Научная статья на тему 'Сложносоставной конфликт в Крыму: внутрирегиональные факторы и стратегии субъектов политики'

Сложносоставной конфликт в Крыму: внутрирегиональные факторы и стратегии субъектов политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
798
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОСОСТАВНОЙ КОНФЛИКТ / A COMPLEX-COMPOUND CONFLICT / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СОВРЕМЕННЫЙ КРЫМ / CONTEMPORARY CRIMEA / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / INTRAREGIONAL FACTORS / СУБЪЕКТЫ / СТРАТЕГИИ / STRATEGIES / ACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

Статья посвящена установлению типа политического конфликта в современном Крыму, его внутрирегиональных факторов, стратегий субъектов. Установлен тип сложносоставного конфликта в Крыму. Доказана гипотеза, согласно которой Крым является многосоставным, глубоко разделённым сообществом, но этнические, лингвистические и религиозные размежевания отчасти компенсируют друг друга. Определены политические, этнические и конфессиональные субъекты конфликта в регионе, их стратегии активности. Установлены формы и практики коммуникации между этнополитическими движениями русских, крымских татар и украинцев в современном Крыму. Аргументировано преобладание конвенционального типа коммуникации между участниками конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex-Compound Conflict in Contemporary Crimea: Typology, Intraregional Factors, Strategies of Political Subjects

Article is devoted to the establishment of the type of political conflict in modern Crimea, its intraregional factors, strategies of its subjects. Set of a complex-compound conflict in Crimea. Proved the hypothesis that the Crimea is a plural, deeply divided community, but ethnic, linguistic and religious cleavages partly compensate each other. Defined political, ethnic and religious conflict’ actors in the region, their strategies of activity. Established forms and practices of communication between the ethnopolitical movements of Russian, Crimean Tatars and Ukrainians in contemporary Crimea. Argued predominance of conventional type of communication between the participants of the conflict.

Текст научной работы на тему «Сложносоставной конфликт в Крыму: внутрирегиональные факторы и стратегии субъектов политики»

УДК 323

А. В. Баранов

СЛОЖНОСОСТАВНОЙ КОНФЛИКТ В КРЫМУ: ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена установлению типа политического конфликта в современном Крыму, его внутрирегиональных факторов, стратегий субъектов. Установлен тип сложносоставно-го конфликта в Крыму. Доказана гипотеза, согласно которой Крым является многосоставным, глубоко разделённым сообществом, но этнические, лингвистические и религиозные размежевания отчасти компенсируют друг друга. Определены политические, этнические и конфессиональные субъекты конфликта в регионе, их стратегии активности. Установлены формы и практики коммуникации между этнополитическими движениями русских, крымских татар и украинцев в современном Крыму. Аргументировано преобладание конвенционального типа коммуникации между участниками конфликта.

Ключевые слова: сложносоставной конфликт, типология, современный Крым, внутрирегиональные факторы, субъекты, стратегии.

Крым всегда был полиэтничным и многоконфессиональным. Ни одна из его этнических групп не является автохтонной. Сложились устойчивые сообщества: русские, украинцы и крымские татары, противоположно представляющие своё политическое будущее. Часто менялся политический статус региона. В 1991 г. вследствие референдума провозглашена автономная республика в составе Украины. Началась репатриация репрессированных народов. В 1992-1995 гг. Крым обладал де-факто статусом субъекта Федерации, его конституция объявила русский язык официальным. Президент Республики Крым Ю. А. Мешков ориентировался на Россию, что вызвало острый конфликт с Украиной, завершившийся в 1998 г. сменой конституции Крыма и урезанием автономии. Россия по межгосударственному договору 1997 г. признала Крым частью Украины, хотя сохраняется конфликт из-за делимитации Керченского пролива и базирования Черноморского флота РФ.

Институциональный фактор конфликта заключается в том, что, статусы 27 регионов Украины асимметричны и слабы. С 1998 г. Крым разделен на две административные единицы: Автономную Республику Крым (АРК) и город центрального подчинения Севастополь, чтобы ослабить русский ирредентизм (в Севастополе процент русских выше, чем в АРК). Главы администраций регионов назначаются Президентом Украины и ему лояльны. Импичмент губернатора депутатами Верховного Совета АРК затруднен.

