Научная статья на тему 'Позиционирование и стратегии активности этнополитических движений Крыма в условиях воссоединения региона с Россией'

Позиционирование и стратегии активности этнополитических движений Крыма в условиях воссоединения региона с Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
309
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / КРЫМ / РОССИЯ / ВОССОЕДИНЕНИЕ / THNOPOLITICAL MOVEMENTS / ACTIVITY / POSITIONING / CRIMEA / RUSSIA / REINTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

В статье установлены проявления позиционирования этнополитических движений Крыма в ходе воссоединения региона с Россией. Определены состав русских и крымско-татарских этнополитических движений в регионе, их ресурсы влияния и позиционирование. Раскрыт тип стратегий активности этнополитических движений. На основе сетевого подхода интерпретированы методы лоббирования этнополитическими движениями Крыма своих интересов. Преобладающими практиками русских политических объединений Крыма выступают: прямые формы давления на власть (демонстрации, митинги, пикеты); лоббирование интересов через региональные и местные органы власти; дискуссии в СМИ. Внутрирегиональные конфликты наиболее вероятны по линии «славянские/крымско-татарские этнополитические движения». Повестка дня конфликта включает в себя темы: политический статус Крыма, этническое и религиозное равноправие, языковой баланс, представительство в органах власти и самоуправления, земельная политика. Конфликтность Меджлиса крымско-татарского народа проявляется по параметрам трактовки: политического статуса республики, реабилитации, земельной реформы, языковой и образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning and Strategies of Crimea Region Ethno-political Movements’ Activity in the Conditions of Reunification with Russia

The article sets manifestations of ethnopolitical positioning movements in the Crimea region during reunification with Russia. The composition of the Crimean Tatar and Russian ethnopolitical movements in the region, their resources of influence and positioning are determined. The type of strategy activity of ethno-political movements are disclosed. Based on a network approach, the interests of ethnopolitical movements of the Crimea and their lobbying methods are interpreted. The prevailing practice of Russian political organizations of Crimea are: direct forms of pressure on the government (demonstrations, rallies, pickets); lobbying through regional and local authorities; discussion in the media. Intraregional conflicts are most likely under the line “Slavic /Crimean Tatar ethnopolitical movements”. The agenda of the conflictinvolves topics: political status of Crimea, ethnic and religious equality, linguistic balance, representation in government and self-government, land policy. Most conflict Mejlis questions manifests at the parameters of the treatment about: the political status of the republic; rehabilitation; land reform; linguistic and educational policy.

Текст научной работы на тему «Позиционирование и стратегии активности этнополитических движений Крыма в условиях воссоединения региона с Россией»

Политические процессы в Крыму

УДК 329.73 (470+571):(477.75)

А. В. Баранов

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИИ АКТИВНОСТИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ КРЫМА В УСЛОВИЯХ ВОССОЕДИНЕНИЯ РЕГИОНА С РОССИЕЙ

В статье установлены проявления позиционирования этнополитических движений Крыма в ходе воссоединения региона с Россией. Определены состав русских и крымско-татарских этнополитических движений в регионе, их ресурсы влияния и позиционирование. Раскрыт тип стратегий активности этнополитических движений. На основе сетевого подхода интерпретированы методы лоббирования этнополитическими движениями Крыма своих интересов. Преобладающими практиками русских политических объединений Крыма выступают: прямые формы давления на власть (демонстрации, митинги, пикеты); лоббирование интересов через региональные и местные органы власти; дискуссии в СМИ. Внутрирегиональные конфликты наиболее вероятны по линии «славянские/крымско-татарские этнополитические дижения». Повестка дня конфликта включает в себя темы: политический статус Крыма, этническое и религиозное равноправие, языковой баланс, представительство в органах власти и самоуправления, земельная политика. Конфликтность Меджлиса крымско-татарского народа проявляется по параметрам трактовки: политического статуса республики, реабилитации, земельной реформы, языковой и образовательной политики.

Ключевые слова: этнополитические движения, активность, позиционирование, Крым, Россия, воссоединение.

Воссоединение Республики Крым и г Севастополя с Российской Федерацией повышает актуальность исследований субъектов политических процессов в поликультурном регионе, где конкурируют русская, украинская и крымскотатарская идентичности. Этнополитические движения — значимый участник интеграции Крыма и Севастополя в Российское государство. Оценка их политического позиционирования и стратегий активности важна для повышения эффективности интеграции.

Цель статьи — установить проявления позиционирования и стратегии активности этнополитических движений Крыма в ходе воссоединения региона с Россией. Задачи статьи:

— определить состав русских и крымско-татарских этнополитических движений в регионе, их ресурсы влияния и позиционирование;

— раскрыть тип стратегий активности этнополитических движений;

— на основе сетевого подхода интерпретировать методы лоббирования этнополитическими движениями Крыма своих интересов.

В статье будут сопоставлены русские и крымско-татарские этнополитические движения. Украинские движения Крыма не рассматриваются ввиду их крайней слабости.

