218
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. - М., 2009.
5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2004. - № 4.
7. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.
8. Опыт работы дошкольной организации «Ертеп».
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Серых Е.М.*, Бусловская М.А.*,
Шестакова Л.А.*, Сорокина Г.В.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол
Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
Дошкольная педагогика
219
показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Применение интерактивных игр вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный подъем, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала.
Ключевые слова: интерактивная игра, интерактивная доска, компьютерные технологии, мобильность, планшетник, мультимедийное оборудование.
Государственный образовательный стандарт, изменения, происходящие в дошкольном образовании, побудили к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника. Учитывая тот факт, что компьютер играет всё большую роль в современном образовании, актуальным средством обучения становятся информационнокоммуникативные технологии. В частности интерактивные игры. Они дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Использование электронных игр приводит к стабильной результативности педагогического процесса.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаем, использование информационно - коммуникационных технологий актуальной для нашего времени.
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время - это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий.
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает
220
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.
Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей;
- дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься;
- в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели;
- по окончании игры (после небольшой паузы) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.
Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - соз-
Дошкольная педагогика
221
дать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.
При организации и проведении организованной образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1 этап - погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки - через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
2 этап - основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
3 этап - заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений.
Планируя мероприятия, мы соблюдаем дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяем педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняем, на каком этапе можем применять мультимедийные средства;
- согласовываем выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываем специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализируем и обсуждаем с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
- наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
222
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. В процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и посещаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.
Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с учётом уровня развития таких детей, тогда эта технология даёт очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца.
Обучение с использованием электронных игр повышает познавательную активность и решает поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.
Список литературы:
1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада»: учеб. пособие. - М., 2004.
2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. - (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с. -Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ.
4. Ярусова Е. А. Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.
Дошкольная педагогика
223
5. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8.
6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11.
8. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М.: Сфера, 2008.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - 20 с.