Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ / POSITIVE SOCIALIZATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ACTIVITY / COMMUNICATION / SELF-KNOWLEDGE / DEVELOPING SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Н.А., Фомичева Е.Ю.

В статье рассматривается позитивная социализация ребенка как процесс и результат реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, раскрываются условия ее психолого-педагогической поддержки, представлен опыт включения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации развивающих образовательных ситуаций, способствующих позитивному социальному развитию воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скобелева Н.А., Фомичева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION PUPILS

The article deals with the positive socialization of the child as process and result of implementation of the educational program of preschool education according to Federal State Educational Standart of Preschool Education. Conditions of its psychology and pedagogical support are opened; experience of inclusion in educational process of preschool educational institution of the developing educational situations contributing to the positive social development of pupils is presented.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. А. СКОБЕЛЕВА, заведующая МАДОУ «Детский сад № 394» Нижнего Новгорода sna-08@bk.ru

Е. Ю. ФОМИЧЕВА, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 394» Нижнего Новгорода fomicheva-elena-yurevna@mail.ru

В статье рассматривается позитивная социализация ребенка как процесс и результат реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, раскрываются условия ее психолого-педагогической поддержки, представлен опыт включения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации развивающих образовательных ситуаций, способствующих позитивному социальному развитию воспитанников.

The article deals with the positive socialization of the child as process and result of implementation of the educational program of preschool education according to Federal State Educational Standart of Preschool Education. Conditions of its psychology and pedagogical support are opened; experience of inclusion in educational process of preschool educational institution of the developing educational situations contributing to the positive social development of pupils is presented.

Ключевые слова: позитивная социализация, ФГОС дошкольного образования, деятельность, общение, самопознание, развивающие ситуации

Key words: positive socialization, Federal State Educational Standard of preschool education, activity, communication, self-knowledge, developing situations

Сегодняшняя государственная политика в области образования провозглашает принцип уникальности и самоценности детства как значимого периода в жизни человека, что отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Согласно

данному документу образовательная программа любой дошкольной организации «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» [13, с. 9].

В связи с тем что процесс образова-

Позитивная социализация служит базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях.

ния ориентирован на социализацию и индивидуализацию подрастающего поколения, появилась новая трактовка сущности воспитания. Воспитание является непременной составляющей многофакторного процесса социализации ребенка и обеспечивает не только его «выход в социум», но и «обретение себя» (процесс индивидуализации), становление собственного социального опыта, стиля жизни. Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Соответственно, происходит переосмысление сущности самого процесса воспитания исходя не только из собственно педагогического, но и из социологического его понимания. Так, А. В. Мудрик трактует воспитание как социальный контроль и управление процессом социализации личности [10]. Являясь основным педагогическим компонентом управляемого социального развития, воспитание всегда имеет целенаправленный и организованный характер, соответствует социально-культурным ценностям общества (Л. В. Бай-бородова, М. И. Рожков и др.).

Однако понимание того, что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация ребенка была успешной, не в полной мере достигнуто практическими работниками. В связи с этим обратимся к понятию «позитивная социализация». Оно предусматривает развитие умений взаимодействовать с окружающими людьми, строить поведение и деятельность с учетом потребностей и интересов других при достижении общих целей и идеалов. Позитивная социализация ребенка основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Позитивная социализация служит базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально рас-

крыт только в благоприятных условиях (А. В. Мудрик).

Результат социализации, безусловно, зависит от мастерства воспитателей, а также от внутренних сил и факторов, определяющих индивидуальное реагирование каждого развивающегося человека на внешние воздействия.

В науке традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации личности, —деятельность, общение и самопознание [3].

Дети приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через соответствующие виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, конструктивную, изобразительную, музыкальную и др. [13].

С деятельностью, ее познанием и выполнением неразрывно связано общение. В соответствии с ФГОС ДО социализация дошкольника и его коммуникация закономерно объединены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Речь обеспечивает активное коммуникативное поведение, является продуктом и элементом социализации. С помощью речи ребенок овладевает способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Формы общения и способы коммуникации специфичны на каждом возрастном этапе. Так, Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой описаны формы общения ребенка со взрослым и сверстниками, которые также являются возрастными уровнями развития их коммуникативной деятельности. Усложнение и обогащение форм общения открывают перед ребенком все новые возможности усвоения знаний и умений, что имеет первостепенное значение для психического развития, формирования личности в целом, позволяет человеку «комфортно жить» в обществе других людей (Л. С. Выготский).

Важнейшей сферой, влияющей на процесс социального развития ребенка, как

было сказано выше, является самопознание, становление образа его «я», что происходит уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы данный процесс осуществлялся на фоне эмоционального благополучия каждого воспитанника [13].

На этапе завершения дошкольного образования позитивный образ «я» раскрывается в возможных характеристиках ребенка, описанных во ФГОС ДО [13]. В процессе становления своего индивидуального, внутреннего, сущностного «я» у дошкольника не только развиваются представления о себе и самооценка, но и формируется умение применять эти составляющие для решения различных социальных задач.

