Научная статья на тему 'Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения'

Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2179
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / РЕЛЬЕФ / ИНФОРМАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / EMBOSSING AND GRAPHIC MANUALS / COMPENSATION / TOUCH PERCEPTION / RELIEF / INFORMATION / PARTICULARITIES OF THE PERCEPTION OF THE PEOPLE WITH VISION DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожанова Наталья Сергеевна

В статье описана необходимость использования специальных наглядностей в работе с детьми с нарушениями зрения. В качестве оптимальных средств компенсации зрительного дефекта рассмотрены рельефно-графические пособия. Автор обосновывает правила разработки рельефных изображений и освещает опыт создания дидактических пособий такого рода на базе учебной лаборатории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMBOSSING AND GRAPHIC MANUALS AS A MEANS OF VISION DISORDERS' COMPENSATIONS

In the article the necessity of usage of special visualizations in the work with the children with vision disorders is described. Embossing and graphic manuals are considered as optimal means of visual defect compensations. The author proves the ways of embossed pictures'creation and illustrates the experience of the creation of didactic manuals of that kind within an academic laboratory.

Текст научной работы на тему «Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения»

ББК 74.33 YAK 376.3

Н.С. КОЖАНОВА

N.S. KOZHANOVA

РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО КОМПЕНСАУИИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

EMBOSSING AND GRAPHIC MANUALS AS A MEANS OF VISION DISORDERS' COMPENSATIONS

В статье описана необходимость использования специальных наглядностей в работе с детьми с нарушениями зрения. В качестве оптимальных средств компенсации зрительного дефекта рассмотрены рельефно-графические пособия. Автор обосновывает правила разработки рельефных изображений и освещает опыт создания дидактических пособий такого рода на базе учебной лаборатории.

In the article the necessity of usage of special visualizations in the work with the children with vision disorders is described. Embossing and graphic manuals are considered as optimal means of visual defect compensations. The author proves the ways of embossed pictures'creation and illustrates the experience of the creation of didactic manuals of that kind within an academic laboratory.

Ключевые слова: рельефно-графические пособия, компенсация, осязательное восприятие, рельеф, информация, особенности восприятия лиц с нарушениями зрения.

Key words: embossing and graphic manuals, compensation, touch perception, relief, information, particularities of the perception of the people with vision disorders.

Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира незрячие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни. Своеобразие восприятия детей с нарушениями зрения окружающего мира накладывает определённый отпечаток на сферу их представлений, воображения и образного мышления. Представления у слепых обеднены, фрагментарны и зависят от времени потери зрения, характера и степени дефекта: чем раньше утрачено или нарушено зрение, тем беднее и качественно и количественно представления; чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются образы.

Одна из важнейших задач компенсации зрительного дефекта в детском возрасте - предоставление ребёнку с нарушенным зрением максимально возможной информации об окружающих его предметах и явлениях с целью формирования у него реальной картины окружающего мира. Ребёнок с нарушением зрения в силу возрастных психофизических особенностей нуждается в особом подходе к решению проблемы доступности информации.

У ребёнка дошкольного возраста, с его правополушарным, наглядно-образным типом мышления, основой для познавательной деятельности, как и для всей психической деятельности, служит сенсорный образ, сформированный преимущественно благодаря зрительным (или другим сенсорным) впечатлениям. Вот почему при воспитании детей широко используются картинки как наглядный источник формирования чувственного образа какого-либо предмета. Картинки играют большую роль в развитии нормально видящего ребёнка. Однако обычные цветные картинки мало доступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым [6].

Широкие возможности для формирования чувственного опыта незрячего ребёнка заложены в пособия с рельефными изображениями. По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, рельефно-графические пособия - один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.

Тактильное обследование рельефного изображения позволяет развивать моторно-двигательные и осязательные навыки. После того как ребёнок освоит приёмы обследования тактильных изображений, ему легче переходить к осязанию выпуклых рисунков, карт, схем и даже 3-мерных изображений, имеющих более сложное и серьёзное содержание [4]. Тактильные книги являются источником формирования образного и ассоциативного мышления, развития воображения и логического мышления. Выступая педагогическим инструментом, они стимулируют развитие игровой деятельности. При этом игра, строящаяся на основе чтения рельефной информации в тактильных книгах, создаёт предпосылки для подготовки к учебной деятельности и, соответственно, может мотивировать ребёнка к изучению системы Л. Брайля [6].

Специальные рельефные картинки способны сформировать у ребёнка реальную картину окружающего мира, обогатить его представления более точными чувственными и эмоциональными образами. Незрячий или плохо видящий ребёнок, «рассматривая» рельефные изображения, получит полное представление о том, как выглядят различные объекты, недоступные для ощупывания в обычной повседневной жизни: дикие животные, мелкие насекомые, особо крупные объекты: дом, дерево, самолёт и т. д. Используя при обучении и воспитании ребёнка с нарушением зрения рельефные картинки, становится возможным обогащение его сенсорного опыта и развитие компенсаторных механизмов с использованием сохранного осязательного восприятия.

Осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях сходного с органом зрения. Слепые умеют, как известно, определять ощупью фигуры предметов: узнают, ощупывая, голову и лицо знакомых людей, знают привычное расположение предметов в знакомых местах и потому ходят по улицам знакомого города; выучиваются читать (по специально изготовленным для них выпуклым буквам), писать, играть на музыкальных инструментах и производить множество ручных работ, не требующих значительных перемещений собственного тела в пространстве. Словом, рука, ощупывающая внешние предметы, даёт слепому все, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки [7].

Осязательное восприятие рельефных изображений формируется значительно сложнее, и помощь взрослого (педагога и родителей) здесь ещё более значима, чем в норме при восприятии детьми картинок на основе зрения. Так как само наличие рельефной картинки не обеспечивает понимание ребёнком её содержания.

Научиться незрячему понимать рельефный рисунок только с помощью осязания гораздо сложнее, чем нормально видящему ребёнку научиться понимать рисунки с опорой на зрение. Но учить ребёнка с нарушением зрения понимать рельефные картинки необходимо. Обучение ребёнка «читать» рельефные рисунки в дошкольный период является важным этапом подготовки рук и осязания к пониманию иллюстрации учебника и чтению рельефно-точечного шрифта при обучении в школе [см.: 2; 8].

По своей сути тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты, исходя из особенностей возрастных категорий её пользователей. В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг. Каждая из них имеет свой подход, свои

наработки. Многие издают эти книги большими тиражами, выполняя графические изображения объектов на пластике в виде барельефа и окрашивая их в соответствующие реальному изображению цвета. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста. Таким способом можно изображать таблицы, наглядные пособия, которые требуются для обучения незрячего ребёнка в школе.

Детские книжки с рельефными картинками, а также отдельные картинки для незрячих дошкольников в России издаются в недостаточном количестве.

Учитывая возможности тактильных и рельефных средств и необходимость использования рельефных пособий для компенсации зрительных нарушений при имеющемся дефиците таких пособий, необходимо осмысление и разработка их содержания и способов изготовления. Нами сделана попытка решения данной задачи в рамках работы творческого профессионально ориентированного объединения и исследовательских работ студентов Сургутского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная психология и педагогика».

На основе проведённого анализа психолого-педагогической и специальной литературы были определены виды и типы тактильных книг и правила изготовления рельефно-графических пособий.

Комплекс приёмов, обеспечивающих оформление информации таким образом, чтобы она могла восприниматься с помощью осязания, обозначается термином «гаптизация» [5]. Гаптизация не является единственным средством решения информационного дефицита лиц с нарушениями зрения. Однако, наряду с визуализацией и аудиализацией, относится к главным средствам информации и во многих ситуациях занимает решающее положение. Её значимость обусловливается:

- видом и степенью нарушения зрения;

- уровнем всестороннего развития личности;

- степенью перегрузки и ограничения зрительной (визуализация) и слуховой (аудиализация) информации.

Гаптизация представляет собой выражение информации с помощью нонвербальных, преимущественно рельефных и тифло-графических средств (форм) [7]. С точки зрения эргономики и дизайна следует определять гапти-зацию как комплекс принципов, правил и способов урегулирования различных сред, предметов, инструментов и игрушек таким образом, чтобы они по форме были приспособлены к основному органу осязательного восприятия (руке) и позволяли осуществлять контроль за манипулированием этими объектами с помощью осязания. Основные критерии оптимизации гаптическо-го изображения информации обусловливаются её эффективностью, которая проявляется: в соразмерной скорости обработки информации; в безошибочном понимании смысла (содержания) информации. Под соразмерной скоростью приёма и обработки гаптической информации следует понимать скорость, существенно приближающуюся к получению и обработке зрительной и слуховой информации. Аналогично обстоит дело с критерием надёжности гаптического оформления, которое должно быть безопасным, удобным и при манипуляциях сопоставимым с информацией, полученной с помощью зрения или слуха [5].

