DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.105.3.067
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Научная статья
Киселева Т.Г.1, Чальцева Т.И.2' *
1 ORCID: 0000-0002-2826-3860;
1 2 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия
* Корреспондирующий автор (chalceva.tatyana[at]yandex.ru)
Аннотация
Статья посвящена сравнительному исследованию динамики развития познавательной активности в младшем школьном возрасте. Было проведено сравнение нормотипичных детей и детей с ОВЗ, преимущественно с нарушениями интеллектуальной сферы. Показана динамика изменения познавательной активности на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Опрос родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и нормотипичных детей, позволил выделить достоверные отличия в количестве времени, проводимом в совместной с ребенком деятельности, в доминирующем стиле воспитания в семье, а также видах совместной деятельности. Беседа и опрос педагогов, работающих в инклюзивных классах, показал степень психолого-педагогической готовности к работе с детьми с ОВЗ, знание особенностей таких детей, владение разнообразными методиками и приемами для активизации познавательной активности младших школьников.
Ключевые слова: познавательная активность, инклюзия, младший школьник.
COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH DISABILITIES
IN THE CONTEXT OF INCLUSION
Research article
Kiseleva T.G.1, Chaltseva T.I.2' *
1 ORCID: 0000-0002-2826-3860;
1 2 K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russia
* Corresponding author (chalceva.tatyana[at]yandex.ru)
Abstract
The current article contains a comparative research of the dynamics of cognitive activity development in primary school age. We compared neurotypical children and children with disabilities, primarily with cognitive impairments. The study demonstrates the dynamics of changes in cognitive activity throughout the entire period of primary school education. The survey of parents raising children with disabilities and neurotypical children allowed the researchers to identify significant differences in the amount of time spent engaging in activities with the child, in the dominant style of parenting in the family as well as in the types of joint activities. A conversation and a survey of teachers working in inclusive classes showed the degree of psychological and pedagogical preparedness to work with children with disabilities, knowledge of the characteristics of such children, knowledge of various methods and techniques for activating the cognitive activity of younger schoolchildren.
Keywords: cognitive activity, inclusion, primary school student.
Введение
Проблема повышения познавательной активности обучающихся - ключевая проблема педагогики и педагогической психологии, поскольку мотивационная составляющая деятельности определяет ее результативность и эффективность. Исследователи отмечают начало снижения познавательной активности не в подростковом, а в младшем школьном возрасте. Ребенок не хочет и, как следствие, не может учиться. Высокий темп учебной деятельности, усложнение содержания обучения, недостаток учебного времени для закрепления и формирования учебных навыков - все это в совокупности приводит к снижению результативности обучения, что в свою очередь, вызывает снижение мотивации и познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе. Особое внимание педагогов и психологов уделяется проблеме развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах обучения.
С введением инклюзивного образования, заявленного в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», проблема познавательной активности и мотивации только обострилась, поскольку разный стартовый уровень обучающихся на начальной ступени не позволяет эффективно формировать навыки учебной деятельности у каждого обучающегося. Практики констатируют снижение познавательной активности как у нормотипичных детей, так и у детей с ОВЗ, среди которых учителя начальных классов особо выделяют обучающихся со снижением интеллекта. Для решения обозначенной проблемы необходимо четко представлять уровни развития познавательной активности у нормотипичных детей и детей с ОВЗ, выделить возрастную динамику изменений познавательной активности в период обучения в начальной школе, а также социально-психологические факторы, оказывающие влияние как на снижение, так и на повышение познавательной активности младших школьников. Подчеркнем, что с точки зрения практиков, особую сложность представляет организация инклюзивного обучения в начальной школе в целом, и формирование познавательной активности в частности.
Цель работы состояла в изучении динамики познавательной активности младших школьников с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ в период младшего школьного возраста, а также выявления социально-психологических факторов, влияющих на формирование познавательной активности младших школьников с ОВЗ.
Предпосылки исследования
Основы понимания природы познавательной активности человека были заложены в работах Л.С. Выготского [3],
A.Н. Леонтьева [11], С.Л. Рубинштейна [12] и др. По мнению Т.И. Шамовой [18] познавательную активность можно рассматривать как цель деятельности, как средство достижения, как результат, в последнем случае познавательная активность имеет внешние проявления, а именно: внимание и особый интерес к предметам; эмоциональное отношение к ним; действия, направленные на понимание функционального назначения предмета. Познавательная активность, как утверждают Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко [5], это один из важнейших мотивов учения школьников, под влиянием которого повышается продуктивность учебной деятельности даже слабых и неуспевающих учеников, поэтому тема развития и коррекции познавательной активности у школьников с различными нарушениями обширно освещается отечественными авторами. Исследователей интересует как процесс формирования основ познавательной деятельности у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, так и его коррекция.
