12.3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД
Башлуева Наталья Николаевна, к.пед.н. Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Место работы: Московский университет МВД России, Московский областной филиал. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена вопросам внедрения современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов высших учебных заведений системы МВД, проблемам управления качеством процесса обучения в учебных заведениях МВД России, проводится анализ опыта развития педагогических технологий в процессе обучения, систематизация исследований в этой сфере, их анализ, а также критический подход к существующей нормативно-правовой базе.
Ключевые слова: образование, обучение, вузовская практика, управление качеством процесса обучения, моделирование процесса обучения, управление образовательными аспектами.
THE INTRODUCTION OF MODERN EDUCATIONAL
TECHNOLOGY IN LEARNING STUDENTS UNIVERSITY OF MIA
Bashlueva Natalia Nikolaevna, PhD in pedagogic. position: senior lecturer at pedagogic and psychology chair. Place of employment: Moscow university of MIA Russia, Moscow regional branch. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the introduction of modern educational technology in the learning process of students of higher educational institutions of the Ministry of Interior, the problems of quality control of the learning process in educational institutions of the Russian Interior Ministry, the analysis of the experience of educational technology in the learning process, classification of research in this area, analysis, and critical approach to the existing regulatory framework.
Keywords: education, training, college and university practices, quality control of the learning process, learning process modeling, management of educational aspects.
Технологизация процесса обучения сравнительно новое (с конца 50-х, начала 60-х годов 20 века) направление в педагогике высшей школы, которое занимается обоснованием, разработкой, конструированием оптимальных систем образования, проектированием и моделированием различных педагогических процессов, направленных на профессиональную подготовку обучающихся.
Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения, имеют ряд специфических особенностей, среди которых следует отметить следующее:
Во-первых, многообразное понимание педагогической технологии, рассмотрение ее сущности и содержания в различных представлениях и понятиях. Педагогическая технология рассматривается как:
- область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеются связи со всеми сторо-
нами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
- совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).
- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию формообразования (ЮНЕСКО).
Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологий: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся; совокупность приемов, методов;
проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.
Во-вторых, в основе педагогической технологизации профессиональной подготовки обучающихся лежит идея полной управляемости процессом обучения, проектирования и воспроизводимости образовательного цикла, направленного на их подготовку к профессиональной деятельности1.
В-третьих, педагогические технологии процесса обучения вузов занимают промежуточное место между теорией педагогической науки и практикой процесса профессиональной подготовки курсантов вузов.
В-четвертых, посредством педагогических технологий реализуется содержание профессионального обучения и профессионального воспитания курсантов осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур в ходе образовательного процесса в вузе. В связи с этим, под педагогической технологией процесса обучения курсантов вузов понимается совокупность способов реализации ее содержания, представляющая систему форм, методов и средств обучения и воспитания, и обеспечивающая наиболее эффективное достижение поставленных ди-актических целей.
В-пятых, особенностью педагогической технологии процесса обучения курсантов в вузе является то, что она не может быть предоставлена как единственная и универсальная, с одной стороны технологизировать можно и необходимо любые многообразные процессы в обучении, а с другой стороны классификация педагогических технологий в обучении тоже многообразна и в зависимости от выбранного основания эта классификация может иметь диверсификационный характер.
В-шестых, в педагогической технологии обязательно должны быть: указание на совместную деятельность
1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.-192с;
Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методыю-М.,1980.-273с.; Ананьев Б.Г. о проблемах современного человеказнания. -М.: Наука, 1977.-380с.;Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Автореф. Дис. ...д-ра пед. наук.- М., 2000. -51с. И др.
преподавателя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности учащегося по их достижению.
Любая педагогическая технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Итак, современную педагогическую технологию характеризуют следующие позиции:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведение любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
- ассоциативно-рефлекторная концепция обучения;
- концепция поэтапного формирования умственных действий;
- технология проблемно-деятельностного обучения;
- технология суггестопедии в обучении;
- технология проблемного обучения;
- технология программированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемно-модульного обучения;
- технология организации обучения в форме педагогических мастерских;
- технология проектного обучения;
- технология развития критического мышления обучающихся;
- технология проведения учебных дискуссий;
- технология учебной деловой игры;
- технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
- технология разноуровневого обучения и др.
Одним из условий внедрения современных педагогических технологий в процессе обучения курсантов является формирование и развитие у преподавателей умений и навыков проектирования и внедрения передовых технологий обучения курсантов.
