*+ пассивность или низкая инициативность, ++ проявление некоторой инициативности в изменении вектора диалога, +++ заинтересованность в совместном поиске ответов, вопросы, обсуждение;
** + отсутствие реакций, безразличие к мнению собеседника, ++ периодическое или формальное реагирование на реплики другого, +++ вербальное проявление заинтересованности мнением собеседника, гибкость в ведении диалога.
Полученные в результате эксперимента данные демонстрируют прирост показателей, во всех группах, однако в обеих ЭГ он оказался заметно выше, чем в КГ, что подтверждает эффективность предлагаемого экспериментального учебного пособия по сравнению с материалами учебных пособий, на базе которых проходило обучение в КГ.
Выводы. Повышение уровня сформированности лингвистических и интерактивных компонентов продуктивного речевого общения на тему «Характер» объясняются следующими причинами:
• структурированием темы с делением ее на подтемы;
• наличием значительного количества заданий, направленных как на получение лексических знаний, так и на активизацию интерактивных навыков;
• преобладанием коммуникативно-интерактивных заданий, способствующих живой интерактивной деятельности;
• организацией всего экспериментального учебного пособия на культурологической основе и принципе интерактивности;
• опорой на принцип наглядности.
Литература:
1. Баграмова Н.В. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам. - М.: Академия, 2005. {Электронный ресурс} Режим доступа: http://www.phil.pu.ru
2. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / Л.К. Гейхман - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 260 с.
3. Теремова Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе [Текст] / Р. М. Теремова // Мир русского слова - 2013. -№2. - С. 96-100.
Педагогика
УДК 37.02
доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены основы культуры безопасности, как системы жизнеобеспечения, формирование которой требует применять в учебном процессе новые, активные формы обучения, чем и является интерактивное обучение.
Ключевые слова: риск, опасности, культура безопасности, интерактивное обучение.
Annotation. The article deals with the basics of safety culture as a life support system, the formation of which requires the use of new, active forms of learning in the educational process, which is interactive learning.
Keyword: risk, hazards, safety culture, interactive learning.
Введение. В своей повседневной и профессиональной деятельности человек контактирует с различными средами - средой обитания, технической и др. Около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.
Негативное воздействие на параметры здоровья оказывают травмы, отравления и другие внешние факторы, что определено их значительной распространенностью среди различных групп населения и высокими показателями неблагоприятных социальных последствий: временной и стойкой утраты трудоспособности, смертности.
В общем числе пострадавших от различных травм и разного рода несчастных случаев большую долю занимают мужчины (56,7%), у которых показатель травматизма равен 108,7%о, а среди женщин - 68,4%о. Как свидетельствует статистика у мужчин травматизм выше в 1,5 раза, чем у женщин, по тяжести травматизма мужчины так же превосходят женщин [8].
Основными причинами травматизма может быть сфера профессиональной деятельности, беспечность, халатность, недисциплинированность, несчастные случаи. Для создания комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания необходимо объединить методические основы в единые знания и выработать новые.
Изложение основного материала статьи. Безопасности человека сегодня уделяется большое значение, что подтверждается различными нормативно-правовыми документами в области производственной, пожарной, транспортной, экологической, информационной и других видов безопасности. Однако как показывает статистика число полученных травм среди населения достаточно велико.
При общей численности населения Российской Федерации более 145 млн. человек всеми лечебно-профилактическими учреждениями ежегодно регистрируется до 12,5 млн. различных по характеру и локализации травм [5].
В 2017 году в целом по стране зарегистрировано свыше 13 млн. случаев травм, отравлений и некоторых последствий воздействия внешних причин, или 9149,9 случая на 100 000 населения. Среди пострадавших взрослые составили 76,2%, дети - 17,2%, подростки - 6,6% [71.
Каждая десятая травма связана с производством. На рабочих местах ежегодно, согласно мировой статистики, происходит более 125 мил. несчастных случаев, в среднем погибает около 220 тыс. человек [7]. По количеству аварий на рабочих местах по вине не надлежащим образом организованной охране труда, наша страна находится на одном из первых мест.
