Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
нарушение зрения / зрительно-тактильное восприятие / тактильно-двигательное восприятие / тактильная память / коррекционные занятия / адаптивные программы / visual impairment / visual-tactile perception / tactile-motor perception / tactile memory / remedial classes / adaptive programs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гареева А.И.

Объектом исследования является процесс коррекционно-педагогической работы по тактильному воспитанию школьников с нарушением зрения на основе изучения особенностей восприятия слепых и слабовидящих учащихся и содержание коррекционных занятий по формированию компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных занятий и адаптивных программ для школьников с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF STUDYING TACTILE PERCEPTION IN SCHOOLCHILDRENWITH VISUAL IMPAIRMENT

The object of the study is the process of correctional and pedagogical work on tactile education of schoolchildren with visual impairment based on the study of the peculiarities of perception of blind and visually impaired students and the content of remedial classes on the formation of compensatory capabilities, knowledge, skills and abilities of using touch and fine motor skills. The relevance of this study is determined by the need to develop theoretical approaches and practical recommendations for the organization of special remedial classes and adaptive programs for schoolchildren with visual impairment.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

УДК 37

Гареева А.И.

Уфимская коррекционная школа-интернат № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация: объектом исследования является процесс коррекционно-педагогической работы по тактильному воспитанию школьников с нарушением зрения на основе изучения особенностей восприятия слепых и слабовидящих учащихся и содержание коррекционных занятий по формированию компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных занятий и адаптивных программ для школьников с нарушением зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, зрительно-тактильное восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильная память, коррекционные занятия, адаптивные программы.

Дефектов зрения существует много, поэтому детям с нарушениями в развитии необходимы специальные условия для обучения и воспитания, которые могут различаться из-за характера нарушения.

Зрительный анализатор важен для жизни человека. Любое нарушение зрения - это отклонение от нормального онтогенеза. По мнению А. С. Тиганова, онтогенез - это постепенное и протекающее этапами в виде качественных и количественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию [3].

Нарушения зрения - это нарушение зрительной функции разной степени

тяжести. Пониженное зрение - это грубое нарушение зрительной функции, которое не может быть исправлено с помощью очков, контактных линз.

Среди незрячих детей А. Г. Литвак выделяет две группы (по степени нарушения) [6]:

Абсолютно или тотально слепые - те, у которых полное отсутствие способности видеть.

Частично или парциально слепые, имеющие либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различения форм, то есть выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.

Слабовидящих детей, по мнению В. З. Денискиной, тоже целесообразно делить на группы [7]:

Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекциейочками на лучше видящем глазу.

Нарушение зрения ухудшает не только физическое состояние человека, но и его социальную жизнь. У таких детей с рождения появляется множество трудностей в освоении окружающего мира, в общении со сверстниками.

Жизнь в искажённой реальности или и вовсе без зрительных образов влияет на психическое на развитие ребенка.

Становление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы сложившихся отношений, от общения с другими людьми. Природа межличностных отношений, в которых находится ребенок, влияет на его развитие, воспитание, формирование его личности. Именно в межличностных отношениях проявляются индивидуальные

особенности ребенка - эмоциональные и волевые качества, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и правила поведения.

Восприятие человека, как и все другие психические функции, формировалось в контексте двух условий: в процессе эволюции и в процессе исторического развития человечества. Оно формировалось в естественных условиях приспособления к реальности природного мира - к условиям существования предков и самого человека в рамках эволюционного приспособления и в процессе исторического развития человечества, создавшего новые внешние реальности (предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства, преображенной в сознании природной реальности), а также развивающей свой потенциал реальности внутреннего пространства самой личности [5].

Одной из главных задач современной системы образования - создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Школьный возраст -очень важный период в жизни для дальнейшего развития каждого человека, ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».

Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации о предметах, явлениях окружающего мира, не в полном объеме сенсорную информации, что влияет на познавательное, умственное развитие, формирование адекватных представлений о предметах, на развитие речи, на формирование словаря, коммуникативное развитие.

Есть мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что все эти чувства развиваются автоматически, как бы, сами по себе. К сожалению, это не так, без соответствующих игр и упражнений, специально организованных занятий взрослыми, дети со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности

в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств.

С самого раннего детства необходимо тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Специалисты, работающие с детьми, имеющими нарушение зрения подтверждают эти слова, уделяя огромное внимание тактильному восприятию, развитию мелкой моторики. Научно доказано, что область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевым центром, поэтому занятия на моторику способствуют и развитию речи.

Тактильный (от лат. «tacШis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека [6].

Тактильное восприятие - одна из форм познания окружающего мира. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.

Тактильные ощущения - одно из пяти основных чувств, которые помогают познать мир. Рука, пальцы, ладонь - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Тактильная память имеет огромное значение для незрячих детей, для их обучения, и социализации, что отражено в актуальности исследования.

