Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВАЯ ШКОЛА / TERRORISM / EXTREMISM / CRIME PREVENTION / YOUTH / LAW SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Светлана Алексеевна, Молодцов Константин Максимович

Статья посвящена изучению влияния преступлений террористического и экстремистского характера на институт конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, характеристике нормативной базы по противодействию экстремизму и терроризму, рассмотрению института профилактики преступлений данной направленности. Цель статьи - показать преимущества такого способа профилактики, как Правовая школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT AS A WAY TO ENSURE THE INTEGRITY OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the influence of crimes of a terrorist and extremist nature on the institution of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, a description of the regulatory framework for countering extremism and terrorism, and consideration of the institution of crime prevention in this area. The purpose of the article is to show the advantages of such a method of prevention as the Law School.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.346

Орлова С.А.1 Молодцов К.М.2

профилактика идеологии экстремизма и терроризма в молодёжной среде как способ обеспечения целостности конституционного строя российской федерации

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния преступлений террористического и экстремистского характера на институт конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, характеристике нормативной базы по противодействию экстремизму и терроризму, рассмотрению института профилактики преступлений данной направленности. Цель статьи - показать преимущества такого способа профилактики, как Правовая школа.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, профилактика преступлений, молодежь, Правовая школа.

Orlova S.

Molodtsov K.

PREVENTION OF THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT AS A WAY TO ENSURE THE INTEGRITY OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article is devoted to the study of the influence of crimes of a terrorist and extremist nature on the institution of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, a description of the regulatory framework for countering extremism and terrorism, and consideration of the institution of crime prevention in this area. The purpose of the article is to show the advantages of such a method of prevention as the Law School.

Keywords: terrorism, extremism, crime prevention, youth, Law School.

Признание Российской Федерацией человека, его прав и свобод, высшей ценностью, является неотъемлемой частью демократического государства и накладывает на Россию обязанность признания, соблюдения, а также защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Террористическая и экстремистская деятельность запрещенных в России организаций направлена на наруше-

ние единства и территориальной целостности страны, на дестабилизацию внутриполитической обстановки. По мнению В.А. Бурковской, терроризм нарушает главное право человека - право на жизнь [1, с. 4]. Изучение способов профилактики вовлечения молодежи в указанные организации является актуальной задачей современной науки.

Проблема противодействия терроризму

1 Орлова Светлана Алексеевна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Руководитель Правовой школы, Ивановский филиал РАНХиГС, г. Иваново, e-mail: [email protected], т. +7(4932)30-03-46

Svetlana Orlova, Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Head of the Law School, Ivanovo Branch of RANEPA, Ivanovo, e-mail: [email protected],. +7(4932) 30-03-46

2 Молодцов Константин Максимович, студент 2 курса, направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, Ивановский филиал РАНХиГС, г. Иваново, e-mail: [email protected], т. +(4932)30-03-46

Konstantin Molodtsov, 2nd year student of the direction of preparation 40.03.01 Jurisprudence, Ivanovo Branch of RANEPA, Ivanovo, e-mail: [email protected], tel. + (4932)30-03-46

наиболее остро встала перед Россией в 1990-е годы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) осуществление борьбы с преступлениями данной направленности было возложено на Федеральную Службу Безопасности России, ее территориальные подразделения. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» № 338 от 7 марта 1996 г. (утратил силу), в структуре ФСБ была сформирована специальная структура - Антитеррористический центр (Центр специального назначения ФСБ России) - служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Оказывать противодействие проявлениям терроризма в Российской Федерации кроме ФСБ, были призваны такие органы, как Следственный комитет РФ, Прокуратура РФ, МВД, Минюст, МЧС, Национальный антитеррористический комитет РФ и многие другие органы.

Нормативные правовые акты, принятые в 1990-х годах, через 10 лет были заменены новым Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [2]. В статье 3 указанного закона терроризм определялся, как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2].

Понятие экстремизма сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 02.12.2019 № 421-ФЗ) [3]. В нем указывается, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». Экстремизмом признается публичное оправдание терроризма; возбуждение и пропаганда социальной, расовой, национальной или религиозной розни и совершение преступлений по этим мотивам; нарушение прав и свобод человека по причине его принадлежности к определенной расе, национальности или религии. В понятие экс-

тремизма входят такие деяния, как нарушение избирательных прав граждан, соединенные с насилием или угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных организаций, сопряженное с насилием или угрозой насилия. В перечень деяний, относящихся к экстремистским, входит использование нацистской или схожей с ней символики и атрибутики, за исключением случаев, когда она используется в противоположных целях, для формирования негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма. Публичные призывы к совершению перечисленных выше деяний, их организация или подготовка к ним, в том числе предоставление соответствующей учебной литературы и т.д., подстрекательство к ним, а также их финансирование также относится к экстремизму. Публичное заведомо ложное обвинение в экстремизме должностного лица в период исполнения им своих обязанностей, также вошло в состав понятия «экстремизм» [3].