© А. В. Баранов, 2014

Среди российских исследователей можно выделить по глубине выводов О. Д. Волкогонову (2009), А. Ю. Полунова (2011), А. В. Толкачёву (2005). Тема исследовалась крымскими экспертами А. С. Филатовым (2012), В. Е. Григорьян-цем и др. (2011), М. В. Сомовым (2012), Ю. В. Кокиным (2011), А. Б. Швец (2013), А. Н. Яковлевым (2013). Крымскотатарское движение исследовали Е. Н. Велешко (2007), О. В. Рябцев (2008), Э. С. Муратова (2009), Н. Куц и Э. Муратова (2014). Тенденциозна статья И. Р. Тагирова, поддержавшего Меджлис крымско-татарского народа (Тагиров, 2014). Тема отчасти поднимается в публицистических работах Н. Старикова и Д. Беляева (2014, с. 7-60), А. Б. Широкорада (2014, с. 331-338). Вместе с тем активность этнополитических движений в период воссоединения остается малоизученной.

Методологическую основу статьи составляет конструктивистская парадигма в этнополитологии. Применены структурно-функциональный и сравнительный методы. Этнополитическое движение трактуется как форма политической организации этнической группы, артикуляции и агрегации ее интересов, обретения ресурсной базы и групповой идентичности в качестве ресурсов борьбы за политическое влияние и власть. Такое движение претендует на выражение единства самосознания, ориентаций и требований этнической группы. Оно достаточно сплоченно и организованно, чтобы играть роль актора политики. Однако движение не является партией ни по политическим практикам, ни по правовому статусу (Аклаев, 2008, с. 140-142, 467).

Важный фактор этнополитического процесса в Крыму — наложение этнических и религиозных размежеваний. По данным переписи 2001 г. русские составляли 60,2 % совокупного населения Автономной Республики Крым (АРК) и г. Севастополя, украинцы — 23,9 %, крымские татары — 10,2 % (Численность и состав населения Украины, http://2001.ukrcensus.gov.ua). В сентябре-октябре 2014 г. проведена микроперепись населения, зафиксировавшая значительные изменения этнической идентичности. Русские составляют 67,9 % совокупного населения Республики Крым (РК) и г. Севастополя, указавших свою национальность, украинцы — 15,7 %, крымские татары — 10,6 %. Еще 2,05 % жителей назвали себя татарами. Не указали национальность 3,8 % жителей Крыма, что в восемь раз больше, чем в 2001 г. (В Крыму живут представители 175 национальностей, www.c-inform.info).

Темпы роста религиозности в Крыму высоки. По сведениям Министерства культуры Украины, на 1 января 2014 г. зарегистрированы 2083 религиозные организации, относящие себя к 42 конфессиям. Из них 42,7 % наименований — организации Украинской православной церкви (УПЦ). В Крыму УПЦ Московского патриархата доминирует по влиянию. На втором месте мусульманские организации — 29,0 %, в том числе 575 из них действуют без регистрации. Третье место занимают протестантские организации — 20 % наименований (Зв^ про мережу церков i релтйних оргаызацм, http://mincult.kmu.gov.ua). Опрос, проведенный Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Раз-умкова в феврале-марте 2011 г. (выборка 2020 чел.), доказал, что 78,9 % респондентов считали себя православными, 8,8 % — мусульманами, по 5,2 % назвали себя «просто христианами» или не отнесли себя ни к одному вероисповеданию

(Ставлення жителiв Криму, 2011, с. 28). 97,8 % татар считают себя мусульманами, а 85,1 % украинцев и 84,9 % русских — православными, судя по массовому опросу 2008 г. (Кримський со^ум, 2009, с. 4). Таким образом, этническая и конфессиональная идентичности совмещаются в высокой степени.

В Крыму сложилась российская надэтничная идентичность. Ее разделяют не только русские, но и многие украинцы, белорусы, евреи, греки, поволжские татары и др. Для них исторические символы гордости и русский язык более привлекательны, чем навязывавшаяся украинская идентичность, тем более что последняя носила этнический характер. Согласно переписи 2001 г. повседневно используют в быту русский язык 97-98 % жителей РК и Севастополя (Численность и состав населения Украины, http://2001.ukrcensus.gov.ua). Это значительно больше, чем удельный вес русских в населении, т. е. в Крыму сложилось многосоставное сообщество, этнические и конфессиональные сегменты которого четко выражены в идентичности и взаимодействиях. Русские выступают в роли «стержневого» этнокультурного сегмента. Крым является малой родиной для большинства русских. Согласно переписи 1989 г. русские, родившиеся в Крыму, составляли 828 761 чел. (50 % русских и 78,7 % всех жителей полуострова, родившихся в Крыму) (Водарский, Елисеева, Кабузан, 2003, с. 65). Данные опросов свидетельствуют о стойкости идентичности русских крымчан. Русские крымчане воспринимают себя в качестве части русского мира, в том числе Российской Федерации.

Центр этносоциальных исследований в 2008-2010 гг. провел лонгитюдный опрос жителей г Симферополя и пригородов, выборка 400 чел. соотносилась (половозрастной и этнический состав, профессиональный и образовательный статус) со всем населением АРК; погрешность выборки — не более 4,8 %. По выводу руководителя опроса А. С. Филатова, более 60 % русских крымчан поддерживали воссоединение с Российской Федерацией (Филатов, www.russkie.org).

