Научная статья на тему 'Социальное партнерство: библиотека – детский САД'

Социальное партнерство: библиотека – детский САД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / библиотека / многоформатные тактильные пособия / дошкольное образование / социальная адаптация / нарушения зрения. / social partnership / library / multi-format tactile manuals / preschool education / social adaptation / visual impairment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Галина Эдуардовна

Социальное партнерство является эффективным направлением работы дошкольной организации в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями зрения. Взаимодействие с библиотекой для незрячих и слабовидящих способствует расширению спектра социокультурных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP: LIBRARY – KINDERGARTEN

Social partnership is an effective direction of the preschool organization in the process of children with disabilities socialization, including those with severe visual impairments. Interaction with the library for the blind and visually impaired helps to expand the range of social and cultural services for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство: библиотека – детский САД»

УДК 376.3

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: БИБЛИОТЕКА - ДЕТСКИЙ САД

Жукова Галина Эдуардовна.

Россия, г Новосибирск, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида № 312 «Жемчужинка», учитель-дефектолог, zhukova.g.e@mail.ru.

Аннотация. Социальное партнерство является эффективным направлением работы дошкольной организации в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями зрения. Взаимодействие с библиотекой для незрячих и слабовидящих способствует расширению спектра социокультурных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социальное партнерство, библиотека, многоформатные тактильные пособия, дошкольное образование, социальная адаптация, нарушения зрения.

SOCIAL PARTNERSHIP: LIBRARY - KINDERGARTEN

Zhukova Galina Eduardovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI «Compensating school kindergarten № 312 «Zhemchuzhinka» of Novosibirsk teacher-defectologist, zhukova.g.e@mail.ru.

Abstract. Social partnership is an effective direction of the preschool organization in the process of children with disabilities socialization, including those with severe visual impairments. Interaction with the library for the blind and visually impaired helps to expand the range of social and cultural services for people with disabilities.

Keywords: social partnership, library, multi-format tactile manuals, preschool education, social adaptation, visual impairment.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...»

В.А. Сухомлинский

В новых контекстах Федерального государственного стандарта дошкольного образования значимое место отводится социализации дошкольника, а дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Здесь он получает образование, знакомится с учреждениями социума, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. У детей

потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активных жизненных позиций, снижению уровня самостоятельности, стремлению к достижению результатов деятельности, появлению замкнутости, необщительности, обеднение чувственного опыта, разрыв связи между ребенком и окружающей действительностью.

Чаще всего, указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены рядом причин: недостатком чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничением в деятельности, отрицательными попытками наладить контакты со зрячими. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается неуверенность в своих возможностях, снижается интерес к результату труда, не формируются умения преодолевать трудности.

В процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями зрения одним из наиболее эффективных направлений работы, способствующих адаптации и интеграции данной категории воспитанников, является социальное партнерство.

Таким незаменимым партнером в работе с нашими ребятами, имеющими тяжелые нарушения зрения, стала Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих. Информационно насыщенные услуги сегодня характерны для любой современной библиотеки. Но Библиотека для незрячих и слабовидящих, успешно развиваясь как ресурсный центр доступной информационной среды, предоставляет широкий спектр социокультурных услуг, которые с успехом используются в детских садах для дошкольников с нарушениями зрения. На сегодняшний день Библиотека является доступным информационным, культурным, досуговым центром для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Фонды библиотеки отличаются большим разнообразием изданий методического, научно- исследовательского, развивающего, обучающего и коррекционного характера, в рамках направления: «Дошкольное воспитание» (рис 1).

ФОНД носв

Псриодическис издания

Тактил ьный аудио-визуильныи комплекс

Ар-гефакты, приобретённые на месгах народных промыслов

}

Рис.1. Фонд НОСБ

Профессиональный интерес для учителей-дефектологов, тифлопедагогов, представляют периодические издания коррекционно-педагогической направленности, многоформатные пособия, сочетающих аудио-, рельефно-графический, рельефно-точечный и крупно-шрифтовой форматы, тактильный аудио-визуальный комплекс, объемные макеты, аудио-диски с тифлокомментированием, «говорящие книги».

