11. Профессиональная компетентность педагога. - URL: https://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga
Педагогика
УДК: 378.172 УДК: 37.042
кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Аксенова Анна Николаевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Варинов Владислав Владимирович
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк)
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы применения инновационных технологий при организации занятий по физической культуре курсантов и их самостоятельной подготовке. Сущность предлагаемого индивидуально-дифференцированного подхода заключается в применении различных технологий, которые ориентированы на дальнейшее развитие и сохранение индивидуальности курсанта, его потенциальных способностей. Это позволяет курсанту работать в оптимальном для него режиме, контролировать затраты сил, что ведет к высокому результату обучения и совершенствованию двигательных качеств.
Ключевые слова: курсанты, дифференциация, индивидуализация, инновационные педагогические технологии, физическая подготовка.
Annotation. In the article the problems and prospects of application of innovative technologies in the organization of physical training of cadets and their independent training. The essence of the proposed individual-differentiated approach is the use of different technologies that are designed to further the development and preservation of the individuality of the student, his potential abilities. This allows the student to work in the optimal mode, to control the expenditure of energy, which leads to a high learning outcome and improvement of motor skills.
Keywords: students, differentiation, individualization, innovative pedagogical technologies, physical training.
Введение. Основой стратегии развития высшего образования на современном этапе становится концепция гуманизма, суть которой заключается в признании человека как высшей ценности, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Данная стратегия предусматривает перерастание традиционной нормативно-функциональной модели высшего образования в личностно-ориентированную модель, при которой предполагается направленность на социально-нравственное и профессиональное развитие студента. При этом, как отмечают авторы, в совокупности средств, обеспечивающих формирование личностной и профессиональной подготовленности студента, существенная роль принадлежит физическому воспитанию. Особенно это становится актуально там, где физическое воспитание одно из приоритетных направлений в организации образовательного процесса - в профессиональной подготовке будущих офицеров [4, 8, 10].
Формулировка цели статьи. Теоретически обосновать необходимость внедрения в процесс физической подготовки курсантов инновационных педагогических технологий, позволяющих сохранить и в дальнейшем значительно развить физические способности.
Изложение основного материала статьи. Физическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов занимает ведущее место, т.к. определяет способности к ведению будущей профессиональной деятельности и реализации индивидуальных возможностей и жизненных потребностей. Это находит выражение в формировании такого уровня здоровья и развития психофизических и двигательных качеств, которые будут являться фундаментом активной социальной и профессиональной деятельности. Такой фундамент позволит курсанту успешно реализоваться в выбранной профессии, в социально-общественной деятельности, увеличить адаптационные возможности организма в процессе обучения и в последующей трудовой деятельности и наиболее полно реализовать свои способности в сфере физической культуры. Процесс формирования личностной потребности в саморазвитии средствами физической культуры курсантов должен осуществляться через овладение ими системы знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни, о сущности и закономерностях физической культуры, об образцах и примерах профессиональных спортсменов и выдающихся людей ФСИН России [8, 9].
Внедрение инновационных технологий в использовании оптимальных способов обучения предполагает создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха на достижение высшего результата в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности курсантов. При этом необходима реализация научных требований к процессу физкультурного образования, адекватная оценка результатов образовательного процесса и внедрение современных форм организации двигательной деятельности. Именно поэтому использование индивидуально-дифференцированного подхода, как одного из направлений личностно-ориентированного подхода, является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания при подготовке будущих офицеров. По мнению ряда ученых следует отметить, что зная о значимости интенсивного внедрения инновационных педагогических технологий в процессы обучения и воспитания, технологические инновации личностно-ориентированного содержания в системе физического воспитания курсантов военных вузов не получили широкого распространения. Как отмечает Е.Г. Матвеев с соавт. (2016): «Проблемой является то, что в погоне за количественными показателями выпал из поля зрения сам субъект физкультурной деятельности, с его потребностями и чувствами. Это привело к противоречию между используемыми в военных вузах средствами и методами физического воспитания курсантов и потребностями саморазвивающейся личности» [8, 9].
