Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР'

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
познавательное развитие / интерактивные игры / обучение / cognitive development / interactive games / learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева О.В., Галич Т.Н.

В статье рассматриваются аспекты познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева О.В., Галич Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN VIA INTERACTIVE GAMES

The article discusses aspects of the cognitive development of older preschool children through interactive games.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР»

УДК 37 Ермолаева О.В., Галич Т.Н.

Ермолаева О.В.

студент,

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Галич Т.Н.

кандидат психологических наук, доцент кафедры ТиМДиНО Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр.

Ключевые слова: познавательное развитие, интерактивные игры, обучение.

Система дошкольного образования на современном этапе направлена на полноценное формирование и развитие каждого дошкольника, на смену классическому теоретическому образованию приходит продуктивное, основной целью которого является развитие познавательной активности дошкольников, а также формирование коммуникативной, творческой, инициативной личности.

Основными задачами педагогической деятельности являются не только воспитание личности, способной адаптироваться в социуме, но и самостоятельно мыслить, получать и применять знания, скрупулезно обдумывать принимаемые решения, хорошо планировать собственные действия, пишет В.С. Безрукова. Поэтому так важно заниматься познавательным развитием детей еще в дошкольном возрасте.

Актуальность вопроса познавательного развития обусловлена поиском новейших педагогических средств в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Выделением вопроса познавательного развития дошкольников занимались многие педагоги. Так, Т.И. Зубкова рассматривала познавательный интерес как аспект саморазвитии и самореализации личности дошкольника. Н.В. Бранник рассматривала вопрос развития познавательного развития совместно с аспектом познавательных способностей и в качестве средства предлагала проектную деятельность. Так же вопросом познавательного развития занимались такие педагоги как И.С. Морозова, Н.Н. Подьяков, В.С. Ильин и др.

Важность познавательного развития подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), принципами которого является формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника в различных видах деятельности.

В свою очередь Н.Н. Поддъяков определяет два типа познавательного развития детей дошкольного возраста: собственную активность ребенка, активность ребенка, стимулируемую взрослым.

Собственная активность ребенка предполагает специфическую и одновременно универсальную форму детской активности, характеризующуюся разнообразием своих проявлений во всех сферах психики дошкольников: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.

Изучением вопроса познавательного развития дошкольников, как уже отмечалось выше, занимались многие педагоги-исследователи, но рассматривали они ее в разных аспектах. Так, Т.И. Зубковой были выделены следующие компоненты познавательной активности: эмоциональный компонент, т.е. позитивная направленность на объекты окружающего мира, интеллектуальный компонент, т.е. потребность в знаниях, волевой компонент -возможность приложения усилий для приобретения более глубоких подробных знаний.

Одним из наиболее эффективных средств является использование

информационно-коммуникационных технологий и интерактивных игр в том числе. Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности - все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, пишет В.В. Данилина.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, заключается в следующем: подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов, обмен опытом, использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных, создание электронной почты, ведение сайта, создание презентаций в программе Power Point, считает А.В. Зубов.

Такие специалисты в области дошкольного образования как., Т.С. Комарова, Л.Н.Духанина, Т.В.Волосовец высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании интерактивных игр в работе с дошкольниками. Противники в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению,

при внедрении интерактивных игр обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения.

Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Таким образом, наиболее эффективным средством познавательного развития является использование информационно-коммуникационных технологий и интерактивных игр в том числе, что связано с интенсивной цифровизацией общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Баранник // Молодой ученый. -2019. - №24. - 67 с;

2. Данилина, В. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В. В. Данилина, Н. Н. Янкина. // Молодой ученый. — 2020. — № 12.6;

3. Ильин, В.С. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat-343436.html (дата обращения 16.01.2019);

4. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников /И.С. Морозова, И.С. Штепина Теория и практика общественного развития. 2012. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения 07.02.2019)

Ermolaeva O. V., Galich T.N.

Ermolaeva O.V.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Galich T.N.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

COGNITIVE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN VIA INTERACTIVE GAMES

Abstract: the article discusses aspects of the cognitive development of older preschool children through interactive games.

Keywords: cognitive development, interactive games, learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.