Девять десятых всех травм взрослого населения не связаны с производством. Рассматривая структуру травматизма взрослого населения большую долю повреждений (70%) занимает бытовой травматизм, как среди мужчин, так и среди женщин. Уличный травматизм занимает второе место, на его долю приходится 20% от общего числа травм. Третье место в структуре травм занимает производственный травматизм (4%). Структура травматизма по его видам практически не подвержена гендерному влиянию [5].
Безопасность жизнедеятельности человека в техносреде на сегодняшний день является актуальной темой. Связано это в первую очередь с быстрым развитием научно-технического прогресса, который одновременно с новыми положительными результатами несет и потенциальную опасность.
Профессиональная деятельность военнослужащих связана с риском и опасностями. Военнослужащий должен быть готов рисковать своей жизнью и здоровьем выполняя профессиональный и гражданский долг. Но как показывает статистика наибольшую угрозу для здоровья и жизни несет быт. Последствия травматизма выражаются в утрате работоспособности различной степени.
Свыше 80% случаев травматизма военнослужащих происходит во внеслужебное время, вне расположения воинских частей, и зачастую они квалифицируются как несчастные случаи и бытовые травмы. С 2010 Министерство обороны РФ перестало публиковать статистику об умерших от всех причин военнослужащих (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, в том числе на учениях, боевые потери) [4].
Опасные и вредные факторы обладают способностью накапливаться, что предъявляет определенные требования к выработке комплекса эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на человека. Попытки насадить западные ценности, ведет к росту мирового терроризма, увеличению наркотрафика, военным конфликтам и гуманитарным катастрофам, что требует от государства использовать все возможности для достижения безопасности [6].
В настоящее время уделяется большое внимание образованию в области безопасности жизнедеятельности, которое предусматривает три ступени: в общеобразовательных учреждениях, обучение в вузах, подготовка специалистов по безопасности.
Проблема повышения компетенции в области безопасности будущих военнослужащих является одной из основных задач высшего образования. Военнослужащие в рамках профессиональных компетенций не только должны иметь знания, умения и навыки, но и возможность ориентироваться в информационном потоке и быть готовым к его использованию.
Все чаще для характеристики определенных исторических эпох, специфических сфер деятельности и жизни применяется понятие культура. Впервые понятие «Культура безопасности» появилась в 1986 году после анализа причин и последствий Чернобыльской аварии [3]. Причиной трагедии считается отсутствие культуры безопасности.
Не соблюдение установленных правил безопасности, как в обыденной жизни, так и при выполнении профессиональной деятельности, свидетельствует о низком уровне культуры безопасности жизнедеятельности [1].
Культура безопасности это всестороннее понимание важности разнообразных проблем безопасности для жизни и будущего развития человечества и целенаправленная деятельность по грамотному решению этих проблем [3].
Культура безопасности основывается на связи нормативных требований, методах и практик и состоит из [3]:
1) способности и желании обеспечить личную безопасность и безопасность других;
2) ответственность за эту безопасность.
Эффективности культуры безопасности обуславливается:
- полнотой выявленных факторов угроз;
- глубиной анализа вероятности возможного наступления негативных случаев и тяжестью их последствий;
- надежностью и результативностью действий человека в определенных ситуациях, предотвращая возможные ошибки, сводя к минимуму негативные последствия;
- абсолютной и своевременной информацией о возможных недостатках и отклонениях от норм;
- доверительной атмосферой для открытого и свободного предоставления информации относительно безопасности;
- контролем и мониторингом для своевременного обнаружения аномалий и коррекции процессов.
Для обеспечения безопасности во всех сферах деятельности и на всех уровнях необходима квалифицированная подготовка всех лиц с целью создания личной ответственности и самоконтроля при выполнении различных работ, влияющих на безопасность.
В понятие культура безопасности входит вся система организации человеческой жизнедеятельности, как теоретическая, так и практическая, которая направлена на упорядочивание, сохранение и эффективное функционирование, как общества в целом, так и отдельного его члена.
Человек постоянно находится во взаимодействие с различными средами: средой обитания, техносредой, социальной, профессиональной и т.п., образуя при этом антропоцентрическую систему, что требует выработки определенных норм и правил безопасности в различных сферах [1].
