Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности'

Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / CHILDREN WITH DISABILITIES / MENTAL PROCESSES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Айыына Геннадиевна, Сакердонова Анна Семеновна

В статье исследуются актуальные вопросы развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов с ОВЗ во внеурочное время. В статье изучены вопросы развития психических новообразований познавательной сферы ребенка, способствующих развитию познавательной активности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Айыына Геннадиевна, Сакердонова Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH CAPABILITIES IN EXTENSIVE ACTIVITY

The article explores topical issues of the development of cognitive activity of children with disabilities in the context of inclusion. This study is devoted to the study of the problem of the development of the cognitive activity of pupils in primary classes with HIA in extracurricular time. The article examines the development of mental neoplasms of the child’s cognitive sphere, contributing to the development of cognitive activity in general.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности»

5. Щетинин С.А., Щетинин С.А. Анализ частоты и последствий травматизма в России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.

6.Тарасова Ю.А. Эволюция мирового порядка в конце XX - начале XXI века // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. - Т. 13. С. 1516-1520.

7. Статистика производственного травматизма [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://vawilon.ru/statistika-proizvodstvennogo-travmatizma/ (Дата обращения 20.09.2018)

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 20.09.2018г.)

Педагогика

УДК:378.2

студентка Алексеева Айыына Геннадиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Сакердонова Анна Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуются актуальные вопросы развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов с ОВЗ во внеурочное время. В статье изучены вопросы развития психических новообразований познавательной сферы ребенка, способствующих развитию познавательной активности в целом.

Ключевые слова: познавательная активность, дети с ограниченными возможностями здоровья, психические процессы, внеурочная деятельность.

Annоtation. The article explores topical issues of the development of cognitive activity of children with disabilities in the context of inclusion. This study is devoted to the study of the problem of the development of the cognitive activity of pupils in primary classes with HIA in extracurricular time. The article examines the development of mental neoplasms of the child's cognitive sphere, contributing to the development of cognitive activity in general.

Keywords: cognitive activity, children with disabilities, mental processes, extracurricular activities.

Введение. Во всем мире наблюдается проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным, число детей с ОВЗ в России каждый год растет на пять процентов, из них 70-80% нуждаются в особом подходе при обучении. С внедрением инклюзивного образования - школа занимает важное место в общем развитии детей с ОВЗ. Данная тенденция ставит задачу перед современным образованием: создание необходимых условий для развития каждого ребенка-инвалида через совершенствование системы обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в особом подходе в образовательном процессе. У детей с ОВЗ наблюдается недостаточный уровень развития познавательной сферы, по причине специфических нарушений в возрастном развитии. Как правило, у большинства таких детей низкий уровень мотивации к обучению, неразвитая работоспособность, самостоятельность и самооценка. Поэтому поиск эффективных методов, приемов и форм, развивающих познавательную активность детей с ОВЗ, является актуальной задачей современной школы с внедрением инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Вопросы активизации познавательной сферы обучающихся освещались в научных работах педагогов и психологов таких, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Е. Е. Кравцова и других.

В педагогической науке познавательная активность определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к результативному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [1, с. 11]. У Г.И. Щукиной познавательная активность - это «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания» [3, с. 17]. Автор утверждает, что познавательная активность является качеством личности, как устойчивое проявление стремления к познанию всего нового.

Заслуживает интерес интерпретации понятия «познавательной активности» у Э.А. Красновского, как «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [2, с. 55].

Как показывает анализ научной литературы по психологии, готовность детей к обучению включает три составляющие: личностная, интеллектуальная и волевая. Личностная готовность заключается в сформированности положительного отношения к учению, внутреннему принятию ребенком себя как ученика. Волевая сторона готовности включает способности ребенка к организации, контролю и управлению своей деятельностью. Интеллектуальная готовность предполагает развитие ощущения, восприятия, воображения, памяти и мыслительных процессов. Таким образом, рассматривая готовность к обучению как способность к познавательному процессу, можно предположить, что развитие познавательной сферы детей одна из основ успешного обучения в школе.

Психологи, отмечая сенситивный возраст младшего школьника, подчеркивают, что развитие познавательной сферы ребенка непосредственно связано с развитием психических новообразований, таких как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Вместе с этим Д.Б. Эльконин акцентирует на то, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях

различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед» [4, с. 11].

