Научная статья на тему 'Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс'

Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1339
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ETHNO-POLITICAL PROCESS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLITICS / ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ / THE REUNIFICATION OF THE CRIMEA WITH RUSSIA / ЭТНОКОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА / ETHNOCONFLICTS POTENTIAL OF THE CRIMEA / ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ETHNOLOGICAL MONITORING / ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР / ISLAMIC FACTOR / ETHNIC AND POLITICAL RISKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Cенюшкина Татьяна Александровна

В статье исследуются этнополитические процессы, связанные с воссоединением Крыма с Россией и интеграцией местного собщества в российское социально-экономическое и политико-правовое пространство. Воссоединение Крыма с Россией интерпретируется как культурно-исторический и политический прецедент. Раскрываются особенности политико-правового и социально-экономического развития Крыма в контексте его влияния на этнополитические процессы. Проанализированы процессы, обусловленные переформатированием органов власти и изменениями в системе государственного управления в Республике Крым. Выявлены особенности конституционного процесса, деятельности общественных организаций и средств массовой информации, межэтнических и межконфессиональных отношений. Исследовано влияние Всекрымского референдума 16 марта 2014 г. на состояние межнациональных отношений в Крыму, реакция представителей крымско-татарского этноса на воссоединение Крыма с Россией. Рассмотрен внутренний конфликт в среде крымских татар, обусловленный конкуренцией политических идей, касающихся будущего Крыма. Исследованы особенности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в условиях адаптации Крыма к российской национальной политике. Очерчены перспективы этнополитического развития Крыма. Выявлен потенциал рисков и угроз, связанных с возможной радикализацией исламского фактора в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimea and Russia Reunion as Ethno- Political Process

The ethno-political processes in the reunification of the Crimea with Russia and integration of local community in the Russian socio-economic and politico-legal space are analyzed in the article. The reunification of Crimea with Russia is considering as a cultural, historical and political precedent. The peculiarities of politico-legal and socio-economic development of Crimea are revealed in the context of its influence on ethnopolitical processes. The processes associated with the reformation of governments and changes in public administration in the Republic of Crimea are analyzed. The peculiarities of the constitutional process, the activities of public organizations and mass media, interethnic and interfaith relations was revealed in the article. The influence of the all-Crimean referendum on 16 March 2014 on the interethnic relations in Crimea are analyzed also as the reaction of the representatives of the Crimean Tatar ethnic group on the reunification of the Crimea with Russia. The internal conflict among Crimean Tatars associated with the competition of political ideas about the future of Crimea have reviewed. Peculiarities of activity of bodies of state power and local self-government in conditions of adaptation of Crimea to Russian national policy was revealed. The prospects of ethnopolitical development of the Crimea also as potential risks and threats associated with the possible radicalization of Islam in the region have analyzed.

Текст научной работы на тему «Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс»

Этнополитические процессы

УДК 323.1

ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ КАК ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС1

Т. А. Сенюшкина

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Таврическая академия, пр. Академика Вернадского, 4, Симферополь, Республика Крым, 295007, Россия

В статье исследуются этнополитические процессы, связанные с воссоединением Крыма с Россией и интеграцией местного собщества в российское социально-экономическое и политико-правовое пространство. Воссоединение Крыма с Россией интерпретируется как культурно-исторический и политический прецедент. Раскрываются особенности политико-правового и социально-экономического развития Крыма в контексте его влияния на этнополитические процессы. Проанализированы процессы, обусловленные переформатированием органов власти и изменениями в системе государственного управления в Республике Крым. Выявлены особенности конституционного процесса, деятельности общественных организаций и средств массовой информации, межэтнических и межконфессиональных отношений. Исследовано влияние Всекрымского референдума 16 марта 2014 г на состояние межнациональных отношений в Крыму, реакция представителей крымско-татарского этноса на воссоединение Крыма с Россией. Рассмотрен внутренний конфликт в среде крымских татар, обусловленный конкуренцией политических идей, касающихся будущего Крыма. Исследованы особенности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в условиях адаптации Крыма к российской национальной политике. Очерчены перспективы этнополитического развития Крыма. Выявлен потенциал рисков и угроз, связанных с возможной радикализацией исламского фактора в регионе.

Ключевые слова: этнополитический процесс, национальная политика, воссоединение Крыма с Россией, этноконфликтный потенциал Крыма, этнологический мониторинг, исламский фактор, этнополитические риски.

Этнополитические процессы, связанные с воссоединением Крыма с Россией, а также с интеграцией местного сообщества в российское социально-экономическое и политико-правовое пространство, следует рассматривать в контексте аналитического сравнения двух проекций современного крымского дискурса: 1) воссоединение Крыма с Россией как культурно-исторический и политический прецедент; 2) особенности политико-правового и социально-экономического развития Крыма на современном этапе в контексте его влияния на этнополити-ческие процессы в регионе.

Особенности современных этнополитических процессов в Крыму обусловлены наличием в местном сообществе внутреннего этноконфликтного потенциала,

1 Исследование проведено и публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-10178 «Этническая и этнополитическая карта Крыма. Организация мониторинга и раннего предупреждения этнических и религиозных конфликтов» (рук. В. Ю. Зорин).

© Т. А. Сенюшкина, 2015

связанного с сосуществованием и взаимодействием трех доминирующих по количественному признаку этнических групп: русских, украинцев и крымских татар. Согласно результатам переписи 2014 г в Крымском федеральном округе (включая город Севастополь) проживает 1 млн 492 тыс. русских, 344 тыс. украинцев, 232 тыс. крымских татар. Эти показатели незначительно отличаются от результатов предыдущей переписи, которая была проведена в 2001 г. (численность русских составила тогда 1 млн 180,4 тыс. чел., украинцев — 492,2 тыс. чел., крымских татар — 243,4 тыс. чел.) (Итоги переписи населения ... , http://crimea.gks.ru).