Итоги общегосударственных парламентских выборов 2012 г. доказали, что сохраняется преобладание пророссийских партий в Крыму. По всей Украине Партия регионов набрала 30%, а в АРК — 52,3% и Севастополе — 46,9%; Коммунистическая партия Украины — 13,2% в стране, 19,4% — в АРК и 29,5% —

© А. В. Баранов, 2013

в Севастополе. Напротив, партия «Свобода» получила 10,5% во всей Украине, а в АРК — 1,0% и Севастополе — 1,4%. «Батькивщина» набрала по стране 25,6%, а в Крыму — 13,1% и Севастополе — 5,9% (Украина-2012..., 2012, с. 160-161). Но партии непоследовательно выражают интересы избирателей, что создает благоприятные условия роста радикальных этнополитических движений.

Важный фактор — взаимоусиление этнической и религиозной идентичности. По переписи 2001 г, русские составляли 60,2% населения АРК и Севастополя, украинцы — 23,9%, крымские татары — 10,2%. 97,8% татар считают себя мусульманами, 85,1% украинцев и 84,9% русских — православными (Иванов, http://www.stoletie.ru/geopolitica/_poluostrov_razdora_851 .Мт#соттеп^. Темпы религиозного «возрождения» в Крыму значительно выше, чем по стране. Если в 1990 г Крым занимал среди регионов 27-е место по числу религиозных организаций, то в 2007 г — 8-е (Сеть религиозных организаций АРК., http://www. comrelig.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=1&tck=0&1=&art=34). По сведениям Республиканского комитета АРК по делам религий, к 2008 г. зарегистрировано 1339 религиозных организаций, относящих себя к 48 конфессиям. Из них 42,7% — организации Украинской Православной Церкви (УПЦ). В Крыму УПЦ Московского патриархата имеет 509 организаций, а УПЦ Киевского патриархата — 40. На втором месте мусульманские организации — 28,8% (по Украине — 4%). Они координируются Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК). С 1997 г. в АРК работает и Всеукраинская Ассоциация общественных организаций «Альраид». Действуют без регистрации свыше 600 исламских объединений. Третье место занимают протестантские организации — 23% наименований. Малочисленными объединениями представлены иудаизм, Армянская Апостольская Церковь, караимы и др. (О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации., http://old.crimea-portal.gov.ua/index.php?v=13&tek=13&art=9983&f=fr).

Ключевым вопросом «повестки дня» конфликта выступает проблема политического статуса АРК и Севастополя. Спектр требований русских организаций — от повышения уровня автономии до федерализации и, в радикальном варианте, присоединения Крыма к России. Напротив, татарские объединения стремятся к государственности «коренного народа», идеализируя опыт Крымского ханства и Крымской АССР. Тактически интересы татарских и украинских организаций совпадают в ослаблении русского движения.

Русские этнополитические движения Крыма, несмотря на массовую социальную базу, мало представлены в правящих элитах. Они ослаблены расколами и мелочными амбициями лидеров. Признаны органами власти РФ: Русская община Крыма, движение «Русское единство», Крымская республиканская общественная организация «Таврический союз», Конгресс русских общин Крыма — Русский фронт Сергея Шувайникова — общественно-политическое движение «Русский Крым», общественная организация «Мы — русские», Русское движение Крыма, Русский блок Крыма, Союз российских землячеств Крыма (Филатов, http://r-u.org.ua/analit/vk/4235-news.html).

Новым явлением в ответ на самозахват земель татарами стало усиление казачества, ранее слабого в регионе. Действуют Совет атаманов Крыма и Крымский казачий союз, которые самовольно разрушают незаконные постройки татар, ох-

раняют христианские храмы и символы, земельные владения. Совет атаманов Крыма (атаманы С. Палочкин и С. Юрченко) на выборах 2010 г. в местные органы власти поддержал партию «Русское единство» (Семёнов, 2012, с. 272-294).

Занимает сепаратистские позиции Народный фронт «Севастополь — Крым — Россия». Он именует органы власти «оккупационными», резко критикует РФ за отсутствие поддержки (В Крыму готовится ещё одна депортация инакомыслящего..., http://www.freetavrida.org/?paged=3). Движение «Русский Крым» и организация «Мы — русские» не желают участвовать в коалициях. Самая многочисленная и активная организация — Русская община Крыма не представлена с 2010 г. в Президиуме Крымского Координационного совета организаций российских соотечественников под председательством В. Черкашина (Филатов, 2012).

В Крыму исторически сложилась сложносоставная идентичность русских. Её разделяют не только русские по происхождению, но и многие украинцы, белорусы, евреи, греки, поволжские татары и др. Для них русские исторические символы и язык общения более привлекательны, чем государственные украинские. По переписи 2001 г., повседневно используют в быту русский язык 97-98% жителей АРК и Севастополя (Всеукраинская перепись населения., Ийр://2001. ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/). Это значительно больше, чем удельный вес русских в населении региона. Половина крымских украинцев имеет те же политические ориентации, что и русские. Доля тех, кто жёстко противопоставляет себя «русскому миру», в Крыму мизерна. Этнические размежевания в Крыму не совпадают с политико-идеологическими.