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее оптимальными являются тактильные книги [1; 8]. Тактильная книга - это цветная книга с рисунками, которые можно осязать на ощупь. Как утверждают отечественные и зарубежные тифлопедагоги, дети с глубокими нарушениями зрения лучше всего воспринимают картинки, выполненные в технике разнофактурной аппликации с использованием разнообразных материалов. Опираясь на стандарты тактильной книги, разработанные в некоторых странах, были выделены основные требования к ним. Так, книга должна быть выполнена из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к ори-

гиналу. Кроме рисунков, в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книгой, или текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, которые помогут ребёнку лучше увидеть изображаемый образ (шум дождя, звук работающего мотора машины и т. п.). Читая её, слепой ребёнок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребёнок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Предмет ребёнком узнается, в первую очередь, по форме. Поэтому тактильное изображение должно быть более простым, с исключением мелких незначащих деталей, с выделением характерных признаков. Рекомендуется использовать контрастные цвета, предпочитая в основном светло-яркие изображения на тёмном фоне. Это облегчает рассматривание книжки детям с остаточным зрением. Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного важно, чтобы к тактильным изображениям был текст, описывающий предмет или дающий его название. Такой текст может быть выполнен рельефно-точечным или укрупнённым шрифтом.

Тактильные книги делятся на два вида: дидактические и ассоциативные. Дидактические книги в зависимости от целей их использования делятся на: книги в помощь обучению, предметные, тематические, игровые. Ассоциативные тактильные книги в свою очередь также подразделяются на: книги-сказки, сюжетные.

Разрабатывая и изготавливая тактильные пособия, мы ставили перед собой следующие цели:

1. Обеспечение семей, воспитывающих незрячего ребёнка, доступными средствами развития: книжками с картинками и рельефно-графическими пособиями.

2. Создание средств для компенсации зрительного дефекта детей с нарушениями зрения.

При изготовлении тактильных книг мы руководствовались следующими принципами [4; 5; 8]:

- доступность для тактильного восприятия;

- контрастность хроматических и ахроматических изображений;

- доступность содержания изображения для узнавания;

- чёткий рельефный контур;

- эстетичный внешний вид.

Так, нами были разработаны тактильные книги для дошкольников с нарушениями зрения дидактического характера: «Счёт» (для обучения ребёнка счёту и формирования понятия количества), «Мой дом» (для формирования пространственных представлений), «Одежда» (для формирования понятия времени года и знаний о видах и сезонности одежды), «Овощи» (формирование словаря по теме «овощи») и др.

Современный мир, новые информационные технологии и технические приспособления создают новые условия и возможности создания рельефных изображений для детей с нарушениями зрения. Используя новые технические возможности в рамках решения поставленных задач, нами были созда-

ны и рельефно-графические пособия для более старших детей с нарушениями зрения, разработанные в соответствии с правилами гаптизации и тифло-графики.

Так, с помощью специального технического комплекса (комплекта оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий) на базе учебной лаборатории в СурГПУ, оснащённой новейшим тифлотехни-ческим оборудованием, нами были разработаны и изготовлены уникальные образцы рельефных пособий для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Пособия разработаны в соответствии с содержанием программ обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Вариативное содержание рельефно-графических пособий позволяет использовать их для детей с разным уровнем развития тактильной чувствительности, умений читать рельефные изображения. Текст, сопровождающий рельефное изображение (стихи, загадки, правила дорожного движения и др.) написан как плоскопечатным, так и рельефно-точечным шрифтом Л. Брай-ля, что позволяет использовать пособия для работы со слепыми, слабовидящими детьми и имеющими косоглазие и амблиопию. Пособия характеризуются вариативностью рельефа, который может быть позитивным (выпуклым) или негативным (вогнутым); в зависимости от соотношения высоты и поверхностного размера рельефа - высоким и низким. Отношение высоты к ширине (или длине) составляет минимально 1:4. При этом высота не снижается ниже 2 - 3 мм, так как при высоте ниже указанной уже невозможно говорить о барельефной форме, особенно в связи с рельефами с большой поверхностью.

Рельеф - это форма гаптизации, которая путём пластического моделирования на поверхности наглядно изображает объект. Позитивная рельефная линия более предпочитаема в связи с удобством её чтения, чем негативная. В некоторых тифлографических изображениях речь может идти и о комбинировании рельефных поверхностей (слоёв, плоскостей) с рельефными линиями. Тем самым изображение может приблизиться к низкому рельефу. Однако оно превосходит низкий рельеф выразительностью рисунка, а для нужд лиц с частичной потерей зрения может быть дополнено и цветным, контрастным изображением [5].

С учётом анализа особенностей восприятия лиц с нарушениями зрения и в соответствии с правилами гаптизациии, выделенными Ю.И. Петровым и Е.Н. Руцкой [5], были определены критерии оптимальности изображений изготавливаемых рельефно-графических пособий.

Любой рисунок можно рассматривать как выражение информации. С точки зрения теории информации мы старались избегать: во-первых, избыточности информации отражённой в пособии; во-вторых, информационных шумов, которые могут создавать препятствия для понимания ребёнком рельефного изображения. Важно, что человеку необходима определённая степень избыточности информации. При зрительном восприятии эта степень должна быть выше, чем при восприятии осязательном. Поэтому и гаптическо-изобразительная информация должна быть проще, чем визуально-изобразительная. Шум представляет собой внешнее препятствие информации. Мы различали семантический шум и технический.