Анализ структуры компонентов физкультурно-педагогической деятельности позволяет говорить о том, что технологии физического воспитания должны строиться на основе ряда подходов:
- деятельностного подхода к освоению физической культуры, который ориентирует на усвоение знаний, на способах этого усвоения, на образцах и способах мышления и деятельности и на развитии познавательных и творческих потенциалах человека - т.е. направленность на сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умений применять их в самоорганизации здорового образа жизни;
- подхода к освоению физической культуры на основе физического самовоспитания, саморазвития, самореализации, сообразно задаткам к определенному виду деятельности;
- индивидуально-дифференцированного подхода к освоению физической культуры на основе личного выбора индивидом форм и средств собственной физической активности; организации физической активности человека сообразно его здоровью, физическому развитию, ценностным ориентациям, интересам, потребностям в сфере физической культуры [2, 4].
Индивидуально-дифференцированный подход - это не просто учет особенностей субъекта обучения и воспитания, это иная методология организации условий образовательного процесса, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта [4, 6].
Из анализа научно-методической литературы, исследующей вопрос методологии педагогического процесса, можно выделить несколько составляющих индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании:
• первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
• вторая составляющая - основные правила построения процесса обучения и воспитания.
• третья составляющая - технологическая, включающая в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности.
Как отмечают авторы, исследующие вопрос проектирования системы развития физической культуры и формирования потребности в физическом совершенствовании курсантов, в основу рекомендуется положить методологические обоснования и следующие концептуальные положения:
- для обеспечения готовности курсантов военных вузов к систематической добровольной двигательной деятельности необходимо целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение теоретическими знаниями, организационными умениями, двигательными навыками, которые позволили бы самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
- развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных темпов развития организма и природных возможностей индивида [1, 8, 9].
Именно поэтому, на наш взгляд, индивидуально-дифференцированный подход необходимо применять в процессе физической подготовки курсантов.
Проблема дифференциации в физической культуре стала одной из важнейших в практике физического воспитания и образования в последнее время. Одной из главных причин актуальности данной проблемы является резкое повышение значимости индивидуального обучения в образовании. Исследования ряда ученых свидетельствуют о том, что дифференциация и индивидуализация создают наиболее благоприятные условия формирования творческой, самостоятельной и социально-активной личности [5, 7]. Определенный интерес, на наш взгляд, вызывает «правило индивидуализации» И.А. Аршавского, которое выражает сущность дифференциации физического воспитания:
- в индивидуальных особенностях человека следует видеть перспективу их развития;
- опираясь на «сильные» стороны, преодолеть «слабые»;
- любая индивидуализация должна строиться на общих закономерностях обучения [3].
В современной педагогике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности обучения создается комплекс дидактических условий, учитывающий индивидуально-типологические особенности человека (возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные особенности; образовательные потребности с ориентацией на разный уровень сложности программного материала и т.д.), в соответствии с которыми, отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Е.А. Короткова (2000) систематизировала экспериментальные учебные материалы и выделила семь главных направлений дифференцированного подхода:
- определение подходов к тестированию обучаемых одного возраста и пола с целью распределения их на группы разной подготовленности;
- определение и выбор целесообразных вариантов организации обучаемых и деятельности педагога при работе в условиях дифференциации;
- поиск методов индивидуализации в условиях коллективного обучения;
- определение подходов к дифференциации нагрузки для групп разной подготовленности;
- поиск эффективных способов индивидуального контроля и оценки деятельности занимающихся;
- дифференциация и индивидуализация занятий в развитии навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями;
- попытка осуществления комплексного дифференцированного подхода в физкультурном образовании [7].