Русские этнополитические движения, несмотря на массовую базу, были слабо представлены в региональных и местных органах власти до 27 февраля 2014 г. Они ослаблены расколами и личными амбициями. По подсчетам И. В. Островской, на 1 января 2013 г. в АРК зарегистрировано более 40 русских общественных объединений, а в г. Севастополе — свыше 30. На региональных и местных выборах 2006 г. Русская община Крыма набрала 19 из 100 депутатских мест в Верховном Совете АРК, около 300 депутатских мандатов в муниципалитетах (Островская, 2013, с. 167-168). Но на следующих выборах в Верховный Совет АРК 2010 г. 80 мест из 100 получила Партия регионов, а партия «Союз» — лишь 5, «Русское единство» — 3 места (Там же, с. 169). На выборах городского Совета Севастополя 2010 г Партия регионов получила 46 мандатов из 75, Русский блок — 9, Коммунистическая партия Украины — 8, Прогрессивно-социалистическая партия Украины — 3 (Выборы 2010, http://sevastopol.su).

Итоги выборов в Верховную Раду Украины 2012 г. в Крыму доказали, что про-российские ориентации преобладали. В стране Партия регионов набрала 30 %, а в АРК — 52,3 %, в Севастополе — 46,9 %; Коммунистическая партия Украины — 13,2 % в стране, 19,4 % в АРК и 29,5 % в Севастополе. Напротив, радикальная антироссийская партия «Свобода» получила 10,5 % во всей стране, а в АРК —

1,0 %, в Севастополе — 1,4 %. Умеренно-антироссийская «Батькивщина» набрала по стране 25,6 %, а в Крыму — 13,1 %, в Севастополе — 5,9 % (Украина 2012, 2012, с. 160-161). Однако партии слабо выражали интересы избирателей, что создало благоприятные условия роста этнополитических движений.

В Координационном совете организаций российских соотечественников, признанном консульством РФ, участвовали: Русская община Крыма, движение «Русское единство», Крымская республиканская общественная организация «Таврический союз», Конгресс русских общин Крыма, Русский фронт С. Шувай-никова, общественно-политическое движение «Русский Крым», организация «Мы — русские», Русское движение Крыма, Русский блок Крыма, Союз российских землячеств Крыма (Филатов, http://www.ruscrimea.ru). Народный фронт «Севастополь — Крым — Россия» занимал наиболее решительные позиции, именуя органы власти Украины «оккупационными» и критикуя РФ за отсутствие поддержки (В Крыму готовится еще одна депортация инакомыслящего, www. freetavrida.org). Движение «Русский Крым» и организация «Мы — русские» не желали участвовать в коалициях. Русская община Крыма не была представлена с 2010 г в президиуме Координационного совета (Филатов, www.ruscrimea.ru).

Новым явлением в ответ на самозахваты земель и разрушение христианских символов стало формирование казачества, исторически не присущего Крыму. Действуют Совет атаманов Крыма (атаманы С. Палочкин и С. Юрченко) и Крымский казачий союз (атаман В. Черкашин), которые разрушают незаконные постройки, охраняют христианские храмы, земельные владения. Совет атаманов Крыма на местных выборах 2010 г поддержал партию «Русское единство» (Семёнов, 2012, с. 5-11, 272-294).

На протяжении постсоветского периода русские этнополитические движения вели сложную борьбу не только за сохранение идентичности народа, но и за российский выбор крымского сообщества в целом. Эта борьба означала: поддержание исторической памяти и символов национальной гордости (музеев и памятников Крымской войны, Великой Отечественной войны), обучение в средней и высшей школе на русском языке, введение в системе образования учебных курсов «Крымоведение» и «Севастополеведение», патриотическое и военно-спортивное воспитание.

В условиях нараставшего политического кризиса на Украине (ноябрь 2013 — 2014 г.) источники характеризовали рост регионализма. В январе 2014 г. Крымская республиканская организация Союза молодых политологов Украины провела опрос в г Симферополе. 72,2 % респондентов назвали себя патриотами Крыма. 76,9 % считали, что АРК оправданно имеет автономный статус. 71 % выступали за расширение прав автономии. 47,5 % опрошенных считали, что есть угроза потери автономного статуса Крыма, 35,8 % — что такой угрозы нет (Большинство крымчан недовольны фиктивностью автономии, www.freetavrida.org).

Определим изменения диспозиций этнополитических движений. После начала оппозиционных выступлений в Киеве (ноябрь 2013 г.) русские движения региона поддержали Президента Украины В. Ф. Януковича и правительство. Но по мере ослабления государственной власти активизировались призывы к России защитить Крым и Севастополь путем ввода войск. Первым предложил эту меру

депутат Севастопольского горсовета от Партии регионов С. Смолянинов 1 декабря 2013 г. (Депутат Севастопольского горсовета обратился к Владимиру Путину, www.sevastopol.su). В течение января-февраля 2014 г. в Севастополе, Керчи и Симферополе нарастало участие в митингах русской общественности против украинского национал-радикализма. Логичны слова будущего мэра г. Севастополя А. М. Чалого в телеинтервью 4 февраля 2014 г.: «Судьба нашей цивилизации решается именно в этом месте», воспринятые как призыв к воссоединению с Россией (Чалый, www.youtube.com).

