КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАШИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Шарипова Ё.К.
Шарипова Ёкут Кудратиллаевна — преподаватель, кафедра языковых навыков, факультет начальных курсов, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: обучение детей с глубокими нарушениями зрения требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в различных сферах жизни. Специфика обучения людей с нарушением зрения обусловлена ограничением доступа к информации. Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. Таким образом, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению. Ключевые слова: невербальная информация, метод функциональной магнитно-резонансной томографии, тактилика, моторика, тактильная книга.
Обучение слабовидящих людей английскому языку — задача еще более сложная, но знание языка расширяет образовательные возможности таких людей, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувствовать себя социально адаптированными в обществе. При обучении языку слепых и слабовидящих детей необходимо учитывать особенности процесса восприятия ими окружающей действительности.
В качестве основных каналов восприятия таких детей выступают: осязание, слух, обоняние, вкус и чувство пространство (кинестетика). У ребенка с полной или частичной потерей зрения практически нет возможности получать невербальную информацию. Однако, у такого ребенка активируются и развиваются не визуальные каналы получения информации, в частности слушание и осязание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что слепые и слабовидящие дети получают информацию, преобразованную либо в акустический сигнал, либо в некоторое тактильное представление (шрифт Брайля, рельеф, вибрацию). Специалисты по нейрофизиологии из медицинского центра при университете американского города Джорджтаун, применяя метод функциональной магнитно-резонансной томографии, доказали, что незрячие люди используют зрительную область мозга как раз для усиления слуха и осязания. Таким образом, на занятиях со слабовидящими и слепыми детьми незаменимым помощником педагога являются тактильные книги и другие тактильные пособия для слепых и слабовидящих детей. Исследования показывают, что изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. А наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук [2, ^ 34]. Главная функция такой книги — помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В.П. Ермакова, широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт [1, с. 23]. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики [2, ^ 43].
Методика работы с пособием включает в себя два этапа: подготовительный и этап работы с пособием. На первом этапе учитель рассказывает ребятам, что собой представляет тактильное пособие и как с ним работать. Затем, в зависимости от изучаемой лексики, учитель
представляет возможность детям поработать с объемными фигурами (например, если тема «vegetables», то работа с натуральными овощами). Когда у ребят сложится понятие об объемных и плоскостных фигурах, можно переходить к пособию. По окончании работы с пособием, можно предложить ученикам сделать свою страничку на тему «Vegetables». Данное упражнение предпочтительнее выполнять в классе под контролем учителя, чтобы дети правильно создали плоскостной узнаваемый образ. Затем, когда пособия детей будут готовы, можно ими обменяться, изучить, посмотреть и поработать в парах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тактильная книга является одним из основных дидактических материалов при обучении слепых и слабовидящих детей. Наиболее эффективно она может применяться при обучении лексике английского языка. Отличительными особенностями тактильной книги являются доступность и простота применения (ведь свою тактильную книгу может сделать каждый учитель).
Список литературы
1. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
2. Рочева Н.И., Коневская Е.В. Специфика психологической реабилитации незрячих и слабовидящих детей / Е.А. Данилова, О.Г. Минина, Е.В. Коневская, Н.И. Рочева // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции (5-6 декабря 2011, Москва). С. 459-462. М.: МГППУ, 2011. 713 с.
3. Рекомендации по изготовлению тактильного пособия на тему «Овощи» («Vegetables») // Teaching Blind and visually impaired children project. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.english4blind.ru/tactile-teaching-materials_20121109104710.html/ (дата обращения: 13.04.2020).
К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕСТВИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТА Лобанова И.В.
Лобанова Ирина Владимировна — магистрант, кафедра коррекционной педагогики, Институт социально-гуманитарных технологий Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Аннотация: в статье раскрывается понятие базовых учебных действий как элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение учебным содержанием учащимися с нарушениями слуха и интеллекта. Статья основана на изучении литературных и научных источников. Рассмотрены основные характеристики и особенности обучения детей с нарушениями слуха и интеллекта, методы обучения Монтессори, Воскобовича, Петерсона, Вальдорфской методики.
Ключевые слова: умственная отсталость, нарушение слуха, интеллект, глухота, базовые учебные действия.
Изучению детей с нарушенным слухом и умственной отсталостью были посвящены работы М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Н.Ю. Донской, Л.И. Тиграновой, М.Ф. Титовой, Л.С. Тамошюнене и других ученых.
Одной из целевых установок формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением слуха и умственной отсталостью является обеспечение связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей [1]/
В настоящее время мало публикаций, которые посвящены разработке программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением слуха и интеллекта, а