Научная статья на тему 'Организация коммуникативно-интерактивного обучения на занятиях по РКИ'

Организация коммуникативно-интерактивного обучения на занятиях по РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЮ / TEACHING OF FOREIGN STUDENTS / INTERACTIVE AND COMMUNICATIVE LEARNING / TEACHING COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аладышкина Людмила Владимировна

В статье рассматривается проблема организации коммуникативно-интерактивного обучения речевому общению на занятиях РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аладышкина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE AND INTERACTIVE LEARNING IN LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The report considers the problem of interactive and communicative learning of speech communication in lessons of Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Организация коммуникативно-интерактивного обучения на занятиях по РКИ»

Педагогика

УДК 181.161.1

старший преподаватель Аладышкина Людмила Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации коммуникативно-интерактивного обучения речевому общению на занятиях РКИ.

Ключевые слова: обучение иностранных студентов; интерактивное и коммуникативное обучение; обучение общению.

Annotation. The report considers the problem of interactive and communicative learning of speech communication in lessons of Russian as a foreign language.

Keywords: teaching of foreign students, interactive and communicative learning , teaching communication.

Введение. Значительные изменения в жизни современного общества привели к серьезному пересмотру сложившейся системы образования, нашедшему отражение в «Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Важнейшими целями образования стали развитие творческой личности, умеющей ставить и решать задачи в ходе общения, формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к толерантности, формирование умения вести диалог и находить компромиссы. Основным результатом современной образовательной деятельности выступает не просто система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в различных сферах. Ориентация на компетенции требует изменения не только содержания образовательного процесса, но и его методов и форм организации. Поскольку природа компетенций является деятельностной, освоить ее можно только путем поиска, опыта, что предполагает выбор новых моделей обучения. Достижение таких ключевых компетенций, как коммуникативная, а также умение взаимодействовать, ведя продуктивный диалог и достигая личных целей, принимая и понимая других, осуществляется в первую очередь через обучение общению. Общение как культурный феномен жизнедеятельности общества и ведущий фактор возникновения и существования культуры явилось предметом фундаментальных исследований многих отечественных и зарубежных ученых: М.М. Бахтина, B.C. Библера, И.А. Зимней, М.С. Каган А.А. Леонтьева, Ю.М. Лотмана, К. Ясперса и др.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время ведется активное исследование возможностей коммуникативного обучения общению, в основе которого лежит положение о том, что общению следует обучать через само общение, используемое также в качестве канала воспитания, познания и развития (Е.И. Пассов).

Коммуникация и интерактивность представляют собой взаимозависящую целостность, что позволяет говорить об интерактивной коммуникации и коммуникативно-интерактивном обучении. Дополняя и обогащая принцип коммуникативности, принцип интерактивности в обучении позволяет обеспечить интерактивный режим учебного дискурса, когда преподаватель и учащиеся, становясь партнерами, вырабатывают единую стратегию взаимодействия и получают возможность вести позитивный, конструктивный диалог (Теремова Р.М.)

При этом целью педагогической организации интерактивной коммуникации в современном образовательном процессе является формирование и развитие умений, способностей к интерактивной коммуникации в реальной жизни. Главным аспектом в коммуникативно-интерактивном обучении является переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. Достичь диалогического взаимодействия позволяет применение проблемно-задачного подхода (система познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Несмотря на относительную разработанность проблемы коммуникативно-интерактивного обучения общению, сохраняется ряд противоречий:

- между востребованностью диалогического взаимодействия в современном учебном процессе и сохранением доминирования «классического» монологического взаимодействия;

- между возрастающей потребностью в переорганизации учебного процесса при помощи средств обучения нового поколения и недостаточной разработанностью учебных комплексов и моделей, отвечающих новым требованиям.

В настоящее время отмечается тенденция введения интерактивно-коммуникативного подхода как в методическую, так и в практическую составляющую образования. При этом, несмотря на многочисленные исследования в этой области, имеет место неоднозначность понятий «коммуникативность» и «интерактивность» в обучении. Кроме того, в последнее время в рамках анторпоцентрической парадигмы образования, все больший интерес вызывают как темы, касающиеся индивидуальности, самоценности личности, так и темы национального характера, стереотипного национального поведения и способов преодоления непонимания и достижения конструктивного межличностного и межкультурного диалога.

На основе принципа интерактивности нами была разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель коммуникативно-интерактивного обучения на материале темы «Характер» и обеспечивающее ее экспериментальное учебное пособие по обучению иностранных студентов речевому общению на русском языке, построенное с учетом основных принципов теории учебника нового поколения.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена. Исследование проводилось в рамках НИР кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному: «Интерактивные технологии обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в русле диалога культур: содержание и стратегии учебно-познавательной деятельности».