Страх в восприятии крымчан вызывает межэтнический конфликт. Об этом свидетельствуют итоги анкетного опроса Центра им. Разумкова. В 2011 г. 4,6% респондентов в числе наиболее важных проблем отметили напряженные межэтнические отношения (в 2008 г. — 16,4%). Среди русских в 2011 г. таких 3,1%, а среди крымских татар — 14,7%. 76% опрошенных не ощущали себя защищенными от столкновений на межэтнической почве. В Севастополе наличие страхов признали 88,6% (Кузьмин, http://hvylya.org/analytics/politics/v-chem-sila-brat-prichina-impotentsii-russkih-natsionalnyh-dvizhenij-v-krymu.html). Российская Федерация не стремится радикализировать русские движения Крыма, а прагматически использует их для давления на Украину по вопросам участия в Таможенном союзе, цен на энергоносители и т. д. (Паин, Простаков, 2011, с. 43-47).

Важный фактор конфликта — выбор языковой политики. Летом 2012 г. принят Закон Украины «Об основах государственной языковой политики», предоставивший языкам статус региональных в местностях, где их носители насчитывают больше 10% населения (Закон Украины., http://www.rada.crimea.ua/bases-of-activity/zakon-o-yazikah). Он одобрен Верховным Советом Крыма и основными политическими акторами. Однако сторонники унитаризма настаивают на монопольном статусе украинского языка как государственного.

Сведения Министерства образования и науки Украины за 2010/2011 учебный год показывают преобладание русского языка в Крыму на всех уровнях обучения (Осуществление языковой политики в сфере образования, 2011, с. 185-192). На уровне дошкольного образования русский язык в АРК изучали 46#934 ребенка,

а украинский — 1693. В средних школах учились на русском языке как основном 148#452 школьника, на украинском — 13#609. В вузах на русском языке обучались 47 тыс. студентов, а на украинском — 8515. Крымскотатарский язык изучается только студентами — востоковедами, теологами и историками Таврического национального университета, слушателями исламских учебных заведений.

Важны материалы исследований, проведённых Институтом ПАТРИР в 20102011 гг Интервью редакторов СМИ (телеканалов, газет, интернет-ресурсов, информационных агентств) показали различие позиций полиэтничных и моно-этничных СМИ (Куц, Муратова, 2011). Руководители полиэтничных медиа поддерживают трилингвизм и воспринимают проблему как техническую. Напротив, редакторы моноэтничных медиа воспринимают трёхъязычие политически. Наиболее критично настроены руководители русской прессы, видящие в реформе попытку ослабления своего влияния.

Фокус-группы и интервью с представителями этнических групп доказали, что языковая политика воспринимается как форма властных отношений (Брунова-Калисецкая, Духнич, 2011, с. 152-154). Функции родного языка в каждой из групп различаются. Русские и татары расценивают свой язык как ресурс политического влияния и равноправия, ориентированы на зарубежные центры культуры. Для украинцев родной язык — средство поддержания идентичности, интеграции в государство. Представителями всех народов русский язык в Крыму оценивается как язык межэтнического общения, бизнеса, вхождения в глобализацию. Украинский язык — государственный, но в АРК он малоупотребительный. Крымскотатарский язык положительно оценивается только в роли средства общения его носителей. Меры введения крымскотатарского языка в сферу управления, бизнеса и СМИ вызывает у русских и украинцев негативные ассоциации с «историческим реваншизмом», исламизацией и сепаратизмом.

На конфликт влияет локализованность расселения народов, обостряющая конкуренцию за экономические ресурсы. 245,9 тыс. крымских татар репатриировались в основном в степные и предгорные районы Крыма. Там удельный вес татар — от 20 до 34%, а в Севастополе и Ялте — по 0,7% на жителя (Шевчук, Швец, 2010, с. 73). Хотя число сёл с компактным проживанием татар восстановлено, активизируются самозахваты земель. Они идут в основном на Южном берегу Крыма, где татарская община малочисленна. По данным Республиканского комитета земельных отношений АРК, на 2005 г репатрианты наделены индивидуальными участками на 113% нормы, а остальные жители — на 50% (Мащен-ко, 2006). Создан фонд земельных участков, используемый для перепродажи, слабо регулируемый законами. С ноября 2012 г. конфликт активизировался, поводом стал снос русскими активистами самовольных построек татар вблизи с. Молодежное (Афанасьев, http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/12/07/zakon_ odin_dlya_vseh_samozahvatov_zemli_v_krymu_byt_ne_dolzhno/).

