Научная статья на тему 'Инновационные подходы к преподаванию военно-профессиональных дисциплин'

Инновационные подходы к преподаванию военно-профессиональных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Ф. Кихтенко

В статье рассматривается инновационный подход к преподаванию военнопрофессиональной дисциплины «Охрана труда» в военном учебном заведении с позиций контекстного, личностноориентированного и проблемного обучения с целью формирования у курсантов военных училищ ценностно-смыслового отношения к личной охране труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION APPROACHES TO TEACHING MILITARY-PROFESSIONAL DISCIPLINES

The article views an innovation approach to teaching the military-professional subject "Labour Safety" in military schools basing on context, personality-oriented and problem educational approaches in order to form cadets' valuesense attitude to personal labor safety.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к преподаванию военно-профессиональных дисциплин»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Л.Ф. Кихтенко

INNOVATION APPROACHES TO TEACHING

MILITARY-PROFESSIONAL DISCIPLINES Kikhtenko L.F.

The article views an innovation approach to teaching the military-professional subject "Labour Safety" in military schools basing on context, personality-oriented and problem educational approaches in order to form cadets' value-sense attitude to personal labor safety.

В статье рассматривается инновационный подход к преподаванию военно-профессиональной дисциплиныы «Охрана труда» в военном учебном заведении с позиций контекстного, личностно-ориентированного и проблемного обучения с целью формирования у курсантов военных училищ ценностно-смыслового отношения к личной охране труда.

УДК 378.007

Предназначение выпускников учебных заведений военно-воздушных сил -прохождение службы в воинских частях, военных представительствах, научно-исследовательских учреждениях, в ремонтных организациях, на военных авиационных заводах. Эксплуатация авиационной техники требует от военнослужащего специальных знаний и умений, а также четкого выполнения правил по технике безопасности и охране труда. Нынешние курсанты - это будущие офицеры, командиры, которым предстоит не только обслуживать авиационное оборудование, но и руководить личным составом. Эти фразы наполнены следующим смыслом - будущим офицерам вверяется нести ответственность за жизнь и здоровье подчиненных, за сохранность вверенной им техники, за бережное отношение к природе. От них потребуется умение принимать множество решений в течение служебного времени (рабочего дня) и держать ответ за адекватность своих действий.

Офицеры - защитники Отечества. На их плечах лежит бремя ответственности за судьбу Родины, за мир и покой граждан нашей страны, за обороноспособность России. Поэтому образовательный процесс в военном учебном заведении должен способствовать формированию личности будущего офицера как командира воинского подразделения, специалиста по конкретной военной специальности и гражданина с высоконравственными ценностными ориентациями. Соответственно обучение должно иметь

практическую направленность и способствовать развитию личностных и профессионально важных качеств курсанта. Выпускник военного вуза должен обладать следующими профессионально-важными качествами:

• сформированной ценностной ориентацией, направленной на служение интересам общества, государства и его Вооруженных сил;

• высокой культурой безопасности, самостоятельностью, настойчивостью и ответственностью за принимаемые решения и судьбы других людей;

• волевой самоорганизацией поведения, терпимостью, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях;

• высокой культурой поведения, коммуникабельностью, способностью согласовывать свои действия с действиями других людей;

• системностью, диалектичностью и вариативностью мышления (1).

На сегодняшний день в Вооруженных силах сложилась тенденция повышения уровня производственного травматизма у военнослужащих в первые годы службы и уровня приобретения профессиональных заболеваний после десяти лет службы. По данным статистики, средний риск получить травму в авиации составляет 5,2 • 10 -3, а риск гибели 1,2 • 10 -4 в год. Допустимым считается риск 10 -6.

Изучение причин роста травматизма в производственной среде привлек внимание ученых из разных областей науки еще в середине XX века (М.А. Котик, Р. Лазарус, А.А. Крылов, А.А. Боченков, А.Г. Катру-шенко, С.В. Венцлав, Л.А. Яньшин). Проведенные исследования в медицине и психологии по изучению гигиенических аспектов безопасности военной службы и влияния психофизиологического состояния военнослужащих на уровень травматизма носят констатирующий, аналитический или рекомендательный характер. Психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы в отечественной науке раскрыт недостаточно.