Разработанная образовательная методическая модель опирается на следующие ключевые концепции: проблемность современного обучения, коммуникативный и интерактивный подход к организации учебного дискурса, антропоцентрическая концепция обучения русскому языку как иностранному, формирование вторичной языковой личности инофонов в поликультурном образовательном пространстве, лингвокультурологический аспект в системе обучения иностранных учащихся русскому языку. Структура

модели позволяет осуществить постепенный переход от постановки проблемы преподавателем и решения ее обучающимися к совместному определению проблемы и ее совместному решению. В ее основу была заложены ситуативные задания коммуникативно-интерактивной направленности, которые учитывают коммуникативные потребности иностранных учащихся. Модель была построена на основе современных исследований в таких областях методического и общепедагогического знания, как лингвокультурная коммуникация, теория и методика обучения РКИ, интерактивная педагогика. Учебная деятельность в рамках данной модели строится на активном взаимодействии всех ее участников и предполагает диалоговое общение, ведущее к взаимопониманию и позитивному диалогу.

Предполагается, что обоснование, разработка и внедрение в учебный процесс модели коммуникативно-интерактивного обучения инофонов речевому общению на русском языке создаст условия для их вторичной социализации и подготовки к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире.

Для обеспечения коммуникативно-интерактивного характера учебного процесса потребовалась разработка полноценного методического инструментария, организованного при помощи экспериментального учебного пособия.

Предварительный анализ документов, регламентирующих процесс обучения русскому языку как иностранному на 2 сертификационном уровне показал, что лексика группы «Характер» составляет определенную часть необходимого лексического минимума, умение давать характеристику личных и деловых качеств человека, а также умение продуктивно взаимодействовать с окружающими и грамотно вести дискуссию входит в число необходимых на данном уровне владения языком интенций.

Проведённый анализ разделов учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному позволил сделать вывод, что тема «Характер» во многих из них представлена, однако представления материала в коммуникативно-интерактивном русле в современных пособиях на сегодняшний день разработано недостаточно.

Как показывает практика, для наиболее успешной организации учебного процесса в коммуникативно-интерактивном режиме необходима разработка принципиально новых учебных материалов и пособий. Технологии интерактивного обучения РКИ следует рассматривать по отношению ко всем компонентам процесса обучения: учащимся, преподавателю и учебнику. Р.М. Теремова рекомендует современный учебник по РКИ рассматривать в рамках триады «реальный мир - учебник - учебный процесс». Учебник при этом является сценарием всего учебного процесса и позволяет организовать его в коммуникативно-интерактивном режиме, помогая добиться эффективного овладения русским языком как иностранным. Взаимосвязь учебника и учебного процесса реализуется через его содержательную структуру, её концептуальное осмысление и методическую организацию.

Большую часть текстов экспериментального учебного пособия возможно классифицировать как форму интерактивной коммуникации, определяемую как коммуникативное событие, пронизанное диалогическими взаимоотношениями - дискурс.

Главная, стратегическая цель пособия - воспитание в обучаемых черт вторичной языковой личности. Эта цель воплощается прежде всего через особую субъектную сферу - взаимодействие автора, вымышленного мира персонажей пособия и обучающихся.

Говоря об учете влияния обучаемых на автора, их косвенном воздействии на автора, мы имеем в виду необходимость определенного фонда знаний об обучаемых - представителях разных стран и культур, владения социокультурным кодом сообществ, представителями которых они являются и предусматривании трудностей восприятия ими русской культуры. Автору необходимо понимать, принимать и в определенной мере разделять взгляды обучающихся, находить точки соприкосновения с ними.

На протяжении всего пособия, начиная с первой главы «Давайте познакомимся!» прослеживается динамика взаимодействия автора и обучаемых, являющаяся основой интерактивного содержания книги. Прежде всего, это преамбулы, предваряющие задания и диалогичные формулировки заданий, обеспечивающие организацию взаимодействия коммуникантов.

Стоит отметить, что все диалоги в пособии приближены к реальному общению как по теме, так и по особенностям разговорной речи. Автор представлен как лицо говорящее и как лицо, воспринимающее чужую речь, не только в формулировках заданий, но и в ряде учебных текстов. Межперсонажная коммуникация героев, обеспечивающая опосредованное воздействие автора на обучаемых, также прослеживается на протяжении всего пособия. Каждый из пяти главных вымышленных персонажей книги обладает чертами характера и моделью поведения, характерными для представителей своего социума, своей культуры. Обучающиеся, также принадлежащие к различным социумам, в процессе работы с книгой вольно или невольно ассоциируют себя с этими персонажами, погружаясь в выдуманный мир учебника и сохраняя при этом свою культурную идентичность.