Мусульманские общины поддерживают требования ликвидировать поклонные кресты на въезде в населенные пункты, в ряде случаев их активисты разрушают христианские символы при попустительстве властей. Наибольший резонанс получило разрушение креста близ Феодосии в июне 2011 г. В восточных районах Крыма, где наиболее активно идет «крестоповал», русские реагируют

на бездействие чиновников, создавая казачьи дружины. Они проводят «славянские антипикеты» в Судаке, в Новом Свете, Партените, чтобы предотвратить захваты земель и строительство палаточных городков татар. В Феодосии «крестоповал» вызвал противодействие казачьих дружин и массовую драку. Задержаниям подверглись только казаки, ответившие на провокацию, а не её виновники (Никифоров, http://www.regnum.ru/news/polit/1422195.html). Другой метод — борьба против возведения и восстановления культовых зданий. Милли Меджлис и ДУМК претендовали на земли Успенского монастыря под Бахчисараем. Меджлис аргументировал протест против восстановления православных соборов тем, что они строятся на месте исламских святынь (с. Голубинка Бахчисарайского района, 2006 г.). Комиссия с участием конфессий нашла выход в переносе храма, а на спорном участке возвели «памятник Согласию» (Швец, 2008, с. 76-78). В ноябре 2012 г. совершен провокационный поджог строящейся соборной мечети в Симферополе (Ивженко, 2012).

Внутриконфессиональный аспект конфликта проявляется в противоречиях между исламскими организациями. Их радикализация началась с середины 1990-х годов, когда в Крыму проходили лечение сепаратисты из Чечни. Ядро экстремистов составляла организованная преступная группировка «Имдат», в 1995 г. организовавшая массовые беспорядки в районе Судака. Группа продолжает нелегально действовать (Цыкуренко, 2004, с. 177-178). В конце 1990-х годов под влиянием Саудовской Аравии окрепла сеть независимых от ДУМК сообществ во главе с молодыми имамами, получившими образование за рубежом. Полулегально действует партия «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия», призывающая к созданию всемирного халифата. Она распространяет призывы радикального содержания. ДУМК сместило с постов 8 имамов-радикалов и отчислило из медресе 11 слушателей, что привело к открытым конфликтам (2005 г.). По мнению М. Джемилева, в Крыму в 2007 г было 500-600 ваххабитов. Газета «Сегодня» оценивала их численность в несколько тысяч (Temnenko, 2008, р. 175). Муфтий мусульман Крыма Э. Аблаев недоволен позицией органов власти, заявляя, что они «дали зеленый свет» исламистам и «ставят палки в колеса институциям традиционного ислама» (Корыэвський, 2010, с. 210). В 2009 г Служба безопасности Украины пресекла деятельность группировки «Ат Такфир валь Хиджра», готовившей теракты. Активизация партии «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия» идет с осени 2012 г. в форме массовых митингов и пикетов. Так, митинг против фильма «Невинность мусульман» в Симферополе охранялся тренированными молодыми людьми, участники открыто демонстрировали экстремистскую символику (В Симферополе исламисты провели митинг.., http://www.0654.com.ua/ article/196690).

Баланс между религиозным экстремизмом и секулярным национализмом шаткий. К радикальному крылу относится партия «Адалет» (лидеры — С. Керимов и Ф. Кубединов), формировавшая отряды «национальной самообороны» и связанная с турецкими группировками «Серые волки» и «Нурджулар» (Велеш-ко, 2007, с. 137; Рябцев, 2008, с. 53-55, 142).

Умеренное течение представлено Национальным движением крымских татар (лидер — В. Абдураимов), партией «Милли фирка» (лидер — Р. Аблаев). Но

и они поддерживают проект постепенного мирного создания татарской государственности. Конфликт группировок резко активизировался с 2011 r. («Поколение Крым»., http://www.nr2.ru/crimea/359545.html). Замена Джемилева на Р. Чуба-рова состоялась в октябре 2013 г, что может радикализировать Меджлис.

Декларируемый татарскими организациями статус противоречит законодательству Украины и АРК (Швец, 2007; Маковская, 2012, с. 181-182). Так, «Положение о Меджлисе крымскотатарского народа» и «Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа» 1992 г. представляют политическое самоопределение как реализацию права на создание национального суверенного государства (Положение о Меджлисе крымскотатарского народа, http:// cidct.org.ua/polozhenie-o-medzhlise-kryimskotatarskogo-naroda-2/). Председатель Милли Меджлиса М. Джемилев считал представительный орган движения — Курултай законодательным органом. Меджлис имеет службу безопасности, намерен собирать налоги для формирования «национального бюджета». (Члены Меджлиса., http://www.interfax.com.ua/rus/main/46980/). Это — проект сепаратистской государственности.

