Научная статья на тему 'Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру в образовательной среде учреждения'

Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру в образовательной среде учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3546
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Н. А.

В статье рассматриваются ведущие идеи отечественных и зарубежных ученых (педагогов и психологов) об образовательной среде, ее влиянии на развитие позитивного отношения воспитанников к окружающему миру, особенностях проектирования. Изложены основные подходы к созданию образовательной среды дошкольного учреждения, как эффективного условия формирования позитивного отношения детей к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру в образовательной среде учреждения»

Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру в образовательной среде учреждения

Скобелева Н. А.,

заведующая МАДОУ «Детский сад № 394» г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются ведущие идеи отечественных и зарубежных ученых (педагогов и психологов) об образовательной среде, ее влиянии на развитие позитивного отношения воспитанников к окружающему миру, особенностях проектирования. Изложены основные подходы к созданию образовательной среды дошкольного учреждения, как эффективного условия формирования позитивного отношения детей к миру.

Значение позитивного настроя в жизни человека нельзя недооценивать, он определяет направленность любых контактов с окружающим миром. Сам термин «позитивный» в культурных источниках означает: положительный, похвальный, действенный, сочувственный, благоприятный, выражающий согласие, заслуживающий одобрения (Ефремова Т.Ф., 2009, с. 215). Таким образом, позитивное отношение ориентирует человека на положительный результат в деятельности и общении с окружающим миром.

Исследования ученых Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М. Зелигмана, Я.Л. Коломинского, Я. Корчака, М.И. Лисиной, А.С. Макаренко, А.А. Люблинской, Д. Майерса, О.М. Поповой, Е.О. Смирновой, В.А. Сухомлинского и др. доказывают, что позитивное отношение к миру является интегративным качеством, которое складывается из многих личностных черт: оптимизма, веры в себя и людей, открытости и искренности, чувства юмора и др. Практический опыт подтверждает, что позитивный ребенок - счастливый, жизнерадостный, активный и любознательный, он проявляет инициативу и любит экспериментировать.

Сформированное положительное восприятие мира, позитивное отношение к решению проблем, вера в себя, в доброе и красивое, ценное по своей сути окружение -это тот определенный заряд оптимизма, положительной энергии, который обязательно должен приобрести каждый ребенок в младшем возрасте. Данная позиция ребенка в дальнейшем будет служить основой и опорой в переживании различных трудностей и стрессов, которые не минуют ни одного человека.

В развитии позитивного отношения растущего человека к окружающему миру весьма значима образовательная среда учреждения, в которой он находится.

Понятие «образовательная среда» и ее влияние на развитие детей является предметом исследования многих ученых. В культуре среда рассматривается как пространство, окружающая обстановка, в которых живет и действует человек; совокупность людей, связанных общностью условий (Ожегов С.И., 1996. с.748). С точки зрения педагогики, среда - «не просто окружение, а то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует» (Новикова Л.И., 1985. с.16). Психологи, и в частности Л.С. Выготский, считают, что среда служит источником развития личности (Выготский Л.С., 1991. с.97), где происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия. Благодаря таким разнообразным контактам, ребенок осваивает и воспроизводит приобретенный опыт, определяется в различных реальных и социокультурных практиках.

Взаимодействие с объектами окружающей среды у ребенка-дошкольника происходит и самостоятельно, и вместе с взрослым. Самостоятельное ее освоение

ребенок осуществляет путем проб-ошибок, что не всегда приводит к присвоению культурных норм и к формированию позитивного отношения к реальному миру. При участии взрослого среда становится воспитывающей системой отношений ребенка с окружающей действительностью, комплексом факторов, направляющих его развитие в нужное русло.

Всегда ли была актуальной задача воспитания позитивной личности ребенка в истории педагогики? И рассматривалось ли влияние среды на развитие позитивного отношения воспитанников к окружающему миру? Для ответов на эти вопросы обратимся ряду источников.

Так, в работах К.Д. Ушинского среда рассматривается с позиции педагога -организатора этой среды: «...всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда, которую она сама для себя отыщет,— такое направление примет и ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории, и в педагогической практике» (Ушинский К.Д., с. 18). Ученый подчеркивает мысль, что и система средств, и все воспитательные воздействия, и организация всей воспитывающей среды должны побуждать ребенка к самовоспитанию, к самостоятельному стремлению трудиться, совершенствоваться. И от качества среды, организованной взрослым, зависят личностные качества воспитанника, в том числе и его позитивный настрой.