B.Г. Харламова [17] отмечает, что у значительной части детей младшего школьного возраста с ОВЗ потребность в познании остается на стадии любопытства и носит ситуативный, неустойчивый характер, в том числе у детей с ОВЗ наблюдается инертность, отсутствие интереса к окружающему, поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отклонений и активизацию эмоционально-волевой сферы. В качестве итога автор приводит принципы, на которых должна строиться коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по оптимизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ в начальной школе: индивидуальный подход к каждому обучающемуся; предотвращение наступления утомления; использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся; проявление педагогического такта. Сойко К.В. [16] утверждает, что анализ механизмов нарушений познавательных процессов и поведения связан с поиском путей решения конкретных проблем, возникающих при обучении детей с ОВЗ. На основе полученных данных автор выделяет трудности программирования и контроля, резюмирую, что проблема изучения механизмов произвольной регуляции, «управляющих функций» является существенной для анализа механизмов нарушений поведения, для решения диагностических, коррекционных задач, а также для широкой педагогической практики.
Слепченкова Л.Н. [15] рассматривает не только теоретические аспекты, но и описывает авторскую программу, направленную на развитие познавательной и творческой активности, коррекцию нравственных ориентиров подростков и младших школьников, проходящих курс адаптации в социально-реабилитационных центрах. Для большинства обследованных характерна интеллектуальная пассивность, отсутствие желания и привычки думать, решать задачи. У них наблюдается неустойчивая память, внимание, снижена работоспособность. Для работы по повышению познавательной активности автор предлагает различные по форме коррекционно-развивающие групповые занятия, включающие занятие-презентацию, конкурс творческих работ, заочные экскурсии, исследовательский проект, моделирование ситуации. Не менее интересную методику предлагает коллектив авторов Кирчей Ю.М., Нургалиева Г.К., Черных О.М. [10], которые считают, что одной из актуальных проблем сегодня является осуществление поддержки детей с ОВЗ в любой образовательной организации. В работе с такими детьми необходимо использовать различные инновационные технологии, одну из которых и описывают авторы: песочная игровая терапия, которую можно использовать в качестве средства стимулирования ребенка, развития его сенсомоторных навыков, снижения эмоционального напряжения и повышения познавательной активности.
Многие авторы, например, Н.В. Зыкова [8], Е.В. Карпова [9], считают игровую деятельность наиболее эффективной в процессе формирования и коррекции познавательной активности. Скуридина Л.П. [13], изучая вопросы обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью, указывает на то, что внедрение в учебный процесс интерактивных игровых форм способствует улучшению качества проведения учебных занятий и, как следствие, повышает познавательную активность детей с ОВЗ. Скуридина Л.П. [14] показывает эффективность коррекционно-развивающего процесса не только в учебное время, но и на перемене, и во время прогулок. В итоге автор приходит к выводу, что наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре. На важность игрового процесса для социализации детей с ОВЗ указывают А.И. Веретенник и О.А. Чурсина [2], показывая, как в игре учитель-дефектолог может способствовать формированию когнитивных навыков, развитию речи, осуществлять физическое, сенсорное и эмоциональное развитие ребенка.
Развитие и коррекция познавательной активности невозможны без тесного сотрудничества педагога-дефектолога с родителями, при этом многие исследователи отмечают неготовность и даже нежелание родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, повышать свою педагогическую компетентность и создавать дома условия для коррекции имеющихся у ребенка трудностей. Есть и примеры конструктивного взаимодействия, так Балина С.Г. [1] представляет опыт организации коммуникации учителя с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, акцентирует внимание на одной из эффективных форм взаимодействия с семьей - совместных практических мероприятиях, направленных на коррекцию и развитие интереса к математическим представлениям, познавательной активности.
