Научная статья на тему 'ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАСТАВНИКАХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР'

ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАСТАВНИКАХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОПЕРАТИВНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНСТРУКТОР / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / POWER FORCES PERSONNEL / COMBAT TRAINING / OPERATIONAL COMBAT TRAINING / AN INSTRUCTOR / HAND-TO-HAND FIGHTING / PROFESSIONAL REQUIREMENTS / PEDAGOGICAL/EDUCATIONAL ACTIVITY / READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Виктор Иванович, Блинов Максим Александрович, Ворожейкин Антон Владимирович

В статье характеризуется педагогическая деятельность инструктора по рукопашному бою, раскрываются ее структура и содержание, рассмотрены возможные варианты повышения эффективности педагогической деятельности инструкторов за счет формирования в процессе их обучения готовности к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Виктор Иванович, Блинов Максим Александрович, Ворожейкин Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERE IS A NEED FOR QUALIFIED MENTORS THE STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF POWER STRUCTURES HAND-TO-HAND FIGHTING INSTRUCTORS

The article describes an educational activity of a hand-to-hand instructor, the structure and content of this activity. The article also considers possible ways of an instructor’s pedagogical activity increasing by means of building-up the readiness for educational activity in the process of learning.

Текст научной работы на тему «ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАСТАВНИКАХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР»

 : d \

* ! 1 L L 1 1 I 1

1

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

В.И. ЛЕВЧЕНКО, V.I. LEVCHENKO,

М.А. БЛИНОВ, М.А. BLINOV,

А.В. ВОРОЖЕЙКИН A.V. VOROZHEIKIN

ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАСТАВНИКАХ

THERE IS A NEED FOR QUALIFIED MENTORS

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

THE STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF POWER STRUCTURES HAND-TO-HAND FIGHTING INSTRUCTORS

Сведения об авторах: Левченко Виктор Иванович - начальник кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде, капитан 1 ранга, кандидат педагогических наук (г. Калининград. E-mail: bvmLkaffp@yandex.ru);

Блинов Максим Александрович - доцент кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде, капитан 3 ранга, кандидат военных наук (г. Калининград. E-mail: blinov251@mail.ru);

Ворожейкин Антон Владимирович - методист спортивного общества «Динамо», кандидат педагогических наук (г. Калининград).

Аннотация. В статье характеризуется педагогическая деятельность инструктора по рукопашному бою, раскрываются ее структура и содержание, рассмотрены возможные варианты повышения эффективности педагогической деятельности инструкторов за счет формирования в процессе их обучения готовности к педагогической деятельности.

Ключевые слова: сотрудники силовых структур, боевая подготовка, оперативно-боевая подготовка, инструктор, рукопашный бой, профессиональные требования, педагогическая деятельность, готовность к педагогической деятельности.

Information about the authors: Victor Levchenko - the Head of the Physical Education Department of the Naval Academy, named after the Soviet Union Fleet Admiral N.G. Kuznetsov of the Navy Military Educational Scientific Centre (Kaliningrad branch), the candidate of pedagogical sciences (Kaliningrad. E-mail:bvmi.kaffp@yandex.ru);

Maxim Blinov - an associated professor of the Physical Education Department of the Naval Academy named after the Soviet Union Fleet Admiral N.G. Kuznetsov of the Navy Military Educational Scientific Centre (Kaliningrad branch), the candidate of military sciences. (Kaliningrad. E-mail:blinov251@mail.ru); Anton Vorozheikin - a methodologist of 'Dinamo' sports community, the candidate of pedagogical sciences (Kaliningrad).

m

Summary. The article describes an educational activity of a hand-to-hand instructor, the structure and content of this activity. The article also considers possible ways of an instructor's pedagogical activity increasing by means of building-up the readiness for educational activity in the process of learning.

Key words: power forces personnel; combat training; operational combat training; an instructor; hand-to-hand fighting; professional requirements; pedagogical/educational activity; readiness for educational activity.

"СШЕЖШВ

1 'п^-гТО

В новых реалиях ведения вооруженной борьбы возрастают требования к оперативно-служебной деятельности сотрудников силовых структур. На первый план выходит вопрос поиска инновационных подходов к повышению качества боевой и оперативно-боевой подготовки, а совершенствование профессиональной компетентности специалистов, обеспечивающих этот процесс, видится приоритетной и своевременной задачей.

Одним из направлений подготовки таких специалистов в системе дополнительного профессионального образования силовых структур является подготовка инструкторов рукопашного боя.