Так как первым уровнем безопасности является человек, то личные его качества, проявляемые в различных ситуациях, и будут определять поведение, как отдельного индивидуума, так и общества в которое он входит.
Воспитание культуры безопасности предусматривает три уровня: индивидуальный, корпоративный, общественно-государственный. Каждый уровень представляет систему элементов обеспечивающих
безопасность. Для формирования у курсантов летного училища культуры безопасности выделим следующие основные принципы:
- принцип системности и наглядности предполагает системное овладение знаниями на различных видах занятиях и другой профессиональной деятельности, что обусловлено в единстве, взаимосвязи элементов входящих в систему;
- принцип саморазвития - осмысленное отношение курсантов к процессу обучения, освоение методами самооценки и выстраивание работы по самосовершенствованию;
- принцип согласованности - взаимосвязь процессов формирования личности курсанта, что предполагает формирование целостных мотиваций;
- принцип индивидуальности - наиболее полный учет способностей, личного потенциала курсанта.
Для реализации приведенных выше принципов необходимо переходить от пассивного обучения, где курсант является объектом учебного процесса и выступает только как слушатель, к активному, где курсант уже является субъектом учебного процесса, выполняющий самостоятельную и творческую работу, а затем и к интерактивному обучению.
Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [2].
При интерактивном обучении происходит прямое взаимодействие обучающихся с учебной средой, которая выступает как реальность, где и происходит реализация опыта. Благодаря новому подходу к образовательному процессу, который заключен в переходе от формировании я нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, стало возможно осуществление интерактивного обучения.
К основным методам и формам интерактивного образования относят: дискуссионный (групповая дискуссия, разбор и анализ ситуаций из практики); игровой (деловые, ролевые игры); тренинговый (коммуникативные, сенситивные тренинги) [2].
Изучая дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» на различных уровнях накапливаются не только знания, но и жизненный опыт. Знания и опыт обучающихся являются источником взаимообучения, которыми обучающиеся делятся и берут на себя частично функции преподавателя, тем самым растет мотивация обучающихся и повышается продуктивность их обучения.
Самостоятельная деятельность и персональная ответственность курсанта оказывает содействие формированию основных компетенций в разнообразных сферах жизнедеятельности, к которым можно отнести: действия в рамках поставленной цели и задач; согласование своих действий с партнерами; самостоятельное развитие.
Используя метод интерактивного обучения, мы одновременно решаем три задачи: учебно-познавательную; коммуникационно-развивающую; социально-ориентационную, которые реализуются на различных субъектах образовательного процесса. Метод интерактивного обучения позволяет каждому участнику вносить свой вклад в совместный результат, что делает обучение наиболее осознанным.
Каждый в отдельности обучающийся получает опыт: активного овладения учебной дисциплиной во взаимодействии с учебным окружением; развития личного умения осознавать, аргументировать и обосновывать свою деятельность; развития выдержки, снисходительности, учится считаться с мнением других.
Для учебной микрогруппы интерактивное обучение позволяет: развивать навыки общения и взаимодействия в малой группе; вырабатывать целостно-ориентационное единство группы; принять нормы и правила коллективной деятельности; развить умение разрешения конфликта, возможность нахождения компромисса.
Для системы взаимодействия преподавателя с учебной группой данная форма обучения способствует: нестандартному отношению к организации учебного процесса; многомерному изучению учебного материала; образованию мотивационной готовности к взаимодействию между людьми в учебных и других обстоятельствах.
Интерактивное обучение является необходимым условием формирования и совершенствования компетенций, которое обеспечивается за счет активного участия обучающихся в процесс приобретения и применения знаний, способствующих выявлению их возможностей.
Регулярное применение интерактивного метода обучения позволяет повысить эффективность понимания и освоения использования знаний при решении конкретных задач и организовать систему контроля над овладением знаниями по принципу оперативной обратной связи, т.к. информационный обмен между участниками учебного процесса происходит по активному типу взаимодействию и на постоянной основе.
Выводы. Таким образом, воспитывая у курсантов культуру безопасности, применяемый интерактивный метод обучения, являясь имитацией различных видов деятельности, способствует максимальной активности обучающихся, формированию самостоятельного видения проблемной ситуации и выхода из нее, организации совместной деятельности и осознание своей роли в ней. Организация безопасных условий и ликвидация последствий проявления негативных факторов, основаны на взаимодействии участников процесса, опыт который приобретается при интерактивном обучении.