Для более полного понимания происходящих в Крыму этнополитических процессов следует учитывать, что до 1954 г. Крымский полуостров входил в состав РСФСР, а затем был передан Украине как новая административная единица. Процесс передачи не затронул г. Севастополь, который напрямую подчинялся Москве и оставался вплоть до развала СССР городом союзного подчинения наряду с Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом). В рамках единого государства этот акт не имел существенных политических последствий, но с распадом СССР ситуация стала парадоксальной: все этнические группы Крыма оказались на положении национальных меньшинств. Кроме того, русское население Крыма неоднократно демонстрировало свое отношение к акту передачи Крыма Украине как к нелегитимному политическому событию (Сенюшкина, 2015, с. 104).

Так как каждая из этнических групп демонстрирует свою версию коллективной памяти, нередко конфликты, имеющие в качестве основных экономические и политические причины, приводили к периодическим обострениям межэтнической напряженности на полуострове. Наиболее острые противостояния были связаны с проблемой гражданства у крымских татар (решена к концу 1990-х гг.), а также с борьбой за доступ к земельным ресурсам, преимущественно на прибрежных территориях. Не столь острой в данный момент, но важной с точки зрения ее последствий можно считать проблему, связанную с наличием сторонников радикальных исламских течений на полуострове, таких как «Братья мусульмане», Хизб ут-Тахрир, салафиты (ваххабиты) (Сенюшкина, 2012, с. 378).

Точкой отсчета, или катализатором этнополитических процессов в новейшей истории Крыма, можно считать столкновения, произошедшие 26 февраля 2014 г в г. Симферополе, когда крымскотатарским Меджлисом был организован пятитысячный митинг возле здания Верховного Совета Крыма с целью недопущения возвращения в действие конституции 1992 г., которую планировал утвердить своим решением крымский парламент. Аналогичное по численности количество сторонников «Русского Единства» собрал в это же время, на этой же площади Сергей Аксёнов. Особенность этого митинга заключалась в отсутствии сотрудников подразделения «Беркут», которые обычно разделяли протестующих в случаях происходивших ранее межэтнических столкновений в Крыму. Отсутствие «Беркута» объяснялось тем, что в результате событий, связанных с Евромайда-ном в Киеве, это спецподразделение было расформировано новой украинской властью. В преддверии митинга 26 февраля в Симферополе, на три дня раньше, 23 февраля 2014 г., в Севастополе состоялся трехтысячный митинг, на котором народным мэром города был избран известный севастопольский предприниматель Алексей Чалый. Митинг в Севастополе прошел мирно, хотя приступить

к выполнению своих обязанностей А. Чалый смог лишь после настойчивой поддержки местного населения, которое потребовало от действующей власти Севастополя поддержать волеизъявление жителей. В Симферополе такого единодушия не наблюдалось, на митинге произошли столкновения протестующих, в результате погибли два человека, и дальнейшее развитие ситуации могло привести к размораживанию этнического конфликта в Крыму и непредсказуемым последствиям для всего региона.

После митинга 26 февраля 2014 г. политическую ответственность взял на себя Президиум Верховного Совета Крыма во главе с Владимиром Константиновым. Президиум обратился к крымчанам с рядом заявлений. С целью обеспечения оперативного реагирования на внутренние и внешние вызовы было осуществлено переформатирование представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым (далее — АРК). Сначала крымский парламент своим решением от 27 февраля отправил в отставку с поста Председателя крымского правительства Анатолия Могилёва и его команду и одновременно назначил на эту должность депутата Верховного Совета АРК, лидера партии «Русское Единство» Сергея Аксёнова. На внеочередной сессии 11 марта 2014 г. депутаты Верховного Совета Крыма и Севастопольского городского совета приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя.

Дальнейшие события, связанные с быстрой мобилизацией местного населения и созданием крымской самообороны, позволили обеспечить проведение 16 марта 2014 г. референдума, для организации которого Верховный совет Крыма принял решение о формировании специальной избирательной комиссии (Григорьев, Ковитиди, 2014, с. 171). Референдум продемонстрировал невиданную ранее для Крыма явку избирателей (83,1 %). Для сравнения можно привести данные о явке на последние парламентские выборы, которые состоялись 28 октября 2012 г., когда явка избирателей в Крыму оказалась рекордно низкой, составив 49,46 %.

Рассматривая воссоединение Крыма с Россией как акт восстановления исторической справедливости, большая часть населения Крыма высказалась за вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации (96,7 % от числа принявших участие в референдуме). Одновременно с этим количество голосов участников общекрымского референдума, поданных в поддержку альтернативного вопроса о восстановлении действия Конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины, составило 2,51 %) (Результаты референдума ... , http://oncrimea.ru).

В связи с этим можно провести параллель с первым общекрымским референдумом, который состоялся 20 января 1991 г. Не случайно голосование на общекрымском референдуме 20 января 1991 г. и на всекрымском референдуме 16 марта 2014 г. дало практически равнозначные результаты — 93 и 97 % «за» соответственно. В референдуме 1991 г. крымчанам предлагалось ответить на вопрос: «Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора?». Несмотря на волеизъявление жителей Крыма, имевшее место еще до распада СССР, результаты референдума 1991 г. не были публично озвучены и реализованы (Сенюшкина, 2015, с. 105).

Практически сразу же после референдума 2014 г. Верховный Совет АРК был преобразован в Государственный Совет, после чего решением Государственного Совета Автономная Республика Крым была преобразована в Республику Крым как независимое государственное образование в соответствии с Постановлением Госсовета от 17 марта 2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма»2. Эти решения стали впоследствии правовым основанием для перехода Республики Крым в состав Российской Федерации.

18 марта 2014 г. на основании результатов референдума, проведенного в АРК и городе Севастополе, в Кремле был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации двух новых федеративных субъектов. Договор был закреплен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»3, одобренным Государственной Думой 20 марта и Советом Федерации — 21 марта, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным 21 марта 2014 г 11 апреля 2014 г Республика Крым обрела собственную Конституцию и стала 84-м субъектом Российской Федерации.

18 марта 2014 г. Крым вошел в состав РФ в качестве государства, а уже 21 марта 2014 г. появилось решение Президиума Государственного Совета РК об образовании Конституционной комиссии РК по подготовке проекта Конституции Республики Крым. 11 апреля 2014 г. была принята Конституция Республики Крым, согласно которой Республика является субъектом РФ4.