Следует заметить, что в редакции закона от 2 декабря 2019 года законодатель уточнил, что использование нацистской или схожей с ней символики или атрибутики, не является экстремизмом, если направлено на формирование негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма. Одним из принципов противодействия экстремистской деятельности признается взаимодействие государства с институтами гражданского общества (ст. 2), а принятие профилактических мер признано, наряду с другими, основным направлением такого противодействия (ст. 3). [3].

Нормативная база, регулирующая деятельность правоохранительных органов РФ по противодействию экстремизму и терроризму, сформировалась в 1990-2000 годах. Так, помимо Уголовного кодекса РФ, устанавливающего ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности, и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в России были приняты: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О

противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753), другие федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ и т.д. Уголовные дела о террористических преступлениях с 1 января 2015 года подсудны военным судам.

Экстремизм и терроризм являются одной из наиболее сложных проблем современной России. Радикальные взгляды и убеждения формируются в молодежной среде под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов. Как отмечал М.Я. Яхьяев, питательной средой для развития идеологии и практики экстремизма является резкое имущественное расслоение российского общества, социальная несправедливость и нищета, отчужденность основной массы населения от власти, невозможность реализации прав и свобод, провозглашенных в Конституции РФ [6]. Основной проблемой является отсутствие у молодежи прочных идео-

Таким образом, в России сложилась за последние десятилетия система государственных органов и нормативная база по противодействию террористической деятельности. Аналогичная система действует и в отношении преступлений экстремистской направленности. Как указывала Ю.В. Стригуненко, «важными задачами, стоящими перед государственными органами в сфере противодействия экстремизму, являются получение, сосредоточение, регистрация и оценка информации, относящейся к проявлениям экстремизма, и принятие мер по их пресечению» [4, с. 74]. Правоохранительными органами осуществляется регистрация преступлений террористической и экстремистской направленности. Количество таких преступлений неуклонно растет. Это видно из приведенной ниже таблицы 1.

логических установок. Именно поэтому молодые люди вливаются в ряды террористических и экстремистских организаций.

По данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, как было показано выше, за 2018 год выявили 1265 преступлений экстремистской направленности и 1679 преступлений террористического характера. Следует подчеркнуть, что большую часть лиц, совершивших данные деяния, составили молодые люди в возрасте до 35 лет.

Государство различными методами противодействует преступлениям террористической и экстремисткой направленности, создает условия

Таблица 1. Количество зарегистрированных преступлений экстремистской и террористической направленности за последние 10 лет [5]

Всего зарегистрировано преступлений экстремистской направленности Не раскрыто Зарегистрировано Не раскрыто

Год преступлении преступлений преступлений

экстремистской террористического террористического

направленности характера характера

2009 548 57 654 87

2010 656 75 581 118

2011 622 98 622 117

2012 696 106 637 117

2013 896 109 1382 552

2014 1034 382 1128 339

2015 1329 815 1538 758

2016 1450 161 2227 1349

2017 1521 177 1871 1039

2018 1265 123 1679 791

для снижения их количества, старается решить те проблемы, которые ведут к развитию экстремистской идеологии. Разработана система Национальных и федеральных проектов, приоритетных программ и проектов, призванная развивать человеческий капитал (здравоохранение, образование, демографию, культуру), комфортную среду для жизни и способствовать экономическому росту на период до 2024 года. Программа мер, предпринимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, приводящих к устранению причин, способствующих совершению преступлений террористической и экстремистской направленности, подробно изложена в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 [7].

В «Стратегии» деятельность террористических и экстремистских организаций названа в числе основных угроз государственной и общественной безопасности России (п. 43), а профилактика преступности среди несовершеннолетних считается одной из важнейших задач в работе правоохранительных органов и специальных служб (п. 45). Отмечается, что идет выработка механизмов выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма и различных форм экстремизма, вербовки граждан РФ в зарубежные террористические организации, осуществляется нейтрализация межнациональных конфликтов (п. 47) [7].

Необходимо согласиться с положением «Стратегии» о том, что эффективным способом предотвращения соответствующих преступлений является их профилактика. Она может осуществляться не только государственными органами или органами местного самоуправления, но и общественными организациями, иными институтами гражданского общества. Как отмечает Д.Д. Инаева, профилактика должна в первую очередь проводиться в молодежной среде. Необходимо изменить правовую психологию молодых людей, добиться отрицательного отношения к самой идее о том, что своих целей можно добиваться путем совершения террористических актов [8, с. 336].