19 февраля 2014 г., накануне переворота в Киеве, депутаты Верховного Совета АРК Н. Колeсниченко и С. Цеков открыто призвали к необходимости «вернуть Крым России». Тогда же председатель Верховного Совета АРК С. Константинов осторожно заявил: «Если все-таки под давлением центральная власть будет сломлена, Верховный Совет Республики будет признавать легитимными для автономии только свои решения... И тогда у нас будет единственный путь — это денонсация решения Президиума ЦК КПСС 1954 г.» («Все к этому идет», http://evening-crimea.com). После киевского переворота организуется массовый митинг в Севастополе 23 февраля 2014 г. (30 тыс. участников). Он избрал «городским головой» А. М. Чалого при поддержке всех русских движений и вынужденном согласии главы администрации города В. Яцубы (Горелов, Донец, Кажанов, 2015, с. 23-29). В АРК переориентация органов республиканской власти на Россию развивалась сложнее из-за противодействия Меджлиса крымско-татарского народа. 26 февраля возле здания Верховного Совета АРК произошли столкновения участников русского и крымско-татарского митингов, радикалы Меджлиса сорвали проведение сессии парламента. 27 февраля депутаты Верховного Совета АРК проголосовали в здании, занятом ночью отрядами самообороны, за проведение референдума о статусе Республики. Основной практикой, обеспечившей сплочение русского движения, стали бессрочные митинги и создание отрядов самообороны (Верховная Рада АРК проголосовала за проведение референдума, www.kianews.com.ua).

Референдум о статусе Республики Крым и Севастополя 16 марта 2014 г. подтвердил сплоченность сообщества. Поддержали воссоединение с РФ 96,77 % принявших участие в референдуме жителей РК и 95,6 % жителей Севастополя при соответствующем уровне явки 83,1 и 89,5 % (Референдум о государственном статусе Крыма и Севастополя, http://krymology.info). Уровень поддержки воссоединения слабо различался по оси «русские — украинцы». Более весомы территориальные отличия в зависимости от удельного веса крымских татар. Но ни в одном из районов явка на референдум не была ниже 58 % (Там же). Сниженная явка отмечена в местностях с повышенной плотностью мусульманских общин и высоким удельным весом татарского населения — Белогорском и Бахчисарайском районах, г. Судаке. Выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым 14 сентября 2014 г. подтвердили тенденцию (Сводная таблица результатов выборов, www.crimea.vybory.izbirkom.ru).

Взаимодействие русских и крымско-татарских движений носило остроконфликтный характер. С середины 2000-х гг. участились факты насильственной этнополитической конкуренции («крестоповал», посягательства на культовые здания и памятники, самозахваты земли). По мнению всех этнических групп ре-

спондентов, наиболее вероятен конфликт славян в целом (русских и украинцев) с крымскими татарами — 59 %, а в конфессиональном аспекте между православными и мусульманами — 91 % (Филатов, www.russkie.org).

Крымско-татарское движение неоднородно. Его размежевание возросло с 2010 г. Меджлис крымско-татарского народа, претендовавший на монопольное представительство этнических интересов, пользовался поддержкой не более чем 43 % респондентов в этнической группе, судя по опросу службы «Крым-социс» в 2007 г. и итогам выборов в Верховную Раду Украины 2012 г. (Бекиров, 2012, с. 120-121). Меджлис не имеет правовой регистрации. Он стратегически стремится к независимости Крыма, аргументируя ее как национальное самоопределение коренного народа (Чубаров остается полноправным главой крымско-татарского меджлиса, www.c-inform.info). Но тактически он за сохранение Крыма в составе Украины. С 27 февраля по 5 марта 2014 г. председатель Меджлиса Р. Чубаров требовал провести референдум о статусе Крыма раздельно по трем этническим группам, чтобы неодобрение татарами выхода из состава Украины заблокировало решение. 6 марта 2014 г. Меджлис заявил о бойкоте референдума. Бывший председатель Меджлиса М. Джемилёв назначен на должность уполномоченного Президента Украины в делах крымско-татарского народа, пытаясь создать в приграничных районах Херсонской области «Украинскую Республику Крым». Джемилёв на средства И. Коломойского сформировал батальон «Крым», принявший участие в карательной операции в Донбассе и разгромленный под г. Иловайском. Джемилёв пытается сформировать также «батальон южного направления» для диверсий в Крыму. Надежды руководителей Меджлиса возлагаются на созыв Курултая (представительного органа) в Турции, чтобы вовлечь эту страну в антироссийские действия.

Информационным ресурсом Меджлиса выступает региональный телеканал АТР (владелец — бизнесмен Л. Ислямов). Меджлис сотрудничает с запрещенной в Российской Федерации за экстремизм партией «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия», с финансируемой из Саудовской Аравии ассоциацией «Альраид», многие члены которых после воссоединения Крыма выехали на Украину. Муфтий Духовного управления мусульман Крыма Э. Аблаев с симпатией отзывается о «Хизб ут-Тахрир» (Силантьев, 2014, с. 7).

Лидерам Меджлиса М. Джемилёву и Р. Чубарову на пять лет запрещен въезд в Крым на основании их противоправной деятельности. Прокурор РК Н. В. По-клонская 5 июля 2014 г. вынесла предупреждение Р. Чубарову о возможности запрета Меджлиса за экстремистскую деятельность. Ряд местных организаций Меджлиса (Ялтинская, Сакская) вышел из-под контроля радикалов, как и представители крымских татар в Госсовете и Совете министров РК.