Таким образом, процессы индивидуализации и социализации неразрывно связаны, они предполагают единство всех трех обозначенных сфер (деятельности, общения, самопознания).

ФГОС ДО нацеливает взрослых на создание благоприятной социальной ситуации развития ребенка, которая является основой всех динамических изменений, происходящих с ним в течение определенного периода [13]. Ориентируясь на требования данного документа, авторы основных общеобразовательных программ дошкольного образования определяют условия позитивной социализации дошкольников в образовательном процессе. Так, Т. И. Бабаева раскрывает следующие условия:

3 целостный подход к освоению детьми социокультурного опыта в общении и совместной деятельности;

3 создание общей творческой направленности образовательного процесса;

3 эмоциональное благополучие каждого ребенка в среде сверстников;

3 построение событийного сценария образовательного процесса в виде решения детьми увлекательных проблемных задач в совместной деятельности, общении и творчестве;

3 связь с актуальными интересами дошкольников и субкультурой детства;

3 создание атмосферы свободы выбора, творческого обмена, самовыражения детей в общении и совместной деятельности, поддержка детских инициатив;

3 проектирование и педагогическое сопровождение индивидуальных социально ориентированных маршрутов дошкольников [2].

В МАДОУ «Детский сад № 394» Нижнего Новгорода создаются условия для позитивной социализации воспитанников с учетом стратегических ориентиров [13] и научных подходов к работе с дошкольниками [2; 3; 5; 6; 11].

В образовательном процессе максимально учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Это касается темпа, заданий, свободного выбора деятельности, подбора дидактических и других материалов. Общение организуется в разных формах (индивидуально, в малой группе) с ориентацией на интересы собеседника. Практикуются интегрированные модули занятий, предусматривается обогащение среды для самостоятельной деятельности каждого ребенка.

Взрослые обеспечивают успешные контакты между воспитанниками, что важно для осознания ребенком своей значимости, связанной с личностным принятием в коллективе сверстников, а также для развития способностей к саморегуляции. Практика показала, что это надежный путь воспитания позитивного ребенка — открытого и доброжелательного к окружающим людям.

Решение задач позитивной социализации воспитанников осуществляется во всех образовательных областях посредством их взаимодополнения. Так, при чтении художественной литературы происходит социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие: формируются оценочные суждения, пред-

В процессе становления индивидуального, внутреннего сущностного «я» у дошкольника развиваются представления о себе и самооценка, формируется умение применять эти составляющие для решения различных социальных задач.

Позитивная социализация дошкольников в большей степени связана не с усвоением конкретного программного содержания, а со становлением базовых качеств личности.

ставления о базовых культурных ценностях общества, эмоциональность, отзывчивость, сопереживание героям книг. В гимнастике, сочетающейся с игрой, музыкой, художественным словом, у детей развиваются интерес к движениям, потребность в занятиях физкультурой, способность к самоконтролю, понимание полезности и красоты двигательных упражнений.

В каждом виде детской деятельности создаются возможности для стимулирования речевой и познавательной активности, самовыражения, развития соответствующих способностей, приобщения к нравственным ценностям.

Следовательно, позитивная социализация дошкольников в большей степени связана не с усвоением конкретного программного содержания, а со становлением базовых качеств личности, с воспитанием их общей культуры и созданием соответствующих условий для этого.

В данном контексте следует остановиться на особых формах организации образовательного процесса — образовательных ситуациях. Каждая из них содержит максимальные возможности создания оптимальных условий позитивной социализации воспитанников.

В детском саду № 394 создана картотека разнообразных развивающих ситуаций, авторами которых являются сами педагоги нашей организации: ситуации-иллюстрации, игровые, проблемные, актуализирующие жизненный опыт ребенка, творческие и др. При этом особую ценность для нас имеют разработки Н. П. Гришае-вой, В. А. Зебзеевой, С. В. Кривцовой, Е. В. Рылеевой и др.

3 Ситуации-иллюстрации носят обучающий характер: демонстрируют образцы поведения, упражняют в общении по ситуации, изображенной на картинке. При-

емы «оживления» ситуации, «озвучивания диалогов» создают дополнительный интерес, включают детей в общение с воображаемыми героями.

3 Игровые ситуации (в магазине, театре, в гостях у родственников, в общественном транспорте, на экскурсии по городу и др.) формируют импровизационные способности детей, умение строить поведение и деятельность согласно социальным нормам и правилам общежития. В процессе анализа ситуаций детьми вместе с воспитателем создаются модели, закрепляющие полученные знания.

3 Важная роль в позитивной социализации детей отводится проблемным ситуациям, которые повышают активность, инициативу и самостоятельность дошкольников, воспитывают отзывчивость в стремлении помочь «заболевшему» или «заблудившемуся» котенку, бабушке, «потерявшей очки», «поссорившимся» детям и др. В них ребенок выступает как субъект: самоопределяется, самоутверждается, получает удовлетворение от свершения полезных дел, что связано с переживанием положительных эмоций и влияет на позитивную социализацию.