Законы Украины не предусматривают коллективных прав на территориальную автономию по этническому признаку, преимуществ «коренного народа». Представительство интересов татар обеспечивается путем квот в Верховной Раде АРК, ее комиссиях и совещательных органах (с 1994 г); в Совете министров АРК (с 2002 г.). По итогам местных выборов 2010 г., татарские организации представлены 5% депутатов Верховного Совета АРК и 13,1% депутатов районного уровня (Крымская политика., http://www.bigyalta.com.ua/image-397). В органах исполнительной власти Крыма, по заявлению председателя Совета министров АРК, татар в 2010 г. более 7% (В органах власти Крыма., http://re-gioncrimea.pp.ua/2010/05/18/v-organax-vlasti-kryma-rabotaet-svyshe-7-krymskix-tatar-%e2%80%93-informaciya-vasiliya-dzharty/). Но с 2005 г. понижен статус Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины. 11 из 19 членов органа не поддержаны Меджлисом, члены которого бойкотировали заседания Совета (Указ Президента Украины., http://www.president.gov. ua/ru/documents/12259.html), т. е., правящие элиты обеспечивают контролируемое представительство татар в органах власти.

Насколько конфликт влияет на общественное мнение Крыма? Исследование, проведенное Центром им. А. Разумкова в АРК и Севастополе (октябрь-ноябрь 2008 г., n = 6891, все этнические группы), доказало, что на первое место среди причин конфессиональных конфликтов крымчане ставят политические и национальные противоречия (26,2%), столкновение экономических интересов (25,2%). Производными выглядят религиозный фанатизм и нетерпимость (10,3% ответов), предвзятое отношение власти к различным религиозным организациям (8,5%). Ответственность за конфессиональные конфликты респонденты возлагают на представителей зарубежных политических и общественных структур (2,68 балла из 5), зарубежные религиозные центры (2,47), рядовых участников конфликтов (2,14), руководителей религиозных организаций Крыма (2,13), органы власти АРК (2,06) и Украины (2,02) (Суспiльно-полiтичнi., http:// www.razumkov.org.ua/ukr/project.php news_id=122). Готовность лично участво-

вать в конфликтах, тем более в насильственных формах, низка. Но сформировался устойчивый конфликт идентичностей. По опросу, проведенному Украинским независимым центром политических исследований в 2007 г, 24,7% татарской молодежи 17-36 лет уверены в том, что наилучшее будущее — независимое государство крымских татар. Через 20 лет считают такой статус реальным 50% (Тищенко, Халилов, Капуспн, 2008, с. 76). Опрос татар, проведенный социологами Таврического национального университета (выборка 600 человек, ноябрь-декабрь 2008 г.), выявил поддержку сотрудничества конфессий, если оно не нарушает религиозные нормы и чувства (74%). Уровень критики государства не связан с уровнем религиозности. Но 1/3 опрошенных не осуждает «нетрадиционные» течения в исламе, что конфликтогенно (Муратова, 2009, с. 30-32, 39-45).

Подведя итоги, можно сказать, что в Крыму развивается не ряд этнических и конфессиональных конфликтов «по горизонтали» между группами населения, а сложносоставной блоковый конфликт. В нем активную роль играют органы государственной власти, партии и этнополитические движения Украины и региона. Одновременно развиваются внутренние конфликты в религиозных сообществах мусульман и православных. Крым является многосоставным, глубоко разделённым сообществом, но этнические, лингвистические и религиозные размежевания отчасти компенсируют друг друга, а их несовпадение отчасти сдерживает эскалацию конфликта. Ведущими субъектами конфликта в Крыму являются политические партии, органы власти общегосударственного и регионального уровней. Их политические стратегии предполагают поэтапное ослабление ресурсной базы конкурентов, достижение своего доминирования в экономическом и информационном пространстве. Повестка дня конфликта включает в себя такие приоритетные темы, как политический статус Крыма, этническое и религиозное равноправие, многоязычие, представительство в органах власти и местного самоуправления, земельная политика. Преобладают практики избегания конфликта и его вербализации. Преобладающими формами коммуникации между движениями русских, крымских татар и украинцев в Крыму выступают: прямые формы давления на власть (демонстрации, митинги, пикеты); лоббирование интересов через региональные и местные органы власти; дискуссии в этнически ангажированных СМИ. В Крыму конфликт преимущественно латентен по формам выражения, «отложен на будущее». Но радикально-исламистский проект способен дестабилизировать баланс этноконфессиональных интересов. С конца 2000-х годов учащаются факты насилия («крестоповал», поджоги культовых зданий, столкновения из-за земли). Эффективное регулирование конфликта станет возможным на основе политики интеграции этнических и конфессиональных групп в секулярное государство, строительства механизмов консоциативной демократии в многосоставном обществе.