Обсуждая проблему дифференцированного физического воспитания, С.Ю. Алькова (2003), Д.В. Губа (2003), С.А. Адеев (2003). А.Н. Аксенова (2006), А.В. Мещеряков (2016) и другие показали, что у людей одного возраста, пола и уровня физического развития могут быть неодинаковые уровни развития одного или нескольких двигательных качеств. Это зависит, во-первых, от типологических особенностей их нервной системы. Так, обучаемые с сильной, уравновешенной нервной системой усваивают материал равномерно, без спадов и ухудшений, а учащиеся со слабой и неуравновешенной нервной системой - «скачкообразно». Учащиеся со слабой нервной системой овладевают двигательными действиями лучше, если им предлагается решить проблемные задачи, те, у кого сильнее нервная система, осваивают двигательные действия лучше, когда им нужно просто выполнить указания педагога. Во-вторых, разный уровень развития двигательных качеств зависит и от типа моторного развития обучаемых - «скоростной тип», «скоростно-силовой тип» и «монотофильный», и от типа конституции - «астенический», «дигестивный», «торакальный», «мышечный». Как отмечают авторы, у астеноидного типа наблюдается низкий уровень выносливости, абсолютной и
относительной силы рук, гибкости, равновесия, скоростно-силовых качеств; у торакального типа -достаточно высокие показатели скоростных и скоростно-силовых качеств, относительной силы и средний уровень гибкости. У мышечного типа наблюдается высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств, гибкости, равновесия, при средних показателях выносливости и относительной силы, а для дигестивного типа характерны низкие показатели скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и относительной силы, средний уровень равновесия, гибкости и абсолютной силы. И в-третьих, уровень развития двигательных качеств зависит от психофизиологического состояния - «активный», «замкнутый», «взрывной», «зависимый» [1, 2, 3, 5, 9].
Обобщая анализ научно-методической литературы по проблеме повышения уровня физической подготовленности посредством дифференцированных подходов, можно выделить, что системообразующими факторами могут быть:
• уровень физической подготовленности;
• уровень биологической зрелости организма;
• уровень физического развития;
• уровень психомоторного развития;
• сенситивные (критические) периоды в развитии ведущих двигательных качеств;
• учет социально-экологических условий;
• учет соматометрических, конституциональных различий.
Поэтому и возникает потребность в разработке индивидуальных программ учебных занятий, направленных на развитие или совершенствование тех или иных двигательных качеств. Проблема состоит в том, что до настоящего времени для оптимизации физической подготовленности курсантов в высших учреждениях образования недостаточно разработано и внедрено дифференцированных методик, базирующихся на целостном интегральном уровне или сочетанной взаимосвязи системообразующих факторов.
Пути решения этой проблемы нам видятся во внедрении в образовательный процесс методик, разработанных отечественными педагогами и учеными.
Так, Л.Н. Макарова, Л.Г. Харитонова (2003), А.Н. Аксенова (2006) изучая возрастные закономерности физического развития, физической подготовленности подростков, разработали методику комплексной оценки физического состояния. Интегральная оценка физического состояния включала дифференцированные балльные оценки (1-5 баллов) по антропометрическому блоку, кардио-респираторному блоку, блоку энергообеспечения (МПК) и блоку физической подготовленности. Предложенная дифференцированная методика позволила оценить эффективность учебно-тренировочных программ физического воспитания [3].
В свою очередь О.Ф. Жуков (2004), выделяет систему приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры: изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся, активизация самостоятельной работы и управление деятельностью учащихся. Он обращает внимание на то, что индивидуальный контакт учителя и ученика возникает в том случае, когда учитель передает ученикам часть своих функций, что возможно при групповом или индивидуальном ведении урока. При этом каждая подгруппа (или даже отдельный ученик) получает устное или письменное задание, выполняя которое, самостоятельно определяет темп работы, количество повторений. Поэтому учащиеся сами анализируют и корректируют свои действия, а учитель имеет возможность общения с теми учениками, которым нужна его помощь и совет в действии [6].