3 Ситуации, обращенные к личному опыту воспитанников, соответствуют актуальным жизненным событиям: «Украшаем группу к празднику!», «Сажаем огород на подоконнике», «Покажем диафильм маленьким ребятам», «Мастерская для ремонта книг» и др. В них ребенок более самостоятелен и активен, поскольку многие ситуации для него знакомы и пережиты, он может проявить свои способности и дополнить имеющийся опыт, зарядиться позитивной энергией сопричастности к общим полезным делам.

3 В детском саду имеются возможности для создания творческих ситуаций в детских видах деятельности: «Рисуем радостное настроение», «Лепим подарок любимому домашнему животному», «Сочиняем стихотворение (мелодию, танец)

в подарок маме». Участие в них нацеливает ребенка на творческий поиск, формирует позитивные установки, желание успешно выполнить задачу, что окрыляет, способствует повышению интереса к полезным занятиям и уверенности в своих силах.

Таким образом, совместное проживание ситуаций, организованных педагогами, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, развивает у них позитивное отношение к окружающей действительности.

В план работы воспитателей включаются и другие формы деятельности, дающие возможность ребенку проявить себя. К их числу можно отнести социальные акции, игры-путешествия, игры-эксперименты, создание мини-музеев, а также психологические игры, облегчающие адаптацию, развивающие социальную уверенность, навыки сотрудничества и общения. Участие в них обогащает детей впечатлениями, формирует понимание себя, своих возможностей, раскрывает новые направления активности.

Реализация задач, поставленных ФГОС ДО, предполагает создание комфортной предметно-пространственной среды для воспитанников. В связи с этим удобно размещенный в группах материал, его сменяемость соответствуют познавательным и иным интересам каждого ребенка, создают условия для самоопределения и свободы действий, проявления разных форм активности.

Однако наличие самых замечательных условий, созданных в детском саду, не исключает роли семьи в развитии детей. При этом в обеспечении позитивной социализации ребенка важным аспектом является установление взаимосвязи и разностороннего взаимодействия ДОО с семьей. Повышение педагогической культуры семьи, обеспечение преемственности в решении общих задач социализации и индивидуализации ребенка осуществляются через лектории, родительский

клуб «Молодая семья», работу семейной библиотеки, организацию кружков и мастер-классов с участием родителей.

Комплексный подход к проблеме позитивной социализации дошкольников позволил добиться положительных результатов, зафиксированных посредством диагностических исследований с помощью методик социометрии «День рождения» (М. А. Панфилова), самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур), ценностных ориентаций «Волшебный цветок» (Т. А. Репина), а также структурированного наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками.

Полученные результаты были соотнесены с показателями успешной социализации детей, обозначенными во ФГОС ДО, а также выявленными на основе исследований Т. П. Авдуловой, Г. Р. Хузе-евой: степенью инициативности ребенка, интересам к нему со стороны сверстников, уровнем продуктивности общения, эмоциональным отношением к сверстникам [1].

Оказалось, что большая часть воспитанников старшего дошкольного возраста (87 %) эмоционально откликается на переживания других; положительно относится к сверстникам и принимает их; проявляет активность и инициативу в деятельности, уверенность в себе; владеет навыками самоконтроля и саморегуляции, способами бесконфликтного поведения и общения; умеет коммуницировать; имеет положительный социальный статус среди сверстников.

Данный факт свидетельствует о гуманной позиции педагогов, способных обеспечивать благоприятное социальное развитие каждого ребенка, а главное — о реальной возможности позитивной социализации воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.

Повышение педагогической культуры семьи, обеспечение преемственности в решении общих задач социализации и индивидуализации ребенка осуществляются через лектории, родительский клуб «Молодая семья», работу семейной библиотеки.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Абдулова, Т. П. Содержание и критерии мониторинга социализации современных дошкольников / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 79—84.

2. Бабаева, Т. И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики /Т. И. Бабаева. — URL: https://studfiles.net/preview/6340855/.

3. Белинская, Е. П. Исследования личности: традиции и перспективы / Е. П. Белинская // Социальная психология : хрестоматия / сост. : Е. П. Белинская, О. А. Тихомандриц-кая. —М. : Аспект Пресс, 2012. — С. 302—308.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с.

5. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н. П. Гришаева. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 184 с.

6. Зебзеева, В. А. Позитивная социализация дошкольников в процессе организации совместной деятельности и развития детского коллектива / В. А. Зебзеева // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 1. — № 6. — С. 120—122.

7. Кривцова, С. В. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации / С. В. Кривцова, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Беле-вич. — М. : Клевер Медиа Групп, 2018. — 336 с.

8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.

9. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2004. — 304 с.

10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2007. — 224 с.

11. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М. : Владос-Пресс, 2004. — 384 с.

12. Рылеева, Е. В. 10 игр для социализации дошкольников / Е. В. Рылеева. — М. : Скрип-торий, 2015. — 104 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

14. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 43—52.

С \

В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. А. Фадеевой. 351 с.

В сборник включены материалы, представленные участниками межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление».

Издание предназначено для руководителей и специалистов органов управления образованием, методистов, педагогов и других специалистов образовательных организаций дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.