Для того чтобы сотрудничество с социальным партнером носило плодотворный систематический характер, между нашими организациями был составлен договор, целью которого явилось:

- способствование социальной адаптации детей с нарушением зрения методами психолого-педагогической и библиотечной работы с учетом их особых образовательных потребностей и компенсаторных возможностей;

- формирование у данной категории воспитанников специальных умений и навыков, которые позволят им на равных интегрироваться в общество здоровых сверстников, укрепить уверенность в своих возможностях;

- содействие повышению информационной культуры родителей детей с нарушением зрения и специалистов, работающих с данной категорией воспитанников.

Реализация плана совместной работы дошкольной организации и библиотеки требует большой подготовки, творческого подхода всех участников образовательного процесса, высокую степень готовности к сотрудничеству, мотивирует педагогов дошкольной организации и сотрудников библиотеки к личностному и профессиональному росту.

В соответствии с договором определены основные формы и направления совместной деятельности:

- проведение совместных информационных, информационно-образовательных мероприятий для педагогов;

- проведение культурно-досуговых и просветительских мероприятий для детей и семей, имеющих детей с нарушением зрения;

выявление и создание условий для реализации творческих способностей детей, организация совместных акций, творческих конкурсов, фестивалей.

В процессе активной совместной работы сложилась устойчивая система сотрудничества библиотеки и учителей-дефектологов/тифлопедагогов, которая позволяет успешнее решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей с нарушением зрения.

Проведенные мероприятия:

- Акция «Откройте сердце доброте» - мероприятия, посвященные Международному Дню белой трости.

- Практико-ориентированный семинар «Использование многоформатных рельефно-графических пособий и тактильных аудиовизуальных комплексов при ознакомлении детей с нарушениями зрения с окружающим миром».

- «Богородская игрушка вне времени» - интерактивное путешествие, организованное специалистами Новосибирской областной специальной

библиотеки для незрячих и слабовидящих воспитанникам старших и подготовительных групп.

- Встреча с Богородской игрушкой (выездное мероприятие).

- Тематическая акция «Знакомство с чувствами и эмоциями».

- Экскурсия по библиотеке для детей и родителей - «Экскурсия выходного дня».

- Тематическая акция - «Театр на ладошке или путешествие в мир эмоций!».

Сотрудничество с библиотекой строится следующим образом: в начале учебного года обсуждается перспективный план совместной работы на год. Тематика мероприятий разнообразна и согласуется с планом учебно -воспитательной работы ДОО. Все мероприятия имеют определенную структуру, где учитываются время проведения, форма организации, методы и приемы, здоровьесберегающие технологии, направленные на эффективность развития познавательных, двигательных и эмоциональных способностей детей с особыми образовательными потребностями, профилактике и преодолению депривации в социальном и психологическом здоровье детей, социальной адаптации.

Литература в доступных форматах, имеющаяся в фонде Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (НОСБ), позволяет детям с тяжелыми нарушениями зрения, вплоть до слепоты «видеть» мир, стимулирует остаточное зрение, развивает осязание, чувственное восприятие, обогащает представления об окружающем мире, доставляет огромное удовольствие от общения с книгой (рис 2).

Млосконеча! мая литера! ура Рельефжырафические пособим

Чулнон маним —на СП-лисках, "Говорящие" киши на фл ми-кар I а\

Рис.2. Разнообразие литературы в различных форматах

Созданием многоформатных пособий и тактильных аудиовизуальных комплексов библиотека занимается уже более десяти лет. Профессионально выполненные альбомы и пособия одновременно сочетают в себе аудио, рельефно-графический, рельефно-точечный и крупно-шрифтовой форматы, устанавливают дополнительные связи незрячего человека с картиной мира зрячих людей и тем самым включают его в систему общих ценностей. На основе этой услуги незрячие и слабовидящие дети получили ранее недоступные для них представления и знания об окружающем мире.

Знакомство дошкольников с народными промыслами, с помощью рельефно-графических пособий, объемных макетов, игрушек, выполненных народными умельцами, с подробными красочными иллюстрациями способствует приобщению детей с нарушением зрения к истокам нашей культуры, формируя их духовно-нравственное развитие.

Большое значение при знакомстве дошкольников с объемными макетами имеет передача духа того времени, ребята знакомятся с бытом мастеров, слышат реальные звуки инструментов (например, звук работы рубанка), таким образом происходит как бы «оживление» сюжета макета, проживание ребенком того, что хотел передать художник (рис 3).

Рис.3. Объемный макет Мероприятия, организованные специалистами детского сада и сотрудниками библиотеки для детей и их родителей проходят в форме увлекательных интерактивных путешествий, познавательно-игровых программ, которые сопровождаются яркими мультимедийными презентациями с подробным объяснением всего происходящего, сюжетами из мультфильмов, вовлечением воспитанников в процесс самого действа.