Молодёжь не защищена от угрозы сильного негативного воздействия в сети Интернет. Итогом этого воздействия становится рост числа преступлений, совершённых молоды-

ми людьми на национальной или религиозной почве. Очевидно, что необходимо вести разъяснительную работу среди молодёжи об опасности вербовки, осуществляемой подобным образом, при этом демонстрируя уважительное отношение к мнению и позиции молодых людей. Таким образом, данная социальная группа сможет почувствовать, что ей доверяют и прислушиваются к её мнению.

Одной из организаций, содействующих правоохранительным органам в противодействии терроризму и экстремизму, стала созданная по Постановлению Губернатора Владимирской области от 24.01.2012 № 50 «Правовая школа Владимирской области по профилактике терроризма и экстремизма среди молодёжи» [9]. Ее деятельность направлена на реализацию положений Концепции региональной информационной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму, утверждённой Указом Губернатора области от 15.04.2011 № 11 и осуществляется на общественных началах [10].

Преимуществом способа профилактики терроризма и экстремизма в молодёжной среде, используемого во Владимирской области, является то, что информация при проведении профилактики, поступает от молодого человека (например, студента Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) к молодому человеку (обучающемуся школы, колледжа и т.д.). Это позволяет эффективнее доносить информацию до слушателя [11]. Отделения Школы имеются во всех районах Владимирской области.

«Правовая школа по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде» существует при Ивановском филиале РАНХиГС. Правовой школой осуществляется профилактика вовлечения представителей молодежной среды в экстремистские и террористические организации, формируется правосознание и правовая модель поведения в области межэтнических и межконфессиональных отношений. Профилактические занятия проводятся в интерактивной, лекционной и игровой формах студентами Академии, преимущественно первого курса. Это позволяет донести сложную информацию в доступной для детей и подростков форме. Участниками Правовой

школы создаются обучающие и профилактические видеоролики, видеоуроки, способствующие визуализации сложных правовых тем и изложению их в юмористической и наглядной форме. Разнообразие сценариев, разработанных с учетом возрастной психологии, позволяет проводить профилактическую работу в группах от семи до восемнадцати лет.

Считаем, что возможно распространить опыт Владимирской и Ивановской Правовых школ на территории других субъектов Российской Федерации, развивать там подобные способы профилактики. Наладить соответствующую профилактическую работу среди обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений можно за достаточно короткий период времени. Например, Правовой школе Ивановского филиала РАНХиГС понадобилось для этого несколько недель.

Итак, терроризм и экстремизм являются преступлениями против общественной безопасности, общественного порядка, государственной власти, и являются угрозой для конституционного строя РФ. Деструктивные организации пытаются вовлекать молодежь в свои ряды, навязывать им опасные, радикальные идеологии, которые могут подвергать угрозе конституционные права и свободы граждан нашей страны. Развитие информационных технологий открывает для данных организаций новые возможности и способы вербовки населения. Гражданское общество и правоохранительные органы способны существенно сократить количество преступлений террористического характера и экстремистской направленности с помощью профилактики данных видов преступлений.

библиографический список

1. Бурковская, В.А. Уголовное преследование терроризма / В.А. Бурковская, Е.А. Маркина, В В. Мельник. - М.: Юрайт, 2008. - 160 с. - URL: http://bookfl.net/book/633971

2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. - .2006. - № 11. - Ст. 1146.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031; Российская газета. - 5 декабря 2019. - № 275(8033).

4. Стригуненко, Ю.В. Роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму / Ю.В. Стригуненко // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2011. - С. 74-79. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/rol-pravoohranitelnyh-organov-v-protivodeystvii-ekstremizmu/

5. Генеральная Прокуратура Российской федерации. Портал правовой статистики. — URL: http://crimestat.ru/

6. Яхьяев, М.Я. Факторы воспроизводства экстремизма и терроризма в современной России: комплексный анализ / М.Я. Яхьяев // Исламоведение. - 2016. - № 3. - С. 26-39. - URL: http://rusrand.ru/analytics/faktory-vosproizvodstva-ekstremizma-i-terrorizma-v-sovremennoy-rossii-kompleksnyy-analiz/

7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 - Ст. 212.

8. Инаева, Д. Д. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде / Д. Д. Инаева // Молодой ученый. - 2017. - № 1. - С. 334-336. - URL: https://moluch.ru/archive/135/37941/

9. Постановление Губернатора Владимирской области от 24.01.2012 № 50 «Об утверждении Положения о правовой школе по профилактике экстремизма среди молодёжи» // Газета «Владимирские ведомости». - 28.01.2012. - № 14.

10. Указ Губернатора Владимирской области от 15 апреля 2011 года № 11 «О концепции региональной информационной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму» // Газета «Владимирские ведомости». - 20.04.2011. - № 90.

11. Быба, А.И. Опыт работы Правовой школы Владимирской области по профилактике экстремизма среди молодежи / А.И. Быба. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-raboty-pravovoy-shkoly-vladimirskoy-oblasti-po-profilaktike-ekstremizma-sredi-molodezhi/viewer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.