Научная статья на тему 'Обеспечение доступности образования лиц с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации'

Обеспечение доступности образования лиц с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / СЛЕПЫЕ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕНСАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / РЕЛЬЕФНЫЕ ПОСОБИЯ / ТАКТИЛЬНАЯ КНИГА / ЭРГОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожанова Наталья Сергеевна

Социальная политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья ориентируется на создание равных возможностей во всех сферах жизни, включая образование. В силу этого актуализируется необходимость обеспечения доступной среды в образовательных организациях, осуществляющих инклюзивное обучение данной категории лиц. Частичным решением этой задачи в образовании детей с нарушениями зрения является включение их в информационный обмен с помощью специально созданных рельефно-графических средств, способствующих пониманию учебного материала и выполняющих компенсаторную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожанова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности образования лиц с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации»

Кожанова Наталья Сергеевна

канд. пед. наук, доцент СурГПУ, г. Сургут, РФ Е-mail: [email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Социальная политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья ориентируется на создание равных возможностей во всех сферах жизни, включая образование. В силу этого актуализируется необходимость обеспечения доступной среды в образовательных организациях, осуществляющих инклюзивное обучение данной категории лиц. Частичным решением этой задачи в образовании детей с нарушениями зрения является включение их в информационный обмен с помощью специально созданных рельефно-графических средств, способствующих пониманию учебного материала и выполняющих компенсаторную функцию.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, особые образовательные потребности, нарушения зрения, слепые, доступная образовательная среда, компенсация, коррекция, рельефные пособия, тактильная книга,

эргономика образования.

Современная система образования Российской Федерации предполагает новые условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в рамках инклюзивного образования все больше детей, имеющих особенности в развитии разной степени выраженности, включаются в систему общеобразовательных организаций. Особые образовательные потребности данной категории обучающихся, указывают на необходимость обеспечения доступности их образования в условиях образовательных учреждений общего типа.

Зрительный дефект создает трудности восприятия и познания окружающего мира, ограничивая или исключая возможность получения визуальной информации, что влияет на качество понимания и осмысливания закономерностей и причинно-следственных взаимодействий внешнего мира. Компенсаторные механизмы при дефекте зрения способствуют использованию сохранных анализаторов в восприятии информации о предметах и явлениях внешнего мира, обеспечивающих процесс познания.

Процесс познания и понимания учебного материала является одним из наиболее сложных видов умственного труда. Производительность этого труда у детей с нарушениями зрения сокращается вследствие вторичных нарушений познавательных процессов опосредованно связанных с первичным, и значительно отстает от растущих возрастных потребностей. Чтобы переломить неблагоприятные тенденции, необходимо резко увеличить производительность (скорость) и качество понимания информации детьми данной категории.

Накопленные за не столь длительный период инклюзивной практики данные, указывают на то, что педагоги общеобразовательных учреждений испытывают значительные трудности в работе с детьми с нарушениями зрения, и поиске «обходных путей» при усвоении ими учебного материала. Дидактические пособия, предназначенные для детей с нормальным зрением, не обеспечивают полноты усвоения информации детьми с нарушениями функций зрительного анализатора. Для преодоления возникающих трудностей восприятия наглядности детьми с нарушениями зрения нужно кардинально изменить качество дидактических материалов, увеличить доступность содержащейся в них информации.

Известно, что принцип доступности в педагогике предполагает, во-первых, доступность для обучаемого всей полноты информации по изучаемому объекту, во-вторых, доступность разнообразных средств обучения, в-третьих, доступность представления материала для усвоения, осмысливания и возможность выбора различных форм его предъявления. Реализация данного принципа в обучении,

воспитании и развитии дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения возможна с опорой на эргономику образования.

Педагогическая эргономика является одним из направлений в педагогической теории и практике, которая призвана, в частности, улучшить формы представления информации обучающимся [5].

Ребенок с нарушением зрения в силу возрастных и психофизических особенностей, нуждается в особом подходе к решению проблемы доступности информации.

В специальных и общеобразовательных учреждениях, обучающих и воспитывающих детей с нарушениями зрения тотального характера и с легкими функциональными недостатками зрительного анализатора, дети как субъекты образования, должны иметь право выбора и комбинирования форм получения информации. Исходя из теории Л.С. Выготского о компенсации, то или иное нарушение является не только минусом, для развития ребенка, но и плюсом в виде актуализации резервных возможностей организма. В случаях зрительных нарушений таким плюсом является развитие сохранных анализаторов (тактильного, слухового, кинестетического), обеспечивающих развитие компенсаторных процессов и являющихся по определению Л.С. Выготского «обходными путями» [2].