Занимательный характер подачи материала мотивирует детей, доставляет истинную радость, побуждает к активному взаимодействию со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности, где дети не только слушатели и зрители, а активные участники происходящего: ребята отгадывают загадки, участвуют в играх, викторинах, выразительных этюдах.

Многолетнее сотрудничество нашего детского сада с библиотекой для незрячих и слабовидящих привело к устойчивым многогранным и многосторонним связям, конструктивному взаимодействию.

Так, на базе библиотеки, в тесном сотрудничестве с дизайнером, предоставленным библиотекой, мною были разработаны и созданы тактильные рельефно-графические пособия для слабовидящих и незрячих дошкольников -«Фрукты» и «Овощи - в 2-х частях». Листы альбомов распечатаны на рельефообразующей бумаге с помощью специального устройства - тактильного принтера. Данная технология позволяет воспринимать информацию не только с помощью остаточного зрения, но и с помощью осязания - выпуклые линии, объемные детали помогают созданию целостного образа, способствуют развитию чувственного восприятия дошкольников. Подключая в процесс опознания словесное описание, используя игровые стихотворные рифмы, педагог тем самым, стимулирует внимание, интерес ребенка, способствует преодолению вербализма в его развитии, обогащает словарный запас. Для родителей созданы методические рекомендации по работе с данными пособиями, составлен алгоритм описательного рассказа. Разработан и дидактический материал к данным альбомам - «Составь картинку», «4-й лишний», «Цвет-форма-силуэт» - позволяющий развивать зрительное восприятие, мыслительные операции. Альбом пользуется большим успехом у дефектологов детских садов и родителей незрячих ребятишек.

Модернизация образования ведет к повышению статуса библиотеки в информационной поддержке педагогов, осуществляющих образовательный процесс и семей воспитанников детских садов. Ресурсы областной специальной библиотеки оказывают значительный вклад в формирование гармоничной информационно-образовательной среды.

Большую поддержку сотрудники библиотеки оказывают педагогам в повышении их профессиональной компетенции - фонды библиотеки постоянно пополняются новыми источниками по коррекционной педагогике, получить которые можно не только придя в саму библиотеку, но и используя электронные каталоги, при этом, осуществляется обслуживание бесплатно, на основе договора с организациями!

На базе библиотеки постоянно проводятся семинары, методические объединения для специалистов, осуществляющих обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.

Перспективная модель взаимодействия дошкольной организации и НОСБ.

Формирование «банка проблемных знаний»:

- тенденции развития материалов и технологий здоровьесбережения;

- адаптивная познавательная и развивающая среда в рамках специального и инклюзивного образования;

- образ безбарьерного пространства как психолого -педагогическая позиция; включение в совместную деятельность по проекту разработки адаптивных экскурсионных, туристических маршрутов для дошкольников;

- новые инструментальные средства зрениесберегающих технологий: на стыке электроники, офтальмологии, оптометрии, психологии и педагогики.

Темы для практико-ориентированных семинаров:

- Тактильный аудиовизуальный комплекс - дидактический материал в помощь специалистам дошкольного образования, осуществляющим воспитание и обучение дошкольников с нарушением зрения.

- Формирование системных зрительных образов у детей с тяжелыми нарушениями зрения.

- Адаптивная познавательная и развивающая среда в рамках специального и инклюзивного образования.

- Информационно-ресурсная поддержка специалистов, обслуживающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Рукотворные книжки для маленьких незрячих детей: от идеи к активной практике.

В современных реалиях стоит обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта, как одного из базовых компетенций будущего. Это действительно важный и нужный навык для детей с тяжелыми нарушениями зрения, помогающий распознавать свои эмоции и желания, понимать намерения и мотивы окружающих. И на основании этих знаний грамотно выстраивать коммуникацию.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с особыми образовательными потребностями как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что социальное партнерство с НОСБ является эффективным способом достижения высоких результатов в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список.

1. Белоглазова А.А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения //Коррекционная педагогика. 2015. № 1. - С. 83-86.

2. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. - 25 с.

3. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно -методический комплекс. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 205 с.

4. Шведова Н.П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 3. -С. 49-54.

5. Шевцова Л.И., Денискина В.З. Книжки для детей с нарушениями зрения: создание и совершенствование //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №5. - С.27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.