Принятие новой конституции внесло свою лепту в конституционную историю Крыма, которая начинается с Конституции Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в ее довоенном варианте, в соответствии с которой Республика впервые обрела статус территориальной автономии. После Великой Отечественной войны автономия была ликвидирована и Крым стал обычной областью в составе РСФСР, а в 1954 г. его передали в состав Украины.

6 мая 1992 г. была принята первая Конституция в новейшей истории Крыма. В соответствии с этим документом Республика обладала верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных, духовных ценностей, осуществляла на своей территории все полномочия, за исключением тех, которые добровольно делегировала Украине. По сути, это была первая Консти-

2 Постановление Госсовета Республики Крым от 17 марта 2014 г № 1745-6/14 «О независимости Крыма». URL: http://crimea.gov.ru/act/11748 (дата обращения: 21.05.2015).

3 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г № 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 г) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_160618 (дата обращения: 10.05.2015).

4 Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20140412/271132606. html ixzz3zD8zUYsW (дата обращения: 10.06.2015).

туция независимого государства. Вместе с ней был принят закон о разграничении полномочий между органами власти Крыма и органами власти Украины. В 1994 г состоялись президентские выборы, на которых победил Юрий Мешков — первый и последний президент Крыма.

Уже в марте 1995 г. Верховная Рада Украины из-за возникших правовых коллизий отменила Конституцию Республики Крым и институт президентства. В 1998 г. была принята новая Конституция Крыма, которую часто называют «Конституцией компромиссов» или «Конституцией Грача», поскольку Леонид Грач на тот момент был председателем крымского парламента и вел переговоры с украинскими политиками о создании главного закона Республики. Эта Конституция существенно ограничивала самостоятельность Крыма, а окончательно права автономии были выхолощены после принятия поправки народного депутата Украины Ивана Зайца, который предложил считать нормы украинского законодательства первостепенными при возникновении правовых коллизий. Примечательно, что даже название высшей награды автономии было изменено: вместо «Почетного гражданина АРК» появился титул «Почетного крымчанина»; кроме того, крымский парламент был лишен права законодательной инициативы. Таким образом, Конституция Крыма 1998 г. стала результатом политических компромиссов, но именно в этом документе предусматривалась возможность проведения местного референдума, в результате которого и произошло воссоединение Крыма с Россией весной 2014 г.

Конституция 2014 г. отличается от предыдущих конституций тем, что этот документ дает Республике полномочия, которых не было ни в одной из ранее принятых Конституций Крыма. Крымский парламент вернул себе право законодательной инициативы и принятия собственных законов. Кроме того, любая проблема, которая возникает в Республике, если она относится к ее ведению, может быть урегулирована в регионе.

Конституцией Республики Крым на законодательном уровне закреплен статус русского, украинского и крымско-татарского языков в качестве государственных. Данная конституционная норма о равенстве использования государственных языков в Республике была введена в действие для снижения межэтнической напряженности, накопленной в местном сообществе.

После воссоединения Крыма с Россией законодательный орган Крыма — Верховный совет был переименован в Государственный Совет, Севастопольский городской совет — в Законодательное Собрание. Кроме того, был утвержден новый состав Кабинета министров Республики во главе с Сергеем Аксёновым, а в октябре 2014 г С. Аксёнов был избран главой региона сроком на пять лет. В мае 2014 г Госсовет Крыма принял решение о создании второй должности заместителя председателя, на которую был назначен представитель Меджлиса крымскотатарского народа Ремзи Ильясов, до февраля 2013 г возглавлявший постоянную комиссию по межнациональным отношениям и депортированным гражданам. В октябре 2013 г Р. Ильясов участвовал в выборах на пост председателя Меджлиса, проиграв Рефату Чубарову с разницей 12 голосов при 240 голосовавших.

14 сентября 2014 г. в Крыму и г. Севастополе состоялись первые выборы депутатов парламентов. В выборах приняли участие более половины крымских

избирателей. Депутаты избирались по смешанной системе сроком на пять лет. В Крыму и Севастополе были зарегистрированы региональные отделения российских партий, в том числе «Единой России», ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России». В выборах участвовали как кандидаты от партий, так и независимые кандидаты. В результате выборов в Госсовет Крыма вошли 70 депутатов от партии «Единая Россия», 5 — от ЛДПР. В Законодательном Собрании Севастополя 22 мандата получили представители «Единой России», 2 — ЛДПР. Председателем Госсовета Крыма был избран Владимир Константинов, а спикером Законодательного Собрания Севастополя стал Алексей Чалый.

Осенью 2014 г. на должность губернатора Севастополя был избран вице-адмирал в отставке Сергей Меняйло, возглавлявший до этого госпредприятие «Крымские морские порты». С марта 2014 г. в Крыму начался процесс образования территориальных структур российских федеральных органов исполнительной власти. Были образованы региональное министерство внутренних дел с территориальными подразделениями, управление МВД по Севастополю и его районные структуры, а также симферопольский линейный отдел МВД России на транспорте, подчиненный непосредственно федеральному министерству. Главное управление МЧС по Республике и управление МЧС по Севастополю были включены в единую систему МЧС РФ. Также были образованы территориальные органы Минюста, миграционной службы, службы по контролю за оборотом наркотиков, службы исполнения наказаний, Росграницы и службы госстатистики. Была создана Крымская таможня, которая включает восемь таможенных постов. На полуострове также работают управления казначейства и Пенсионного фонда РФ.

Интеграция Республики Крым в политическое и правовое пространство России выявила проблемы, связанные с переходом на стандарты действующего российского законодательства. Для решения этих проблем Госсоветом Республики Крым был принят ряд законов и специальных постановлений, позволяющих обеспечить правовое регулирование возникших нестандартных ситуаций в правовой сфере. Особые проблемы связаны с получением крымчанами российских паспортов. В течение девяти месяцев была произведена выдача паспортов гражданина Российской Федерации. Гражданами России стали 1 млн 56 тыс. крымчан, в том числе подавляющее число крымских татар. По данным УФМС, лишь около 3,5 тыс. жителей Крыма разных национальностей пожелали сохранить за собой украинское гражданство. Такое быстрое оформление паспортов стало беспрецедентной акцией в истории российской государственности (по оценкам начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым Петра Яроша, в обычном режиме процесс занял бы порядка 5-7 лет).