В системе воспитания Марии Монтессори дети развиваются в специально подготовленной обучающей среде, где созданы все возможности для их самоорганизации и саморазвития через самодеятельность с разными материалами. Здесь содержится все, что нужно для разностороннего развития воспитанников: их сенсорики, навыков самообслуживания, представлений о мире, речевого развития, формирования логического мышления и творчества. Главное, чему «учат» ребенка материалы Монтессори, это организации целенаправленной самостоятельной деятельности и концентрации внимания.

При этом взрослый является помощником и наблюдателем, обеспечивающим ребенку самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Так педагог сохраняет природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, поддерживает их стремление к самостоятельности (Монтессори М., 2009., с. 11). При таком недирективном руководстве детской деятельностью у ребенка формируется вера в себя, свои возможности, интерес к миру и его познанию, радость от совершаемых открытий и от собственной умелости. Это те главные составляющие, на которых базируется позитивное восприятие и положительно окрашенное взаимодействие с ним.

Е.И. Тихеева также подчеркивает роль окружения для развития и воспитания ребенка. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Она отмечает, что воспитательный потенциал окружающей действительности огромен, он «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями» (Шульгина Е.В., 2007). Е.И. Тихеева предлагает систему развития детей на конкретном, наиболее близком и интересном для них материале (объекты природы, дидактические пособия, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности). Таким образом, ученый подчеркивает роль непосредственного окружения ребенка, питающего сознание ребенка ценностным содержанием, которое, безусловно, отразится на позитивных качествах личности воспитанников.

В 20-е годы прошлого века «педагогику среды» разрабатывал С.Т. Шацкий, «общественная среда ребенка» описывается в трудах П.П. Блонского, «окружающая

среда» у А.С. Макаренко. В трудах всех авторов доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а условия, среда его существования -предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт и установки.

Итак, отечественные ученые прошлых лет, с одной стороны, подчеркивали необходимость широкого социального и природного окружения ребенка, рассматривали значимость каждого элемента среды для его развития; с другой стороны, они отмечали роль внутреннего мира дошкольника, его субъективную активность в достижении результатов этого влияния.

Современными учеными и практиками (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др.) исследованы философские аспекты понятия «образовательная среда» и технологии ее проектирования.

Так, В.И. Слободчиков раскрывает психологическое качество образовательной среды через категорию «со-бытийной общности». Он понимает среду не как «нечто однозначное и наперед заданное». «Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося - и где они совместно начинают ее проектировать и

строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где ....... начинают

выстраиваться определенные связи и отношения» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995. с.178).

В.В. Рубцов также подчеркивает особую роль социальной общности, как среды развития человека: для человека среда - это не только окружающий его мир, но и тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. «Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления, подчинения или заботы и поддержки» (Рубцов В.В., 1997., с.5). Во всех случаях личность будет находиться в совершенно разной социальной среде, и совершенно по-разному будет происходить процесс ее развития.

Как видим, и Слободчиков В.И., и Рубцов В.В. научно обосновывают значение общности, складывающейся системы отношений между участниками образовательного процесса, оказывающей решающее влияние на развитие личности.

Группа исследователей в составе В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной и Л.П. Стрелковой создала концепцию развивающей среды, которая включает целесообразно организованную совокупность материальных объектов, непосредственно включенных в контекст развития ребенка. Недостаточно организованная среда обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Принципы построения развивающей среды, сформулированные авторами концепции, опираются на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., 1993.). Авторы рассматривают среду с точки зрения включенности предметов в контекст личностного позитивного общения его участников.

Интересной для педагогов является концепция С.Л. Новоселовой, основанная на деятельностно-возрастном системном подходе. По ее мнению, назначение развивающей предметной среды - в функциональном моделировании содержания духовного и физического развития ребенка. В такой среде социальные и предметные средства, обеспечивающие разнообразную деятельность ребёнка, выступают в единстве (Новоселова С.Л., 2005.). Оснащение образовательного процесса в учреждении такими средствами напрямую зависит от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Таким образом, позитивная среда и имеющийся позитивный опыт ребенка при взаимном проникновении обеспечивают наиболее благоприятное влияние на ребенка.

Образовательную среду рассматривали представители эколого-психологического подхода Г.А. Ковалев и В.А. Ясвин. Так В.А. Ясвин видит образовательную среду, как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственном и предметном окружении. Ученые предлагают методику векторного анализа и моделирования образовательной среды, построенной на системе координат из двух осей «свобода - зависимость» и «активность - пассивность» (Ясвин В.А., 2000, с.81). Для развития позитивного ребенка, несомненно, важен тип среды с векторами свободы и активности.