Литература:
1. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. -Ч.3. - 380 с. С. 27-30.
2. Блинов А. О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. Интерактивные методы в образовательном процессе: Учебное пособие - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. - 64 с.
3. Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии. Научное издание - М.: Академика, 2013. - 224 с.
4. Никольский А., Терченко Э. Минобороны раскрыло потери военнослужащих в 2012-2016 годах // Ведомости. - 04.12.2017
5. Щетинин С.А., Щетинин С.А. Анализ частоты и последствий травматизма в России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.
6.Тарасова Ю.А. Эволюция мирового порядка в конце XX - начале XXI века // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. - Т. 13. С. 1516-1520.
7. Статистика производственного травматизма [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://vawilon.ru/statistika-proizvodstvennogo-travmatizma/ (Дата обращения 20.09.2018)
8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 20.09.2018г.)
Педагогика
УДК:378.2
студентка Алексеева Айыына Геннадиевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Сакердонова Анна Семеновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье исследуются актуальные вопросы развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов с ОВЗ во внеурочное время. В статье изучены вопросы развития психических новообразований познавательной сферы ребенка, способствующих развитию познавательной активности в целом.
Ключевые слова: познавательная активность, дети с ограниченными возможностями здоровья, психические процессы, внеурочная деятельность.
Annоtation. The article explores topical issues of the development of cognitive activity of children with disabilities in the context of inclusion. This study is devoted to the study of the problem of the development of the cognitive activity of pupils in primary classes with HIA in extracurricular time. The article examines the development of mental neoplasms of the child's cognitive sphere, contributing to the development of cognitive activity in general.
Keywords: cognitive activity, children with disabilities, mental processes, extracurricular activities.
Введение. Во всем мире наблюдается проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным, число детей с ОВЗ в России каждый год растет на пять процентов, из них 70-80% нуждаются в особом подходе при обучении. С внедрением инклюзивного образования - школа занимает важное место в общем развитии детей с ОВЗ. Данная тенденция ставит задачу перед современным образованием: создание необходимых условий для развития каждого ребенка-инвалида через совершенствование системы обучения и воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в особом подходе в образовательном процессе. У детей с ОВЗ наблюдается недостаточный уровень развития познавательной сферы, по причине специфических нарушений в возрастном развитии. Как правило, у большинства таких детей низкий уровень мотивации к обучению, неразвитая работоспособность, самостоятельность и самооценка. Поэтому поиск эффективных методов, приемов и форм, развивающих познавательную активность детей с ОВЗ, является актуальной задачей современной школы с внедрением инклюзивного образования.
Изложение основного материала статьи. Вопросы активизации познавательной сферы обучающихся освещались в научных работах педагогов и психологов таких, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Е. Е. Кравцова и других.
В педагогической науке познавательная активность определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к результативному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [1, с. 11]. У Г.И. Щукиной познавательная активность - это «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания» [3, с. 17]. Автор утверждает, что познавательная активность является качеством личности, как устойчивое проявление стремления к познанию всего нового.
Заслуживает интерес интерпретации понятия «познавательной активности» у Э.А. Красновского, как «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [2, с. 55].
Как показывает анализ научной литературы по психологии, готовность детей к обучению включает три составляющие: личностная, интеллектуальная и волевая. Личностная готовность заключается в сформированности положительного отношения к учению, внутреннему принятию ребенком себя как ученика. Волевая сторона готовности включает способности ребенка к организации, контролю и управлению своей деятельностью. Интеллектуальная готовность предполагает развитие ощущения, восприятия, воображения, памяти и мыслительных процессов. Таким образом, рассматривая готовность к обучению как способность к познавательному процессу, можно предположить, что развитие познавательной сферы детей одна из основ успешного обучения в школе.
Психологи, отмечая сенситивный возраст младшего школьника, подчеркивают, что развитие познавательной сферы ребенка непосредственно связано с развитием психических новообразований, таких как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Вместе с этим Д.Б. Эльконин акцентирует на то, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях