17. Chumarina G.R. Capacity and nature of linguistic samples and corpora data in language training / Chumarina G.R. II Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества:Материалы IV международной научно-практической конференции. -2017. -С. 191-196.
УДК 740
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ, ИХ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
студент Жебеленко Виктория Вячеславовна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
Постановка проблемы. Дети с нарушенным зрением или вообще с отсутствием этого анализатора должны понимать, что они такие же такие же члены общества, как и лица, не имеющие дефект. Принятие самих себя со сложившейся новой своеобразной психологической системой, а также включение в общественную полноценную деятельность людей, которые полностью или частично потеряли зрение.
Изложение основного материала исследования.
Цели:
1. Определить и дифференцировать понятия и особенности познавательных процессов у детей с нарушением зрения.
2. Рассмотреть понятия внешних и внутренних взаимодействий с целью адаптации и социализации детей с нарушением зрения.
Методы исследования:
- Изучение разнообразных источников информации.
- Анализ полученных сведений.
- Классификация познавательных процессов.
- Построение гипотезы.
Глаза - это окно в жизнь, а зрение - его проводник. А что делать, если это окно отсутствует? У детей с нарушением зрения затруднено развитие познавательных процессов.
У людей с нарушением зрения создается новый, совершенно иной тип развития. Л.С. Выготский писал, что если бы слепые общались только со слепыми, без всякого отношения с нормально видящими людьми, могла бы появиться особая порода людей.
Огромную роль в общении людей играют внешние взаимодействия личности с окружающим миром, с которым она контактирует благодаря познавательным процессам.
Познавательные процессы тесно связаны с человеческой деятельностью, они обеспечивают ее эффективность, позволяют человеку ставить цели и продумывать содержание предстоящей деятельности, предвосхищать ее пути, предвидеть результаты действий, корректировать их.
Внешние взаимодействия слепых - социальное приспособление к жизни, ощущение себя личностью, имеющей равные возможности с лицами без нарушения зрения. Слепые дети отличаются только тем, что их развитие идет по другому пути, с опорой на остаточные сенсорные анализаторы, которые обеспечивают внутренние взаимодействия, то есть особенности познавательных процессов слепых детей, ничем не отличаются от особенностей детей с нормальным зрением.
Одним из самых важных, если касаться познавательных процессов, является внимание. Внимание - это сосредоточение и направление сознания на определенные источники информации. У слепого ребенка плохо сформирован этот процесс, так как ограничены особенности впечатлений. Процесс восприятия замедлен и происходит при помощи осязания или нарушенного зрительного анализатора. Это показывает низкий темп переключения внимания, который проявляется в недостаточности образов и в снижении объема и устойчивости внимания.
Для успешного выполнения любого вида деятельности необходимо развитие соответствующих свойств внимания. Например, при выполнении обучающей деятельности важным условием является произвольность организации внимания, развитие сосредоточенности и устойчивости внимания. Слепого в состоянии внимания характеризуют маскообразное выражение лица, зафиксированное положение, которое способствует лучшему восприятию на слух.
Слепому и слабовидящему для компенсации зрительной недостаточности нужно активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных анализаторов. Например, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Ощущение - это психический процесс, состоящий в проявляющихся свойствах отражения источников информации, которые взаимодействуют с сенсорными анализаторами. Только при помощи ощущений начинается отражение реальности. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела, узнать о таких свойствах предметов, как запах, шероховатость, твердость и т.п. Например, зрительные ощущения дают человеку возможность узнать о цветовой гамме предметов, их размер, пропорции, конструкцию, объем, расположение в пространстве. Сенсорная система — это совокупность всех сохранных органов чувств, которая позволяет организму производить чувственное познание, получать информацию от внешних источников окружающей среды. Различные виды чувств являются средством познания окружающего мира. Они пробуждают в личности ощущения, восприятие, представления.
Например, при полной слепоте главным представлением предметного мира становится осязание. Оно взаимодействует со всеми сенсорными анализаторами. У слепых, которые имеют остаточное зрение, а также слабовидящих, зрительное восприятие компенсируется благодаря кожным ощущениям на кончиках пальцев рук.
Такие с помощью этого могут различать цвета. Этот процесс происходит благодаря так называемому «видению цвета», так как феномен кожного «видения» известен уже давно.