Литература

Афанасьев В. Закон один для всех: самозахватов земли в Крыму быть не должно // http:// ruskline.ru/monitoring_smi/2012/12/07/zakon_odin_dlya_vseh_samozahvatov_zemli_v_krymu_ byt_ne_dolzhno/ (Afanasiev V. One law for all: squatting land in the Crimea should not be // http://

ruskline.ru/monitoring_smi/2012/12/07/zakon_odin_dlya_vseh_samozahvatov_zemli_v_krymu_byt_ ne_dolzhno/).

Брунова-Калисецкая И., Духнич О. Психологические образы языково-культурных угроз в восприятии городских жителей Крыма // Крымский политический диалог 2010. М.: Институт ПАТРИР, 2011. С. 114-156 (Brunova-Kalisetskaya I., Duhnich O. Psychological images by linguistic-cultural threats in perceptions of Crimean urban residents // Crimean political dialogue 2010. Moscow: Institute PATRIR, 2011. P. 114-156).

В органах власти Крыма работает свыше 7% крымских татар — информация Василия Джар-ты // http://regioncrimea.pp.ua/2010/05/18/v-organax-vlasti-kryma-rabotaet-svyshe-7-krymskix-tatar-%e2%80%93-informaciya-vasiliya-dzharty/ (In Crimean power organs employs more than 7% of Crimean Tatars — information by Vasiliy Dzharty // http://regioncrimea.pp.ua/2010/05/18/v-orga-nax-vlasti-kryma-rabotaet-svyshe-7-krymskix-tatar-%e2%80%93-informaciya-vasiliya-dzharty/).

В Симферополе исламисты провели митинг против «Невинности мусульман» // http:// www.0654.com.ua/article/196690 (In Simferopol the islamists staged a meating against «Innocence of Muslims» // http://www.0654.com.ua/article/196690).

Велешко Е. Н. Влияние виктимных факторов на политическое поведение крымскотатарских репатриантов: дис. ... канд. полит. наук. Симферополь, 2007. 305 с. (Veleshko E. N. Influence of victime factors on Crimean Tatar returnees' political behavior: dis. ... cand. polit. sciences. Simferopol, 2007. 305 p.).

Всеукраинская перепись населения 2001 г Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 г. // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/ general/nationality/ (All-Ukrainian population census in 2001. The size and composition of the population of Ukraine in Census 2001 // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/).

Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» // http://www.rada. crimea.ua/bases-of-activity/zakon-o-yazikah (Law of Ukraine "On the Principles of State Language Policy" // http://www.rada.crimea.ua/bases-of-activity/zakon-o-yazikah).

Иванов А. Полуостров раздора // http://www.stoletie.ru/geopolitica/_poluostrov_razdora_851. htm#comment (IvanovA. Peninsula of contention // http://www.stoletie.ru/geopolitica/_poluostrov_ razdora_851.htm#comment).

Ивженко Т. Атака на главный символ мусульман Крыма // Независимая газета. 2012. 3 декабря. № 254. С. 7 (Ivzhenko T. Friendly on the principal symbol of muslims of Crimea // Nezavisi-maya Gazeta. 2012. December 3. N 254. Р. 7).

Корн':эвський О. Полiтизованi iсламiстськi формування та рухи як загроза стабшьност та цшюност держави // Этничность и власть. Севастополь: Вебер, 2010. C. 207-212 (Kornievs-kiy O. Politized islamist formations and movements as a threat to the stability and integrity of the state // Ethnicity and Power. Sevastopol: Weber, 2010. P. 207-212).

Крымская политика: поворот-2011... // http://www.bigyalta.com.ua/image-397 (Crimean policy: turn-2011... // http://www.bigyalta.com.ua/image-397).

Кузьмин Н. В чем сила, брат: причина импотенции русских национальных движений в Крыму // http://hvylya.org/analytics/politics/v-chem-sila-brat-prichina-impotentsii-russkih-natsional-nyh-dvizhenij-v-krymu.html (Kuzmin N. What is the force, brother: cause of impotence by Russian national movements in Crimea // http://hvylya.org/analytics/politics/v-chem-sila-brat-prichina-im-potentsii-russkih-natsionalnyh-dvizhenij-v-krymu.html).