Семантический шум касается смысла информации. Его может вызвать неправильно выбранный способ тифлографического изображения, например, изображения человеческого лица с помощью только одного эталона.

Технический шум касается передачи информации - некачественное исполнение рельефа, неправильно выбранный характер изображения.

Обычно различают три группы форм изобразительного выражения информации: иконическую, аналоговую и символическую. Я. Есенский считает, что к этому перечню следует добавить и сигнализационную форму [3].

Иконические изображения - это подлинные изображения предмета. К ним относятся реалистические рисунки предметов, композиции, ситуационные рисунки и некоторые другие способы изображения.

Аналоговые изображения показывают размеры и некоторые другие пространственные аспекты явления. К ним относятся, например, диаграммы, карты, планы, технические чертежи и т. д.

Символические изображения выражают связи между рисунками и явлениями. К ним относятся, например, схемы, графики и т. д.

Сигнализационные изображения представляют собой простые коды -условные обозначения, которые своей выразительностью должны обратить внимание на определённое явление, предмет или ситуацию. К ним, главным образом, относятся пиктограммы различной направленности и назначения.

Следующие критерии связаны с иными функциями изображения. Здесь, прежде всего, следует отметить функцию эстетичности. Оптимальное рельефное изображение должно отвечать требованиям эстетики.

К основным элементам рельефного изображения относится рельефная линия. С её помощью нами создавалась конфигурация и детали изображаемого объекта. Линия имеет для рисунка большое значение, поэтому мы уделяем ей значительное внимание [5].

Рельефную линию можно описать благодаря следующим данным: длине, ширине, высоте рельефа, форме рельефа (т. е. составным рельефа), виду (структуре), линии. При создании рельефно-графических изображений в пособиях были учтены возможности быстрого и безошибочного тактильного различения и оптимизированы:

- длина линии (для слепых исходят из размеров осязательного поля);

- ширина линии (в настоящее время предпочтительнее использовать линии с наименьшей шириной - около 1 мм, однако эта ширина не всегда является оптимальной);

- высота рельефа (у линий приблизительно та, что и в точечном письме Брайля; исследование и опыт тифлографической практики показали, что высота рельефа играет для осязательной дифференциации одну из решающих ролей);

- форма рельефа (рельеф линии должен иметь в поперечном разрезе форму параболы);

- вид (структура) рельефа (нагреватель «ZY- FUSE» Standard (Англия) позволяет нам получать рельефные изображения различных схем, графиков, планов, текстов, рисунков и др. на специальной рельефообразующей бумаге «ZY-TEX SwellPaper», предназначенные для тактильного восприятия инвалидами по зрению);

- вид линии (чаще всего используются сплошные линии различной толщины, частично также - пунктирные линии (штрих пунктирные).

Таким образом, учитывая все научно-обоснованные принципы, эргономические и эстетические требования, содержание образовательных программ, а также физиологические и психологические особенности восприятия детей с нарушениями зрения, нами были разработаны и изготовлены уникальные дидактические пособия для слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующие компенсации недостатков зрения.

Литература

1. Денискина, В.З. Подготовка незрячего ребёнка к пониманию рельефных картинок [Текст] / В.З. Денискина // Материалы межрегионального семинара. Тактильная картинка в жизни незрячего ребёнка. - Н. Новгород : Перспектива, 2003. - С. 3 - 9.

2. Ермаков, В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений [Текст] / В.П. Ермаков. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.

3. Есенский, Я. Осязательное восприятие информации при помощи тифлогра-фики [Текст] / Я. Есенский. - Прага, 1988. - 92 с.

4. Лесневский, Ю.Ю. Актуальность и пути создания тактильных книг для слепых и слабовидящих детей в Сибирском регионе [Текст] / Ю.Ю. Леснев-

ский, Н.А. Одинокова // Материалы межрегионального семинара. Тактильная картинка в жизни незрячего ребёнка. - Н. Новгород, 2003. - С. 25 - 30.

5. Петров, Ю.И. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими [Текст] / Ю.И. Петров, Е.Н. Руцкая. - М. : Российская государственная библиотека для слепых, 1993. - 65 с.

6. Рощина, М.А. Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира [Текст] / М.А. Рощина, И.П. Кекутия // Материалы конференции. - М., 2004. - С. 149 - 154.

7. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И.М. Сеченов. - М. : ОГИЗ, 1947. - 648 с.

8. Сумарокова, И.Г. Тактильные пособия как средства интеграции в обществе незрячего ребёнка [Текст] / И.Г. Сумарокова // Материалы межрегионального семинара. Тактильная картинка в жизни незрячего ребёнка. - Н. Новгород, 2003. - С. 18 - 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.