4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);
5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [2].
Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации — такие, как:
1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
2) стыд—переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
3) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Список литературы
1. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно диахронический подход Ж. Психологические исследования, 2013 Том 6. № 27.
2. Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. Москва: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
ВЛИЯНИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Катунина Т.Н.
Катунина Татьяна Николаевна - педагог, Федеральное государственное бюджетное учреждение Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов,
г. Сергиев Посад
Аннотация: в статье планируется проанализировать особенности развития осязания и мелкой моторики у незрячих детей, в частности, у младших школьников, проанализировать коррекционно-развивающие занятия. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в исследовании окружающего их мира, им тяжело определять величину, форму, расположение в пространстве. Компенсацию зрительной недостаточности обеспечивает активное подключение рук при обследовании предметов окружающего пространства.
Ключевые слова: коррекционные занятия, младший школьный возраст, незрячесть, мелкая моторика, обучение, осязание.
Постановка проблемы. Важным компенсаторным механизмом развития детей с глубокими нарушениями зрения является формирование их культуры использования альтернативных средств восприятия и познания окружающей среды. Развитие осязания и тактильной чувствительности рук является одним из важных направлений коррекционно-восстановительной работы со школьниками с нарушениями зрения.
Изложение основного материала. Учеными отмечается значительное влияние мелкой моторики и тактильной чувствительности пальцев рук на формирование у ребенка психических процессов. Уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук [4, с. 4].
Учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения предусмотрен блок коррекционно-развивающих занятий, одной из составляющих которого является ориентирование в пространстве.
Тяжелые нарушения сенсорной сферы у незрячих младших школьников влияют на их развитие, вносят своеобразие в процесс обучения и жизнедеятельности. Нечеткость, замедленность, узость восприятия обусловливают трудности узнавания, различения предметов и явлений окружающей среды, их форм, характерных внешних признаков и тому подобное. Недоразвитость тактильных ощущений, общей и мелкой моторики влечет за собой неточность координированных движений, замедление выполнения действий, трудности в ориентировании [6, с. 7].
Обучение специальным умениям и навыкам возможно лишь при наличии индивидуального подхода к каждому незрячему ребенку с учетом характера его дефекта, особенностей личности и приобретенного опыта жизни.
Основными задачами коррекционных занятий являются следующие: развитие мелкой моторики; развитие общей моторики; развитие представлений о предметах и явлениях окружающего пространства; ориентирование на собственном теле; ориентирование в микропространстве (за столом, на листе бумаги, на приборе для письма шрифтом Брайля); ориентирование в макропространстве (улица, класс); развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственному ориентированию.
Содержание учебного материала программы, коррекционно-развивающая направленность, учебные достижения, упражнения базируются, с одной стороны, на учете этих составляющих, на основе общеобразовательных предметов начальной школы; с другой - является сугубо специфическим, присущим только незрячим детям.
Успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включения в занятия разнообразных заданий и упражнений, связанных с ранее изученным. С целью поддержания у незрячих детей интереса к обучению, занятия следует проводить в игровой форме, используя при этом пособия, игрушки и дидактические игры, натуральные объекты, доступные для восприятия незрячих.
Особая роль отводится упражнениям, которые способствуют развитию у детей с нарушениями зрения пространственных представлений, расширению знаний о предметах и явлениях окружающей среды, упражнениям с практическим содержанием.
Значительное место занимают экскурсии, практические занятия, дидактические игры с использованием интерактивных технологий. Овладение специальными умениями и навыками облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.
У ребенка с нарушениями зрения едва ли не важнейшей задачей сенсорного воспитания является переориентация его с несовершенного зрения на полноценное использование сохранившихся органов чувств, а именно осязания и слуха. Ребенка с тяжелыми заболеваниями зрения очень важно переориентировать именно на осязательное восприятие [3, с. 25].
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и перекрученную информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики и осязания является формирование у незрячих младших школьников умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с опорой на ощупь.
Заниматься развитием осязания и мелкой моторики с ребенком с нарушениями зрения следует начинать как можно раньше. Это будет способствовать развитию компенсаторных механизмов и предотвращению вторичных отклонений.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям
99
с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры, общения. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в различных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются навыки тонкого дифференцированного восприятия [2, с. 82].
Учитывая определенные механизмы развития осязания и мелкой моторики, основными направлениями формирования навыков осязания и мелкой моторики у незрячих младших школьников были определены:
1. Развитие тактильной чувствительности рук через обогащение опыта тактильных ощущений.
2. Коррекция осязания, которая происходит в различных видах предметно -практической деятельности.
3. Коррекция моторной координации движений рук.
Вывод. В завершении, хотелось бы отметить, что тренировка осязания и мелкой моторики помогает незрячему младшему школьнику не только при письме, рисовании, работе с компьютером, но и в любой предметной деятельности. Велико положительное влияние пальчиковых упражнений на артикуляцию, дикцию, умственную деятельность и работоспособность, творческую активность учащихся младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой и Е.Н. Подколзиной. Второе, переработанное издание. М., 2005. 266 с.
2. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику: пособие для подгот. детей к шк. / Н.В. Гатанова, Е. Тунина. СПб.: Питер, 2000. 141 с.
3. Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работе по развитию осязания // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., 2012. С. 25-43.
4. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 - коррекц. педагогика (тифлопедагогика) / Мясникова Людмила Владимировна. М.: Простор, 2015. 21 с.
5. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. М.: Полиграф-Сервис, 2007. 121 с.
6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. СПб.: Образование, 2016. С. 7-74.