С вхождением Крыма в состав Российской Федерации перед всеми субъектами деятельности в Республике Крым возникла задача переформатирования, перехода на российские стандарты и официальной регистрации в соответствии с законодательством России. В этот процесс включились органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, предприниматели (как юридические, так и физические лица), а также институты гражданского обще-

ства — партийные, общественные, религиозные, национально-культурные и иные некоммерческие структуры, средства массовой информации. Первыми некоммерческими организациями, созданными в Крымском федеральном округе, стали региональные отделения Общероссийского движения «Народный фронт "За Россию"» в Республике Крым и Севастополе. По данным Главного управления Министерства юстиции РФ по Республике Крым, на конец 2014 г. в Республике Крым в соответствии с российским законодательством было зарегистрировано свыше 300 общественных организаций, 30 благотворительных фондов, 15 политических партий и 39 культурно-национальных автономий. Примечательно, что в числе национально-культурных автономий и обществ некоторые этнические группы зарегистрировали по две организации, в частности азербайджанцы, белорусы, болгары, греки, евреи и немцы. Также зарегистрирована одна русская община (под руководством Сергея Цекова) и Общественная организация «Республиканская организация "Скифо-Аланская"».

В общем массиве общественных организаций Крыма обращает на себя внимание появление нового общероссийского общественного движения крымских татар — Межрегионального движения крымско-татарского народа «Къырым», которое было зарегистрировано в соответствии с российским законодательством и может рассматриваться как альтернатива курултаю. Возглавил движение Рем-зи Ильясов, который имеет большой опыт работы в органах государственной власти. Главными программными целями движения являются содействие решению проблем крымских татар, связанных с интеграцией в российское государственное пространство.

Процедуры регистрации продолжились, и по состоянию на 10 февраля 2015 г. количество некоммерческих организаций составило 482. Политическое пространство Республики Крым на эту дату представлено 21 региональным отделением политических партий.

Характеризуя состояние крымского общества в условиях интеграции в российское социально-политическое пространство, подчеркнем, что во всех органах государственной исполнительной власти Республики Крым были сформированы Общественные советы. Тем не менее остается открытым вопрос о результативности деятельности подобных советов, которые имеют долгую историю, но в Крыму до сего времени их результаты были малоощутимы. Особенностью этого периода можно считать появление Общественной палаты Республики Крым, которая осуществляет свою деятельность на основании Закона № 1-ЗРК «Об Общественной палате Республики Крым», принятого 15 мая 2014 г.5 Приоритетные направления деятельности Общественной палаты Республики Крым определены ее основными функциями, целями и задачами: обеспечение взаимодействия граждан, общественных и иных некоммерческих организаций с органами власти; формирование общественного мнения и доведение его до сведения органов власти; и др.

5 Закон Республики Крым от 15 мая 2014 г № 1-ЗРК «Об Общественной палате Республики Крым». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/545980/ ixzz47IenZNjO (дата обращения: 10.06.2015).

В условиях интеграции Крыма в российское социально-политическое пространство особую роль играют средства массовой информации. По данным Роскомнадзора, в Республике Крым на конец 2014 г. зарегистрировались 117 средств массовой информации, еще 39 подали соответствующие документы. К февралю 2015 г количество зарегистрированных СМИ (печатные, телевизионные СМИ и радио) составило 167, из них 107 — крымские, остальные — филиалы федеральных средств массовой информации. Прошли перерегистрацию около половины печатных изданий крымских муниципалитетов. Для сравнения можно указать, что, по данным украинского реестра, в Крыму было зарегистрировано около 3 тыс. СМИ, однако реально функционировавших из них оказалось лишь около 300. Таким образом, перерегистрацию прошла почти половина реально функционирующих средств массовой информации Крыма.

Особое внимание при анализе исследуемой проблемы необходимо обратить на реакцию крымско-татарского сообщества на воссоединение Крыма с Россией. Всекрымский референдум 16 марта и его последствия для состояния межнациональных отношений на полуострове разделили крымских татар на две части. В среде крымских татар обострился внутренний конфликт, связанный с конкуренцией политических идей о будущем этого этнического сообщества. Проблема заключается в том, что национальные идеи крымских татар и претворяющие их в жизнь элитные группы неоднородны. На протяжении последних лет ведущую роль в этнической самоорганизации крымских татар играл Меджлис, который долгие годы возглавлял Мустафа Джемилёв, передавший затем свои полномочия Рефату Чубарову.

Одновременно с этим в предыдущие годы постепенно оформлялась оппозиционная Меджлису сила, которую представляли, с одной стороны, сторонники НДКТ (Национальное движение крымских татар), создавшие альтернативную Меджлису организацию «Милли Фирка», а с другой — ряд общественных организаций; наиболее активные из них — организация «Себат», а также часть крымских татар, имевших опыт конструктивного сотрудничества с органами государственной власти и занимавших в разные годы крупные посты в крымском парламенте и правительстве. Последние в июне 2014 г. создали новую общественную организацию «Къырым Бирлиги» (Единство Крыма).

Решающую роль в формировании лояльности крымско-татарского населения по отношению к будущему развитию Крыма в составе Российской Федерации сыграл Указ № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», подписанный Президентом РФ 21 апреля 2014 г.6

Особое значение данного Указа заключается в том, что в нем фактически впервые на уровне высшей государственной власти осуществлено признание незаконности факта депортации из Крыма представителей пяти этносов, про-

6 Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ ^с/70541266/ ixzz47IfxpCVy (дата обращения: 10.05.2015).

живающих в Крыму. Не менее важно и то, что Указ нацеливает на необходимость восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации и допущенных нарушений прав, в том числе имущественных и культурных.

Оценивая значение данного Указа, обратим внимание на его роль в деполи-тизации этнического фактора в Крыму, что может служить основой для благополучного и устойчивого с экономической и политической точки зрения развития региона. При этом решающую роль будут играть эффективность и результативность государственной национальной политики в Крыму (Сенюшкина, 2015, с. 109).

