Педагогика
УДК 37.02
доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрена необходимость интеграционных процессов в образовании между теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплины, и практическими навыками, что повысит готовность обучающихся к выполнению социально-профессиональных функций.
Ключевые слова: образовательный процесс, теория, практика, интеграционная форма обучения, компетенции, кумулятивный подход.
Annotation. The article discusses the need for integration processes in education between the theoretical knowledge obtained in the study of the discipline, and their practical application, which will increase the readiness of students to perform social and professional functions.
Keywords: educational process, theory, practice, integration form of education, competences, cumulative approach.
Введение. Основная задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» заключается в изучение возможных действий в различных жизненных ситуациях и развитие навыков, позволяющих делать собственную жизнедеятельность и окружающих, безопасной на протяжении всей жизни. Создание комфортной и безопасной среды обитания человека, где травматизм и причинение вреда здоровью сведен к минимуму предполагает объединение методических основ и практических навыков в единые знания.
Для решения этих задач необходима интеграция теории, полученной обучающимися на лекционных занятиях, и практики, которая позволит отработать и закрепить полученные знания. Интеграционные процессы в образовательной деятельности направлены на преодоление раздробленности между теорией и практикой, что увеличит готовность обучающихся к выполнению социально-профессиональных функций. Актуальность интеграции теории и практики состоит в том, что бы у обучающихся сформировалась целостная картина применения теоретических знаний на практике, тогда как в реальности полученные знания не формирую умение их применения.
Изложение основного материала статьи. Безудержное стремление к саморазвитию, знаниям, улучшению условий жизни, расширению возможностей во всех областях деятельности человека ведет к стремительному росту научно технологического процесса, что в свою очередь влечет появление новых угроз для человека.
Происходящие эволюционные процессы меняют перечень и содержание опасностей среды обитания человека и предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть достаточно подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности как личной, так и коллективной.
Безопасной среде обитания человека, как в повседневной деятельности, так и профессиональной в настоящее время уделяется достаточное внимание на всех уровнях, что подтверждается различными нормативно-правовыми документами в области производственной, пожарной, транспортной, экологической, информационной и других видов безопасности [3].
На сегодняшний день, безопасность жизнедеятельности человека в техносреде является актуальной темой, т.к. стремительно развивающийся технологический прогресс приносит в нашу жизнь не только позитивные моменты, но потенциальную опасность.
Профессиональная деятельность военнослужащих связана с риском и опасностями. Военнослужащий должен быть готов рисковать своей жизнью и здоровьем выполняя профессиональный и гражданский долг. Но как показывает статистика наибольшую угрозу, 70% от общего числа травм, для здоровья и жизни несет быт. Последствия травматизма выражаются в утрате работоспособности различной степени [3].
В подготовке специалиста, способного всесторонне понимать важность проблем безопасности, будущего развития человечества способствует изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая направлена на выработку основ безопасности, навыков конструктивного мышления и поведения в различных нестандартных ситуациях с целью безопасного осуществления своих профессиональных и социальных функций.
Для обеспечения безопасности во всех сферах деятельности и на всех уровнях необходима квалифицированная подготовка всех лиц с целью создания личной ответственности и самоконтроля при выполнении различных работ, влияющих на безопасность [3].
Человек постоянно находится во взаимодействие с различными средами: средой обитания, техносредой, социальной, профессиональной и т.п., образуя при этом антропоцентрическую систему, что требует выработки определенных норм и правил безопасности в различных сферах [2].
Полученные знания при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не должны ограничиваться только теоретическими основами безопасности, знанием нормативно - правовых основ, средств и методов повышения безопасности, но и иметь практическую направленность, которая проявляется в умении проводить контроль параметров отрицательно воздействующих факторов на человека, эффективно применять средства защиты, оказывать первую помощь пострадавшим.
Процесс обучения предполагает совместную целенаправленную деятельность преподавателя и обучающегося, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности и выступает одним из способов адаптации человека подготовленного к нестандартным ситуациям [5].
Содержанием образовательного процесса являются теоретические знания, овладение которыми формирует у обучающихся основы теоретического сознания, мышления и развивает творчески-личностный уровень реализации практических видов деятельности. Причины многих явлений, объяснения характера процесса раскрываются в рамках научных знаний - теории. Теория является источником получения новых научных факторов и может подкреплять их или указывать на их несостоятельность.
Способ изложения знаний в учебном процессе имеет специфику усвоения: от общего к частному. Обучающиеся изначально ищут и фиксируют общее в изучаемом материале, а затем основываясь на этих знаниях выделяют множество частных особенностей того или иного явления, выявляют условия происхождения конкретной ситуации [4].
Согласно энциклопедическому словарю теория - это логическое обобщение опыта, общественной практики. Теория исторически возникла и развивается на основе общественной практики, она дает людям понимание объективной действительности и перспективу в их практической деятельности [9]. Хорошо разработанная теория дает возможность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств.
Теория служит основой практической деятельности людей и ориентирует их в многообразие природных и социальных явлений. Особенностью теории является способность проникать в другие теории, вызывая их преобразование, объединяя различные взгляды и превращая их в систему, которые находят практическое применение в преобразовании среды обитания [7].
Для применения в практической деятельности теоретические знания должны обладать следующими обязательными свойствами [8]:
- отвлеченность - сознательное мысленное отбрасывание, игнорирование некоторых или многих признаков явления, и избирательное сосредоточение на конкретных признаках, при этом обучающийся может иметь, держать в уме знания, которые не могут непосредственно повлиять на принятие решения;
- общность - отнесенность к некоторому многообразию явлений и процессов, количество которых может находиться в пределах от нуля до бесконечности и требует определенных знаний для ответа на поставленный вопрос;
- определенность - наличие четкого представления о границах приложения понятий, т.е. это знания которые определенным образом упорядочены;
- общезначимость - широта применения теоретических знаний в различных суждениях, применяемых той или иной, более и менее широкой социальной группой;
- вербализованность - неразрывная связь с той или иной языковой конструкцией. Носителем теоретических знаний является язык. Язык на современном этапе развития общества может быть: естественным, тем которым мы пользуемся в повседневной жизни; и искусственным, придуманным, таковым может являться язык программирования, который понятен только специалистам.
Практика предполагает материально-предметную деятельность, направленную на преобразование окружающей среды, которая тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью и теорией. Теория и практика взаимопроникают друг в друга на всех этапах познавательного процесса. Потребности практики порождают различные науки, а научные знания постоянно используются в практической деятельности.
В настоящее время освоение образовательной программы основано на компетенциях, которое сводится к комплексному получению обучающимися знаний, умений и опыта, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Традиционное разделение образовательного процесса на получение теоретических знаний и практических умений малоэффективно, что приводит к возникновению и внедрению в процесс обучения интеграции теории и практики [4].
Интеграция теории и практики способствует нераздельному освоению требуемых компетенций, что уменьшает деление полученных обучающимися знаний на теоретические и практические и способствует целостному применению освоенных знаний, умений и опыта в своей жизнедеятельности. Целью интеграционного подхода является образование связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса.
Для закрепления полученных теоретических знаний необходимо создать условия, относящиеся к реальным ситуациям, и предлагать обучающимся пользоваться современными средствами и методами для их разрешения, что приводит к необходимости проводить обучение в ситуации приближенной к реальной или ее имитирующую [6]. Для достижения положительного результата интеграции требуется соответствующая организация учебного процесса, создание специальной обучающей среды, использование активных методов и поиск нужных теоретических данных. Для освоения конкретной практической задачи требуется тщательный отбор теоретического материала.
Интеграционная форма обучения отличается от традиционных лекций и семинарских занятий и предполагает преобладание самостоятельной работы обучающихся при изучении материала, в ходе которой развиваются их когнитивные, интеллектуальные и методические способности. При изучении теоретического материала основная нагрузка ложится на самого обучающегося, преподавателю отводится роль консультанта и помощника, что соответствует современным требованиям - умению учиться [8].
Таким образом, отбор теоретических знаний сводится к следующему: требуемые знания определяются по конкретному вопросу/теме и могут быть интегрированы в практические занятия, а не осваиваться на лекциях. Такой подход существенно повышает мотивацию обучающихся, т.к. они четко понимают необходимость теоретических знаний. Полученные ими теоретические знания встроены в практическую деятельность на каждом занятии за счет соответствующей организации обучения.
При интеграционной форме обучения происходит приращение новых знаний, к уже имеющимся, не только в познавательной или практической деятельности, но и при их совмещении, что обеспечивает кумулятивный подход. Данный подход предполагает количественный процесс расширения объема знаний. Кумулятивный подход расценивает приращение знаний как некий механизм присоединения новой информации к старой, но не дает возможности оценить реальный рост научных знаний. Кумулятивный подход в интеграционной форме обучения возможен, только при целостном изложении материала по всем видам занятий, от получения теоретических основ, до их отработки на практике.
Интеграция теории и практики в учебном процессе возможна при активном участие обучающихся. Разные виды занятий в учебном процессе, обеспечивают, разную степень доминирования преподавателя и студента при их проведении (рис. 1).
Доминанта, обучающихся
Практические занятия проблемно-ориент ироеанно е занятие групповое занятие
Семинары обсуждение теоретических вопросов
Лекции
шш уровень интеграции
шах уровень интеграции
Доминанта преподавателя
Рисунок 1. Степень участия субъектов в образовательном процессе и уровень интеграции теории и
практики
Максимальный уровень доминанты преподавателя проявляется в лекциях, когда устанавливается односторонний канал общения и проведение занятия полностью находится под контролем преподавателя. Лекции являются основой теоретического обучения, дают начало научным знаниям по дисциплине, обращают внимание обучающихся на сложные и важные вопросы и призваны стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся и формировать их творческое мышление. В ходе лекционных занятий у обучающихся формируется теоретическая база общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.
