов и функциональных связей между ними. Возникает объективная необходимость в дополнительном уточнении и насыщении новыми функциональными компонентами педагогической системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России.

Опираясь на разработки системного подхода в образовании (С. И. Архангельский, 1990; Ю. К. Ба-банский, 1983—1997; В. П. Беспалько, 1989— 1998; Т. А. Ильина, 1969—1971; Н. В. Кузьмина, 1980; Д. А. Новиков, 2007; Н. Ф. Талызина, 1983— 1998 и др.), мы в своем исследовании под педагогической системой понимаем множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе [3], а под функциональными компонентами — устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности преподавателей, обучающихся и обусловливающие тем самым движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость [4].

В педагогических системах, как правило, выдел я ют: гностический, проектировочный, конструк-ти вный, коммуникативный и организаторский функциональные компоненты [5; 6].

Гностический (познавательный) компонент предусматривает реализацию действий, связанных с поиском, извлечением, систематизацией, обобщением и накоплением новых знаний.

Проектировочный компонент направлен на прогнозирование и перспективное планирование дей-

ствий по постановке задач-проблем и выбор адекватных способов их решения для достижения поставленных целей.

Конструктивный компонент характеризуется действиями по отбору информации, структурному построению и модификации содержания дисциплины, а также умениями перестраивать собственные действия.

Коммуникативный компонент связан с действиями по установлению контактов и взаимоотношений между участниками педагогического процесса, оценке их знаний и действий для достижения запланированного результата.

Организационный компонент отражает организацию действий (индивидуальную или коллективную) по воплощению замысла во времени и пространстве в соответствии с намеченной системой принципов, правил, процедур и т. п.

По нашему мнению, к недостаткам существующей педагогической системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России следует отнести отсутствие рефлексивного, контрольно-регулятивного и инструкторского (специального) компонентов.

Рефлексивный компонент предусматривает самоанализ, самооценку с учетом оценки окружающих и определение обучаемыми последующего уровня своей учебной деятельности, преподавателями — педагогической деятельности. Выделение указанного компонента продиктовано все большей направленностью учебного процесса на самостоятельную и факультативную подготовку обучаемых.

Контрольно-регулятивный компонент включает в себя сочетание самоконтроля и различных видов контроля со стороны преподавателя.

Инструкторский (специальный) компонент является логическим продолжением и завершающим этапом всей структуры физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России. В настоящее время единообразная, системная и последовательная методика обучения специалистов по физической подготовке (инструкторов по физической подготовке) отсутствует.

На основе предложенной педагогической системы управления физической подготовкой курсан-

тов и слушателей вузов МВД России создана авторская педагогическая система комплексного педагогического контроля, позволяющая сформировать должную психофизическую готовность сотрудников и успешно решать оперативно-служебные и служебно-боевые задачи. Она включает:

1. Гностический компонент. Характеризуется действиями, связанными с процессом накопления новых знаний о цели педагогической системы и средствах ее достижения, о состоянии субъектов и объектов педагогического воздействия на первоначальной стадии решения педагогических задач, в процессе решения и на завершающей стадии решения, о психологических особенностях обучаемых и преподавателей. Включает в себя умения получать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать ее на основе изучения новой учебной информации, полученной из различных источников. Данный компонент связан с историческим наследием, накопленным в различных системах единоборств, расширением и насыщением кругозора, должной ориентацией в потоке информации; развитием аналитического мышления и мышления предвидения посредством совершенствования техники выполнения боевых приемов борьбы и т. д.

2. Проектировочный компонент. Включает в себя умения осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного периода; проектировать содержание учебного предмета.

3. Конструктивный компонент. Связан с действиями по отбору и композиционному построению содержания учебной информации на предстоящем занятии, проектированием собственной педагогической деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с обучаемыми. Это умения отбирать и структурировать теоретический и практический материалы, конструировать новые педагогические технологии обучения.

4. Коммуникативный компонент. Характеризуется действиями, связанными с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и обучаемыми, стимулировани-

ем участников образовательного процесса к предстоящей деятельности. Это умения, включающие в себя методы и приемы преподавания, применение технических средств обучения и т. д.