В условиях адаптации Крыма к российской национальной политике органы государственной власти в Республике Крым, а также органы власти федерального уровня осуществляют национальную политику в регионе в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом местных особенностей. Особое внимание уделяется завершению строительства многочисленных объектов жизнеобеспечения крымских татар, проживающих в местах их компактного расселения. Ожидается, что на эти цели в ближайшие пять лет из федерального бюджета будет выделено около 10 млрд руб. (в 2014 г. в рамках Федеральной целевой программы по Крыму на 2015-2020 гг. на решение проблем депортированных выделено более 300 млн руб., а в 2015 г. планируется выделить 1 млрд 117 млн руб.).

Для обеспечения процесса интеграции Крыма в социально-экономическое пространство России на федеральном уровне было создано Министерство по делам развития Крыма, которое просуществовало около года, а затем было ликвидировано. 11 августа 2014 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» (Постановление № 790) общим объемом финансирования 681,2 млрд руб. На финансирование программы из федерального бюджета выделяются 658,1 млрд руб., из внебюджетных источников — 23,1 млрд руб. Цели Программы — интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях устойчивого экономического развития. Главные задачи реализации Федеральной программы: устранение ограничения транспортной и инженерной инфраструктур, повышение качества энергоснабжения региона, развитие социальной сферы, обеспечение межнационального согласия.

Важным фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию в регионе, можно считать установление особого правового режима и свободной экономической зоны на территории Крыма. Согласно положениям Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ7 с 1 января 2015 г. на территориях

7 Федеральный закон от 29 ноября 2014 г № 377-Ф3 (ред. от 5 апреля 2016 г) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171495 (дата обращения: 12 апреля 2016 г.).

Республики Крым и города федерального значения Севастополя функционирует свободная экономическая зона, которая создана сроком на 25 лет с возможностью продления и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Федеральный закон направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона посредством привлечения инвестиций в действующие производства и в создание новых, совершенствования транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы.

Наряду с положительными тенденциями в социально-экономическом развитии Крыма существуют явные риски в финансовой и банковской сферах. После подписания Федерального закона о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации возник ряд проблем в финансовой сфере. Денежной единицей на полуострове стал рубль. Изначально власти полуострова постановили, что гривну будут обменивать по фиксированному курсу 3,8 руб. С мая

2014 г. курс гривны стал рыночным. С июня хождение гривны было прекращено, а обменять украинскую валюту на рубли стало возможным только в отделениях банков. На момент воссоединения Крыма с Россией в хранилищах Национального банка на территории полуострова находились 3,7 млрд гривен. В январе

2015 г. эти деньги были возвращены украинской стороне.

До марта 2014 г в Крыму работало более 180 украинских банков. Крупнейшим был Приватбанк, также работали отделения дочерних российских учреждений: Сбербанка, ВТБ-банка, Альфа-банка и др. После воссоединения Крыма с Россией и до начала 2015 г. для финансовых организаций продолжали действовать лицензии, выданные Украиной. Все обязательства украинских банков перед вкладчиками были сохранены. Также вклады крымчан и севастопольцев подпали под гарантии Агентства по страхованию вкладов РФ. Организации, которые хотели продолжить работу на полуострове, должны были получить российскую регистрацию. Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией работу с физическими лицами прекратил Приватбанк. А в мае 2014 г Нацбанк Украины запретил украинским банкам вести деятельность в Крыму. Лицензии Банка России получили только два украинских кредитных учреждения — Севастопольский морской банк и Черноморский банк развития и реконструкции. Обязательства остальных банков, а также их отделения были переуступлены этим банкам и другим российским организациям, в том числе акционерному банку «Россия» и Российскому национальному коммерческому банку. По данным на начало февраля 2015 г., на территории Крыма действовали 26 банков с 516 подразделениями. Из-за санкций США в Крыму возникли проблемы с процессингом банковских карт Visa и MasterCard. Чтобы обеспечить бесперебойное проведение платежей клиентов, банки Республики начали выпуск карты российской платежной системы ПР0100.

Одной из наиболее ощутимых проблем для Крыма стала транспортная связь с материком. Ранее все автомобильные и железные дороги пролегали через Украину. В конце 2014 г. Киев в одностороннем режиме прекратил наземное сообщение с полуостровом, и основным транспортным коридором стала паром-

ная переправа через Керченский пролив. Так как переправа не рассчитана на большие транспортные потоки, в течение курортного сезона в 2014 и 2015 гг. возникали существенные проблемы, связанные с долгим ожиданием парома на Керченской переправе для личного и грузового автомобильного транспорта. В качестве решения данной проблемы планируется возвести совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Керченский пролив, однако существует ряд рисков, которые вызываны подвижностью грунта, обусловленного сейсмичностью дна Черного моря. Тем не менее подготовка к проектированию и строительству была начата уже в 2014 г. Ожидается, что мост будет сдан в конце июня 2019 г. Кроме этого, планируется приступить к строительству новой автотрассы «Таврида» из Керчи в Симферополь и Севастополь. Одновремено с этим для решения транспортной проблемы осуществляется реконструирование пассажирского аэропорта в Симферополе.

В условиях интеграции Крыма в российское социально-экономическое пространство особое значение имеет анализ ситуации, сложившейся в промышленности и сельском хозяйстве, так как эти сферы в первую очередь обеспечивают уровень экономической состоятельности Республики. В марте 2014 г. Верховный совет Крыма постановил национализировать все принадлежавшие Украине предприятия на территории полуострова. Под контроль республиканских властей перешли нефте- и газодобывающие компании, в том числе «Укртрансгаз», «Черноморнефтегаз», Феодосийская нефтебаза, а также порты, телекоммуникационные компании («Крымтелеком»). В феврале 2015 г. было национализировано имущество компании «Укртелеком», принадлежавшей Ринату Ахметову. При этом многие крупные предприятия сохранили старых собственников, например «Крымский ТИТАН» (владелец — Дмитрий Фирташ). Судостроительные предприятия полуострова были включены в систему гособоронзаказа, обсуждается программа по модернизации крымских верфей.