Педагоги начальной ступени обучения единодушны в оценке трудностей организации инклюзивного образования, выделяя в качестве самой сложной категории обучающихся детей со снижением интеллекта. Познавательная активность у таких детей значительно снижена; для них характерны слабость инициативы и побуждений, недостаточность целенаправленной умственной и практической деятельности, снижение любознательности. В значительной мере у детей данной категории преобладает игровая деятельность. Рассматривая какой-либо объект окружающего мира, дети со снижением интеллекта не испытывают потребности разобраться в его особенностях, они
не стремятся анализировать и сравнивать его с другими, уже известными, объектами. Дети данной категории не в полной мере устанавливают связи и отношения между предметами и их частями. В результате у них наблюдается искаженное и упрощенное понимание окружающей действительности. Следует отметить, что нарушение интеллекта является предшественником неравномерного развития у школьника различных сторон психической деятельности. Исследования и наблюдения дают основания полагать, одни психические процессы остаются более сохранными, а другие - оказываются несформированными. Этим в некоторой мере обуславливаются индивидуальные различия школьников с ОВЗ, которые могут быть обнаружены как в познавательной, так и в личностной сфере.
Низкий уровень познавательных интересов, а также слабость ориентировочной деятельности являются симптомами особых процессов, протекающих в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. К примеру, С.Д. Забрамная [7] отмечала, что у таких детей отсутствует характерное для ребенка с нормотипичным развитием стремление познать окружающий мир; имеет место слабость замыкательной функции коры уже на уровне нервных процессов. У них отмечается инертность нервных процессов, а также склонность к охранительному торможению. Это служит причиной для снижения уровня познавательной активности [8]. Школьники со снижением интеллекта предпочитают легкий и быстрый путь достижения результата. Н.Н. Доронина, О.А. Чернова [6] уточняют, что у детей с нарушением интеллекта отмечается не только несформированность навыков учебной деятельности, но и недоразвитие самостоятельного планирования и целенаправленности собственной деятельности. Такие дети приступают к работе без предшествующей ориентировки, они не руководствуются достижением конечной цели; в результате соскальзывают на действия, проводимые ими ранее, не учитывают то, что они выполняют другое задание.
Т.И. Шамова полагала, что добиться успеха в развитии познавательной активности школьников возможно только через превращение учебного процесса в систему решения проблемных вопросов, в организацию игровой деятельности относительно сложившейся ситуации [18].
Методы исследования
В ходе работы для диагностики познавательной активности обучающихся были использованы методика «Древо желаний» (автор В.С. Юркевич [20]), «Диагностика познавательной активности младшего школьника» (автор А.А. Горчинская [4]) и методика экспертной оценки, выявляющая уровень познавательной активности младших школьников (автор Г.И. Щукина [19]). Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу с использование методов математической статистики - t-критерий Стьюдента и r-коэффициент корреляции Пирсона. Кроме этого, мы использовали методы включенного наблюдения, беседы и анкетирования педагогов и родителей.
В исследовании приняли участие обучающиеся начальных классов школ городов Александров и Ярославль, их родители и педагоги. Общий объем выборки составил 418 человек, из них 8 педагогов, 201 родитель и 217 обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, обучающихся в инклюзивных классах, среди которых 12 детей имеют диагноз умственная отсталость легкой степени (F70.0-F70.8) и 7 детей имеют диагноз ЗПР (F80.1-F81.3).
Основные результаты
Результаты, отражающие уровень познавательной активности нормотипичных детей и обучающихся с нарушениями интеллекта представлены на рисунках 1-2.
60% -
50%
0% -
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
— ♦—высокий уровень —средний уровень —^ «низкий уровень
Рис. 1 - Результаты обследования познавательной активности нормотипичных обучающихся
70%
30%
20% ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................
10% ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................
0% -----------------------------♦
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
— ♦—высокий уровень —средний уровень —Ле «низкий уровень Рис. 2 - Результаты обследования познавательной активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
На первом этапе была проанализирована возрастная динамика познавательной активности младших школьников. Количество обучающихся с нормальным уровнем развития, имеющим высокий уровень познавательной активности, неуклонно растет от класса к классу с 36% до 48%. Эти различия достоверны (t=1,94, р<0,01). Также достоверно снижается численность нормотипичных обучающихся, имеющих низкий уровень познавательной активности с 16% в первом классе до 8% к четвертому классу (t=2,09, р<0,01). Эти изменения происходят за счет группы обучающихся со средним уровнем познавательной активности, которая пополняется детьми, имевшими низкий уровень познавательной активности. Напротив, часть детей из группы со средним уровнем переходит с возрастом в группу, имеющую высокий уровень познавательной активности.