Умеренное течение представлено партией «Милли фирка» (лидер В. Абдура-имов), общественными организациями «Къырым бирлиги» (лидер С. Ниметулла-ев), «Поколение Крым» (лидер Р. Бальбек), «Себат» (С. Гемерджи). После переворота на Украине 22 февраля 2014 г. данные организации поддержали политику Российской Федерации, намереваясь ослабить Меджлис. В августе создано Центральное духовное управление мусульман Крыма — Таврический муфти-ят, настроенное на миротворчество и не приемлющее радикализма (Крымские

мусульмане возродили Таврический муфтият, http://rusvesna.su). 20 октября 2014 г. названные организации объявили о намерении создать межрегиональное общественное движение крымско-татарского народа, ориентированное на сотрудничество с российскими властями (Крымские татары планируют встретиться с Путиным, www.freetavrida.org). 4 ноября 2014 г. на съезде учрежден Общественный Совет крымско-татарского народа (председатель С. Ниметуллаев). По данным Центра изучения национальных конфликтов, среди татар за 2014 г. на 40 % снизился уровень межэтнической конфликтности. Связано это с про-активной политикой России и опасениями конфронтации (Тарасов, www.regnum. ru/news/polit/1854725.html).

Рост позитивных тенденций в крымско-татарском движении во многом связан с последовательной проактивной политикой Российской Федерации. Сразу после референдума органы власти предложили Меджлису делегировать представителей в Государственное Собрание Республики Крым и Совет министров РК. Председателем Республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан назначен З. Смирнов, первым заместителем председателя правительства — Л. Ислямов (с конца мая — Р. Бальбек). 21 апреля 2014 г. Президент РФ В. В. Путин издал Указ, в котором конкретизированы меры реабилитации крымских татар (Указ Президента РФ № 268). МИД РФ предпринял значительные усилия для налаживания взаимодействия с Турцией по противодействию экстремизму. Глава Федерации крымско-татарских дер-неков (объединений) Турции У. Сель выступил в поддержку организации «Къы-рым бирлиги» и отказал в поддержке Меджлису (Общественная организация «Къырым бирлиги», www.c-inform.info). На основе Указа Президента РФ принята региональная целевая программа Республики Крым, проведена амнистия земельных самозахватов. Органы власти проводят символическую политику, нацеленную на интеграцию поликультурного сообщества. Конституция РК гарантирует равноправное использование русского, крымско-татарского и украинского языков. День памяти жертв депортации — 18 мая переосмысливается в качестве проявления общей скорби всех народов Крыма, а не этнократиче-ских притязаний.

Подведем итоги. Региональное сообщество Крыма является многосоставным, с отчетливой сегментацией на русское, украинское и крымско-татарское сообщества. Позиционирование этнополитических движений Крыма включает в себя темы: политический статус Крыма, этническое и религиозное равноправие, языковой баланс, представительство в органах власти и самоуправления, земельная политика. Внутрирегиональные конфликты наиболее вероятны по линии «славянские/крымско-татарские этнополитические движения», так как их стратегии конкурентны между собой и исходят из противоположных идеалов крымской государственности. Стратегия русских этнополитических движений Крыма до воссоединения с Россией предполагала методы давления на органы власти Украины (демонстрации, митинги, пикеты); лоббирование интересов через региональные и местные органы власти; дискуссии в СМИ. В условиях воссоединения русские движения выступили солидарно, обеспечив исход голосования на референдуме 16 марта 2014 г., региональных и местных выборах

14 сентября 2014 r. Во многом они стали селекторатной группой для рекрутации новых элит Крыма и r. Севастополя.

Конфликтность стратегии Меджлиса крымско-татарского народа проявляется по параметрам: политического статуса республики; реабилитации; земельной реформы; языковой и образовательной политики. Причины спада влияния Меджлиса — отрицание факта воссоединения Крыма с Россией, отказ от межэтнического диалога. Конструктивные тенденции в крымско-татарском движении связаны с партией «Милли фирка», организацией «Къырым бирлиги», Духовным центром мусульман Крыма. Проявления их конструктивного участия в миростроительстве таковы: участие в органах законодательной и исполнительной власти, органах местного самоуправления Крыма; проведение съезда общественно-политических сил народа; инициативы по разрешению земельного вопроса; участие в выборах.

Политика Российской Федерации в Крыму предполагает интеграцию этнических и конфессиональных групп регионального сообщества в российское общество, создание диалоговых механизмов согласования и представительства этнополитических интересов. Методы политики Российской Федерации в отношении крымско-татарского движения: диалог власти с этнополитическими и конфессиональными объединениями, квотное представительство крымских татар в органах власти и местного самоуправления, решение земельной проблемы на основе реабилитации репрессированных народов, взаимодействие РФ с Турцией в сдерживании исламского радикализма, запрет экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир».

Необходима целенаправленная политика реинтеграции Крыма и России на основе российской гражданской идентичности, конструктивного диалога этно-политических движений и власти в институциональных формах.

Литература

Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М.: Дело, 2008. 472 с. (Aklaev A. R. The Ethnopolitical Conflictology: Analysis and Management. Moscow: Delo, 2008. 472 p.).

Бекиров Н. В. Об отношении крымских татар к институтам национального самоуправления // Вопросы развития Крыма. Симферополь, 2012. Вып. 16. С. 117-121 (Bekirov N. V. On Relation of the Crimean Tatars to the Institutions of National Self-Government. Problems of Crimea' Development. Simferopol, 2012. Issue 16. P. 117-121).

Большинство крымчан недовольны фиктивностью автономии // www.freetavrida. org/?p=2656#more-2656 (Most of the Crimeans unhappy by fictitiously autonomy // www.freetavrida. org/?p=2656#more-2656).

В Крыму готовится еще одна депортация инакомыслящего. Заявление Народного Фронта «Севастополь — Крым — Россия» // www.freetavrida.org/?p=1988 (In Crimea is Preparing another Deportation of Dissident. Statement of the People's Front «Sevastopol — Crimea — Russia» // www. freetavrida.org/?p=1988).

В Крыму живут представители 175 национальностей — предварительные итоги переписи // www.c-inform.info/news/id/20417 (The Representatives of 175 Nationalities are Living in Crimea — Preliminary Results of Cencus // www.c-inform.info/news/id/20417).

Велешко Е. Н. Влияние виктимных факторов на политическое поведение крымскотатарских репатриантов: дис. ... канд. полит. наук. Симферополь, 2007. 305 p. (Veleshko E. N. Influence

of Victime Factors on Crimean Tatar Repatriants' Political Behavior: Dis. ... cand. polit. sciences. Simferopol, 2007. 305 p.).

Верховная Рада АРК проголосовала за проведение референдума // www.kianews.com.ua/ news/verhovnaya-rada-ark-progolosovala-za-provedenie-referenduma (The Supreme Council of the ARC Voted in Favor of Holding a Referendum // www.kianews.com.ua/news/verhovnaya-rada-ark-progolosovala-za-provedenie-referenduma).

Водарский Я. Е., Елисеева О. И., Кабузан В. М. Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков (численность, размещение, этнический состав). М.: Ин-т росс. истории РАН, 2003. 160 с. (Vodarskij Ya. E., Eliseeva O. I., Kabuzan V. M. Population of Crimea from the End of XVIII to the End of XX Centuries. Moscow: In-te of Russian history of RAS, 2003. 160 p.).

Волкогонова О. Д. Русские в Крыму: диаспора, анклав или этническая периферия? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 4. С. 52-69 (Volkogonova O. D. Russians in Crimea: Diaspora, ethnic enclave or periphery? Moscow University Rewiew. Ser. 7. Philosophy. 2009. N 4. P. 52-69).

«Все к этому идет». В Крыму допускают возможность отделения Крыма от Украины // http:// evening-crimea.com/news/20-02-2014_vse-k-etomu-idet-v-krymu-dopuskajut-vozmozhnost-otdelenija-kryma-ot-ukrainyi («All this goes». In Crimea, Admit the Possibility of Separating the Crimea from Ukraine // http://evening-crimea.com/news/20-02-2014_vse-k-etomu-idet-v-krymu-dopuskajut-vozmozhnost-otdelenija-kryma-ot-ukrainyi).

Выборы 2010. Официальные результаты голосования по выборам в Севастопольский городской совет // http://sevastopol.su/news.php?id=24309 (Elections 2010. Official Results of the Election to the Sevastopol City Council // http://sevastopol.su/news.php?id=24309).

Горелов В. Н., Донец Г. Г., Кажанов С. П. «Че Гевара прилетает утром.»: воспоминания сепаратистов. Севастополь: Изд. Горелов В. Н., 2015. 160 с. (Gorelov V. N., Donets G. G., Kazhanov V. N. "Che Guevara Arrives in the Morning.": Memories of the separatists. Sevastopol: Ed.: Gorelov V. N., 2015. 160 p.).

Григорьянц В. Е., Жильцов С. С., Ишин А. В., Мальгин А. В. Федерализация Украины: к единству через разнообразие. М.: Восток — Запад, 2011. 228 с. (Grigor'yants V. E., Zhil'tsov S. S., Ishin A. V., Mal'gin A. V. Federalization of Ukraine: to Unity through Diversity. M.: East — West, 2011. 228 p.).

Депутат Cевастопольского горсовета обратился к Владимиру Путину с просьбой ввести на территорию Украины войска // www.sevastopol.su/news.php?id=54877 (Sevastopol City Council' Deputy Appealed to Vladimir Putin to Enter the Troops on Ukrainian Territory // www.sevastopol.su/ news.php?id=54877).

Зв^ про мережу церков i релИйних оргашзацш в УкраУн станом на 1 Ычня 2014 р. Наказ Мшютерства культури УкраУни вщ 19.03.2014 р. № 167 // http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/ publish/article/354806 (Report on a Network of Churches and Religious Organizations in Ukraine up to January 1, 2014. Order of the Ministry of Culture of Ukraine of 19.03.2014, N 167 // http://mincult. kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/354806).