Чтобы у школьника с нарушением зрения качественно развивалось тактильно-зрительное восприятие, необходимо опираться на компенсирующие органы чувств и адаптировать ребенка к зрительному дефекту. Для этого предусмотрены Адаптированные образовательные программы. Чтобы определить, на каком уровне у школьника развито тактильно-зрительное восприятие, тифлопедагогу необходимо использовать диагностические методики, адаптированные под зрительный дефект. Это поможет наиболее верно составить план коррекционной работы по развитию тактильно-зрительного восприятия.

На основе изучения особенностей формирования тактильно-зрительного восприятия методом констатирующего эксперимента, определить, разработать и апробировать содержание коррекционной работы по развитию тактильно-зрительного восприятия у обучающихся школьного возраста с нарушением зрения.

Развитие тактильно- двигательного восприятия требует системность работы, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития тактильного восприятия.[1]

Целенаправленное развитие тактильно- двигательного восприятия является осуществлением ранней компенсации дефекта, социализации и успешной подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе.

В. И. Сухомлинский писал, что «игра - огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире». Игра - основной вид деятельности ребенка школьного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными

предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

Тактильные игры играют огромную роль при обучении детей с нарушением зрения:

-учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими, -несут терапевтический эффект - успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка,

-учат концентрации внимания, способности сосредотачиваться, -развивают координацию движения, пространственное ориентирование, -способствуют логическому мышлению.

Благодаря обучению в психике ребенка появляются новые образования -произвольность психических процессов (внимания, памяти, восприятия), изменения в представлениях о себе, в самооценке и самосознании.

У детей с патологией зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у них недостаточно развита мелкая моторика и зрительно - двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий.

Процесс развития тактильно-двигательного восприятия будет осуществляться более эффективно при целенаправленном использовании специально подобранных игр и пособий.

Использование игр и пособий помогает решать задачи, направленные на формирование познавательного развития детей, обогащение их опыта, знаний об окружающем и социальном мире, учит беречь и ценить зрение и умело им пользоваться.

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мир, помогают

развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации школьника.

Одним из видов современных дидактических материалов являются тактильные книги и тактильные пособия.

Тактильные книги - это пособие, выполненное из различных тканей в виде контуров, рельефа. В книге передается форма, контур, фактура поверхности. Они удобны для восприятия и приятны на ощупь, ведь сшиты они из мягкой ткани, с элементами из меха, бисера, пряжи, пуговиц. Тактильная книга имеет большой дидактический потенциал:

1. Оказывает влияние на формирование предпочтений и читательских

вкусов.

2. Является основой для развития познавательной активности и умение оперировать ими в практической деятельности.

3. Формирование адекватных представлений о предметах.

4. Развитие осязания как средства компенсаторного навыка

5. Развитие словаря, активизация речи, что помогает лучшему усвоению значения слов, обогащается словарный запас ребенка.

6. Формирование средств общения, развитие коммуникативных навыков. Ребенок увереннее включается в социальную среду, особенно у него налаживается контакт со сверстниками.

7. Совместное рассматривание и обсуждение тактильных книг -эффективное средство развития коммуникативной деятельности. [2]

На основании вышесказанного можно сделать вывод: адаптивные программы для школьников с нарушением зрения разрабатываются на основе ФГОС и направлены на то, чтобы они учились развивать компенсирующие средства обучения. Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть потенциал ученика. [4]

Для детей с нарушением зрения недостаточно дидактического материла для их всестороннего развития. Средства, которые используют педагоги, родители в воспитании и обучении детей, а патологией зрения (пазлы,

дидактические игры, развивающие книги, разрезные картинки) рассчитаны на зрительное восприятие. Часто их использование для слабовидящего ребенка затруднено.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Осязание для детей с нарушением зрения является одним из ведущих органов познания окружающей действительности.

Необходимо обучать детей восполнять недостаток зрения тактильными ощущениями, благодаря, которым у детей расширяются представления о предметах, явлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. - М. Просвещение 1985;

2. Ильинский О. Б., Физиология кожной чувствительности, в кн.: Физиологи я сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии), Есаков А. И., Д митриева Т. М., Нейрофизиологические основы тактильного восприятия;

3. Тиганов А. С. Патология психического развития : учеб. пособие. М., 1999. 512 с;

4. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения школьного возраста / под ред. Сумарокова И.Г. - Н. Новгород: Перспектива, 2004;

5. Личность в контексте культуры Валерия Мухина Научная статья "Восприятие как высшая психическая функция";

6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. СПб., 2006. 366 с;

7. Денискина В. З. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2010. 73 с

Gareeva A.I.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

RELEVANCE OF STUDYING TACTILE PERCEPTION

IN SCHOOLCHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Abstract: the object of the study is the process of correctional and pedagogical work on tactile education of schoolchildren with visual impairment based on the study of the peculiarities of perception of blind and visually impaired students and the content of remedial classes on the formation of compensatory capabilities, knowledge, skills and abilities of using touch and fine motor skills. The relevance of this study is determined by the need to develop theoretical approaches and practical recommendations for the organization of special remedial classes and adaptive programs for schoolchildren with visual impairment.

Keywords: visual impairment, visual-tactile perception, tactile-motor perception, tactile memory, remedial classes, adaptive programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.