Анкетирование и опрос педагогов показали, что во всех классах для развития познавательной активности учителя использовали дидактические игры; задания и проблемные ситуации, содержащие затруднения, лежащие в зоне ближайшего развития для нормотипичных детей. В 50% случаев учителя использовали задания повышенной трудности, творческие задания, а также практиковали парную, групповую и командную работу в ситуациях, вызывающих трудности у обучающихся. Формирование познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями протекает по-иному.
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями уровень познавательной активности остается без каких-либо изменений (достоверных отличий не обнаружено). На протяжении всего периода обучения в начальной школе ни один ребенок из рассматриваемой группы не вышел на высокий уровень познавательной активности.
Для поиска причин сниженной познавательной активности, а также методов её коррекции мы провели опрос педагогов и родителей с использованием методики экспертной оценки Г.И. Щукиной. По оценкам учителей, примерно половина детей с нормотипичным развитием к окончанию начальной школы имеют высокий уровень познавательной активности, демонстрируют стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. И на занятиях, и во время обследования эта группа детей была оживлена, им нравились задаваемые вопросы, они качественно продумывали каждый ответ.
Дети с интеллектуальными нарушениями, по оценкам учителей, выполняют учебные задания только при наличии внешней мотивации (поощрение, психологическое поглаживание, обещание отдыха, прогулки, возможности поиграть с любимой игрушкой). На уроках им требуется постоянной стимулирование; они легко отвлекаются, теряют цель деятельности. В групповые процессы - соревнования, командную работу, проектную деятельность - включаются неохотно, и сверстники со временем тоже без особого желания берут этих детей в свои группы. По оценкам педагогов модель инклюзивного обучения для ребенка с интеллектуальными нарушениями трансформируется в обучение по индивидуальной программе, имеющей специально выделенные результаты, критерии оценивания и особые формы работы. Все педагоги, принимавшие участие в данном обследовании, убеждены, что для достижения более высоких образовательных результатов и повышения познавательной активности детям с интеллектуальными нарушениями целесообразнее обучаться в специальном (коррекционном) классе с меньшей наполняемостью, либо обучаться с использованием помощи тьютора. Полученные результаты эффективности обучения в условиях инклюзии детей с интеллектуальными нарушениями подтолкнули к постановке перспективного исследовательского вопроса, а именно проведение сравнительного анализа результатов обучения детей с нарушениями различной нозологии в условиях инклюзии.
В рамках данного исследования следующим шагом было проведение опроса родителей по оценке познавательной активности. Среднее время, проводимое родителями с нормотипичным ребенком, варьируется от 2 до 3 часов ежедневно, при этом родители выделяют такие виды совместной деятельности как прогулки, посещение кинотеатров, чтение книг, настольные и компьютерные игры, подготовка домашних заданий. Родители детей с нормальным развитием видят воспитательный потенциал даже в ситуациях совместного приема пищи, тогда как родители,
воспитывающих детей со сниженным интеллектом проводят вместе с ребенком не более 0,5- 1 часа в день, готовя с ним уроки. Среди совместной деятельности чаще всего родители отмечали прогулки и походы в гости или в торговые центры. Преобладающим стилем воспитания в семье нормотипичного ребенка является демократичный (t=2,07, р<0,01), а в семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, чаще встречается попустительский стиль воспитания (t=2,14, р<0,01). В отношении авторитарного стиля воспитания достоверных отличий не выявлено. Эта часть нашего исследования показала, что семейное воспитание не способствует повышению познавательной активности. Требуется организация целенаправленной просветительской работы с родителями по повышению их педагогической компетентности. Родителям стоит больше времени проводить со своим ребенком, организуя совместную деятельность, направленную на расширение кругозора, формирования любознательности, стимулируя познавательную активность ребенка. Если использовать демократический стиль отношений с ребенком, то любой режимный момент может стать средством повышения познавательной активности у любых детей и, особенно, для детей с ОВЗ.
Беседы и анкетирование педагогов показало, что все учителя осознают учебные трудности у детей с ОВЗ, понимают их особенности, выделяют типичные проблемы, а именно: низкий уровень осознанности мотивов, неустойчивость ведущих мотивов, их быстрая сменяемость. У детей с ОВЗ затруднено формирование социальных мотивов. У ребенка с типичным развитием при правильном воспитании взаимосвязано развиваются все виды потребностей, в том числе и потребности познавательного характера. У детей с нарушением интеллекта, напротив, слабо выражена потребность в приобретении знаний, поскольку у них недоразвита любознательность. При этом у них относительно типично развиваются базовые органические потребности, причем сила этих потребностей с годами увеличивается. В силу снижения контролирующей функции головного мозга у детей с нарушением интеллекта учителя отмечали гипертрофированность влечений: увеличение аппетита, неконтролируемая жажда, иногда преждевременно развиваются половые влечения. В отличие от нормотипичных сверстников духовные потребности младших школьников с нарушением интеллекта развиваются крайне замедленно.
Чтобы стимулировать познавательную активность у детей с интеллектуальным снижением, педагоги чаще всего используют следующие дидактические и методические приемы:
- занимательность материала, красочность, наглядность (100% ответов);
- игровой компонент (75% ответов);
- постоянное поощрение, награды, в т.ч. материальные - наклейки, сладости и т.п. (50% ответов);
- коллективные и групповые варианты выполнения задания (50% ответов);
- творческие задания, не имеющие правильного или неправильного ответа (37,5% ответов).
Основными целями педагога в работе с детьми младшего школьного возраста по повышению познавательной активности являются:
- помощь обучающимся в поиске внутренней мотивации для обучения;
- включение их в активную, реальную, социально значимую деятельность;
- предоставление возможности обучающимся осмыслить личностную значимость учебной деятельности и ее результатов, оценить свои возможности в выполнении деятельности.
Активизация познавательного интереса - это первый этап большой работы по развитию устойчивого интереса к приобретению знаний, формированию познавательной активности у младших школьников. Познавательная активность, будучи устойчивой чертой личности школьника, определяет его активность в учении, инициативу в самостоятельной постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит перед ним учитель.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Балина С.Г. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С.Г. Балина // Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы международной научно-практической конференции в честь 20-летия кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «ШГПУ». Составитель и редактор И.А. Тютюева. - Издательство: Шадринский государственный педагогический университет, 2019. - С. 11-17
2. Веретенник А.И. Игровая педагогика как средство развития познавательной активности и эмоционально -волевой сферы у детей с ОВЗ / А.И. Веретенник, О.А. Чурсина //Саморазвитие в педагогике и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2017. - C. 43-47
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - Москва: Просвещение, 2003. - 519 с.
4. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А.А. Горчинская - Дис... к.п.н.: 13.00.01 -Челябинск, 1999. - 187 с.
5. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист, 2008. - № 2. - С. 30-33.
6. Доронина Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 176-178.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2006. - 112 с.
8. Зыкова Н.В. Использование дидактических сказок на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью / Н.В. Зыкова // Концепт, 2014. - Спецвыпуск №26. - С.32-40
9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова - Ярославль: Академия развития, 2016. - 237 с.
10. Кирчей Ю.М. Использование песочной терапии при обучении детей с особыми образовательными потребностями / Ю.М. Кирчей, Г.К. Нургалиева, О.М. Черных // Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях. Материалы международной электронной научно-практической конференции. Под редакцией Л.А. Деминской, Т.Б. Волобуевой. - Издательство: Истоки (Москва), 2019. - С.173-176
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев - М., 1972. - 510 с.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1973. - 268с.
13. Скуридина Л.П. Игровая деятельность как важный фактор коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС / Л.П. Скуридина // Педагогика XXI века: стандарты и практики. Материалы международной научно-практической конференции. Издательство: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. - С.313-317
14. Скуридина Л.П. Совершенствование качества коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением развития / Л.П. Скуридина // Педагогика XXI века: традиции и инновации. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией Н.В. Фединой. Издательство: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С.133-137
15. Слепченкова Л.Н. Развитие познавательной и творческой активности, коррекция нравственных ориентиров подростков 11-17 лет в ходе реализации авторской программы «Кладовая знаний» / Л.Н. Слепченкова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. - Издательство: ИЦ «Наука», 2016. - С.345-346
16. Сойко К.В. Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения / К.В. Сойко // Научные стремления. - 2016. - №19. - C.84-88
17. Харламова В.Г. Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ / В.Г. Харламова // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 256-257.
18. Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности школьников / Т.И. Шамова - Москва: Просвещение, 2011. - 209 с.
19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина - Москва: Просвещение, 2012. - 160 с.
20. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич - М.: Просвещение, 1996. - 136 c.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Balina S. G. Vzaimodejjstvie uchitelja-defektologa s roditeljami po razvitiju matematicheskikh sposobnostejj detejj starshego doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Interaction of a Teacher-Defectologist With Parents on the Development of Mathematical Abilities of Children of Senior Preschool Age With Disabilities] / S. G. Balina // Vyzovy vremeni: aktual'nye problemy nauki i praktiki korrekcionnojj pedagogiki i special'nojj psikhologii. Materialy mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii v chest' 20-letija kafedry korrekcionnojj pedagogiki i special'nojj psikhologii FGBOU VO «ShGPU» [Challenges of time: actual problems of science and practice of correctional pedagogy and special psychology. Proceedings of the international scientific and practical conference in honor of the 20th anniversary of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology of the Shadrinsk State Pedagogical University]. Compiled and edited by I. A. Tyutyueva. Publishing house: Shadrinsky State Pedagogical University, 2019, pp. 11-17 [in Russian]
2. Veretennik A. I. Igrovaja pedagogika kak sredstvo razvitija poznavatel'nojj aktivnosti i ehmocional'no - volevojj sfery u detejj s OVZ [Game Pedagogy as a Means of Developing Cognitive Activity and Emotional-Volitional Sphere in Children With Disabilities] / A. I. Veretennik, O. A. Chursina // Samorazvitie v pedagogike i psikhologii. Sbornik statejj Mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii [Self-development in pedagogy and psychology. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Publishing house: OMEGA SCIENCE LLC, 2017, pp. 43-47- [in Russian]
3. Vygotsky L. S. Izbrannye psikhologicheskie issledovanija [Selected Psychological Studies] / L. S. Vygotsky. Moscow: Prosveshchenie, 2003. 519 p. [in Russian]
4. Gorchinskaya A. A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshikh shkol'nikov v uchebnojj dejatel'nosti [Development of Cognitive Interest of Younger Schoolchildren in Educational Activities] / A. A. Gorchinskaya-Candidate's thesis. Pedagogical Sciences.:- 13.00.01 Chelyabinsk, 1999. - 187 p. [in Russian]
5. Gryaznov Yu. P. Razvitie poznavatel'nojj aktivnosti uchashhikhsja Razvitie poznavatel'nojj aktivnosti uchashhikhsja [Development of Cognitive Activity of Students] / Yu. P. Gryaznov, L. A. Lisina, P. I. Samoylenko // Spetsialist [Specialist], 2008. No. 2, pp. 30-33 [in Russian]
6. Doronina N. N. Poznavatel'naja aktivnost' detejj mladshego shkol'nogo vozrasta [Cognitive Activity of Children of Primary School Age] / N. N. Doronina, O. A. Chernova // Molodojj uchenyjj [Young Scientist]. — 2018. — № 4 (190), pp. 176-178. [in Russian]
7. Zabramnaya S. D. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detey [Psychological and pedagogical diagnostics of children's mental development] / S. D. Zabramnaya. Moscow: Prosvyashhenie: VLADOS, 2006, 112 p. [in Russian]
8. Zykova N. V. Ispol'zovanie didakticheskikh skazok na urokakh russkogo jazyka kak sredstvo povyshenija poznavatel'nojj aktivnosti mladshikh shkol'nikov s umstvennojj otstalost'ju [The Use of Didactic Fairy Tales in the Lessons of
the Russian Language as a Means of Increasing the Cognitive Activity of Younger Schoolchildren With Cognitive Disability] / N. V. Zykova // Concept, 2014. Special issue No. 26, pp. 32-40- [in Russian]
9. Karpova E. V. Didakticheskie igry v nachal'nyjj period obuchenija [Didactic Games in the Initial Period of Training] / E. V. Karpova. Yaroslavl: Akademija razvitija [Academy of Development], 2016. 237 p.- [in Russian]
10. Kirchey Yu. M. Ispol'zovanie pesochnojj terapii pri obuchenii detejj s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [The Use of Sand Therapy in Teaching Children With Special Educational Needs] / Yu. M. Kirchey, G. K. Nurgalieva, O. M. Chernykh // Aktual'nye voprosy razvitija professionalizma pedagoga v sovremennykh uslovijakh. Materialy mezhdunarodnojj ehlektronnojj nauchno-prakticheskojj konferencii [Current Issues of Teacher Professional Development in Modern Conditions. Proceedings of the International Electronic Scientific and Practical Conference]. Edi-ted by L. A. Deminskaya, T. B. Volobueva. Publishing house: Istoki (Moscow), 2019, pp. 173-176 [in Russian]
11. Leontiev A. N. Problemy razvitija psikhiki [Problems of the Development of the Psyche] / A. N. Leontiev M., 1972. 510 p. [in Russian]
12. Rubinstein S. L. Problemy obshhejj psikhologii [Problems of General Psychology] / S. L. Rubinstein M., 1973. 268 p.-- [in Russian]
13. Skuridina L. P. Igrovaja dejatel'nost' kak vazhnyjj faktor korrekcii poznavatel'nojj dejatel'nosti u detejj s narusheniem intellekta v uslovijakh realizacii FGOS [Game Activity as an Important Factor in the Correction of Cognitive Activity in Children With Intellectual Disabilities in the Context of the Implementation of the Federal State Educational Standard] / L. P. Skuridina // Pedagogika XXI veka: standarty i praktiki. Materialy mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii. Publishing house: Lipeckijj gosudarstvennyjj pedagogicheskijj universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo [Pedagogy of the 21st Century: Standards and Practices. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Publisher: Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, 2016, p. 313-317 [in Russian]
14. Skuridina L. P. Sovershenstvovanie kachestva korrekcionno-razvivajushhego obuchenija detejj s narusheniem razvitija [Improving the Quality of Correctional and Developmental Education for Children With Developmental Disorders] / L. P. Skuridina // Pedagogika KhKhI veka: tradicii i innovacii. Sbornik nauchnykh trudov Vserossijjskojj nauchnojj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Pedagogy of the 21st Century: Traditions and Innovations. Collection of Scientific Papers of the All-Russian Scientific Conference With International Participation]. Edited by N. V. Fedina. Publisher: Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, 2018, pp. 133-137- [in Russian]
15. Slepchenkov L. N. Razvitie poznavatel'nojj i tvorcheskojj aktivnosti, korrekcija nravstvennykh orientirov podrostkov 11-17 let v khode realizacii avtorskojj programmy «Kladovaja znanijj» [The Development of Cognitive and Creative Activity, Correction of Moral Guidelines Adolescents 11-17 Years During the Implementation of the Author's Program "Storehouse of Knowledge" (Kladovaya znaniy)] / L. N. Slepchenkov // Kompetentnostnyjj podkhod: innovacionnaja praktika obrazovatel'nykh organizacijj v realizacii FGOS. Sbornik materialov Vserossijjskojj nauchno-prakticheskojj konferencii [Competence-Based Approach: An Innovative Practice of Educational Organizations in the Implementation of the Gef. Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Edited by M. A. Smorgunova, S. L. Korotkova. Publishing house: IC "Nauka", 2016, p. 345-34616. Soyko K. V. Osobennosti razvitija funkcijj programmirovanija, reguljacii i kontrolja mladshikh shkol'nikov s
trudnostjami obuchenija [Features of the Development of Programming Functions, Regulation and Control of Junior Schoolchildren With Learning Difficulties] / K. V. Soyko // Nauchnye stremlenija [Scientific Aspirations]. - 2016. №19, pp. 84-88- [in Russian]
17. Kharlamova V. G. Razvitie i korrekcija poznavatel'nojj aktivnosti mladshikh shkol'nikov s OVZ [Development and Correction of Cognitive Activity of Younger Schoolchildren With Disabilities] / V. G. Kharlamova // Molodojj uchenyjj [Young Scientist]. — 2020. — № 7 (297), pp. 256-257. [in Russian]
18. Shamova T. I. Aktivizacija poznavatel'nojj dejatel'nosti shkol'nikov [Activization of Cognitive Activity of Schoolchildren] / T. I. Shamova Moscow: Prosveshchenie, 2011. 209 p.-- [in Russian]
19. Shchukina G. I. Aktivizacija poznavatel'nojj dejatel'nosti uchashhikhsja v uchebnom processe [Activation of Cognitive Activity of Students in the Educational Process] / G. I. Shchukina Moscow: Prosveshchenie, 2012. 160 p. [in Russian]
20. Yurkevich V. S. Odarennyjj rebenok: illjuzii i real'nost': kniga dlja uchitelejj i roditelejj [The Gifted Child: Illusions and Reality: A Book for Teachers and Parents] / V. S. Yurkevich M.: Prosveshchenie, 1996. 136 p. [in Russian]