Кокин Ю. В. Функциональные особенности институционализации региональных движений на рубеже XX-XXI вв. (на материалах Крымской автономии) // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2011. № 3. С. 54-61 (Kokin Yu. V. Functional Features of the Regional Movements' Institutionalization at the Turn of the XX-XXI Centuries (on Materials of the Crimean Autonomy) // Scientific Thought of Caucasus. Rostov-on-Don, 2011. N 3. P. 54-61).

Кримський со^ум: лжи подшу та перспективи консолщацп (Аналiтична доповщь Центру Разумкова) // Нацюнальна безпека i оборона. КиУв, 2009. № 5 (109). С. 2-72 (Crimean Society, the Cleavages and Prospects of Consolidation (Analytical Report of Razumkov Centre) // National Security and Defense. Kyiv, 2009. N 5 (109). P. 2-72).

Крымские мусульмане возродили Таврический муфтият // http://rusvesna.su/news/ 1408748418 (Crimean Muslims Revived Tauride Muftiat // http://rusvesna.su/news/1408748418).

Крымские татары планируют встретиться с Путиным // www.freetavrida. org/?p=3731#more-3731 (Crimean Tatars Plan to Meet with Putin // www.freetavrida. org/?p=3731#more-3731).

Куц Н., Муратова Э. Прошлое, настоящее и будущее крымских татар в дискурсе мусульманского сообщества Крыма. Киев: «К. I. С.», 2014. 64 с. (Kuts N., Muratova E. The Past, Present and Future of Crimean Tatars in the Discource of Muslim Community of Crimea. Kiyv: "K. I. S.", 2014. 64 p.).

Муратова Э. С. Крымские мусульмане: взгляд изнутри. Симферополь: Эльиньо, 2009. 52 с. (Muratova E. S. Crimean Muslims Insights. Simferopol': El'in'o, 2009. 52 p.).

Общественная организация «Къырым бирлиги» может составить костяк нового курултая // www.c-inform.info/news/id/13947 (Non-Governmental Organization "K'yiryim Birligi" May Compound the Nucleus of New Kurultay // www.c-inform.info/news/id/13947).

Островская И. В. Состояние политической активности общественных организаций русской диаспоры в Автономной Республике Крым (по итогам избирательных кампаний 20062012 гг.) // Тенденции и перспективы современных геополитических и религиозных процессов: теория и практика. Симферополь: ИН-ФОЛИО, 2013. С. 167-170 (Ostrovskaya I. V. Condition of Political Activity by Public Organizations of the Russian Diaspora in the Autonomous Republic of Crimea (on the Basis of Election Campaigns 2006-2012) // Trends and Prospects of Contemporary Geopolitical and Religious Processes: Theory and Practice. Simferopol': IN-FOLIO, 2013. P. 167-170).

Полунов А. Ю. Власть, идеология и проблемы исторического самосознания: русское население Крыма в 2005-2010 гг. // Государственное управление. 2011. № 28. С. 25 (Polunov A. Yu. Power, ideology and problems of historical consciousness: Russian population of Crimea in 20052010 // State management. 2011. N 28. P. 25).

Референдум о государственном статусе Крыма и Севастополя 16 марта 2014 г. // http:// krymology.info/index.php/Референдум_о_государственном_статусе_Крыма_и_Севастопо-ля_16_марта_2014_года (Referendum on State Status of Crimea and Sevastopol March 16, 2014 // http://krymology.info/index.php/Референдум_о_государственном_статусе_Крыма_и_ Севастополя_16_марта_2014_года).

Рябцев О. В. Сетевой принцип деятельности организаций закрытого типа в контексте угроз национальной и региональной безопасности России (на примере крымско-татарского национального движения): дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2008. 182 c. (RyabtsevO. V. Network Principle of the Closed-Type Organizations in the Context of Threats to National and Regional Security of Russia (on the Example of the Crimean Tatar National Movement): Dis. ... cand. polit. sciences. Rostov-on-Don, 2008. 182 p.).

Сводная таблица результатов выборов по единому округу. Выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва // www.crimea.vybory.izbirkom.ru/region/ region/crimea?action=show&root=1&tvd=293200067855&vrn=293200067850&region=93&globa l=&sub_region=93&prver=0&pronetvd=0&vibid=293200067855&type=379 (Summary Table of the Results of the Elections in a Single Constituency. Elections of Deputies of the State Council of the First Convocation of the Republic of Crimea // www.crimea.vybory.izbirkom.ru/region/region/crime a?action=show&root=1&tvd=293200067855&vrn=293200067850&region=93&global=&sub_region =93&prver=0&pronetvd=0&vibid=293200067855&type=379).

Семёнов В. А. Крым казачий. Симферополь: Городская типография, 2012. 400 с. (Semyonov V. A. Cossack Crimea. Simferopol: Gty typography, 2012. 400 p.).

Силантьев Р. А. Умма прирастает Крымом // Независимая газета — религии. 2014. 2 апр. № 6. С. 7 (Silant'ev R. A. Umma is Rising in Crimea // Independent newspaper — Religions. 2014. 2nd of Apr. N 6. Р. 7).

Сомов М. В. К вопросу об изучении политической коммуникации в Автономной Республике Крым // Вопросы развития Крыма. Симферополь: СОНАТ, 2012. Вып. 16. С. 158-167 (SomovM. V. On the Study of Political Communication in the Autonomous Republic of Crimea // Problems of Crimea' Development. Simferopol: SONAT, 2012. Issue 16. P. 158-167).