Таким образом, в современной психологии процесс познания, как отражение окружающего мира, связано с познавательными психическими процессами (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Следовательно, развитие познавательных психических процессов порождают развитие познавательной активности в целом.

Мы предполагаем, что познавательная активность - это, прежде всего, качество личности, проявляющееся в стремлении к процессу овладения новыми знаниями и навыками, в готовности к активной деятельности в учебном процессе, обусловленная развитием психических процессов, побуждающих стремление к познанию. Значит, развитая познавательная активность является основой успешного учения детей, формирования у них интереса к учебной деятельности, повышения качества обученности учащихся.

В условиях внедрения ФГОС нового поколения организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ направленной на достижение результатов освоения образовательной программы начального общего образования приобрела особую актуальность. Развитие познавательной активности детей с ОВЗ во внеурочной деятельности является одним из решения проблем всеобщего охвата обучающихся в инклюзивном образовании. Ведь зачастую во время учебного процесса дети с особыми образовательными потребностями остаются без должного внимания, что приводит к снижению качества обучения. На наш взгляд, организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ с целью обучения и воспитания является наиболее продуктивным средством достижения качества образования.

Гипотезой исследования послужило предположение, что процесс развития познавательной активности детей с ОВЗ во внеурочной деятельности будет эффективным, если в процессе развития познавательных процессов учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, занятия организованы с использованием упражнений в игровой форме, развивающие психические процессы: восприятие, ощущение, память, воображение, мышление. С целью подтверждения данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование - эксперимент, состоящий из трех этапов. В эксперименте участвовали учащиеся 3 класса с ОВЗ обучающиеся в обычных школах в рамках инклюзии.

Констатирующий этап эксперимента позволил нам провести диагностику уровней сформированности познавательной сферы у учащихся с ОВЗ. Выбор методик был связан с особенностями детей в ОВЗ, уровнем их общего интеллектуального развития. На данном этапе были использованы методы выявляющие уровни сформированности познавательных способностей:

- уровень восприятия: диагностика уровня дифференцированности зрительного восприятия Т. Л. Огневой;

- уровень воображения: методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко);

- уровень внимания: оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы, методика «Изучение переключения внимания», исследование особенностей распределения внимания Т.Е. Рыбаковой;

- уровень памяти: методика «Определение типа памяти», методики определения уровня развития различных видов памяти и их объема;

- уровень мышления: методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Изучение скорости мышления».

Аналитическая обработка результатов исследования определил критерии уровня развития познавательных способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий. Количественный и качественный анализ результатов выявил довольно низкий уровень у большинства детей с ОВЗ (37,5% детей имеют средний уровень, 62,5 % показали низкий уровень). Полученные результаты вывели на необходимость работы над развитием познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 3 класса с ОВЗ. Программа разрабатывалась по следующим принципам: учет возрастных и индивидуальных способностей детей с ОВЗ, применение игровых приемов при разработке занятий, системность и периодичность проведения занятий.

В ходе реализации программы были проведены ряд внеурочных занятий по развитию познавательных способностей учащихся с ОВЗ. Занятия были разработаны в игровой форме с целью активизации психических процессов у детей, развивающих их познавательный интерес и активность. Разработанные занятия содержат определенную логику учитывающие то, что познавательные процессы представляют собой систему, функционирующие не как отдельные процессы, а как взаимовлияющие друг на друга. Таким образом, развитие отдельных психических процессов, таких как воображение или восприятие впоследствии будут влиять на развитие памяти и мышления, а значит и на развитие познавательной активности в целом.

При разработке и проведении занятий применялись игры, развивающие психические процессы, вызывающие интерес к процессу познания. Например, игры на развитие зрительного восприятия, направленные на формирование активного восприятия окружающего мира. Для успешного освоения знаний немаловажную роль играет слуховое восприятие, во время минуток отдыха давались задания на слушание звуков и шумов, издающихся с коридора, улицы, или дается задание на определение действий учителя по звуку.

В активизации познавательных процессов детей с ОВЗ необходимо развитие ориентации в пространстве. Для этого проводились игры на повторения различных гимнастических упражнения, на нахождение спрятанного предмета в классе по подсказкам, на выполнение ряда действий по данной инструкции, ходьба по контуру фигур и другие.

