представляет возможность детям поработать с объемными фигурами (например, если тема «vegetables», то работа с натуральными овощами). Когда у ребят сложится понятие об объемных и плоскостных фигурах, можно переходить к пособию. По окончании работы с пособием, можно предложить ученикам сделать свою страничку на тему «Vegetables». Данное упражнение предпочтительнее выполнять в классе под контролем учителя, чтобы дети правильно создали плоскостной узнаваемый образ. Затем, когда пособия детей будут готовы, можно ими обменяться, изучить, посмотреть и поработать в парах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тактильная книга является одним из основных дидактических материалов при обучении слепых и слабовидящих детей. Наиболее эффективно она может применяться при обучении лексике английского языка. Отличительными особенностями тактильной книги являются доступность и простота применения (ведь свою тактильную книгу может сделать каждый учитель).
Список литературы
1. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
2. Рочева Н.И., Коневская Е.В. Специфика психологической реабилитации незрячих и слабовидящих детей / Е.А. Данилова, О.Г. Минина, Е.В. Коневская, Н.И. Рочева // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции (5-6 декабря 2011, Москва). С. 459-462. М.: МГППУ, 2011. 713 с.
3. Рекомендации по изготовлению тактильного пособия на тему «Овощи» («Vegetables») // Teaching Blind and visually impaired children project. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.english4blind.ru/tactile-teaching-materials_20121109104710.html/ (дата обращения: 13.04.2020).
К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕСТВИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТА Лобанова И.В.
Лобанова Ирина Владимировна — магистрант, кафедра коррекционной педагогики, Институт социально-гуманитарных технологий Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Аннотация: в статье раскрывается понятие базовых учебных действий как элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение учебным содержанием учащимися с нарушениями слуха и интеллекта. Статья основана на изучении литературных и научных источников. Рассмотрены основные характеристики и особенности обучения детей с нарушениями слуха и интеллекта, методы обучения Монтессори, Воскобовича, Петерсона, Вальдорфской методики.
Ключевые слова: умственная отсталость, нарушение слуха, интеллект, глухота, базовые учебные действия.
Изучению детей с нарушенным слухом и умственной отсталостью были посвящены работы М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Н.Ю. Донской, Л.И. Тиграновой, М.Ф. Титовой, Л.С. Тамошюнене и других ученых.
Одной из целевых установок формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением слуха и умственной отсталостью является обеспечение связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей [1]/
В настоящее время мало публикаций, которые посвящены разработке программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением слуха и интеллекта, а
так же методик формирования и способов оценки их сформированности. В связи с этим, проблема формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением слуха и интеллекта актуальна и значима, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования.
Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Обучающиеся, имеющие нарушения слуха и интеллекта, не могут самостоятельно поставить цели, решить задачи. У большинства из них внимание неустойчивое, они быстро утомляются, часто отвлекаются на посторонние предметы, задания выполняют только по образцу и подобию, а темп работы, как правило, медленный. Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, бедность эмоций также являются факторами, негативно сказывающимися на темпе и качестве развития умственно отсталых глухих.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит задачи по повышению уровня самостоятельности обучающихся, по формированию у них в процессе их обучения и воспитания новых компетенций.
Формирование умения учиться - важный аспект у обучающихся младшего школьного возраста. Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и др., которые сделали вывод: умение учиться подразумевает овладение способами действий, которые обеспечивают самостоятельное и эффективное выполнение учебной деятельности.
Развивая самоконтроль глухих и умственно отсталых учащихся, оказывается положительное воздействие на организацию всей учебной деятельности детей данной категории, в связи с этим выделяются умения, определяющие его сформированность: умение осознать ошибку; умение сравнивать с образцом; умение последовательно осуществлять действия; умение оценить результат собственных действий; умение действовать по инструкции. Овладение базовыми учебными действиями является той основой, на которой строится учебная деятельность детей, формируются их личностные качества, позиция учащегося [2].
В качестве базовых учебных действий рассматриваются личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные, которые предполагают достижение предметных и личностных результатов обучения.