В целях совершенствования системы подготовки инструкторского состава мы проанализировали задачи, возложенные на силовые структуры, условия, в которых протекает боевая и оперативно-боевая подготовка в подразделениях, выявили наиболее эффективные приемы и действия рукопашного боя для различных категорий военнослужащих и сотрудников силовых структур. Помимо этого детально были изучены задачи, которые выполняет инструктор, и условия, в которых в настоящее время ему приходится работать (ограниченное время на проведение мероприятий по разделу «рукопашный бой», отсутствие полноценной учебно-материальной базы и инвентаря, первоначально низкий уровень подготовленности обучающихся).

Проведенные аналитические исследования позволили определить целевые установки подготовки инструкторов, эффективные компоненты реализации программы обучения, а также критерии, определяющие компетент-

ность инструкторов, прошедших обучение, и тем самым обосновать систему подготовки {см. таблицу 1).

В процессе исследования мы констатировали тот факт, что основная масса научных работ по рукопашному бою посвящена обоснованию технической и психологической подготовки военнослужащих, методике обучения приемам рукопашного боя и психологической подготовке к рукопашной схватке.

«Мы лишаем детей

будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Джон Дьюи, философ и педагог

В свою очередь, такой важной теме, как подготовка ин-структорско-педагогических кадров, обеспечивающих подготовку сотрудников по рукопашному бою, посвящено ограниченное количество научных трудов, а исследований по формированию готовности данной категории сотрудников к педагогической деятельности вовсе не проводилось.

В современных условиях данная проблема приобретает особую значимость, поскольку среди инструкторов отмечается низкий уровень педагогической культуры, причиной тому являются неправильно сформированные дидактические навыки, которые формировались у них стихийно, под влиянием субъективных факторов.

В процессе исследования установлено, что педагогическая деятельность инструк-

тора по рукопашному бою подразумевает выполнение им определенных функций:

- познавательная (изучение индивидуальных и групповых физических особенностей обучающихся, выявление их сильных и слабых сторон, положительного и отрицательного в своих стилях работы, методах с обучающимися, достоинств и недостатков своей личной подготовленности);

- проектировочная (планирование действий в решении педагогических задач, отбор содержания, выбор эффективных форм и методов подготовки);

- организаторская (реализация на практике проектировочных замыслов инструктора);

- коммуникативная (устранение, поддержание и укрепление таких взаимоотношений между инструктором и обучающимся, которые создают деловую, рабочую обстановку, условия для их сотрудничества и взаимопонимания, развивают инициативность, самостоятельность и творчество каждого);

- исследовательская (изучение, поиск, внедрение в процесс подготовки нового и передового в области рукопашного боя).

К продуктивной педагогической деятельности будет способен тот инструктор, который обладает определенными качествами, специальными знаниями, умениями и навыками рукопашного боя.

1. Индивидуальные (личностные) качества:

- целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность;

- контактность, готовность к пониманию психических состояний обучаемых и коллег, способность к сопереживанию им, развитая психологическая наблюдательность;

шш

гЦЦ

Таблица 1

Содержание программы подготовки инструкторов рукопашного боя

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРОГРАММЫ

формирование (повышение) уровня знаний, умений и навыков инструкторов рукопашного боя силовых структур

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

формировать необходимый перечень теоретических знаний по рукопашному бою, в соответствии с требованиями нормативных

формировать и совершенствовать методические навыки в организации и проведении мероприятий по рукопашному бою

формировать и совершенствовать двигательные навыки в выполнении приемов и действий; упражнений для специальных действий

формировать и совершенствовать навыки рационального ведения рукопашной схватки (стратегия и тактика)

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРИКЛАДНОСТЬ

КОМПЛЕКСНОСТЬ

ОПТИМАЛЬНОСТЬ

I I I I

КОНКРЕТНОСТЬ

_____1___________I____

КОМПОНЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СРЕДСТВА

Физические упражнения

на развитие основных и специальных физических качеств

МЕТОДЫ

Обучения

словесный, наглядный, строго (частично) регламентир. упр.

