w
ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гулиянц Анна Борисовна, Гулиянц Светлана Борисовна, Институт иностранных языков ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описаны особенности работы со слепыми и слабовидящими школьниками и представлены некоторые методические приемы обучения их английскому языку.
Ключевые слова: слепые и слабовидящие школьники, методические приемы, обучение английскому языку
Abstract. The article is dedicated to the peculiarities of the blind and visually impaired children education. Some basic directions and methods of teaching them the English language are presented.
Keywords: blind and visually impaired students, basic directions and methods, English language teaching
Сегодня актуален вопрос об инклюзивном образовании и социальной адаптации школьников с повышенными потребностями. Однако большинство учителей общеобразовательных школ не знают, как работать с такими обучающимися, на что обратить особое внимание, как адаптировать весь процесс обучения. В этой статье представлены некоторые методические приемы обучения английскому языку слепых и слабовидящих школьников.
Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, прием - базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия. Прием обучения - конкретные действия и операции преподавателя, цель которых - сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. [1; 211] Следовательно, в данной статье будут названы конкретные действия и операции учителя, цель которых -обучить английскому языку, адаптировать к жизни и социализировать слепых и
6
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
слабовидящих школьников; сформировать у них необходимые навыки и умения, помочь грамотно организовать учебную деятельность.
Каждому учителю, который начинает работать в инклюзивном образовании, важно помнить, что обучение детей с повышенными потребностями требует иных приемов, средств и методик обучения, нежели те, что используются в повседневной практике обучения обычных детей. Вот лишь некоторые из особенностей, которые должен учитывать преподаватель при организации процесса обучения слепых и слабовидящих школьников:
- неполнота и неточность процессов восприятия;
- фрагментарность и бедность полученной информации;
- неустойчивость произвольного внимания;
- снижение уровня познавательных способностей и умственной работоспособности;
- увеличение сроков обучения;
- снижение темпа прохождения учебного материала;
- трудности в регуляции поведения;
- замедление реакции узнавания и различения. о
Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно
учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.
Все перечисленные ранее особенности слепых и слабовидящих детей требуют от учителя дополнительных усилий и особого подхода как к самим обучающимся, так и к процессу обучения. По словам В. Панкратовой, в тифлопедагогике важно использовать как общие методы обучения, а именно: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительноиллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные; так и
специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов автор объясняет характером и спецификой познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.
Перечислим некоторые из методических приемов, которые можно найти в работах учителей и преподавателей, работающих над проблемой обучения слепых и слабовидящих школьников (О.Ю. Кацап, Л.В. Колесникова, Е.В. Коневская, А.Г. Литвак, С.А. Лущаева, О.Г. Минина, В. Панкратова, Н.И. Рочева,
О.Ю. Трофимова, Э.М. Стернина, Е.Г Штоколова и др.).
7
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Обучающимся, у которых есть проблемы со зрением, необходимо предоставлять больше времени для овладение новым материалом, формирования и развития иноязычных навыков и умений, осознания явлений и реалий. Так, например, если обычному школьнику для ознакомления с новой лексикой может потребоваться от 5 до 20 минут, ребенку с повышенными потребностями будет необходимо в три раза больше времени.
Из-за особенностей мышления, внимания и памяти школьников с проблемами со зрением, учителю необходимо многократно повторять как новый, так и уже пройденный материал, причем учителя и педагоги предлагают различные приемы, формы и виды организации подобной деятельности. Главное - обеспечить многократное повторение изучаемого явления, добиться автоматизации необходимых действий и избежать утрачивания уже сформированных навыков и умений.
Весь представляемый иноязычный материал слепым и слабовидящим школьникам необходимо выучивать наизусть. Это связано с тем, что у обучающихся отсутствует такой вид памяти как зрительная, следовательно, у ^ учителя нет возможности попросить детей быстро просмотреть материал, о вспоминая необходимую информацию на уроке. Также на начальном этапе школьники не могут записать нужную им информацию, сделать необходимые уточняющие пометки. Слуховая же память у таких обучающихся формируется не сразу, на это требуется определенное время.
Для заучивания материала учителю следует применять максимальное количество стратегий, соответствующих индивидуальным стилям обучения (слуховому, кинестетическому, тактильному) и возрастным особенностям школьников. Для заучивания идеально подходят аудиоприложения к учебнику. Если же они отсутствуют, учителю следует сделать аудиозаписи самостоятельно. Так обучающиеся смогут доучить необходимую им информацию дома, если они по каким-либо причинам не справились на занятии. Использование максимального количества стратегий позволит компенсировать отсутствие зрения, запомнить необходимую информацию, закрепить сформированные знания, навыки и умения, создать полный образ изучаемого явления или объекта, сформировать и развить личность школьника и, как следствие, облегчит дальнейший процесс адаптации и социализации в обществе.