Восприятие - это пропускание через себя предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств, непосредственно действующих на чувственные анализаторы. Когда мы приходим в школу, садимся за парту, мы видим ее цвет, форму, чувствуем твердость дерева, ее поверхность, тактильно определяем отдельные свойства парты. Благодаря этому у нас возникает образ парты целиком.
Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении ощущения света, сужении поля зрения резко отличается от восприятия видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения.
Необходимо использовать технические средства для компенсации нарушения зрения. Значение их заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить объем информации, к объему той, которую получает нормально видящий.
Восприятие предмета тесно связано с его осмыслением, пониманием его сущности.
Память - это воспроизведение прошедшего опыта человека. Без его сохранения человек не мог бы ориентироваться в окружающем мире, он, по словам И.М. Сеченова, оставался бы «постоянном положении новорожденного».
Память предполагает очень сложный и беспрерывный процесс запоминания и воспроизведения любого материала.
Процесс запоминания у людей с нарушенным зрением или его отсутствием подчиняется таким же закономерностям, которые имеют место в норме.
Запоминание можно определить как процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений впечатлений. Однако в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, с чем человек взаимодействует.
Мышление - это процесс, один из высших чувственных познаний. С помощью него человек узнает частности и другие моменты о предметах и явлениях, которые недоступны ощущению и восприятию. Они составляют его внешние взаимодействия.
Речь основывается на мышлении. Она выступает как носитель мысли и средство общения, внешним взаимодействием. Речь и мышление являются внутренним взаимодействием человека.
Мышление детей с нарушением зрения имеет высокий уровень. У детей с дефектами зрения, особенно у полностью слепых, из-за ограниченного чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ухудшаются возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Предметы, неизвестные и малоизученные, часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в абстрактном приобретении знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность незрячих и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных и логических компонентов, мышление развивается с помощью чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.
Воображение тесно связано с мышлением. В обоих случаях осуществляется опережающее отражение действительности. Задача воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности.
Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для людей без нарушения зрения. Преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.
Ни один образ воображения не может быть создан без опоры на представления, без опоры на реальность. Точкой опоры для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире опыт человека, тем богаче будет и его воображение.
Выводы. При выпадении одного какого-нибудь органа восприятия другие как бы заступают его место и начинают исполнять такие функции, которые не исполняются ими обычно у нормального человека. Слепой узнает при помощи руки о вещах больше, чем зрячий.
Осязание слепых испытывается на элементарно простых осязательных ощущениях, оно не обнаруживает значительного отличия от чувства нормальных людей.
Воспитание слепого ребенка следует ориентировать не на дефект, а на нормальное состояние абсолютно здорового человека. "Сначала личность, а уж потом его особенности и потребности" — это лозунг научной психологии слепых, в котором определяется, прежде всего, общая психология нормального человека и уж потом специальная психология слепых.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению развития познавательных процессов у детей с нарушением зрения, их адаптации в современном мире, умению приспосабливаться к окружающей среде с помощью компенсаторных анализаторов, а также принятию самого себя как личность, используя свои внешние и внутренние взаимодействия с обществом и самим собой. В статье рассматриваются понятия познавательных процессов, таких как внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение с целью компенсации отсутствующего или нарушенного органа зрения и вовлечение в деятельность вышеуказанных лиц при помощи коррекции путей развития всех взаимосвязанных психических функций.
Ключевые слова: познавательные процессы, компенсация, зрительный анализатор, сенсорный, внешние взаимодействия, внутренние взаимодействия, окружающая среда.
Annotation. The article is devoted to the considération of the development of cognitive processes in children with visual impairments, their adaptation in the modem world, the ability to adapt to the environment with the help of compensatory analyzers, as well as self-acceptance as a person, using their external and internai interactions with society and oneself. The article discusses the concepts of cognitive processes, such as attention, sensation, perception, memory, thinking, speech, imagination in order to compensate for the missing or impaired organ of vision and involvement in the activities of the above persons by correcting the development paths of ail interrelated mental functions.
Keywords: cognitive processes, compensation, visual analyzer, sensory, external interactions, internai interactions, environment.
Литература:
1. Выготский Л.С. «Основы дефектологии», M., Педагогика, 1983, С. 72-76
2.Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
3. Литвак А.Г. «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод, аспекты реабилитации» — Л., 1982.
4Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П., «Практикум по тифлопсихологии», М., 1989, С. 44-107
5. Лукашевич В.В., Пронина E.H. «Психология личности», учебное пособие по курсу «Психология и педагогика», МГУП, 1999, С. 12-18
6. Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция, М., Просвещение, 1992, С. 81-84
7. Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства» — М.: Полиграф сервис, 2000
8.Солнцева Л.И., Ермакова В.П. «Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье» Сб. науч. тр. — М., 1979.
9.Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», М., 1988, С. 6-77
УДК 376.3
РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
магистрант Зяблых Наталья Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственныйуниверситет» (г. Киров)
Постановка проблемы. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта речевое развитие ребенка дошкольного возраста является важнейшей составляющей программы дошкольного образования детей (ФГОС, 2013). [10]. В ФГОС четко обозначены особенности по реализации программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, по осуществлению деятельности, направленной на высокопрофессиональную коррекцию недостатков в психофизическом развитии детей, расставлены приоритеты по обеспечению равных стартовых возможностей в обучении всем детям в образовательных учреждениях. Развитие всех компонентов устной речи (семантического, лексико-грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической и монологической форм связной речи) является одним из главных итоговых результатов, интегративных качеств ребенка к концу дошкольного возраста.
Словарь-один из компонентов речевого развития ребенка и овладение словарем является значимым условием умственного развития. Эта тема освещена в трудах видных отечественных педагогов, психологов, методистов, таких как М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, A.B. Запорожец, М.М. Конина,
A.Н. Леонтьев, Ю.С. Ляховская, Н.Г. Морозова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.
Решение данного вопроса имеет первостепенное значение для дошкольников с задержкой психического
развития (ЗПР), численность которых в настоящее время увеличивается (Т.А. Власова, Т.В. Егорова,
B.П. Лубовский, К.С. Лебединская, П.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, М.Н. Фишман).
Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с ЗПР является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы дизонтогенеза, сложностью и вариативностью отклонений в развитии и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания названной категории детей.
Недостаточность мыслительных операций неблагоприятно сказывается на речевом развитии детей с ЗПР, особенно на формирование лексических операций, развитие лексической системности, уточнение словарных значений (Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко) [6, 9, 11].
Многие ученые в своих исследованиях по формированию словаря у детей с ЗПР подчеркивают важность усвоения детьми данной категории именно имени прилагательного, так как это одна из наиболее абстрактных частей речи, а потому наиболее трудная для восприятия (Е.А. Воронина, 2013; C.B. Зорина, 1998; О.В. Иванова, 2003; Е.В. Мальцева, 1989, 1990). Выделение признаков предметов и обозначение их соответствующим словом является тем умением, которое способствует более быстрому развитию всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, особенно классификации и обобщения) и появлению понятийного мышления.
На сегодняшний день методика речевого развития, а именно развития атрибутивного словаря дошкольников с данной формой дизонтогенеза, располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе. Но, несмотря на актуальность и значимость этой проблемы, вопрос развития атрибутивного словаря дошкольников с ЗПР на практике оказывается недостаточно разработанным и требует поиска новых и эффективных средств логопедической работы.
Изложение основного материала исследования. Под развитием словаря, по мнению М.М. Алексеевой, необходимо понимать длительный процесс численного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения употреблять их в определенных ситуациях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная речь (устная и письменная), прежде всего, основывается на хорошо развитом лексиконе [2].
Атрибутивный словарь - это словарь имен прилагательных. В грамматике атрибутивный -определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения.
Развитие атрибутивного словаря дошкольника непосредственным образом связано с его психическим развитием и во многом зависит и определяется уровнем развития когнитивной деятельности и сформированностью основных мыслительных процессов. Овладение именем прилагательными влечет за собой более быстрое развитие особенно таких мыслительных операций как классификация и обобщение. Проведенный исследователями количественный и качественный анализ употребления имени прилагательного детьми с данной формой интеллектуальных нарушений свидетельствует об особенностях развития у них психических процессов. Как отмечал К.П. Чуковский, именно через обогащение речи детей, которому способствует увеличение числа прилагательных, наиболее наглядно мы можем судить о психическом созревании детей.
В работах многих авторов подчеркивается то, что детям данной категории свойствененны ограниченный словарный запас, преобладание в словаре бытовой лексики, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, речевая инактивность, затруднительное употребление многих частей речи, особенно прилагательных, трудности в актуализации словаря (Н.Ю. Борякова, C.B. Зорина, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, И.А. Симонова Л.В. Яссман, и др.).