Интерактивный характер форм прямого воздействия автора на обучаемых выражается целым рядом языковых средств, эксплицирующих адресанта (личные местоимения и глагольные формы первого лица, притяжательные местоимения) и адресата (личные местоимения и глагольные формы второго лица, притяжательные местоимения, указывающие на второе лицо («ваш»), побудительные конструкции. «Беседа» автора с обучаемыми обеспечивается использованием различных форм выражения согласия или несогласия (да, нет, конечно), поддерживающих контакт с обучаемыми. Опосредованное воздействие автора на обучаемых осуществляется через межперсонажную коммуникацию. Действующие в экспериментальном учебном пособии герои обладают разными характерами. Это выражается как в их реакциях на различные проблемные ситуации, так и в их самохарактеристиках и описаниях друг друга.

Различные формы выражения опосредованного воздействия автора на обучаемых в учебном пособии методически организованны разнопланово. Прежде всего, они присутствуют в текстах эпистолярного жанра, когда один из героев учебника пишет посты в электронном дневнике, а также в разных видах диалогической речи. В эпистолярном дискурсе интерактивный аспект реализуется как в обращении к адресатам-читателям, с полной имитацией непосредственного речевого общения, свойственного живой неформальной речи, так и в интерактивно-культурологическом содержании самого поста, передающего позиции героев учебника. Так, один из персонажей, Леон, рассказывает своим подписчикам-читателям о беседе с друзьями. Он коротко описывает мнения и реакции друзей на тему роли школы в формировании ума и таланта, при этом «невольно» характеризуя их самих: скромная кореянка Тоён привыкла полностью доверять учителям и не

хочет даже размышлять на предложенную тему, эмоциональный итальянец Адриан шутит и уважительно отзывается о своей бабушке, не имеющей хорошего образования, но при этом очень мудрой, рассудительная и неторопливая Мария из Финляндии спокойна и не спешит с выводами, а уверенный в себе американец Дэвид, наоборот, легко предлагает свои версии и идеи.

Подобные тексты представляют собой имитацию открытой интернет-публикации. Не обращаясь ни к кому конкретно, автор такого письма, тем не менее, приглашает к разговору каждого, кто прочитал его текст, вне зависимости от того, знакомы они или нет. Такая форма текста приближена к привычной обучающимся интернет-среде, поэтому в данном случае, отвечая на вопросы персонажа, учащиеся не примеряют на себя чужую роль, а «вступают в прямой контакт» с персонажем учебника, что способствует их погружению в интерактивное вымышленное пространство книги.

В методическом инструментарии преобладают творческие задания интерактивного характера. Прежде всего, это монологи - рассказы о человеке или событии, то есть речь автора с элементами общения с адресатами («Василий Ерошенко, или история сильного человека», «Кто такие доноры крови?», «Мой герой» и др.) монолог-рассказ героя (рассказ об А.И. Герцене и др.), монолог-электронная публикация.

В учебном пособии встречаются задания на подготовку индивидуальной презентации с последующей беседой на определенную тему. Таким образом, каждый обучающийся может почувствовать себя в центре учебного процесса, а также развить навыки публичной монологической речи в интерактивном режиме. Кроме того, в экспериментальном пособии широко представлены диалоги с различными видами заданий, а также интервью и полилоги, среди которых ролевые игры и вопросы для настоящих дискуссий, в которых обучающиеся отстаивают своё собственное мнение. При выполнении обучающимися ряда заданий допускается и даже поощряется вовлечение преподавателя в диалог и полилог. Таким образом обеспечивается реализация одного из ключевых принципов интерактивного обучения: равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса. Кроме того, в ситуациях, имеющих ярко выраженную культурологическую проблематику, участие преподавателя в роли партнера помогает учащимся понять специфические социокультурные феномены.

Не менее важной составляющей принципа интерактивности является взаимосвязь всех заданий, когда каждое следующее задание дополняет предыдущие, обращает к пройденному материалу, обогащает уже имеющиеся знания инофонов и, следовательно, способствует совершенствованию их навыков владения изучаемым материалом.

Интерактивно-коммуникативная концепция разработанного экспериментального учебного пособия позволяет, опираясь на его методический инструментарий, обеспечить интерактивно-коммуникативный режим учебного процесса, способствуя формированию коммуникативно-интерактивной компетенции обучаемых, их способности к адекватному и конструктивному общению на русском языке.

В пособии представлены таблицы с речевыми образцами формул ведения дискуссии, игровые задания (кроссворды, ролевые игры и др.), а также отдельно промаркированные задания по работе с фразеологизмами, способствующие совершенствованию навыков русской разговорной речи иностранных учащихся. Грамматические задания в пособии (образование от прилагательных существительных со значением черт характера, префикс не- для образования прилагательных с противоположным значением и др.) вплетаются в ткань определенной лексической темы.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной лингвометодической модели обучения подтвердила правомерность гипотезы о том, что процесс обучения/совершенствования навыков речевого общения иностранных студентов 2 сертификационного уровня владения русским языком будет более эффективным, если: принцип интерактивности и культуроведческий аспект использовать в качестве основы обучения русскому языка в русле диалога культур; в основу учебного пособия заложить задания коммуникативно-интерактивной направленности; сопровождать их средствами наглядности; активно использовать ситуативные формы обучения, а также задания проблемного характера, обеспечивающих равное партнерство преподавателя и студента в коммуникативном общении.