Важно обратить внимание, на формирование и развитие следующих основных умений:
1) проектировочных:
- умения определять и задавать цели обучения: выделение цели деятельности; проектирование деятельности (инвариата); определение уровня интеллектуального развития обучаемых; прогнозирование развития курсантов в процессе обучения; выделение задач,
решаемых выпускниками вуза в ходе профессиональной деятельности и определение их предметноспецифического содержания; выбор обучающих воздействий, адекватных, общепознавательным и воспитательным целям обучения;
- умение определять содержание и объем учебного материала и составлять его в виде системы учебных элементов;
2) конструктивные:
- умения развертывать содержание учебного материала в наиболее оптимальной последовательности: определение научного начала в содержании изучаемого предмета; логическая обработка учебного материала; моделирование изложения содержания; построение блок-схем изложение учебной дисциплины; анализ блок-схем изложения учебной дисциплины; анализ блок-схемы и выявление наиболее эффективных вариантов логики изложения учебного курса;
В) организаторские:
- умение организовывать системы учебнопознавательной деятельности курсантов: определение границ учебно-познавательной деятельности курсантов; организация системы самостоятельной работы; проведение консультационной работы в процессе обучения; осуществление анализа результатов учебнопознавательной деятельности;
- умения подготовить и провести все виды учебных занятий в соответствии с поставленной целью;
Г) гностические:
- умения выбирать способы и средства обучения адекватные целям обучения: определять наиболее рациональную последовательность видов обучения; подготовка и использование в учебном процессе необходимых средств обучения; проектирование способов активизации мыслительной деятельности обучаемых;
Д) диагностические:
- умения объективно оценивать достижение поставленных целей обучения: выделение учебных элементов, усвоение которых будет контролироваться тем или иным видом контроля; подбор заданий по склонности; определение назначения контролируемого уровня усвоения учебного содержания; чередование различных видов контроля для установления уровня обученности и другое.
Постановка и решение второй задачи - активизация самосовершенствования преподавателей в области технологической подготовки в ходе опытноэкспериментальной работы показали, что непрерывное совершенствование процесса обучения на основе его технологизации обеспечивается, если преподаватели:
- постоянно стремятся к повышению профессионализма, комплектности в предмете преподавания, выделению его практической значимости;
- тщательно изучают требования руководящих документов, стремятся всячески применять их на практике;
- оперативно отражают в содержании учебной дисциплины новейшие достижения науки, практики, передовой опыт преподавания в вузе;
- хорошо знать специальную литературу, систематически посещают занятия своих коллег, особенно опытных преподавателей;
- постоянно и самостоятельно разрабатывают тексты лекций, подробные планы семинаров и других видов занятий, создают личный фонд дидактических материалов по всему курсу;
- формируют у обучаемых интерес к предмету преподавания, не завышая их объективной значимости;
- повышают учебно-познавательную активность обучаемых, развивает творческие способности;
- принимают конкретные меры по усилению практической направленности преподаваемого курса и обеспечению практической подготовленности курсантов.
Данным условием внедрения совершенных технологий обучения, повышения их значимости и эффективности, является целевая направленность технологий на формирование у курсантов системы качества знаний.
При определении элементов системы качеств знаний необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип интерактивности. Данный принцип является наиболее слабо использованным в разработке системы качеств знаний, позволяет сделать вывод о том, что можно выявить качества, которые несут в себе интерактивные функции. Такие качества не являются результатом механического слияния входящих в них компонентов, а представляют собой результат интеграции их свойств. Первым таким элементом необходимо считать действенность знаний. Действенность проявляется в умении применять знания при решении практических задач в общественно полезном труде, в жизни учебного коллектива, в общении с членами учебного коллектива, т.е. задач не только учебного, но и жизненного характера.
Если знания характеризуются действительностью, то они отличаются прежде всего осознанностью, проявляющейся в понимании усвоенных знаний.
Действенность интегрирует с таким качеством знаний, как полнота. Степень полноты усвоенных курсантами знаний определяет уровень действенности его знаний.
Существенным качеством знаний является прочность, которую, как и действенность, можно считать интерактивным качеством, поскольку она представляет собой целостную совокупность таких качеств, как осознанность, развернутость и свернутость знаний. Прочность знаний понимается как сохранение знаний в памяти курсантов.
Прочность предполагает способность субъекта, с одной стороны, выразить знания компактно, уплотнённо, но так, чтобы они представляли видимый результат, а с другой - раскрыть систему шагов, ведущих к сжатию, свертыванию знаний. Сначала при запоминании знания свертываются, схематизируются в сознании, а потом, при воспроизведении по-новому, развертываются.
Третьим интерактивным качеством является системность знаний, которая характеризует наличие в сознании курсантов структурных связей строения знания внутри научной теории.
Системность знаний предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических знаний. Систематичность в знаниях обучающихся не исключает непонимания ими иных связей -связей между законом и определением, введенным на его основе, между основными положениями теории и законом.
Системность знаний интегрирует и с таким качеством, как глубина, которая характеризует наличие в сознании обучающегося внутрикурсовых, внутрипред-метных и межпредметных связей. Структурнофункциональные связи есть системообразующие связи в содержании учебного предмета и являются «стержнем» этого содержания. Системность знаний интегрирует с конкретностью и обобщенностью. Имен-
но они дают возможность оценить сформированность системности знаний у обучающихся, так как умения раскрывать конкретные проявления обобщенного знания и подводить конкретное знание под обобщение характеризуют наличие в сознании учащегося структурно-функциональных связей.
Таким образом, системность знаний, как интерактивное качество есть результат взаимосвязи осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности.
Суть второго принципа состоит в том, что выявленные качества должны отражать функции знаний. Выделяют следующие функции знаний:
Знания служат основой представления о действительности. Поскольку все в мире системно, то и знания, описывающие многообразие форм окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленность его компонентов, должны быть системными.
Знания выполняют роль ориентира при определении человеком направления своей деятельности - практической и духовной. Для этого знания должны быть действенными.
Знания служат базой формирования отношения к объектам действительности. Для выполнения этой функции необходима прочность знаний, ибо без сформированного прочного знания о том или ином явлении не может возникнуть даже диффузная установка к нему.
Выявленные качества знаний имеют тесные связи между собой. Система качеств знаний - система динамичная, так как ни ее компоненты, ни она сама не остаются неизменимыми в течение обучения курсантов.
Формирование у курсантов системы качества знаний будет способствовать комплексное применение различных технологий обучения, при этом необходимо сосредотачивать внимание на решение следующих очень важных учебных задач:
Постоянно ставить каждого курсанта в ситуации выбора из множества вариантов именно те, которые выражают сущность, составляют основу, отражают все основные черты изученного явления;
Учить курсантов умениям показать логику, динамику, направления изменения какого - либо явления или процесса, выбрав из предложенных вариантов самые необходимые и расположив их в определенной последовательности;
Приобретать навыки и умения самостоятельного поиска и исправления ошибок в принятых решениях, ситуациях, определениях и т.д.
Учить курсантов умениям самостоятельного формулировать ответ на открытый вопрос;
Ставить курсантов в ситуации противоречивой направленности, определять и обосновывать оптимальные пути и решения выхода из сложных ситуаций;
Необходимым условием успешного внедрения современных технологий в процесс обучения курсантов является то, что всякое нововведение должно быть достаточно научно обоснованным, чтобы преподавание профессиональных основ той или иной науки, дисциплины не было подчиненно формальному признаку, чтобы в процессе обучения оптимально сочетались его фундаментальные и профессиональные составляющие.
Наконец, в каждом элементе процесса профессиональной подготовки должны осмысливаться постоянно
возникающие ситуативные (частные) дидактические и воспитательные задачи.2
Следующим уровнем внедрения современных технологий в процесс обучения курсантов является инте-грация3 всех педагогических и учебных коллективов по разработке новых технологий обучения, выбор оптимальных путей их реализации в учебном процессе, всестороннее обеспечение (научное, методическое, дидактическое, материальное и др.) процесс внедрения современных технологий стратегии обучения курсантов в вузе. Научное прогнозирование процесса обучения курсантов обусловлено квалификационными характеристиками специалистов. Они включают в себя содержание основных видов профессиональной деятельности специалиста и банк профессиональных ситуаций, которые должен уметь разрешать специалист той или иной профессии.4
Таким образом, внедрение современных технологий в процессе обучения курсантов в вузе является важным путём совершенствования процесса обучения курсантов. Соблюдение условий по внедрению современных технологий в процессе обучения курсантов позволяет протестировать и осуществлять технологическое обеспечение всех компонентов процесса профессиональной подготовки курсантов в вузе в соответствии с современными требованиями.
Список литературы:
Айсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты.-М.: Изд-во Адос Пресс,2002.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. -Ростов-на-Дону , 1972.- 346с.
2 См: Аксенов К.В. Формирование содержания военнопрофессиональной подготовки в ВУЗе / Тезисы докладов VI межрегиональной научной конференции «Молодежь и экономика». ВФЭУ. - Ярославль, 2002. -С 93-94; Руденко Ю.С. Формирование содержания и структуры учебной дисциплины в вузе (на материалах курса «Военная психология и педагогика»): Автореф. Дис. .канд. пед. наук. - М.: ГА ВС, 1995. -27 с.; Дитяткина Л.А. Конструирование межпредметных модулей обучения в процессе многоуровневой подготовки в учебных заведения профессионального образования: Дис. .канд. пед. наук. - СПб., 1998. -246с.; Кларин М.В. педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989. -80с.; Денисов А.Е. О технологии процесса обучения //Программированное обучение. - Киев, 1983. -126с.; Мартынов Л.С. Реализация интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы: Автореф. Дис. .канд. наукю - М., 2000. -22с.
3 См: Атутов П.Р. Интегрированная модель: возможности и пре-имущества//Школа. - 1995. - № 3. - С.74-79; Ахметгареев Р.А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. - Казань, 2000. -184с. И др.
4 Аксенов К.В. Модульное структурирование содержания военно-профессиональной подготовки в ВУЗе / Тезисы докладов всероссийской научно-технической конференции «актуальные вопросы разработки и внедрения высоких технологий в системы государственного и военного управления, образования, вооружения и военной техники. ЗРИ. -Ярославль, 2002. -С. 109-110; Быков А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2000. -54с.; Руденко Ю.С. Формирование содержания и структуры учебной дисциплины в вузе (на материалах курса «Военная психология и педагогика»): Автореф. Дис. .канд. пед. наук. - М.: ГА ВС, 1995. -27 с.; Дитяткина Л.А. Конструирование межпредметных модулей обучения в процессе многоуровневой подготовки в учебных заведениях профессионального образования: СПб., 1998. 246с.; пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. -М.: ВПА, 1975, -С. 55-110; Закорин Н.Д. некоторые подходы к реформированию высшего профессионального образования // Военная мысль. -1995. -№1; Горчакова В.Г. Формула профессионализма. - Челябинск, 1997. -С. 59-123; Денисов А.Е. О технологии процесса обучения // Программированное обучении. -Киев, 1983. -С. 77-126 и др.
Вдовюк В.И., Шабанов ГА. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурнологических схемах и таблицах. Учебное пособие.-М.: ВУ, 1996.
Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж, 5-9 октября 1998 г. -136 с.
Гершунский Б.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.-М.: Педагогика,
2006.-264с.
Literature list:
Aysmontas BB theory of learning. Schemes and tests. -M.: Publishing house ADOCEM Press, 2002.
Babansky JK Optimization of the learning process. -Rostov-on-Don, 1972. - 346s.
Vdovyuk VI, Shabanov GA. Pedagogy of the higher military schools: modern problems in structural logic diagrams and tables. Study posobie.-M.: Wu, 1996.
Gershunsky bG Computerization in education: problems and perspektivy.-M.: Pedagogy, 2006.-264s.
Higher education in the XXI century. Vision and Action. The World Conference on Higher Education. UNESCO. Paris, October 5-9, 1998 - 136 p.
Рецензия
на статью старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии Башлуевой Натальи Николаевны «Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов вузов системы МВД»
Необходимым условием успешного внедрения современных технологий в процесс обучения курсантов является то, что всякое нововведение должно быть достаточно научно обоснованным, чтобы преподавание профессиональных основ той или иной науки, дисциплины не было подчиненно формальному признаку, чтобы в процессе обучения оптимально сочетались его фундаментальные и профессиональные составляющие.
Проблемы управления качеством процесса обучения в учебных заведениях МВД России длительное время оставались и остаются предельно острыми для системы образования. Именно этим объясняется острота научных дискуссий, которые ведутся российскими учеными с конца 90-х годов. Несмотря на определенный прогресс в научном обеспечении решения вопросов обеспечения процесса управления обучением на различных уровнях, появляются новые сферы, требующие специфических форм и методов деятельности по обеспечению процесса обучения. Непосредственно это относится к органам внутренних дел, являющихся одним из важнейших субъектов по обеспечению безопасности.
Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения, имеют ряд специфических особенностей, среди которых следует отметить следующее:
Во-первых, многообразное понимание педагогической технологии, рассмотрение ее сущности и содержания в различных представлениях и понятиях. Педагогическая технология рассматривается как:
- область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеются связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
- совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).
- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию формообразования (ЮНЕСКО).
Несомненным достоинством работы является проведенный автором анализ опыта развития педагогических технологий в процессе обучения, систематизация исследований в этой сфере, их анализ, а также критический подход к существующей нормативно-правовой базе.
Предлагаемое автором определение педагогических технологий подчеркивает, что оно касается всех элементов, составляющих достаточно сложно структурированную систему процесса обучения. Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологий: процессуальный двусторонний
характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий.
На протяжении всей работы прослеживается логически верно построенная научная полемика, освещающая наиболее неоднозначные вопросы и не принижающая позицию самого автора, что в итоге позволило ему предложить варианты путей совершенствования процесса обучения курсантов системы МВД. Любая педагогическая технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, внедрение современных технологий в процессе обучения курсантов в вузе является важным путём совершенствования процесса обучения курсантов. Соблюдение условий по внедрению современных технологий в процессе обучения курсантов позволяет протестировать и осуществлять технологическое обеспечение всех компонентов процесса профессиональной подготовки курсантов в вузе в соответствии с современными требованиями.
Данная статья отвечает теоретическим и методическим требованиям и может быть рекомендована к публикации.
Начальник кафедры философских и экономических дисциплин кандидат экономических наук
И.Б.Рязанцева