5. Организационный компонент. Включает в себя структурирование информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Это умения организовывать групповую и индивидуальную работу занимающихся для усвоения учебного материала согласно программным требованиям и нормативам.

6. Рефлексивный компонент. Предусматривает деятельность, направленную на осмысление учащимися своих собственных действий и самопознание на основе своего жизненного опыта; включает умения познавать собственные личностные качества, а также представления других людей о них; оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения ее соответствия определенным правилам и требованиям, педагогическим задачам и т. д.

7. Контрольно-регулятивный компонент. Обеспечивает эффективность обратной связи в педагогическом процессе. Он определяет формы и виды контроля, их периодичность, востребованность результатов контроля для корректировки процесса обучения и связан с перестраиванием педагогической системы в зависимости от уровня ее успешности. Предполагает наличие умений преподавателя: перестраивать собственные действия, осуществлять контроль за учебной деятельностью занимающихся и совершать ее своевременную коррекцию; получать информацию о результативности процесса обучения, позволяющую установить, насколько обучающиеся готовы к восприятию и усвоению новых знаний. Данный компонент позволяет выявить причины затруднения и ошибки, определить эффективность организации, методов, средств обучения и т. д. В рамках осуществления

многоэтапного и многоуровневого образовательного процесса позволяет оценить достижения занимающихся на каждом этапе, состояние мобилизации всех психофизиологических систем обучающихся, о б е спечивающих эффективное выполнение своих служебных обязанностей.

8. Инструкторский (специальный) компонент. Связан с дополнительным видом обучения, организованным в соответствии с определенными типологическими принципами (по степени организованности, способам организации индивидуальной работы обучающихся, взаимодействия обучающихся и обучаемых, контроля и оценки их деятельности и т. д.). Подразделяется на несколько этапов, проводится наиболее компетентным лицом в области теории и методики физического воспитания, которое осуществляет общее руководство. При моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе осуществляется выявление типовых профессиональных задач, разработка на их основе соответствующих учебно-производственных задач с определением их места в содержании обучения, выбор целесообразных форм, методов, средств реализации и структурных элементов.

В педагогической системе структурные и функциональные компоненты — это элементы наиболее значимые, обусловливающие достижение искомого конечного результата. Они должны быть заложены в самой педагогической системе, во всех ее подсистемах, для того чтобы конечный и промежуточный результаты были положительными.

К структурным компонентами образовательной системы мы относим: мотивационно-целевой, информационный, процессуальный, диагностический, результативный (см. рис. 1).

В целом педагогическая система физической подготовки курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ

Структурные Функциональные

о в е л

е ц

-

о н н о

и ц

а в

ы н н

о

и ц

а

м р

о ф

н

ы н ь л

а у

с с

е ц

о р

П

ь

л у

з е Р

ы н ч о в

о р

е

о р

П

у р

тс н о К

н у

о К

ы н н

о

и ц

а з и н а

г р

О

ы н в и с к е

л ф

е Р

я

л у

г

е р

-

о н ь л

о р

т н о К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

с р

о

тк у

р

тс н

Технология реализации педагогической системы

Г N

Результат: объективная готовность курсантов и слушателей учебных заведений МВД России к эффективному выполнению служебных обязанностей в качестве сотрудника ОВД

Рис. 1. Структурные компоненты образовательной системы

Рис. 2. Педагогическая система физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России

Список библиографических ссылок

1. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем. Цит. по: Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностного ориентированного образования [Электронный ресурс] // Физическая культура. URL: http://lib.sportedu:ru/press/fkvot/2001 №1/p.58-61 .htm (дата обращения: 20.04.2011).

2. Туревский И. М., Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. М. Туревского. М., 2003.

3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.

4. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.

5. Кузьмина Н. В. Методы системных педагогических исследований. Л., 1980.

6. Кустов Ю. А. Системный подход в педагогике. Тольятти, 2002.

© В. А. Овчинников, 2011

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.