Как видно из работ ряда авторов, самостоятельность учащихся - одна из важных задач урока физической культуры, основанного на дифференцированном подходе. При этом, следует так организовать индивидуальную деятельность учащегося на уроке, чтобы в гармоничном единстве осуществлялось воспитание, образование и развитие личности. Ученик должен быть полноценным участником творческого процесса обучения физическим упражнениям за счет ознакомления с различными приемами дозирования физической нагрузки, изменению темпа движений и изменению интервалов отдыха [2, 5, 7].
Таким образом, дифференцированное обучение позволяет добиться более высокого уровня освоения техники упражнений и обеспечивает повышение устойчивости интереса к данному виду физкультурно-спортивной деятельности по сравнению с традиционным подходом. Технология дифференцированного обучения дает возможность учащимся осваивать учебный материал быстрее и качественнее, вследствие того, что содержание адаптировано к индивидуальным особенностям занимающихся.
В то же время мы видим, что новейшие методики дифференциации внедрены в основном в процесс образования средней школы и практически не применяются в физическом воспитании высшей школы, а тем более при подготовке курсантов, будущих офицеров. Как отмечают Е.Г. Матвеев, А.А. Частихин (2016), в настоящее время существует противоречие между несовершенством традиционной авторитарной системы физического воспитания в военных вузах, применяющих ограниченный комплекс средств и методов физической культуры, и широкими возможностями физической культуры, базирующейся на принципах гуманизма с учетом творчества и инициативы преподавателя и курсанта, а также интересов и потребностей занимающихся. Существует расхождение между требованиями к уровню физических кондиций выпускников военных вузов, новыми критериями оценки физической подготовленности согласно НФП и возможностями, предоставляемыми курсантам для физического совершенствования. А так же, недостаточной компетентностью преподавателей военных вузов по дисциплине «Физическая культура (подготовка)» в вопросах инновационных технологий физического воспитания и низким уровнем их мотивации к получению подобных знаний, что подтверждается различными опросами и наблюдениями [8].
Выход из сложившейся ситуации мы видим в следующем. Необходимо целенаправленное внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в процесс физической подготовки курсантов по нескольким направлениям.
Прежде всего, повысить приоритет индивидуализации контроля за уровнем физической подготовленности. Введение стандартов, единых механизмов измерения результатов остро ставит проблему оценивания. Оценка должна отражать персональное развитие курсанта, совершенство его учебной деятельности. Наиболее объективным способом оценки успеваемости курсантов по физической подготовке, как мы считаем, будет оценка за качество выполнения двигательного задания и за показатели сдвигов в физической подготовленности по тестам.
Как показала практика, при организации работы по системе тестирования необходимо придерживаться определенных принципов:
1) не следует оценивать результаты выполнения тестов при первом их выполнении; вначале они должны служить отправным ориентиром;
2) контрольные прикидки по тестам рационально проводить в начале и в конце каждой четверти, с тем, чтобы иметь время для коррекции используемых средств и методов, не ожидая конца учебного года. А так же индивидуально у каждого курсанта во время самоподготовки или во время дополнительных занятий. Результаты оценки показателей физической подготовленности каждого курсанта хранятся в электронном виде на протяжении всего периода обучения с 1 по 4-5 курс, при этом очень удобно отслеживать динамику изменений показателей.
3) контрольные прикидки не должны носить соревновательного характера; показатели одного курсанта нельзя сравнивать с показателями другого. Единственное, что можно сопоставлять - это интенсивность роста показателей каждого курсанта по отношению к самому себе. Мы считаем, что следует оценивать за положительную динамику в изменениях показателей по физической подготовленности.