Куц Н., Муратова Э. Перспективы трехъязычия в крымских СМИ // Крымский политический диалог-2010. М.: Институт ПАТРИР, 2011. С. 84-113 (KutsN., Muratova E. Prospects of trilingualism in the Crimean media // Crimean political dialogue-2010. Moscow: Institute PATRIR, 2011. P. 84-113).

Маковская Д. В. Политический статус как составляющая этностатусного поведения крымских татар: конфликтологический анализ // Этничность и власть. Севастополь: Вебер, 2012. С. 187-189 (Makovskaya D. V. Political status as a component by ethnostatus' behavior of Crimean Tatars: conflictological analysis // Ethnicity and Power. Sevastopol: Weber, 2012. P. 187-189).

Мащенко А. В Крыму захвачено больше двух тысяч земельных участков // Крымское время. Симферополь, 2006. 14 февр. № 16. C. 2 (Mashchenko A. In Crimea captured more than two thousand plots // Krymskoe Vremya. Simferopol, 2006. February 14. N 16. P. 2).

ЛОЛИМЭКС- 2013. Том 9. № 3

Муратова Э. С. Крымские мусульмане: взгляд изнутри. Симферополь: Эльиньо, 2009. 52 с. (Muratova E. S. Crimean Muslims Insights. Simferopol: El'in'o, 2009. 52 p.).

Никифоров А. Крымской власти не разрешили «ломать» татар, и теперь она «ломает» русских // http://www.regnum.ru/news/polit/1422195.html (Nikiforov A. Crimean authorities are not allowed to "break" the Tatars, and now it "breaks" Russians // http://www.regnum.ru/news/ polit/1422195.html).

О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации в Автономной Республике Крым, государственно-церковных отношений в автономии в 2007 г Тезисы выступления Председателя Республиканского комитета АРК по делам религий В. А. Малиборского // http://old. crimea-portal.gov.ua/index.php?v=13&tek=13&art=9983&f=fr (On the status and trends of the religious situation in the Autonomous Republic of Crimea, church-state relations in autonomy in 2007. Abstract of the Chairman of the National Committee of the ARC for Religious Affairs V. A. Maliborskiy // http://old.crimea-portal.gov.ua/index.php?v=13&tek=13&art=9983&f=fr).

Осуществление языковой политики в сфере образования // Крымский политический диа-лог-2010. М.: Институт ПАТРИР, 2011. С. 157-190 (Implementation of the language policy in education // Crimean political dialogue-2010. Moscow: Institute PATRIR, 2011. P. 157-190).

Паин Э. А., Простаков С. А. Политика постсоветской России по отношению к Крыму: имитация имперского могущества (2000-2011 гг.). Аналитический доклад. М.: ГУ-ВШЭ, 2011. 47 с. (Pain E. A., ProstakovS. A. Policy of post-soviet Russia in relation to the Crimea: imitation of imperial power (2000-2011). Analytical Report. Moscow: State University-High School of Economics, 2011. 47 p.).

«Поколение Крым»: деструктивная позиция Меджлиса усугубляет проблемы крымских татар // http://www.nr2.ru/crimea/359545.html/ ("Generation Crimea": Majlis' destructive position exacerbates problems of Crimean Tatars // http://www.nr2.ru/crimea/359545.html/).

Положение о Меджлисе крымскотатарского народа // http://cidct.org.ua/polozhenie-o-medzhlise-kryimskotatarskogo-naroda-2/ (Charter on Majlis of the Crimean Tatar people // http:// cidct.org.ua/polozhenie-o-medzhlise-kryimskotatarskogo-naroda-2/).

Рябцев О. В. Сетевой принцип деятельности организаций закрытого типа в контексте угроз национальной и региональной безопасности России (на примере крымско-татарского национального движения): дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2008. 182 c. (RyabtsevO. V. Network principle of the closed-type organizations in the context of threats to national and regional security of Russia (on the example of the Crimean Tatar national movement): dis. ... Cand. Polit. Sciences. Rostov n/D., 2008. 182 p.).

Семёнов В. А. Крым казачий. Симферополь: Городская типография, 2012. 400 с. (Semyonov V. A. Cossack Crimea. Simferopol: City typography, 2012. 400 p.).

Сеть религиозных организаций АРК на 01.01.2007 г // http://www.comrelig.crimea-por-tal.gov.ua/rus/index.php?v=1 &tck=0&1=&art=34 (Network of religious organizations in ARC on 01.01.2007 // http://www.comrelig.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=1&tck=0&1=&art=34).