Военная служба с позиций педагогики рассматривается в системах: «Человек -техника» и «Человек - человек». По мнению педагогов, одна из основных причин травматизма и гибели военнослужащих при эксплуатации техники является человеческий фактор. В основе 60 - 90 % аварий на технике и травм различной степени тяжести у военнослужащих, лежат не инженерно-конструкторские, а психолого-педагогические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам охраны труда, недостаточное воспитание, слабая установка со стороны командирского звена на соблюдение норм безопасности, недостаточный контроль выполнения инструкций, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском получения травм, пребывание военнослужащих в состоянии утомления или психологического стресса. Субъективные причины травматизма при работе на технике (ошибки человека) доминируют над объективными причинами (неисправность техники) (2).

Таким образом, можно выделить три класса причин возникновения опасных ситуаций в системе «Человек - техника».

1. Несформированность мотиваци-онной части действий, проявляющаяся в нежелании выполнять определенные действия.

2. Нарушение ориентировочной части действий, которая проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

3. Не точное выполнение исполнительной части действий, выражающееся в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) как следствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы (3).

Данный подход к причинам травматизма и гибели военнослужащих предоставляет реальную возможность проводить формирование и развитие каждой части действий.

Очевидно, что средствами традиционного обучения в такой сложной сфере, как управление и эксплуатация авиационной техники невозможно сформировать созна-

тельную составляющую активности курсантов. Предметный и предметно-технологический аспект обучения должен быть дополнен подготовкой специалиста - гражданина, где будущий офицер выступает субъектом обучения, но что более важно, целостной личностью

Одной из задач, достижение которой значимо для военнослужащего, является его ответственное отношение к своим подчиненным, к сохранению их жизни, здоровья, трудоспособности и активности. Такой социальный аспект деятельности предполагает учет личностных особенностей каждого курсанта, его ценностно-смысловой сферы.

При подготовке на занятиях по охране труда курсанты накапливают опыт использования учебной информации как средства регуляции своей деятельности, что приближает их к профессиональной деятельности и обеспечивает превращение объективных значений (технические знания), содержащихся в учебной информации, в личностные смыслы и профессиональные компетенции.

Если молодого человека не научили смыслотворчеству, Вооруженные силы получат офицера не воспитанного, а развитого; не образованного, а обученного; не зрелого, а искушенного.

Государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют повышенные требования к уровню подготовленности выпускников по циклу военно-профессиональных дисциплин. В частности, из дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» выделился курс «Охраны труда» в объеме 32 часа (4).

В результате изучения дисциплины курсанты осваивают основы безопасности при эксплуатации авиационного вооружения и авиационной техники, основы безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью в авиационных частях, основы электробезопасности и пожарной безопасности, нормативные документы в области охраны труда. Курсанты должны уметь идентифицировать и анализировать опасные и вредные факторы военной службы, чтобы уменьшить степень риска для жизни и здоровья.

Целью изучения дисциплины «Охрана труда» является формирование мировоззрения курсантов в области безопасности труда. Без научных, мировоззренческих основ современных проблем охраны воинского труда содержание предмета «Охрана труда» предстает как сводка инструкций и правил по безопасности при эксплуатации авиационной техники и соблюдению гигиенических нормативов на рабочем месте.

Цель обучения курсантов в области охраны труда заключается в раскрытии смыслового содержания выполнения требований безопасности в профессиональной деятельности. Освоение курсантами ценностей -смыслов обусловливает состояние Вооруженных сил в будущем. Восстановление подлинного смыслотворческого понимания обучения военнослужащих будет способствовать подготовке не только специалистов определенного профиля, но и личностей с развитой мировоззренческой сферой.