Следующее направление заключается в подходах к дифференцированной нагрузке для групп курсантов разной физической подготовленности. Эффективность повышения физической подготовленности зависит от правильного подбора величины нагрузки. Так, Н. И. Волков и В. М. Зациорский еще в 1964 г. предложили для контроля за физической нагрузкой упражнений оценивать значения ее компонентов: продолжительность выполнения упражнении, их интенсивность, продолжительность интервалов и характер отдыха, число повторений [1, 3]. Целесообразно деление на 3 группы - с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности. Соответственно этому планируется величина нагрузки для каждой группы на занятиях по физической подготовке. Это согласуется с данными различных авторов, которые считают, что в процессе дифференцированных занятий необходимо отдавать предпочтение групповому методу в сочетании с индивидуальной работой, учитывать специфику изучаемого раздела и особенности применяемых средств [3, 5, 6].
И третье направление, как мы считаем самое сложное, заключается в следующем - необходимо целенаправленно работать на отстающие двигательные качества, добиваясь гармоничного, совершенного развития физической подготовленности, физического состояния и, соответственно, личности каждого курсанта. Этого можно достигнуть только при осознанном, планомерном отношении к тренировочному процессу, как преподавателя, так и самого курсанта. Для этого тренировочный процесс планируется следующим образом: после предварительного тестирования на 1 курсе строится индивидуальный профиль на каждого курсанта, где выявляется одно или несколько отстающих двигательных качеств, на которые необходимо направить усиленное тренировочное воздействие. После этого, на самостоятельных занятиях курсант тренируется на совершенствование двигательных качеств по индивидуальной программе. Преподаватель при этом отслеживает динамику изменения показателей и в соответствии с этим вносит изменения в индивидуальную программу. Годовая оценка зависит от качества выполнения программы и, соответственно, положительной, отрицательной, либо неизменной динамики показателей тестирования физической подготовленности.
Выводы. Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о необходимости внесения изменений в процесс физического воспитания курсантов. Ориентация курсантов на творческое освоение физкультурной деятельности, превращение её из внешне задаваемой в самоценную, удовлетворяющую личные потребности, требует целенаправленного педагогического воздействия не только на двигательную, но и на эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную сферы личности. Процесс формирования физической культуры личности становится управляемым, если он проходит в педагогической системе, где индивидуально принятая цель детерминирует взаимодействие определенных компонентов, содержание которых отвечает общественным и личностным требованиям по освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни.
Литература:
1. Адеев, С. А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов вуза в условиях Кольского Заполярья: дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2000. - 187 с.
2. Алькова, С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов [Текст] / С.Ю. Алькова // - М.: Теория и практика физической культуры. -2003. - №4. - С. 10-12.
3. Аксенова, А.Н. Дифференцированный подход в совершенствовании двигательных качеств у школьниц с различным соматотипом: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006. - 204 с.
4. Бальсевич, В.К. Основные положения концепций интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России [Текст] / В.К. Бальсевич // - М.: Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3. - С. 3-4.
5. Губа, Д.В. Дифференцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12-14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук / Д.В.Губа. - М., 2003. - 22 с.
6. Жуков, О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет [Текст] / О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С.41-45.
7. Короткова, Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников. - Монография. -Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 183 с.
8. Матвеев, Е.Г. Личностно-ориентированное физическое воспитание в военном вузе: проблемы и возможности [Текст] / Е.Г. Матвеев, А.А. Частихин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 380-384.
9. Мещеряков, А.В. Индивидуально-дифференцированный подход и проблема типологизации в физическом воспитании студентов и курсантов [Текст] / А.В. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 136-140.
10. Розиченко, В.С. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта: «круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» (от 23 ноября 2000) [Текст] / В.С. Розиченко // Теория и практика физической культуры, 2001. - №1. - С. 16-18.
Педагогика
УДК 37.02
доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены причины возникновения опасных ситуаций в ходе выполнения профессиональной деятельности военнослужащими, что вызывает необходимость в воспитание личности, осознающей важность вопроса всесторонней безопасности.
Ключевые слова: профессиональное образование, человеческий фактор, антропоцентрическая система, безопасность, цена ошибки.
Annotation. The article describes the causes of dangerous situations in the course of performing professional activities by military personnel, thus necessitating the education of the individual, aware of the importance of the issue of comprehensive security.