Для развития познавательной активности важно развитие воображения, памяти, мышления и логики. В ходе проведения занятий развивались различные виды памяти, такие как механическая и произвольная, слуховая и зрительная. Например, для развития логического мышления детям дается задание на описание предмета по заданному алгоритму или схеме, на узнавание предметов по описанию, сравнение предметов, группировка, соотношение по тем ли иным качествам и свойствам предмета, классификация и сериация (упорядочивание) объектов, сравнение и исключение понятий и другие. Также приводились игры на развитие способности действовать в уме: ребусы, кроссворды, анаграммы в соответствии с возможностями детей с ОВЗ.

Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий для младших школьников с ОВЗ. Данные повторной диагностики уровня развития познавательных способностей учащихся с ОВЗ

показали качественную и положительную динамику изменения исследуемого уровня.

Выводы. Для развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ чрезвычайно важную роль играет развитие познавательной сферы. Недостаточное развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления отмечается практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья в силу специфики развития их психики и здоровья. Как показали результаты эксперимента, в ходе корригирования познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья получены положительные результаты. Исходя из этого, необходима целенаправленная работа по развитию познавательных процессов как важной основы развития познавательной активности детей с ОВЗ. При этом, учитывая «дефицит» учебного времени рекомендуется организация занятий по развитию познавательной сферы детей во внеурочной деятельности.

Следует отметить, что в данном исследовании развитие познавательной сферы рассматривается как одна из основ успешного обучения в школе. А как отмечалось выше, познавательная активность - это качество личности, развитие которой играет важную роль в успешном освоении и познании окружающего мира. Следовательно, для целостного развития познавательной активности необходимо создать педагогические условия для развития как познавательной, так и личностной и волевой сферы детей с ОВЗ.

Литература:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

2. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.

3. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.

4. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 6-20.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта) СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профессиональной подготовки будущих филологов. В работе рассматриваются актуальные тенденции развития филологического образования, а также потребность применения в системе профессиональной подготовки будущих филологов современных педагогических технологий. В исследовании также обосновывается потребность формирования готовности будущих филологов к использованию современных педагогических технологий. В статье определены основные педагогические условия, соблюдение которых в системе учебно-воспитательного процесса вуза позволить повысить эффективность формирования технологической компетентности будущих филологов.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, современные педагогические технологии, технология обучения, инновационные педагогические технологии, технологии педагогического обучения, филологическое образование, профессиональная подготовка будущих филологов, технологическая компетентность, готовность к применению педагогических технологий.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of professional training of future philologists. The paper considers the current trends in the development of philological education, as well as the need for the use of modern pedagogical technologies in the system of professional training of future philologists. The study also substantiates the need for the formation of readiness of future philologists to use modern pedagogical technologies. The article defines the basic pedagogical conditions, the observance of which in the system of educational process of the University to improve the efficiency of the formation of technological competence of future philologists.

Keywords: technology, pedagogical technology, modern pedagogical technologies, teaching technology, innovative pedagogical technologies, technologies of pedagogical training, philological education, professional training of future philologists, technological competence, readiness to use pedagogical technologies.

Введение. Анализ современных социокультурных, политических и экономических явлений говорит о том, что сегодня отечественное общество нуждается в новой стратегии развития, заключающейся в переходе на новые высокоэффективные технологии во всех сферах деятельности человека.

С целью соответствия образования как общественного института современным цивилизационным изменениям необходима трансформация функций образовательного процесса с ориентацией его субъектов на самостоятельное приобретение знаний и овладение необходимой информации.

Так, основой обеспечения профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности учителей-филологов, должны стать сегодня современные педагогические технологии, создающие условия для формирования у студентов ключевых профессиональных компетенций на высоком уровне.

Проблемы технологизации образования и различные аспекты внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс отражены в работах таких ученых, как В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, И.П. Подласый, Г.К. Селевко и др. Однако, наряду с большим количеством научных трудов, посвященных изучению роли и сущности инновационных педагогических технологий в образовании, отдельных исследований относительно технологизации процесса профессиональной подготовки будущих филологов все еще, по нашему мнению, недостаточно. Это актуализирует потребность реализации научных исследований в очерченном поле познания.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования будущих педагогов филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.