У детей, относящихся к категории слабовидящих и с косоглазием и амблиопией (которые составляют большинство в общей группе лиц с нарушениями зрения) ведущим в системе восприятия остается нарушенный зрительный анализатор, переутомление которого может привести к прогрессированию зрительного заболевания и еще большему ухудшению зрения. Кроме того, по мнению О. Л. Алексеева, Л. И. Солнцевой и др. сенсорная недостаточность при нарушении зрения, приводит к тому, что зачастую большой поток входящей информации переключается целиком на один сохранный анализатор, преимущественно слуховой, так как он находится в постоянной готовности и не требует, в отличие от других, специальной настройки и включения в работу. Данная тенденция неизбежно приводит к проблеме перегрузки и слухового анализатора.

Так как одним из педагогических условий соблюдения эргономического подхода в образовательном процессе является использование методов и средств, позволяющих не допускать и снижать уровень утомляемости субъектов образовательного процесса, а в случае с обучающимися, имеющими нарушения зрения, анализаторные перегрузки неизбежны, особую значимость приобретает разработка специальных дидактических пособий с учетом методов эргономизации, которые позволят снизить нагрузки на отдельные виды чувствительности и добиться кардинального роста производительности воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Опираясь на научные исследования в области специальной психологии и педагогики мы пришли к выводу о том, что наиболее рационально и эффективно использовать в образовании дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения средней и легкой степени тяжести дидактических и наглядных средств с бимодальной сигнализацией [4]. Дублированное (бимодальное) восприятие визуальной информации по средствам зрительного и тактильных сигналов, создает реальные условия для разгрузки анализаторов [1, 6, 7]. Использование осязания помогает дополнять и восполнять информацию, получаемую от нарушенного зрительного анализатора, что способствует повышению понимания и формированию адекватных образов объектов и явлений.

Таким образом, одной из важнейших задач инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения является обеспечение образовательных учреждений, обучающих и воспитывающих детей с нарушениями зрения, тактильными и рельефно-графическими пособиями соответствующими требованиям эргономики образования и образовательным потребностям детей с нарушениями зрения.

В учебной лаборатории «Обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и слуха» Сургутского государственного педагогического университета, в рамках студенческой лаборатории была инициирована деятельность по решению данной проблемы в городе Сургуте и Сургутском районе. Так, студенты под руководством преподавателей кафедры педагогического и специального образования изучили потребности образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста тактильных и рельефно-графических пособиях [3]. Для выбора содержания разрабатываемых пособий, были проанализированы требования ФГОС ДО и ФГОС НОО для

обучающихся с ОВЗ, а так же образовательные программы обучения, воспитания и коррекции детей с нарушениями зрения, определены дидактические задачи рельефно-графических и тактильных книг. Тщательный анализ содержания и учет требований и правил гаптизации и тифлографики, позволил изготовить тактильные книги для дошкольников и рельефно-графические пособия для младших школьников с использованием специальных компьютерных технологий и аппаратного комплекса.

Активное использование рельефно-графических дидактических средств и пособий в существенной мере компенсирует недостатки зрения в области работы с информацией и, следовательно, облегчает, делает более эффективным образовательный процесс незрячих и слабовидящих. Таким образом, обеспечение образовательных учреждений специальными средствами обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, частично решает одну из важнейших задач специальной педагогики и интеграционных образовательных процессов.

Список использованной литературы

1. Денискина, В. З. Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных картинок. [Текст] / Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. Материалы межрегионального семинара. - Н. Новгород: 2003. - с. 3.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М. : Директ-Медиа, 2008. - Т. 6. - 815 с. - ISBN 978-5-4460-2079-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81402

3. Кожанова, Н. С. Рельефно-графические пособия как средства компенсации нарушений зрения [Текст] / Н.С. Кожанова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Научный журнал № 1 (16), 2012 г. С. 204-211.

4. Лесневский, Ю. Ю., Одинокова, Н. А. Актуальность и пути создания тактильных книг для слепых и слабовидящих детей в Сибирском регионе. [Текст] / Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. Материалы межрегионального семинара. - Н. Новгород : 2003. - с. 25.

5. Окулова, Л.П. Эргономика образования как теория проектирования системы «Человек-Образовательная знаковая среда» [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 616-619. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7982328 (дата обращения: 23.01.2015).

6. Рощина, М. А., Кекутия, И. П. // Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира: Материалы конференции [Текст]. - М., 2004.

7. Сумарокова, И. Г. Тактильные пособия как средства интеграции в обществе незрячего ребенка. [Текст] / Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. Материалы межрегионального семинара. - Н. Новгород: 2003. - с. 18.

© Кожанова Н.С., 2015

УДК 378

Коноплянский Дмитрий Алексеевич

к.пед.наук., доцент, Филиал ТГАСУ в г. Ленинске-Кузнецком, докторант Кемеровского госуниверситета, РФ

E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Аннотация

В статье рассматривается роль инновационно-ориентированной профессиональной среды высшего учебного заведения в процессе становления конкурентоспособного на рынке труда выпускника вуза. Особое внимание уделено профессиональным качествам, которые должны быть сформированы к концу срока обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.