Keywords: vocational education, human factors, human-centered system, security, price error.
Введение. Военная служба это сложное социальное и правовое явление. Ее исполнением достигаются цели обеспечения безопасности личности и общества от внешних угроз, противостояния агрессии, защиты территориальной целостности и суверенитета государства. Воинская служба относится к одной из самых опасных профессий и сопряжена с многими опасностями, которые влияют на здоровье и жизнь военнослужащих.
Военные летчики взаимодействуют с летательным аппаратом и образуют единую эргатическую систему «вертолет-летчик». Сложность данной системы заключается не только в управлении не простым техническим средством, но и в том, что летчик находится в непривычных для человека условиях, где испытывает определенные перегрузки на организм, приводящие к нарушению нормальных функций жизнедеятельности.
В настоящее время безопасность, как в повседневной жизни, так и в профессиональной является актуальной темой. Повысить уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности гарантирует снижение негативных последствий от несчастных случаев.
Изложение основного материала статьи. В окружающем нас мире возникают новые взаимодействия живой и неживой материи в развивающихся техносферных условиях, что приводит к потребности одновременной защиты и природы и человека от негативных влияний. Поэтому возникает необходимость в объединении общих методических основ в единые знания, которые призваны обеспечивать комфортное состояние и безопасность человека при взаимодействии со средой обитания.
Актуальность безопасного существования человека в техносреде обуславливается стремительным развитием научно-технического прогресса. Новый положительный результат соседствует с потенциальной опасностью. Все действия человека обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы, что требует от каждого специалиста умение определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного действия на человека. Не случайно последнее время уделяется большое внимание образованию в области безопасности жизнедеятельности. Оно предусматривает три уровня [1]:
первый уровень - общеобразовательный, проводится в средней школе, нацелен на получение навыков личной и коллективной безопасности;
второй уровень - обучение в вузе, по направлениям подготовки специалистов, изучаются отдельные вопросы безопасности труда и негативные последствия профессиональной деятельности;
третий уровень - подготовка инженеров по безопасности жизнедеятельности, осуществляющих комплексную оценку технических систем и производств.
Человек постоянно находится во взаимодействие с различными средами: средой обитания, техносредой, социальной, профессиональной и т.п., образуя при этом антропоцентрическую систему, что требует выработки определенных норм и правил безопасности в различных сферах.
Воинская служба относится к одной из самых опасных профессий. Военнослужащий должен быть готов рисковать своей жизнью и здоровьем ради других. В этой связи каждый курсант обязан обладать объемом знаний, умений и навыков необходимых для практического применения и организации безопасности жизнедеятельности в воинских частях в мирное время, в боевой обстановке и быть готовым оказать помощь гражданскому населению при возникновении чрезвычайных ситуаций [3].
Военный летчик в совокупности со своей боевой машиной создает систему «человек - машина - среда», в которой используются возможности каждого. В такой системе нет неуязвимых звеньев: человеческий фактор, конструктивно производственный недостаток летательного аппарата, влияние внешних факторов (метеорологических, орнитологических, радиотехнических и т.д.) обуславливают высокую степень случайности и связанное с ней поле повышенной опасности. Каждый элемент системы имеет слабые места и для того чтобы произошла катастрофа достаточно сбоя в любой ее составляющей.
Пилот - главный элемент системы. Благодаря наличию человека в этой системе ставится цель и задачи, выбирают средства их достижения, система становится целеустремленной [2]. Эффективное и безопасное функционирование такой системы достигается при оптимальном сочетании возможностей человека и машины. На погодные условия повлиять практические не возможно, за надежность машины отвечают инженеры и конструкторы, а за человека может отвечать только сам человек. Но даже самый подготовленный пилот не всегда может противостоять двум другим элементам системы. Любая машина при неправильной эксплуатации, не профессиональном подходе может нести в себе угрозу. Грамотное управление летательным