ФОРМЫ

ТЕХНОЛОГИИ

Учебные занятия

лекции, учебно-тренировочные, методические

Интерактивные

Мультимедиа обучающие системы, тренажер «Сенсор»

Приемы и действия

обеспечения, приемы с оружием и без, нападения и обороны

Развития

повторный, контрольный, соревновательный

Индивидуальная тренировка

совокупность средств и методов совершенствования

Кейс-технологии

Практические и методические ситуационные задачи

Упр. для спец. действий

комплексы,включающие упр., приемы, действия

Воспитания

убеждения, упражнения, соревнование

Учебная деловая игра

средство итоговой аттестации слушателей

Компьютерные

Электронный УМК, АСКУЗ

КРИТЕРИИ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНСТРУКТОРА

ЗНАТЬ

_____

УМЕТЬ ______1_ _ _

ВЛАДЕТЬ

основные требования нормативных правовых актов по организации физической подготовки, обязанности инструктора по рукопашному бою

организовывать учебно-

тренировочные и контрольно-проверочные занятия с сотрудниками, членами сборных команд по рукопашному бою

приемами рукопашного боя без оружия (удары руками, ногами, защита от ударов руками и ногами, броски, освобождения от захватов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приемами задержания индивидуально и в составе

группы, тактикой задержания, в том числе на транспорте (авто, водном, авиа)

требования по предупреждению травматизма, основы первой МП при ушибах, переломах, растяжениях

выполнять упражнения по нормативам и требованиям руководящих документов по физической подготовке

приемами обезоруживания (при угрозе ножом, пистолетом, палкой, подручными средствами)

техникой и тактикой ведения рукопашной схватки с одним и численно превосходящим противником

методику формирования военно-прикладных навыков, современные подходы в организации мероприятий ФП (разделу)

применять инновационные

методы обучения и технологии (интерактивные тренажеры и мультимедиа системы)

приемами рукопашного боя с автоматом, шанцевым инструментом (приемами обезоруживания)

техникой и тактикой ведения

рукопашной схватки в плохих погодных условиях, ограниченной видимости

методику организации соревнований по рукопашному бою, правила

соревнований, в соответствии с требованиями

общероссийской федерации ---------- ---------

проводить обучение различных категорий сотрудников, оценивать уровень подготовленности по выполнению приемов и спец. действий

приемами задержания, конвоировании, связывания, досмотра, техникой применения специальных средств (наручники, газ, палка резиновая)

техникой и тактикой ведения рукопашной схватки в условиях ограниченного пространства (лестничные пролеты, комнаты)

РЕЗУЛЬТАТ

ЭФФЕКТИВНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ СОТРУДНИКОВ И ЗАДАЧ СИЛОВОГО ВЕДОМСТВА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

^^ОЭГГфТЬ

| ¡^ЬШ-МЪЛ

- умение преодолевать трудности, проявлять выдержку, решительность, требовательность, эмоциональную устойчивость;

- аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность.

2. Профессионально-педагогические качества:

- интерес к преподаванию, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к обучающимся, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам;

- педагогическое призвание означает склонность, вытекающую из осознания способности к педагогической деятельности;

- самоотверженность, мотивационно-ценностное отношение к своей деятельности. Инструктор, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья, что с учетом направлений деятельности инструктора по рукопашному бою (учебные занятия, спортивная работа, учебно-тренировочные занятия) считается наиболее ценным качеством;

- педагогический такт, взаимоотношения преподавателя с коллегами и обучающимися, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности;

- педагогический долг и ответственность, руководствуясь чувством долга, инструктор может оказать помощь всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции.

3. Специальные знания, умения и навыки по рукопашному бою:

- педагогическая техника, которая включает в себя определенный набор умений и педагогических качеств - речи, жеста, мимики, осанки и т.д.;

- коммуникативные умения (необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и выступающие условием обеспечения передачи информации);

- гностические умения (расширение своих знаний в области рукопашного боя, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта или исследования обучающихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

- организаторские умения (организация своей де-

ятельности и деятельности обучающихся в соответствии с руководящими документами по оперативно-боевой подготовке);

- прикладные умения (постоянная готовность к выполнению приемов и действий в соответствии с установленной программой обучения);

- конструктивно-проектировочные умения (связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса за счет спортивной деятельности и физического воспитания);

- индивидуальные (личностные) качества (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, контактность, готовность к пониманию психических состояний обучаемых и коллег, способность к сопереживанию им, развитая психологическая наблюдательность, умение преодолевать трудности, проявлять выдержку, решительность, требовательность, эмоциональную устойчивость, сдержанность);

- профессионально-педагогические качества (интерес к преподаванию, педагогическое призвание, педагогический

Таблица 2

Структура и содержание педагогической деятельности инструктора по рукопашному бою

силовых структур

ЦЕЛЬ

становление и преобразование личности обучающихся,их интеллектуальное, эмоциональное, прикладное и физическое развитие, психологическая подготовка

СОДЕРЖАНИЕ

взаимоотношения с сотрудниками, понимание задач оперативно-служебной деятельности, направление усилий обучения, способствующих их достижению