Суспшьно-пол^ичш, мiжнациональнi та мiжконфесiйнi вщносини в Автономий Республщ Крим: стан, проблеми, шляхи виршения // http://www.razumkov.org.ua/ukr/project.php news_ id=122 (Sociopolitical, ethnic and confessional relations in the Autonomous Republic of Crimea: situation, problems and ways of resolving // http://www.razumkov.org.ua/ukr/project.php news_id=122).

Тищенко Ю., Халилов Р., Капуслн М. Суспiльно-полiтичнi процеси в АР Крим: основн тенденцИ. КиУв: УкраУнський незалежний центр полiтичних дослщжень, 2008. 84 c. (Tishchen-ko Yu., Halylov R., Kapustin M. Sociopolitical processes in Autonomic Republic of Crimea: basic tendencies. Kyiv: Ukrainian Center for Independent Political Researches, 2008. 84 p.).

Указ Президента Украины «О Совете представителей крымскотатарского народа» № 873/2010 // http://www.president.gov.ua/ru/documents/12259.html (Decree of President of Ukraine "On the Council of Representatives of the Crimean Tatar people" N 873/2010 // http://www. president.gov.ua/ru/documents/12259.html).

Украина-2012: как выбирали народных депутатов. Украинские выборы глазами международных наблюдателей / редкол. А. Кочетков и др. М.: Книжный мир, 2012. 320 c. (Ukraine-2012:

ПОЛИТЭКС- 2013. Том 9. № 3

how were elected deputies. Ukrainian elections by eyes of international observers / ed. by A. Kochet-kov et al: World of Books, 2012. 320 p.).

Филатов А. С. Крым: этнокультурные ориентиры и политические установки // Вопросы развития Крыма. Симферополь: СОНАТ, 2012. Вып. 16. С. 184-194 (Filatov A. S. Crimea: ethnic and cultural orientations and political attitudes // Problems of development of the Crimea. Simferopol: SONAT, 2012. Issue 16. P. 184-194).

Филатов А. С. Организации российских соотечественников в Крыму: состояние и перспективы // http://r-u.org.ua/analit/vk/4235-news.html (FilatovA. S. Organizations of Russian compatriots in Crimea: the situation and prospects // http://r-u.org.ua/analit/vk/4235-news.html).

Цыкуренко С. Г. Интеграция крымских татар в украинское общество: основные достижения и проблемы в политико-правовой сфере // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Политические науки». Симферополь, 2004. Т. 17 (56), № 2. C. 171-179 (Tsykurenko S. G. Integration of Crimean Tatars into the Ukrainian Society: the main achievements and challenges in the political and legal sphere // Proceedings of the Tauride National V. I. Vernadsky University. Serie "Political Sciences". Simferopol, 2003. Vol. 17(56), N 2. P. 171-179).

Члены Меджлиса не будут участвовать в работе Совета представителей крымскотатарского народа, если не будет изменен принцип его формирования // http://www.interfax.com. ua/rus/main/46980/ (Majlis members will not participate in the Council of Representatives of the Crimean Tatar people, unless it has changed the way of its formation // http://www.interfax.com.ua/ rus/main/46980/).

Швец А. Б. География неустойчивого развития в Крыму // Геополитика и экогеодинами-ка регионов. Симферополь, 2007. Вып. 2. C. 123-130 (Shvets A. B. Geography of unsustainable development in Crimea // Geopolitics and Ecogeodynamics of regions. Simferopol, 2007. Issue 2. P. 123-130.).

Швец А. Б. Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму // Геополитика и экоге-одинамика регионов. Симферополь, 2008. Вып. 1-2. C. 72-79 (Shvets A. B. Certification of socio-cultural contradictions in Crimea // Geopolitics and ecogeodynamics of regions. Simferopol, 2008. Issue 1-2. P. 72-79).

Шевчук А. Г., Швец А. Б. Политико-географический фактор эволюции крымской системы расселения населения в ХХ — начале XXI вв. // Геополитика и экогеодинамика регионов. Симферополь, 2010. Вып. 1. C. 64-74 (Shevchuk A. G., Shvets A. B. Political — geographical factor of the evolution of the Crimean population distribution system in the XX and early XXI centuries // Geopolitics and ecogeodynamics of regions. Simferopol, 2010. Issue 1. P. 64-74).

Temnenko Z. Hizb-ut-Tahrir — Raise of Political Islam in Crimea // Ethnicity and Power. Sevastopol: Weber, 2008. P. 174-175.

ЛОЛИМЭКС. 2013. Том 9. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.