При организации обучения слепых и слабовидящих школьников учитель должен быть готов к тому, что ему придется использовать дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности. Например, явления, которые знакомы и понятны обычным детям, требуют дополнительных комментариев для обучающихся с проблемами со зрением. Как объяснить ребенку, который никогда не видел и не знает, что такое туча, облако, туман? Чем они друг от друга
8
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
отличаются? Семантизация подобных лексических единиц возможна только при помощи подробного описания и объяснения, ярких вербальных примеров и ситуаций. В других случаях для организации процесса обучения учителю могут потребоваться различные средства наглядности и разнообразные реалии. Ведь то, что слепые и слабовидящие школьники не смогут увидеть, они смогут потрогать, понюхать, попробовать, изучить... На уроке учителю могут пригодиться тактильные книги и карточки для обучения лексике, геометрические фигуры и палочки Кьюизинера для обучения грамматике, карточки с надписями по Брайлю и звуковые картины для развития навыков монологической и диалогической речи. Дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности помогут развить произвольную память и образное мышление обучающихся, обогатить внутренний мир, расширить кругозор, создать представление о мире вокруг, сформировать основные иноязычные языковые и речевые навыки.
При организации процесса обучения иностранному языку слепых и слабовидящих школьников, необходима алгоритмизация всех учебных действий.
^ Обучающиеся должны четко осознавать последовательность своих действий на о каждом этапе, будь то работа с лексикой, грамматикой, фонетикой, или действия с аудиотехникой и работа на компьютере. То, что обычные дети могут легко сделать самостоятельно (включить необходимый для аудирования текст или его фрагмент, найти дополнительную информацию на указанном учителем сайте и т.д.), может вызвать целый ряд трудностей у школьников с проблемами зрения.
Алгоритмизация учебных действий должна проходить последовательно, под четким руководством и контролем учителя. Слепым и слабовидящим ученикам важно объяснить, что следуя предложенному алгоритму, им будет проще овладеть необходимыми иноязычными навыками и умениями, они смогут избежать ошибок и неточностей. Также это позволит ускорить весь процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации.
При алгоритмизации всего процесса обучения иностранному языку педагогу важно использовать четкие и логичные указания и пояснения, которые снимут возможные трудности и недопонимание у детей, организуют процесс обучения. Постепенно учитель сможет давать обучающимся все больше возможностей для самостоятельной познавательной и учебной деятельности. В свою очередь учителю важно помнить об опережающем консультировании по трудным вопросам и действиям.
В самом начале обучения слепых и слабовидящих школьников иностранному языку учителю необходимо использовать родной язык параллельно с изучаемым. На начальном этапе важно использование метода опоры на физические действия. Суть его заключается в том, что при обучении
9
а
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
иностранному языку имитируется процесс овладения школьниками родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий. Формирование, развитие и совершенствование
дополнительных двигательных навыков и умений слепых и слабовидящих школьников позволят им лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве и, следовательно, быстрее приспособиться к окружающему миру и адаптироваться в социуме.
Быстрее адаптироваться к жизни в социуме и приобрести необходимые для этого знания, навыки и умения поможет использование разнообразных адаптированных под нужды слепых и слабовидящих школьников дидактических игр. Разнообразные фонетические, лексические, грамматические, ролевые игры - все это позволяет сделать процесс обучения и воспитания интересным и запоминающимся, снимает часть трудностей, в том числе и психологических, повышает мотивацию к обучению вообще и изучению иностранного языка в частности. Подобная организация иноязычной деятельности помогает социализировать обучающихся, учит их общаться как с учителем, так и со ^ сверстниками, позволяет воссоздавать реальные ситуации из жизни. о
Представленные в данной статье некоторые из методических приемов обучения английскому языку слепых и слабовидящих школьников помогут учителю грамотно и логично организовать образовательный инклюзивный процесс, учесть особенности детей с повышенными требованиями, создать условия для их адаптации и социализации в обществе. Возможно, для некоторых слепых и слабовидящих школьников иностранный язык станет профессией, и, следовательно, учителю иностранного языка следует приложить силы и использовать все имеющиеся у него в арсенале методы и приемы для достижения максимально возможных положительных результатов.
Литература:
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
4. Зорина С. С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения / С.С. Зорина // Специальное образование. - 2010. - № 4 - С. 20-26.
10
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
5. Минина О.Г. Методика обучения английскому языку незрячих студентов в вузе / О.Г. Минина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.english4blind.ru/information-for-bvi teachers_20131005200515 .html
6. Best A. Teaching children with visual impairments / A. Best. - Open UnivPress, 1992.
7. Shtokolova E. A BVI Student in Class / E. Shtokolova [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.english4blind.ru/information-for-bvi-teachers_20111019 160347.html
о
о
11
а