Предметные и личностные результаты тесно взаимосвязаны между собой, так как овладение обучающимися содержанием каждой предметной области предполагает обеспечение условий для возможности применения знаний и умений в практической деятельности, направленность на обогащение социального опыта обучающихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью, возможности их применения в практической деятельности.
Однако, педагоги понимают, что какие бы знания о социальном мире не получил ребёнок с нарушением слуха и интеллекта, ему важно научиться применять их в собственной жизни. У детей с ограниченными возможностями здоровья неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Такие дети несамостоятельны, неинициативны, и, как следствие, не приспособлены к жизни в социуме.
Педагоги, работающие с таким контингентом детей понимают, что тех методов и приемов, которые используются для работы с детьми с нормой развития, явно недостаточно, даже традиционно используемые группы словесных, наглядных и практических методов, при работе с умственно отсталым глухим ребенком, подвергаются существенным изменениям.
Если ребенок с нормой развития при многократном повторении и заучивании на уроке усваивает материал, то при работе с глухим умственно отсталым учеником, многократное повторение должно проходить через несколько уроков, при условии стимулирующих воздействий, применения разных форм занимательного, дидактического, наглядного материала, чтобы предотвратить утомление и повысить работоспособность.
Умение человека добывать новые знания с использованием имеющегося опыта - вот высшая мера сформированности любых учебных действий.
Один из современных способов организации познавательной деятельности является технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон [3]. Суть этой технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах
эффективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.
Рис. 1. Технология «Ситуация»
Использование этой технологии применимо как к детям с нарушением слуха, так и к детям с интеллектуальной недостаточностью. В данном случае каждое действие проговаривается, сопровождается жестами и, обязательно, наглядным материалом.
Если брать во внимание Вальдорфскую систему образования, то можно сделать вывод, что Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии, и в обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности.
Если обратиться к методике Марии Монтессори, то ее суть состоит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; задача взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей воспитателя, или учителя, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Как нам уже давно известно, ведущая деятельность у детей - игровая. Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Здесь следует обратить внимание на методику Воскобовича, которая дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно
последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявление креатива, подключения воображения.
Современные технологии предполагают системно-деятельностный метод, который предполагает, что базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Иными словами, какая бы ни была использована методика, она все равно предполагает совместную деятельность ребенка и учителя, в то время, как учитель выступает в роли помощника.
Таким образом, путь ребенка с нарушением слуха и интеллекта, проделанный от представлений до способности использовать свой опыт, знания и умения в различных условиях, и будет являться основной целью обучения, достижением планируемых результатов.
Список литературы
1. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах: методические рекомендации. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации; ООО «Институт социальных технологий», 2017. 80 с.
2. Статья «Современные подходы к организации процесса формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью». В.В. Скрипниченко. Общеобразовательная школа-интернат № 5. Россия. Астрахань. Стр. 2.
3. Салдаева Е.Н., Федорова Т.В. Технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый, 2017. № 15.2. С. 170-172. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/149/41704/ (дата обращения: 10.02.2020).
СИСТЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ Подун Ю.В.
Подун Юлиана Вадимовна — студент, кафедра дефектологии и специальной психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: статья рассматривает особенности речевого развития детей с сенсорными нарушениями. В статье описываются возможные сенсорные нарушения и специфика их влияния на речь ребенка. В статье приводится характеристика речевой функции детей с аномалиями сенсорного развития и описание коррекционного процесса по преодолению имеющихся нарушений.
Ключевые слова: сенсорные нарушения, речевое развитие, коррекционно-образовательный процесс, дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, умственно отсталые дети, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сенсорная система - часть нервной системы, ответственная за восприятие: зрительное, слуховое и тактильное. Сенсорному развитию уделяется особенно много внимания, так как оно позволяет научить детей адекватно воспринимать окружающие предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие - это развитие органов чувств и восприятия детей.
Проблемы специального образования детей с сенсорными нарушениями актуальны во всём мире. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и коррекция их нарушений - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, интеграции в общество, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Среди детей с сенсорными нарушениями выделяют следующие группы: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями интеллекта; с нарушениями опорно-двигательного аппарата.