С выходом Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, развивающая образовательная среда стала рассматриваться как результат их качественного выполнения. Комфортной для детей образовательная среда становится при субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном и мотивационном подходах, учете зоны ближайшего развития ребенка, доброжелательном отношении к ребенку (Приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151), без чего невозможно воспитывать позитивно настроенную личность.

И, наконец, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее, ФГОС ДО) определяет образовательную среду, как систему условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.). В ФГОС ДО указаны также требования к развивающей предметно-пространственной среде, в которых отражены рассмотренные выше подходы ученых и практических работников системы дошкольного образования. Формирование позитивных установок ребенка к различным видам деятельности, по мнению создателей ФГОС ДО, осуществляется на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру.

Рассмотренные выше подходы позволяют обобщить основные идеи ученых, высказанные относительно благоприятной образовательной среды в учреждении и выстроить правильные подходы в оптимизации имеющихся условий в направлении воспитания позитивной личности ребенка:

- позитивное отношение к миру является интегративным качеством, которое складывается из многих личностных черт: оптимизма, веры в себя и людей, открытости и искренности, чувства юмора и др.;

- при формировании позитивного отношения ребенка к миру определяющее значение имеет образовательная среда, как синтез социального и природного окружения, сфера влияния на органы внешних чувств и внутренний мир воспитанника, источник присвоения ценностного содержания, свободного и активного взаимодействия ребенка с ее объектами, освоения и воспроизведения положительного опыта взаимодействия с миром;

- образовательная среда является источником развития позитивной социализации и индивидуализации ребенка при условии грамотного руководства со стороны взрослого, учитывающего опыт и установки ребенка, организующего личностное позитивное общение с воспитанником в значимых общих событиях, обеспечивающего осознанную самостоятельность и активность в освоении им образовательного пространства.

Наше дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе «Детство», претендующей на статус примерной. По мнению авторов данной программы, образовательная среда развития ребенка должна быть эмоционально насыщенной, интересной, познавательно привлекательной, дающей возможность активно действовать и творить (Детство, 2014, с.10). Педагогическое сопровождение ребенка в образовательной среде рассматривается как совокупность ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений - инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

В рамках реализации проекта «Детский сад как центр социализации личности» в нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи развития у детей представлений о нормах взаимоотношений с миром, актуализации положительных эмоций, формирования ценностных ориентаций воспитанников. Образовательная среда, создаваемая коллективом сотрудников учреждения, способствует формированию позитивного ребенка. Она представляет собой синтез

а) предметно-развивающей среды,

б) эмоционально-личностного взаимодействия в детско-взрослом сообществе, а также

в) специально-организованных ситуаций - событий.

Отличительные черты такой среды: целесообразность, удобство, информативность. Она позволяет моделировать образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармонию отношений ребенка с окружающим миром.

Результатами благоприятного влияния образовательной среды на развитие личности воспитанников являются:

- преобладание деятельности с положительной направленностью: использование в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности культурных способов взаимодействия с объектами среды, основанных на понимании прекрасного, бережном отношении, любовании;

- позитивные установки в общении: умение договориться, учесть интересы другого, сорадование успехам и сопереживание неудачам партнера;

- положительное отношение к себе, вера в свои силы, чувство собственного достоинства.

Таким образом, создание позитивно направленной образовательной среды позволяет:

• познавать ребенку ценность своего «Я», понимать важность позитивной Я-концепции в единстве когнитивного, эмоционального, действенного компонентов;

• обеспечивать социально-эмоциональное благополучие и адаптацию ребенка в социуме взрослых и сверстников;

• воспитывать потребность и готовность войти в мир людей и мир культуры;

• инициировать позитивные проявления ребенка в совместном социальном действии;

• развивать личность ребенка через познание позитивных ценностей жизни.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991., 480 с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб. : «Детство-Пресс», 2014., 201с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. 2009.

4. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. — СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. — 320 с.

5. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание., 1985., 80 с.

6. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда/Новоселова С.Л.//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.76.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.

8. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151, г. Москва.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996 - 928 с.

10. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.-102с.

11. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997., 14 с.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995., 384 с.

13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I. // dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1. html.

14. Шульгина Е.В. Наследие Е. И. Тихеевой как целостная педагогическая система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ publications/2007/abstract/Shulgina_EV/.

15. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.