Ценностно-смысловое обучение - это постоянное и кропотливое решение каждым курсантом «задачи на смысл» выполнения каких-либо действий, и одновременно ин-терриоризация профессиональных и социальных ценностей. Другими словами, ценностно-смысловое обучение - это формирование внутреннего мира будущего офицера, который при взаимодействии с действительностью проявится в виде ценностно-смыслового отношения к различным аспектам этой действительности.

Для определения уровня сформиро-ванности ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов военных училищ на базе Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища нами был проведен опрос. В эксперименте принимали участие 134 курсанта первого года обучения, распределенных на две группы: экспериментальная группа в количестве 67 курсантов, обучающихся по специальности «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей», и контрольная группа в количестве 67 курсантов, обучающихся по специальности «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов».

Ценностно-смысловое отношение курсантов к личной охране труда - сложный феномен в личностной сфере человека. Рассматриваемое психологическое новообразование представляется нам системой, состоящей из когнитивного, аксиологического и мотивационно-потребностного компонента.

С целью определения начального уровня сформированности ценностно-смыслового отношения курсантов к личной охране труда, мы выбрали следующие методики: методику «Ценностные ориентации» М. Рокича; методику определения профессионально важных качеств в системе «человек - техника»; методику «определения направленности личности» Б. Басса; методику диагностики «социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; методику определения значимости предмета для собственно профессиональной подготовки будущего специалиста. Используя данные методики, мы диагностировали 12 качеств личности курсантов: степень сфор-мированности личностного смысла в изучении дисциплины «Охрана труда» (когнитивный компонент); основу мировоззрения, мотивацию жизненной активности и жизненной концепции (аксиологический компонент); степень выраженности альтруизма и направленности на результат; отношение курсантов к деловому сотрудничеству; наличие интереса к технике, чувства самосохранения, внимания, ответственности, реакции на непредвиденные обстоятельства, умения сосредоточиться при наличии внешних раздражителей (мотивационно-потреб-ностный компонент).

Обобщив полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, нами были определены уровни сформированности ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов военных училищ: I - высокий (ценностно-смысловой) уровень,

II - достаточный уровень (аксиологический),

III - базовый (когнитивный) уровень. На основе полученных данных начальный уровень ценностно-смыслового отношения к личной охране труда в экспериментальной и

контрольной группе имеет следующие средние значения. В контрольной группе на ценностно-смысловом уровне находятся 32,5 % курсантов, на достаточном уровне - 43,4 % курсанта, на когнитивном уровне ценностно-смыслового отношения к личной охране труда находятся 24,1 % опрошенных. В экспериментальной группе на ценностно-смысловом уровне находятся 28,7 % курсантов, на достаточном уровне - 47,8 % курсанта, на когнитивном (базовом) уровне ценностно-смыслового отношения к личной охране труда находятся 23,5 % участников опроса.

Проанализировав результаты исследований, можно сделать вывод о том, что система личностных смыслов у курсантов первого года обучения только начинает формироваться. При этом наличие определенной системы ценностных ориентаций у молодых людей представляет необходимое психологическое условие формирования феномена «ценностно-смысловое отношение к личной охране труда».

Формирование ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов военных училищ, по нашему мнению, будет обеспечиваться аксиологизацией изучения дисциплины «Охраны труда», развитием внутренней мотивации к изучению данного предмета, целенаправленным применением на занятиях по данному курсу личностно-ориентированных, инновационных технологий, умением преподавателя транслировать военно-профессиональные ценности в жизнедеятельность курсантов.

Решению этой задачи способствует применение технологий поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и проблемного обучения (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) (5). Психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий, реализованная в конкретных методиках обучения, позволяет ускорить получение конечного результата в виде умения курсанта действовать безошибочно в формируемой деятельности.

Развитие мышления курсанта согласно теории проблемного обучения происходит посредством постановки его в ситуацию,

которая требует найти и принять определенное решение. Основная задача преподавателя в этом случае - формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции (6).

В последние десятилетия развивается контекстный подход в образовании (А.А. Вербицкий). В контекстном обучении дидактические формы, методы и средства, применяемые при проведении занятий, моделируют предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста (7).