Рост активности обучающихся в учебном процессе проявляется на семинарских занятиях. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, проверку усвоения учебного материала, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение [1].
Однако существуют сложности в организации обсуждения, т. к. преподаватель, как правило, владеет большей информацией по рассматриваемую вопросу, что осложнят во влечение в дискуссию обучающихся. Повысить активность обучающихся в данном случае, помогут кейсы, которые содержат вопросы для обсуждения. Обучающиеся самостоятельно трактуют информацию и при необходимости собирают дополнительную информацию по предлагаемой проблеме. При интеграции теории и практики кейсовый метод является наиболее гибким инструментом, который позволяет обучающимся определить не только проблему, но и предложить свои варианты решения.
При практических занятиях роль обучаемого в учебном процессе достигает своего максимума. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы, в решении конкретных задач [1]. Для использования теоретических моделей и при сборе практических данных может организовываться групповая работа обучающихся. В основе данной работы лежит рассмотрение ситуации из реальной жизни, которую обучающиеся формулируют при помощи преподавателя. Проблема должна быть интересной и вызвать у обучающихся желание ее анализировать, только в этом случае можно повысить активность обучающихся в образовательном процессе, вызвать у них стремление к получению новых знаний, что, несомненно, скажется на качестве образования.
Таким образом, активная роль обучающихся при изучении учебной дисциплины содействует интеграции теории и практики, роль преподавателя заключается в оказании помощи обучающимся при определении проблемы, выборе теории, определении методологии исследования.
Выводы. Практика и познание взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Практика является источником познания, выступает его движущей силой. Она проникает во все формы и ступени познания от начала до конца. Весь познавательный процесс определяется задачами и потребностями практики. Практика позволяет отделить истинные знания от заблуждений. В свою очередь научные знания постоянно используются в практической деятельности. Таким образом, теории и практика взаимосвязаны друг с другом,
что требует их соразмерности и единства. Интеграция теории и практики способствует образованию связей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.
Литература:
1. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. -Ч.3. - 380 с. С. 27-30.
3. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Интерактивное обучение курсантов высшего военного авиационного училища культуре безопасности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. -Ч.2. - 500 с. С. 10-13.
4. Андриенко Е.В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 1(41). - С. 5-10
5. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2017.- № 6 С. 36-40
6. Бугаков И., Кот А., Царьков А. Концепция интегрированного образования // Высшее образование в России. Военная кафедра - 2004. - № 12. - С. 124-129
7. Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю. Интеграция теории и практики в процессе подготовки и переподготовки специалистов на экономическом факультете Сыктывкарского Университета: // Темпус-Проект: - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, - 1999. - 40с.
8. Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // научное педагогическое обозрение - 2016. - № 3 (13). С. 169-174
9. Словари. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://slovar.cc/enc/slovarik/1831992.html (Дата обращения 20.01.2019г.)
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры Амамбаева Надежда Сергеевна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор);
студентка группы СКД-БО-17 Банетова Мария Викторовна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор);
доктор педагогических наук, профессор кафедры
психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор), профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о подготовке специалистов в сфере социально-культурной деятельности. Мнения ведущих ученых социально-культурной деятельности в области образования будущих профессиональных работников культуры.
Ключевые слова: культурная деятельность, социально-культурная сфера, отечественная практика, образовательная практика.
Annotation. The article deals with the issue of training specialists in the field of social and cultural activities. Opinions of leading scientists of social and cultural activities in the field of education of future professional workers of culture.
Keywords: cultural activity, social and cultural sphere, domestic practice, educational practice.
Введение. Государственный заказ наполнения квалифицированными кадрами рынок всех отраслей культуры, подготовка бакалавра, владеющего образовавшимися обновлёнными творческими профессиями в сфере социокультурной деятельности, является одним из наиболее важных в профессионально педагогической деятельности профессиональных вузов, что подтверждается значительным множеством научных исследований российских деятелей науки и лидирующих практиков в данной области.
В системе обучения бакалавра как перспективного специалиста социально-культурной деятельности, в выбранном им профиле получения специальности, обязательными критериями являются: общеобразовательный, общекультурный и профессиональный уровни.
Общеобразовательные и профессиональные компетенции, заложены в основу Федерального государственного образовательного стандарта, диктующего требования по формированию учебного плана, реализации общеобразовательных и профессиональных учебных программ бакалавриата, фондов оценочных средств, р образовательных программ, направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузах.
Для понимания запрашиваемых новым рынком в лице работодателей навыков мастерства профессиональной сферы культуры подготовки бакалавра направления социально-культурной деятельности, немаловажно знать специфику, суть, направление и перспективу развития современных предприятий (учреждений, фирм, агентств, школ, мастерских и т. д.) в отраслях культуры, досуга, спорта, образования и туризма с момента его образования.
Изложение основного материала статьи. Общепринятое понимание понятия «Социально-культурная деятельность» в науке «культурология» (философия, психология, педагогика, экономика и т. д.) заменило общепризнанное в Советскую эпоху обозначение «культурно-просветительная работа».