Результаты постэкспериментального среза были получены на зачетных занятиях, целью которых являлось осуществление контроля речевых и интерактивных умений, сравнение с результатами предэкспериментального среза и формирование выводов.

Сравнительные показатели обоих срезов в четырех учебных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление лингвистических и интерактивных показателей предэкспериментального и

постэкспериментального срезов

Группа КГ-1 КГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2

Количество студентов 13 11 10 12

Уровень правильности предэкспериментальный срез 44% 41% 59% 52%

постэкспериментальный срез 70% 79% 97% 89%

Уровень вариативности (использование синонимов) предэкспериментальный срез 23% 21% 28% 30%

постэкспериментальный срез 29% 24% 35% 47%

Уровень инициативности в диалоге* предэкспериментальный срез ++ + ++ ++

постэкспериментальный срез ++ ++ +++ +++

Количество реакций на реплики собеседника** предэкспериментальный срез ++ + + ++

постэкспериментальный срез ++ + +++ +++

*+ пассивность или низкая инициативность, ++ проявление некоторой инициативности в изменении вектора диалога, +++ заинтересованность в совместном поиске ответов, вопросы, обсуждение;

** + отсутствие реакций, безразличие к мнению собеседника, ++ периодическое или формальное реагирование на реплики другого, +++ вербальное проявление заинтересованности мнением собеседника, гибкость в ведении диалога.

Полученные в результате эксперимента данные демонстрируют прирост показателей, во всех группах, однако в обеих ЭГ он оказался заметно выше, чем в КГ, что подтверждает эффективность предлагаемого экспериментального учебного пособия по сравнению с материалами учебных пособий, на базе которых проходило обучение в КГ.

Выводы. Повышение уровня сформированности лингвистических и интерактивных компонентов продуктивного речевого общения на тему «Характер» объясняются следующими причинами:

• структурированием темы с делением ее на подтемы;

• наличием значительного количества заданий, направленных как на получение лексических знаний, так и на активизацию интерактивных навыков;

• преобладанием коммуникативно-интерактивных заданий, способствующих живой интерактивной деятельности;

• организацией всего экспериментального учебного пособия на культурологической основе и принципе интерактивности;

• опорой на принцип наглядности.

Литература:

1. Баграмова Н.В. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам. - М.: Академия, 2005. {Электронный ресурс} Режим доступа: http://www.phil.pu.ru

2. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / Л.К. Гейхман - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 260 с.

3. Теремова Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе [Текст] / Р. М. Теремова // Мир русского слова - 2013. -№2. - С. 96-100.

Педагогика

УДК 37.02

доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основы культуры безопасности, как системы жизнеобеспечения, формирование которой требует применять в учебном процессе новые, активные формы обучения, чем и является интерактивное обучение.

Ключевые слова: риск, опасности, культура безопасности, интерактивное обучение.

Annotation. The article deals with the basics of safety culture as a life support system, the formation of which requires the use of new, active forms of learning in the educational process, which is interactive learning.

Keyword: risk, hazards, safety culture, interactive learning.

Введение. В своей повседневной и профессиональной деятельности человек контактирует с различными средами - средой обитания, технической и др. Около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.

Негативное воздействие на параметры здоровья оказывают травмы, отравления и другие внешние факторы, что определено их значительной распространенностью среди различных групп населения и высокими показателями неблагоприятных социальных последствий: временной и стойкой утраты трудоспособности, смертности.

В общем числе пострадавших от различных травм и разного рода несчастных случаев большую долю занимают мужчины (56,7%), у которых показатель травматизма равен 108,7%о, а среди женщин - 68,4%о. Как свидетельствует статистика у мужчин травматизм выше в 1,5 раза, чем у женщин, по тяжести травматизма мужчины так же превосходят женщин [8].

Основными причинами травматизма может быть сфера профессиональной деятельности, беспечность, халатность, недисциплинированность, несчастные случаи. Для создания комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания необходимо объединить методические основы в единые знания и выработать новые.

Изложение основного материала статьи. Безопасности человека сегодня уделяется большое значение, что подтверждается различными нормативно-правовыми документами в области производственной, пожарной, транспортной, экологической, информационной и других видов безопасности. Однако как показывает статистика число полученных травм среди населения достаточно велико.

При общей численности населения Российской Федерации более 145 млн. человек всеми лечебно-профилактическими учреждениями ежегодно регистрируется до 12,5 млн. различных по характеру и локализации травм [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.