ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 172-177 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):172-177
Политология и этнополитика
Научная статья УДК 32.019.51
doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-172-177
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНОЙ И ИНОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Олег Александрович Артюхин1, Людмила Леонидовна Иванова2
1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] 1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы противодействия радикализму в современной России, определяется роль образовательных учреждений в реализации современной российской политики по противодействию распространения идеологии экстремизма и терроризма, выявляются методологические особенности профилактики экстремизма в молодежной среде, анализируется динамика правонарушений и преступлений экстремистской направленности среди российской молодежи и предлагается инновационный инструментарий профилактики экстремизма в вузах.
Ключевые слова: экстремизм, государственная политика по противодействию экстремизма и терроризма, профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактические механизмы, профилактическая работа
Для цитирования: Артюхин О. А., Иванова Л. Л. Практическая деятельность вузов в организации системы противодействия радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 172-177. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-172-177
Politology and Ethnopolitics
Original article
PRACTICAL ACTIVITY OF UNIVERSITIES ON THE ORGANIZATION OF A SYSTEM OF COUNTERING RADICAL AND OTHER DESTRUCTIVE IDEOLOGY IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Oleg A. Artyukhin1, Lyudmila L. Ivanova2
1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected] 1Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the problems of countering radicalism in modern Russia, defines the role of educational institutions in the implementation of modern Russian policy to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism, identifies methodological features of
© Артюхин О. А., Иванова Л. Л., 2022
the prevention of extremism among young people, analyzes the dynamics of offenses and crimes of extremist orientation among Russian youth and offers innovative tools for the prevention of extremism in universities.
Keywords: extremism, state policy on countering extremism and terrorism, prevention of extremism among young people, preventive mechanisms, preventive work
For citation: Artyukhin O. A., Ivanova L. L. Practical activity of universities in the organization of the system of countering radical and other destructive ideology in the youth environment. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):172-177. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-172-177
Проблема распространения идеологии экстремизма и терроризма, особенно в молодежной среде, становится особенно актуальной в условиях трансформации современного миропорядка, эскалации международной напряженности и повышения конфликтогенности современных социально-политических процессов. Отмечается рост социальной, национальной и расовой нетерпимости, активизация деятельности запрещенных во многих странах мира экстремистских организаций, ряд бесчеловечных и масштабных террористических актов, что свидетельствует о радикализации современного политического процесса. Поэтому одним их приоритетных направлений устойчивого развития политической системы современной России в XXI веке становится обеспечение глобальной безопасности.
Глобальные трансформации влекут по мнению ряда экспертов усиление тотальных рисков во всех сферах общественной жизни. Для обеспечения глобальной безопасности необходимо учитывать реалии современного мира, связанные с рядом опасностей, в числе которых проблема противодействия экстремизма, как одна из сложно искореняемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия, приобретает новые качества. Это связано в том числе и с теми геополитическими потрясениями и переломами, которые сегодня вызвали неопределенность будущего и неизбежное обострение противоречий, вызванных ценностными деформациями. Усилия международного сообщества по установлению конструктивного диалога между разными людьми, общностями и государствами, привели в выработке норм и принципов гуманистического характера, которые зафиксированы в нормативных документах международного и национального уровней.
Проблема противодействия экстремизму и терроризму должна решаться на всех уровнях осуществления публичной власти, поэтому активная деятельность органов власти в законотворческой и профилактической противоэкстремистской деятельности, детерминированная опасностью и деструктивностью феномена экстремизма, демонстрирует особую значимость этой проблемы и в нашем государстве. Принятая в Российской Федерации Стратегия национальной безопасности1, относит деятельность террористических и экстремистских организаций к основным угрозам государственной и общественной безопасности. От проявлений экстремизма не застрахован, к сожалению, никто, ни человек, умудренный жизненным опытом, ни подросток.
В современных реалиях слова Н.М. Карамзина о том, что для обеспечения безопасности государству необходимо не только физическое, но и нравственное могущество[1], звучат особо актуально, т.к. проблемы, характерные для российского общества в период общественно-политических изменений, становятся специфической основой для долговременных стратегических жизненных установок и ценностных ориентаций, что, в первую очередь, оказывает влияние на молодое поколение. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов у наиболее подверженной деструктивному влиянию части молодежи легко формируются радикальные взгляды и убеждения. Это связано, с одной стороны, тем, что молодежь в силу особенностей восприятия является частью общества, наиболее предрасположенной к экстремистской идеологии, в силу чего оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей. С другой, с возрастанием негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества [2]. Следовательно, «экстремизм в молодежной среде можно считать одной из важных проблем, требующих не только внимания со стороны государства,
1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
но и принятия конкретных мер по предупреждению экстремизма среди молодежи» [3]. В силу этого важным направлением государственной политики является профилактика, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
17 июня 2022 г. в ЮРИУ РАНХиГС прошла научно-практическая конференция с международным участием «Идеология терроризма и меры противодействия ее распространению». Мероприятие проходило в рамках «Воронцовских чтений» памяти профессора С.А. Воронцова. На конференции отмечалось, что несмотря на усилия государства и общества в последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодежь. Отмечается и рост правонарушений экстремистской направленности.
В рамках конференции проводилось исследование, в ходе которого выявлена динамика преступлений экстремистской направленности. Результаты исследования коррелируют со статистическими данными, представленными Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зафиксировавшей увеличение количества указанных преступлений практически вдвое (с 656 в 2010 году до 1057 в 2021)1 (рис. 1)
Рис. 1. Динамика преступлений экстремистской направленности в Российской Федерации Fig. 1. Dynamics of extremist crimes in the Russian Federation
Результаты анализа динамики преступлений экстремистской направленности актуализируют роль профилактики экстремизма, где субъектами выступают в том числе и образовательные учреждения, которые предпринимают меры воспитательного и пропагандистского характера в работе с молодежью. Профилактика молодежного экстремизма представляет собой комплекс мер, направленных с одной стороны на выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию угроз экстремизма, а также способствующих им условий; с другой -выявление в молодежной среде групп повышенного риска и проведение профилактических мероприятий.
1 Показатели преступности в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIcrimestat.ruIoffenses_chart 174 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3)
Особое значение приобретает профилактика экстремизма во всех образовательных организациях. В отношении вузов можно с уверенностью заявить о системной работе, в которую включены руководящий, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный состав, а также обучающиеся. Максимального результата можно добиться только при проведении многовекторной профилактической работы: диагностической, информационной, коррекционной.
С целью получения максимального эффекта от профилактической и превентивной работы с вузовской молодежью следует учитывать факторы, оказывающие влияние на зарождение экстремистских идей и желания молодежи связать свою жизнь с террористическими организациями. К таким факторам можно отнести:
- влияние родственников, имеющих радикальные убеждения;
- влияние малых групп, членами которой являются молодые люди;
- влияние авторитетных взрослых из круга общения (в том числе лидеров молодежных движений, представителей спортивных или творческих секций, преподавателей и др.);
- личностные психологические установки молодых людей;
- психическое напряжение, стресс и т.д.
Важно понимать, что профилактика экстремистских настроений в молодежной среде требует серьезного планирования. Она не терпит хаоса. В данную работу должны быть включены все субъекты профилактики этого явления, поскольку только совместными усилиями мы сможем выработать в молодежной среде непринятие подобного рода идей. Молодежь имеет большой творческий и гражданский потенциал, который в условиях благоприятного экономического и социально-политического развития, может стать основой для формирования и укрепления сил, направленных на предотвращение угроз национальной безопасности нашей страны.
Исходя из указанных факторов очень важно грамотно организовать профилактическую работу в вузе сразу по нескольким направлениям: научно-исследовательском, культурно-просветительском, патриотическом, психологическом и т.д.
К примеру, в направлении раннего выявления лиц, склонных к экстремизму, среди студентов первокурсников в Южно-Российском институте управления РАНХиГС ежегодно осуществляется исследование по методике диагностики диспозиций насильственного экстремизма Д.Г. Давыдова и К.Д. Хломова [4], результаты которого с высокой надежностью позволяют выявить группы риска среди вновь поступивших студентов, что позволяет администрации вуза и кураторам учебных групп оперативно организовать коррекцию и профилактику, а также определить целевые ориентиры для воспитательной работы со студентами. Так, было установлено, что по показателю «Протестная активность» число лиц, находящихся в группе риска в 2021 году стало меньше почти на 4 процента по сравнению с предшествующим годом [5]. Это произошло благодаря системности информационно-правовой и воспитательной работы, реализуемой в ЮРИУ РАНХиГС. Данные, полученные в ходе диагностики, позволяют оперативно организовать коррекцию и профилактику, а также определить целевые ориентиры для воспитательной работы со студентами, которые показали наиболее тревожные результаты. В подобную работу включается и психологическая служба вуза, и непосредственные кураторы, и профессорско-преподавательский состав вуза.
Информационный вектор профилактической работы представлен различными мероприятиями: традиционные беседы, памятки по противодействию экстремизму, конкурсы плакатов, обсуждение фильмов, популярной музыки, событий, происходящих в стране и мире, игры (квизы, викторины, «Крокодил» и т.д.), проектная работа, дебаты, дискуссия Джеффа, Science Slam, конференции, медиатоны, конкурсы социальной рекламы и других.
Важную долю работы в рамках профилактики радикальных настроений в студенческой среде выполняет студенческий совет, вовлекающий студенческую молодёжь в ежегодный культурно-образовательный проект «Фестиваль культур», который проводится в целях взаимообогащения культур, воспитания интереса, любви и уважения к представителям разных национальностей через знакомство с их традициями и обычаями.
Опыт профилактической работы в Южно-Российском институте управления - филиале РАНХиГС показал успешное использование формата PECHA KUCHA, целью которого было создание сценариев профилактических мероприятий по противодействию идеологии экстремизма в молодежной среде. Суть формата - в подготовке презентаций из 20 слайдов, которые должны быть представлены за 6 минут 40 секунд. Для наилучшего профилактического эффекта
работа была проведена в виде конкурса презентаций между несколькими командами. Эффект соревновательности позволил студентам максимально включиться в работу по созданию сценариев профилактических мероприятий для молодежи, творчески подойти к составлению и представлению презентаций.
Активное обсуждение и подготовка докладов для презентации своих сценариев позволили участникам научиться чувствовать время, сосредотачиваться на главном, развить ораторские способности, творческие качества.
Результаты командной работы были представлены в проектах с «говорящими» названиями: «8тарт гуманизму! 8топ экстремизму!», «Экстремизм как главный порок общества», «Психопрофилактика экстремистских деструкций», «Я люблю свою родину!», «Эпицентр». Проекты, подготовленные студентами, вызвали оживлённую дискуссию в аудитории, что свидетельствует о том, что они могут использоваться в профилактической работе в формате «равный равному».
Важным направлением превентивной работы в рассматриваемой нами сфере является повышение квалификации педагогического состава, в целях получения новой профессиональной компетенции, которая позволяет осуществлять организацию мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму.
Специальным службам профилактики негативных проявлений в студенческой среде (в числе которых отдел по воспитательной работе, психологическая служба и служба безопасности) следует проводить профилактические мероприятия со всеми студентами, при этом особое внимание уделять студентам из группы риска, к которым можно отнести студентов склонным к девиантному поведению, студентов из неблагополучных семей, а также семей с предельно низкими, а также весьма внушительными доходами, поскольку одни могут погнаться за «длинным рублем», а другие в силу вседозволенности и безнаказанности могут воспринять экстремизм как нормальное явление; студентов с имеющимися расстройствами психического поведения; представителей молодежных субкультур и т.д.
При организации профилактической работы важно учитывать неоднородность студенческих настроений. В данном аспекте следует выделять как минимум два направления работы:
1. Профилактическая работа со студенческими группами с отсутствием экстремистских наклонностей. Как правило трудностей при работе с данной категорией студентов не возникает, они добровольно включаются в социально-психологическую работу в силу отсутствия агрессивных антисоциальных настроений.
2. Профилактическая работа со студентами из группы риска. В данном случае важен поиск нестандартных методов работы, индивидуальный подход к студентам, поиск точек соприкосновения с целью установления доверительных отношений с сотрудником службы безопасности вуза и с сотрудником психологической службы с целью переубеждения молодого человека в его радикальных взглядах.
Несомненно, в профилактике экстремистских проявлений важно осуществлять планомерную и комплексную работу, учитывая социальные и возрастные особенности обучающихся.
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что роль профилактической работы по противодействию экстремизму особенно велика в образовательных учреждениях высшего образования, где, по сути, происходит политическая социализация молодежи. Поэтому для повышения эффективности данной работы необходима системность и активное внедрение инновационных методов и методик в образовательный и воспитательный процессы.
Список источников
1. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Примечания Ю.С. Пивоварова. М.: Наука, 1991. 128 с.
2. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Яланский А. П., Стельмах С. А. Правовое обеспечение информационной безопасности детей и подростков в интернете // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 120-124.
3. Загиров Э. З. Воспитание патриотических ценностных ориентаций как фактор формирования готовности курсантов к противодейс твию экстремизму // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск Национальной гвардии. 2022. № 2 (19). С. 96-101.
4. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. № 1. С. 78-97.
5. Ярошенко Г.В., Белуженко О.В. Сравнительный анализ склонности к экстремизму студентов-первокурсников гуманитарного вуза с инвалидностью и без ограничений по здоровью / В сборнике: Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 233-237.
References
1. Karamzin N. M. A note on ancient and new Russia in its political and civil relations. Notes by Y.S. Pivovarov. M.: Nauka, 1991. 128 p. (In Russ).
2. Averin A.N., Ponedelkov A.V., Yalansky A.P., Stelmakh S.A. Legal provision of information security of children and adolescents on the Internet. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki = Humanities, socio-economic and social sciences. 2021;(3): 120-124. (In Russ).
3. Zagirov E. Z. Education of patriotic value orientations as a factor in the formation of cadets' readiness to counter extremism. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voisk Natsional'noi gvardii = Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. 2022;2(19):96-101. (In Russ).
4. Davydov D. G., Khlomov K. D. Methods of diagnosing dispositions of violent extremism. Psikho-logicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2017;1(17):78-97. (In Russ).
5. Yaroshenko G. V., Beluzhenko O. V. Comparative analysis of the propensity to extremism of first-year students of a humanitarian university with disabilities and without health restrictions. In: Socio-pedagogical support of persons with disabilities: theory and practice. Collection of articles based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference. Simferopol, 2021;233-237. (In Russ).
Информация об авторах
О. А. Артюхин - канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ
РАНХиГС; доцент кафедры «Теория и история государства и права» ДГТУ;
Л. Л. Иванова - канд. полит. наук, доц. кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
O. A. Artyukhin - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA; Associate Professor of the Department «Theory and History of State and Law» of Don State Technical University; L. L. Ivanova - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 06.09.2022.
The article was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 05.09.2022; accepted for publication 06.09.2022