Возможность применения полученных знаний в практической деятельности является важной для курсантов. Именно в этом случае овладение изучаемым материалом приобретает смысл, выражающийся в переживании значимости содержания предмета. Это в свою очередь является стимулом к активной деятельности по усвоению учебного материала курсантами. В контекстном обучении происходит отбор содержания учебных предметов. Научное содержание дисциплины зависит от профиля подготовки, а изучаемый материал рассматривается в связи с будущей профессиональной деятельностью курсантов военных училищ. Такое построение учебного предмета позволяет решить проблему фундаментальной и профессиональной подготовки военного специалиста. Становление личности авиационного специалиста в контекстном обучении осуществляется в ходе последовательного включения курсанта в учебную, учебно-профессиональную и квази-профес-сиональную деятельность, переходящую в профессиональную, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям, умениям, навыкам.

Ориентируясь на рассмотренные технологии, нами выбраны инновационные методики в преподавании общевоенной дисциплины «Охрана труда»: курс мультимедийных лекций с демонстрацией видеоматериалов, тренинги, имитационные игры, кейс-стади, метод проблемных ситуаций.

Например, на одном из занятий по данному курсу, проводится тренинг - ролевая игра по приобретению навыков оказания первой помощи при поражении электрическим током. Эксплуатация авиационной техники связана с опасностью поражения электрическим током. Таким образом, знание и умение оказания помощи товарищу, сослуживцу в опасной ситуации, имеет личностный смысл для курсантов. Тренинг проходит в три этапа: подготовительный, основной и аналитический. На подготовительном этапе решаются организационные вопросы по оформлению аудитории, подбирается стимульный, наглядный и дидактический материал.

Во время основного этапа проведения тренинга группа разбивается на подгруппы, каждая из которых получает карточку с описанием ситуации. В подгруппах происходит распределение ролей.

Преподаватель актуализирует проведение тренинга высказыванием о том, что все действия курсантов во имя спасения жизни человека - друга, сослуживца, подчиненного, командира.

После проведения тренинга обязательно проходит аналитический этап, на котором подводится итог занятия, анализируется правильность действий курсантов по оказанию помощи пострадавшему. Подробно разбираются и обсуждаются ошибки спасателей, имевшие место нарушения последовательности действий свидетелей несчастного случая, а также обязательно задается вопрос о том, как надо было правильно поступить. Таким образом, при оценивании результатов проведенного тренинга у курсантов закрепляются полученные знания и умения по оказанию помощи при поражении электрическим током и формируются личностные ценности и смыслы - выдержка, ответственность за жизнь и здоровье товарища, взаимопомощь.

Таким образом, используя активные формы обучения на занятиях по «Охране труда», курсанты приобретают знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности военнослужащих. Также на этапе рефлексии происходят

смыслотворческие процессы в психической сфере курсантов, которые формируют мировоззренческое ядро личности будущего офицера.

Мы считаем, что активные формы обучения, применяемые на занятиях по дисциплине «Охрана труда», способствуют приобретению опыта использования учебной информации как средства регуляции своей деятельности, обеспечивают превращение технических знаний, содержащихся в учебной информации, в личностные смыслы и профессиональные компетенции, формируют ценностно-смысловое отношение у курсантов к личной охране труда путем ин-териоризации важных социальных и военно-профессиональных ценностей и смыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник методических рекомендаций руководящему, профессорско-преподавательскому составу военно-учебных заведений в решении их задач по подготовке квалифицированных офицерских кадров. - М., 2002.

2. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2006.

3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высшая школа, 2003.

4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М.; 2002.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2003.

6. Методика преподавания педагогики / Д.А. Хохлова, Т.Н. Таранова, И.Ю. Соколова. Ставрополь, 2005.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

Об авторе

Кихтенко Любовь Федоровна, преподаватель цикла тактики и общевоенных дисциплин Ставропольского высшего военного авиационного училища. Соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - формирование личностного потенциала курсантов, инновационные технологии в преподавании общевоенных и естественнонаучных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.