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

уровень личной подготовленности

стремление к обучению

особенности оперативно-служебной деятельности

\

/I

I \

I \

\ I

\ I

\ I \Г — 1/

I

I/

ИНСТРУКТОР

гражданская ответственность и социальная активность

физическое здоровье, проф. работоспособность

возрастные особенности и пол

профессионализм, инновационный стиль мышления

потребность в постоянном самообразовании

ГОТОВНОСТЬ ИНСТРУКТОРА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(совокупность профессионально обусловленных требований к личности инструктора по рукопашному бою)

такт, педагогический долг и ответственность, самоотверженность, мотивационно-цен-ностное отношение к своей деятельности. Инструктор, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья, что с учетом направлений деятельности

инструктора по рукопашному бою (учебные занятия, спортивная работа, учебно-тренировочные занятия) считается наиболее ценным качеством);

- специальные знания, умения и навыки по рукопашному бою (педагогическая техника, коммуникативные умения, гностические умения,

организаторские умения, прикладные умения - постоянная готовность к выполнению приемов и действий в соответствии с установленной программой обучения, конструктивно-проектировочные умения - анализ собственной деятельности и проектирование учебно-воспитательного процесса).

j ихжщ

uimi

и

й

Йе

Учитывая многогранность педагогической деятельности инструктора, широкий спектр предъявляемых профессиональных требований, можно утверждать, что формирование готовности инструкторов к педагогической деятельности на данный момент является приоритетной задачей (см. таблицу 2 нас. 51).

Рассмотрев общепринятые подходы к определению понятия «готовность к педагогической деятельности», мы пришли к выводу:

- готовность к педагогической деятельности обеспечивает успех в реализации предстоящей деятельности;

- готовность к педагогической деятельности проявляется в сформированности мотива-ционных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности;

- готовность к педагогической деятельности формируется на базе индивидных особенностей (то есть, пригодности к деятельности) в процессе обучения и последующей педагогической деятельности при соответствующих мотивации и подготовке.

В результате обобщения полученных аналитических данных установлено, что готовность к педагогической деятельности инструктора по рукопашному бою - это совокупность профессионально обусловленных требований к личности инструктора, в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой - научно-теоретическая и практическая подготовка, обеспечивающие в совокупности эффективное осуществление предстоящей деятельности.

Таким образом:

- в настоящее время существует острая потребность подразделений силовых струк-

тур в квалифицированных инструкторах по рукопашному бою;

- педагогическая деятельность инструктора многогранна, а спектр решаемых профессиональных задач широк;

J } «Истинное ■

у воспитание состоит ■

; не столько ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в правилах, сколько ■

в упражнениях».

Ж.-Ж. Руссо,

[ философ, писатель ■

я и мыслитель щ

V

- эффективное осуществление инструктором деятельности по подготовке сотрудников напрямую зависит от его готовности к педагогической деятельности - это совокупность профессионально обусловленных требований к личности инструктора (психологическая, психофизиологическая, физическая готовность и научно-теоретическая, практическая подготовка);

- потенциально у образовательных организаций силовых структур имеются все возможности для подготовки квалифицированного инструкторского состава, однако научно-методическое обеспечение этого процесса отсутствует;

- выявление показателей, определяющих готовность инструкторов к педагогической деятельности, является важной педагогической задачей с целью дальнейшего использования выявленных показателей для разработки педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою. 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакаев В.В. Обоснование факторов, определяющих необходимость совершенствования подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур/ В.В. Бакаев, A.B. Во-рожейкин // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры», 2016. 284 с. С. 7-12.

2. Ворожейкин A.B. Комплексная методика оценки инструкторов по рукопашному бою силовых структур /

A.B. Ворожейкин, A.A. Зайцев, П.П. Литасов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России: научно-теоретический журнал. № 4 (46).

2016. С. 78-82.

3. Ворожейкин A.B. Компоненты реализации педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур / A.B. Ворожейкин, П.П. Литасов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России: научно-теоретический журнал. № 1 (47). 2017. С. 109-113.

4. Ворожейкин A.B. Практические возможности и условия реализации ситуационных заданий в подготовке инструкторов по рукопашному бою силовых структур / A.B. Ворожейкин,

B.И. Левченко // Научный военно-исторический сборник «Проблемы военной педагогики и психологии» /сборник научных статей «Флагман». № 12.

2017. С. 89-92.

5. Сущенко В.П. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий / В.П. Сущенко, A.B. Ворожейкин / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 1 (143). 2016.

C. 200-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.