Сельское хозяйство — одна из основных отраслей экономики Крыма, которая составляет около 35 % валового регионального продукта. С учетом засушливого климата, характерного для Крымского полуострова, критической проблемой для сельскохозяйственного производства на орошаемых землях стало перекрытие Украиной Северо-Крымского канала. По этой причине в Крыму фактически прекратилось производство риса, однако урожай зерновых был собран с лучшими результатами, чем в предыдущие годы. Также увеличилось поголовье скота и птицы, производство мяса и молока сократилось на несколько процентов, а производство яиц выросло более чем на 8 %. В Черноморском и Белогорском районах Крыма было заложено более 300 га молодых садов.

Особую роль в экономике Крыма играет туризм, однако в последние два года наблюдалось снижение общего туристического потока, которое произошло за счет уменьшения доли туристов из Украины и зарубежных стран. Наряду с этим, если судить по количеству проданных авиабилетов, Крым стал одним из самых популярных направлений у россиян. Ожидается, что на Крымском полуострове будут созданы 11 туристско-рекреационных кластеров, 6 из них — в Крыму (в том числе в Евпатории и в районе Чокракского озера), 5 — в Севастополе.

Особые проблемы возникают в связи с обеспечением Крыма энергоресурсами и водными ресурсами. До воссоединения Крыма с Россией Крым и Севастополь на 75-90 % зависели от поставок электроэнергии с Украины. В 2014 г. начались перебои с подачей электроэнергии: с июня 2014 г. электричество в Крым по рыночной стоимости поставляла компания «Укринтерэнер-го». Ситуация с веерными отключениями впервые проявилась в конце 2014 г. В декабре 2014 г. вступил в силу контракт о поставке энергии в Крым, подписанный «Интер РАО» и «Укринтерэнерго»: в качестве компенсации Россия в течение 2015 г. поставляла электроэнергию и уголь на Украину. Однако новое обострение ситуации произошло в конце ноября 2015 г., когда на территории Херсонской области был осуществлен подрыв двух линий электропередач, по которым Украина передавала электроэнергию в Крым согласно заключенному контракту. В ночь на 22 ноября Крым был полностью обесточен в результате подрыва в Херсонской области опор линий электропередач Каховская — Островская и Каховская — Джанкой, по которым электроэнергия поставлялась с Украины. До этого, в ночь на 20 ноября, таким же образом были разрушены опоры двух других ЛЭП (Мелитополь — Джанкой и Каховская — Титан). Ответственность за подрывы никто на себя не взял, однако подходы к разрушенным конструкциям были блокированы представителями «Правого сектора» и Меджлиса. Одну из четырех опор (Каховская — Титан) отремонтировали, однако энергоснабжение не было восстановлено (Вице-премьер: энергоблокада . .. , http://ria.ru).

Энергосистема Крыма больше недели работала в изолированном режиме. В Крыму были введены режим чрезвычайной ситуации, графики аварийных отключений электричества. Для снижения зависимости Крыма от подачи электроэнергии с Украины на полуострове были установлены 13 мобильных тепловых электростанций, началось строительство двух новых тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе, была проложена первая очередь энергомоста из Краснодарского края через Керченский пролив, что позволило связать полуостров с единой энергетической системой РФ.

В соответствии с федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» в энергокомплексе Крыма предполагается устранить сетевые ограничения, создать собственную генерацию и обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение. В инженерном комплексе планируется профинансировать мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления.

Критическая ситуация возникла также в сфере обеспечения Крыма водными ресурсами, наиболее остро это проявилось в восточных районах полуострова, где практически нет ни поверхностных, ни подземных вод. Для водообеспече-ния восточных районов Крыма был сооружен водоотвод из Нижнегорского водохранилища протяженностью 200 км. В итоге вода из Нижнегорска стала поступать в Северо-Крымский канал, а далее — по существующему водоотводу в восточную часть Крыма.

Кроме того, в Крыму наблюдается рост уровня загрязнения поверхностных и подземных вод, что влияет на ухудшение качества питьевой воды. Практиче-

ски во всех населенных пунктах существуют проблемы с отведением и очисткой сточных вод: около половины очистных сооружений сбрасывают сточные воды в природные водоемы.

Развитие социальной сферы в Крыму сосредоточено на реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения. До 2014 г. на территории полуострова функционировало 175 объектов здравоохранения (больниц, поликлиник и др.). Инвентаризация показала, что в этих учреждениях долгое время не обновлялась материально-техническая база: основные фонды оказались изношенными на 70 %. С весны 2014 г. в Крыму и Севастополе действовали программы модернизации здравоохранения, нацеленные на проведение капитального ремонта в 18 медучреждениях. Крым и Севастополь вошли в систему ОМС.

На начало 2014 г. в Крыму проживало около 700 тыс. пенсионеров, которые получают пенсии, пересчитанные в соответствии с российским законодательством. Право на материнский капитал имеют более 100 тыс. семей полуострова.

Крым и Севастополь вошли во все российские программы, включающие обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, и программы в сфере ЖКХ. В течение 2015 г. Крым перешел на российский формат управления многоквартирными домами; местное законодательство было адаптировано к российским нормам.

В мае 2014 г. в Крыму началась реформа системы образования. Республика перешла на российские стандарты образования. Перед этим все учителя региона прошли переподготовку, а в школы Крыма поступили российские учебники. В 2014 и 2015 гг. для крымских выпускников были выделены дополнительные бюджетные места в российских вузах, абитуриенты из Крыма проходили вне конкурса.

Единый государственный экзамен не является в Крыму обязательным для поступления в вузы. Для тех выпускников средних школ, которые изъявили желание сдать ЕГЭ, в 2014 г. были организованы пять пунктов сдачи: три — в Симферополе, по одному — в Евпатории и Ялте. При осуществлении контроля за деятельностью данных пунктов была обнаружена неожиданная тенденция: министерство выявило на территории Крыма около 200 «ЕГЭ-туристов» из других регионов Российской Федерации — учащихся выпускных классов и окончивших школу в предыдущие годы, кто прибыл в Крым после 1 марта 2014 г. Некоторые из них приехали в Крым вместе с родителями, чтобы жить, учиться и работать, но основное количество рассчитывает на упрощенную процедуру сдачи экзамена. По информации Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, такие абитуриенты будут определены в единые пункты сдачи ЕГЭ, где будет вестись онлайн-наблюдение напрямую из Рособрнадзо-ра РФ.