Ставлення жителiв Криму до iмовiрних загроз та допитань, яю мають значний конфлктний потенцал // Нацюнальна безпека i оборона. Кшв, 2011. № 4-5 (122-123). С. 27-39 (The Attitude of the Inhabitants of Crimea to Possible Threats and the Issues that Have Significant Potential for Conflict // National Security and Defense. Kyiv, 2011. N 4-5 (122-123). P. 27-39).

Стариков Н., Беляев Д. Россия. Крым. История. СПб.: Питер, 2014. 256 с. (Starikov N., BelyaevD. Russia. Crimea. History. Saint Petersburg: Piter, 2014. 256 p.).

Тагиров И. Р. Крым в контексте событий украинского «майдана» // Конфликтология. СПб., 2014. № 3. С. 61-86 (Tagirov I. R. Crimea in the Context of the Events of the Ukrainian "Maidan" // Conflictology. Saint Petersburg, 2014. N 3. P. 61-86).

Тарасов С. Джемилёв мешает Эрдогану: Турции не нужен киевский курултай // www. regnum.ru/news/polit/1854725.html (TarasovS. Dzhemilev Prevent Erdogan: Turkey Does Not Need the Kiev Kurultaj // www.regnum.ru/news/polit/1854725.html).

Толкачёва А. В. Этнорегиональные конфликты в Украине и Молдове в начале 1990-х годов: сравнительный анализ Крыма и Приднестровья: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2005. 168 с. (Tolkacheva A. V. Ethnoregional conflicts in Moldova and Ukraine in the early 1990s: a comparative analysis of the Crimea and Transnistria: Dis. ... сand. polit. sciences. SPb., 2005. 168 p.).

Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» // Российская газета. 2014. 23 апр. (Decree of the President of the Russian Federation on April 21, 2014 N 268 "On Measures for the Rehabilitation of the Armenian, Bulgarian, Greek, Crimean Tatar and German Peoples and the State Support for their Revival and Development" // Russian newspaper. 2014. April 23).

Украина 2012: как выбирали народных депутатов. Украинские выборы глазами международных наблюдателей / редкол.: А. Кочетков и др. М.: Книжный мир, 2012. 320 c. (Ukraine 2012: How were Elected Deputies. Ukrainian Elections by Eyes of International Observers / ed. by: A. Kochetkov et al. Moscow: World of Books, 2012. 320 p.).

Филатов А. С. Организации российских соотечественников в Крыму: состояние и перспективы // www.ruscrimea.ru/news.php?point=1742 (FilatovA. S. Organizations of Russian Compatriots in Crimea: the Situation and Prospects // www.ruscrimea.ru/news.php?point=1742).

Филатов А. С. Русский Крым: внешние угрозы и внутренние вызовы // www.russkie.org/ index.php?module=fullitem&id=24007 (Filatov A. S. Russian Crimea: External Threats and Internal Challenges // www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=24007).

Филатов А. С. Крым: этнокультурные ориентиры и политические установки // Вопросы развития Крыма. Симферополь: СОНАТ, 2012. Вып. 16. С. 184-194 (Filatov A. S. Crimea: Ethnic and Cultural Orientations and Political Attitudes // Problems of Crimea's Development. Simferopol: SONAT, 2012. Issue 16. P. 184-194.).

Чалый А. М. Интервью Независимому телевидению Севастополя. Программа «Оперативка» от 4 февраля 2014 г. // www.youtube.com/watch?v=d6YgtPxNhfk (Chalyj A. M. Interview to Independent Television of Sevastopol. The "RAM" Programme on February 4, 2014 // www.youtube. com/watch?v=d6YgtPxNhfk).

Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 г. // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality (The Size and Composition of the Population of Ukraine in Census 2001 // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/ nationality).

Чубаров остается полноправным главой крымскотатарского меджлиса — президиум организации // www.c-inform.info/news/id/8673 (Chubarov is a Full Head of Crimean Tatar Mejlis — the Presidium of the Organization // www.c-inform.info/news/id/8673).

ШвецА.Б. Конфликты ценностей в Крыму // Религия и гражданское общество: межконфессиональные и этнические конфликты в условиях геополитической конкуренции. Севастополь: Вебер, 2013. С. 277-282 (Shvec A. B. Value Conflicts in the Crimea // Religion and the Civil Society: Interconfessional and Ethnic Conflicts in the Conditions of Geopolitical Concurrence. Sevastopol': Veber, 2013. P. 277-282).

Широкорад А. Б. Битва за Крым. От противостояния к возвращению в Россию. М.: Вече, 2014. 352 с. (Shirokorad A. D. Battle for the Crimea. From Confrontation to Retravel into the Russia. Moscow: Veche, 2014. 352 p.).

Яковлев А. Н. Особенности локализации социокультурной конфликтности в Крыму (20112012 гг.) // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму. Симферополь: Антиква, 2013. Вып. 3. С. 43-50 (Yakovlev A. N. Specific Features of Localization of Conflicts in the Crimea // Ethnocultural and Interconfessional Relations in the Crimea. Simferopol': Antikva, 2013. Issue 3. P. 43-50).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.