В системе высшего образования наиболее важные события связаны с объединением нескольких высших учебных заведений, в результате которого были созданы Севастопольский государственный университет и Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. Наиболее сложно развивалась ситуация в Крымском медицинском институте, сотрудники которого выражали

коллективное недовольство включением медицинского вуза в Крымский федеральный университет.

Особый ряд проблем характерен для деятельности правоохранительных органов. До воссоединения Крыма с Россией охраной общественного порядка и борьбой с преступностью на полуострове занималось главное управление МВД Украины в Автономной Республике. В марте 2014 г. в Крыму были созданы российские органы правопорядка — министерство внутренних дел Республики Крым и управление МВД РФ по Севастополю. Они вошли в структуру МВД России. В соответствии с российским законодательством из состава МВД Крыма были выведены подразделения миграционной службы и службы исполнения наказаний. На данный момент и в Республике Крым, и в городе Севастополь подразделения МВД укомплектованы полностью. В состав крымского ведомства также вошел региональный батальон отряда милиции особого назначения «Беркут», ранее относившийся к структуре МВД Украины. В мае 2014 г. на пост прокурора Республики Крым была назначена Наталья Поклонская. Прокурором Севастополя стал Игорь Шевченко. Согласно статистическим данным правоохранительных органов в 2014 г. уровень преступности в Крымском федеральном округе упал почти на 44 % по сравнению с 2013 г.

В религиозной сфере крымского сообщества также произошли изменения. На начало 2014 г на территории АРК действовали 2083 религиозные организации, из которых 1409 имели статус юридического лица и 674 пользовались правом религиозной деятельности без государственной регистрации. В городе Севастополь были зарегистрированы 137 религиозных организаций. После воссоединения Крыма с Россией религиозные общины получили возможность перерегистрироваться в соответствии с российским законодательством. Тем не менее некоторые религиозные общины не изъявили желания пройти регистрацию и в результате прекратили свою работу на полуострове. В частности, 16 марта 2014 г. Крым покинул священник Украинской греко-католической церкви Николай Квич, который был задержан представителями правоохранительных органов и обвинен в экстремизме. На протяжении марта 2014 г. наблюдался выезд из Крыма священников Украинской греко-католической церкви, а также Римско-католической церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата. В частности, римско-католический приход в Симферополе покинул его настоятель о. Петр Росохацкий, гражданин Польши, работавший в Крыму на протяжении последних пяти лет.

Формально прекратила свое существование в Крыму религиозная организация Хизб ут-Тахрир, запрещенная российским законодательством. Однако нельзя утверждать, что влияние этой организации на крымских мусульман прекратилось, особенно в сельской местности и молодежной среде (Сенюшкина, 2014, с. 190).

На основе анализа рассмотренных процессов сформулируем выводы.

Главное содержание наблюдающихся в Крыму этнополитических процессов связано с фактом воссоединения Крыма с Россией и интеграцией местного сообщества в российское политическое, правовое и социально-экономическое пространство. Оценивая состояние этнополитической ситуации в Крыму на современном этапе, отметим общую тенденцию деполитизации этнического

фактора, что может служить основой для благополучного и устойчивого с экономической и политической точки зрения развития региона в будущем. При этом решающую роль будет играть эффективность и результативность государственной национальной политики как на федеральном, так и на местном уровне, включая превентивную деятельность, направленную на предупреждение этнических и религиозных конфликтов.

Несмотря на то что большинство жителей Крыма и города Севастополя поддержали российский вектор развития Крыма и выразили свою поддержку этому решению на референдуме 16 марта 2014 г., в местном сообществе наблюдались конфликтные ситуации, связанные с наличием противоположных мнений относительно будущего Крыма. В частности, в среде крымских татар произошло разделение на сторонников и противников воссоединения Крыма с Россией, в результате чего этноконфликтный потенциал Крыма приобрел новое звучание. При этом необходимо подчеркнуть, что крымские татары за годы репатриации уже получили доступ к ключевым ресурсам полуострова, включая самый ценный ресурс — землю на Южном и Юго-Восточном берегу Крыма. Кроме того, реальный социальный и экономический статус крымских татар в действительности выше, чем официально декларируемый. Проблемы в сфере образования и культуры крымских татар в основном решаются, а их актуализация в предыдущие годы носила манипулятивный характер. В этих условиях открытое и длительное противостояние с политическим курсом, который поддерживает большинство населения полуострова, означает для многих представителей среднего класса и крымскотатарской элиты прямой экономический и политический ущерб, которого они будут пытаться избежать.

В случае заметного улучшения экономической и социальной ситуации в Крыму политический контекст внутреннего противостояния в среде крымских татар отойдет на второй план, а степень влияния Меджлиса будет постепенно снижаться, при условии что альтернативные политические силы будут консолидированы и приобретут авторитет у большинства крымских татар. В целом позитивно оценивая перспективы этнополитического развития Крыма, не следует исключать возможность эскалации этнического конфликта в Крыму в результате внешнего воздействия с использованием исламского фактора при задействовании международных сетевых структур, которые уже имеют своих представителей на полуострове.

В связи с этим органы государственной власти должны уделять особое внимание распространению влияния на крымских мусульман нетрадиционных исламских течений, таких как ваххабизм, «Братья-мусульмане», а также партия «Хизб ут-Тахрир», которая после вхождения Крыма в состав РФ оказалась вне правового поля в результате вступления в силу российского законодательства; несмотря на это, данное религиозное течение не утратило влияния на своих сторонников (преимущественно в сельском и молодежном сегменте). При анализе этноконфессиональной ситуации в Крыму необходимо уделять особое внимание распространению идей запрещенного на территории РФ Исламского государства (ИГИЛ) среди крымских мусульман, а также наличию в местном сообществе людей с опытом боевых действий в горячих точках.

Основные риски и угрозы для этнополитического развития крымского общества обусловлены состоянием и возможностями использования в геополитических целях внутреннего конфликтного потенциала, который требует неотложной разработки и применения механизмов управления этноконфессиональными конфликтами. Среди подобных механизмов — система информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений, создание системы государственного и общественного контроля за разжиганием ненависти и вражды в информационном пространстве, использование системы образования и воспитания для формирования межэтнического и межконфессионального доверия.

Литература

Вице-премьер: энергоблокада Крыма провалилась. URL: http://ria.ru/society/20151202/ 1334658842.html (дата обращения: 14.12.2015).

Григорьев М. С., Ковитиди О. Ф. Крым: история возвращения. М.: Кучково поле, 2014. 400 с.

Итоги переписи населения в Республике Крым. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/crimea/resources/1f72198049859f4b9205f22d12c3261 e/pub-04-01 .pdf (дата обращения: 16.11.2015).

Результаты референдума в Крыму. URL: http://oncrimea.ru/ru/news/politics/results-of-referendum-2014.html (дата обращения: 10.05.2015).

Сенюшкина Т. А. Анализ социально-политических процессов в Крыму // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2014 г. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / ред. В. А. Тишков, В. В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 104-114

Сенюшкина Т. А. Цивилизационная идентичность как фактор крымского выбора // Проблема суверенности современной России: матер. Всерос. науч.-общ. конф., 6 июня 2014 г, г Москва / Центр научной политической мысли и идеологии. М.: Наука и политика, 2014. С. 182-191.

Сенюшкина Т. А. Этнополитическая ситуация в Крыму: анализ, прогноз, тенденции // Вопросы развития Крыма. Вып. 16. Крымское региональное сообщество: генезис, современное состояние, перспективы. Симферополь: СОНАТ, 2012. С. 373-379.

Cенюшкина Татьяна Александровна — профессор, доктор политических наук, кандидат

философских наук; tsenyushkina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 15 декабря 2014 г.;

рекомендована в печать: 3 сентября 2015 г.

Для цитирования: Сенюшкина Т. А. Воссоединение Крыма с Россией как этнополитиче-ский процесс // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11, № 4. С. 75-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CRIMEA AND RUSSIA REUNION AS ETHNO-POLITICAL PROCESS Tatiana A. Senyushkina

Crimean federal V. I. Vernadsky university, Taurida academy, Vernadsky avenu, 4, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, 295007; tsenyushkina@yandex.ru

The ethno-political processes in the reunification of the Crimea with Russia and integration of local community in the Russian socio-economic and politico-legal space are analyzed in the article. The reunification of Crimea with Russia is considering as a cultural, historical and political precedent.

The peculiarities of politico-legal and socio-economic development of Crimea are revealed in the context of its influence on ethnopolitical processes. The processes associated with the reformation of governments and changes in public administration in the Republic of Crimea are analyzed. The peculiarities of the constitutional process, the activities of public organizations and mass media, interethnic and interfaith relations was revealed in the article. The influence of the all-Crimean referendum on 16 March 2014 on the interethnic relations in Crimea are analyzed also as the reaction of the representatives of the Crimean Tatar ethnic group on the reunification of the Crimea with Russia. The internal conflict among Crimean Tatars associated with the competition of political ideas about the future of Crimea have reviewed. Peculiarities of activity of bodies of state power and local self-government in conditions of adaptation of Crimea to Russian national policy was revealed. The prospects of ethnopolitical development of the Crimea also as potential risks and threats associated with the possible radicalization of Islam in the region have analyzed.

Keywords: ethno-political process, national politics, the reunification of the Crimea with Russia, ethnoconflicts potential of the Crimea, ethnological monitoring, the Islamic factor, ethnic and political risks.

References

Vice-prem'er: jenergoblokada Kryma provalilas' [The Vice Premier: energy blockade of the Crimea fell]. Available at: http://ria.ru/society/20151202/1334658842.html (accessed: 14.12.2015).

Grigor'ev M. S., Kovitidi O. F. Krym: istorija vozvrashhenija [Crimea: the history of return]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2014, 400 p. (In Russian)

Itogi perepisi naselenija v Respublike Krym [The results of the population census in the Republic of Crimea]. Available at: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/res ources/1f72198049859f4b9205f22d12c3261e/pub-04-01.pdf (accessed: 16.11.2015).

Rezul'taty referenduma v Krymu [The results of the referendum in Crimea]. Available at: http://oncrimea.ru/ru/news/politics/results-of-referendum-2014.html (accessed: 10.05.2015). (In Russian)

Senyushkina T. A. Analiz social'no-politicheskih processov v Krymu [Analysis of the sociopolitical processes in the Crimea]. Jetnopoliticheskaja situacija v Rossii i sopredel'nyh gosudarstvah v 2014 g. Ezhegodnyj doklad Seti jetnologicheskogo monitoringa i rannego preduprezhdenija konfliktov [Ethnopolitical situation in Russia and the Neighbouring States in 2014. The annual report of the Network of Ethnic Monitoring and Early Warning Conflict]. Eds V. A. Tishkov, V. V. Stepanov. Moscow, IEA Publ., 2015, pp. 104-114. (In Russian)

Senyushkina T. A. Civilizacionnaja identichnost' kak faktor krymskogo vybora [Civilizational identity as a factor of the Crimean choice]. Problema suverennosti sovremennoj Rossii: mat-ly Vseros. nauch.-obshh. konf., 6 ijunja 2014 g., g. Moskva [The problem of the sovereignty of the modern Russia. Conf. Proceedings, June 6, 2014, Moscow]. Science Center of political thought and ideology. Moscow, Science and Politics Publ., 2014, pp. 182-191. (In Russian)

Senyushkina T. A. Jetnopoliticheskaja situacija v Krymu: analiz, prognoz, tendencii [Ethnopolitical situation in Crimea: analysis, forecasting, trends]. Voprosy razvitija Kryma. Vyp. 16. Krymskoe regional'noe soobshhestvo: genezis, sovremennoe sostojanie, perspektivy [Problems of development of the Crimea. Issue 16. Crimean regional community: genesis, current status and prospects]. Simferopol, Sonat Publ., 2012, pp. 373-379. (In Russian)

For citation: Senyushkina T. A. Crimea and Russia reunion as ethno-political process. Political expertise: POLITEX, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 75-91.

ЛОЛИШЭКС- 2015. Том 11, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.