Научная статья на тему 'Позитив правоприменительной практики Российской Федерации как вклад в систему международной безопасности'

Позитив правоприменительной практики Российской Федерации как вклад в систему международной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное право / международные обязательства / обеспечение безопасности / универсальная международная безопасность / international law / international obligations / security / universal international security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Рубен Амаякович Каламкарян, Елена Васильевна Мигачева

Международно-правовой позитив внешнеполитического курса Российской Федерации, предметно заявившей о своей приверженности верховенства права, обозначен в формате содействия обеспечению международной безопасности как общей составляющей современного миропорядка. Авторы обосновывают вывод о том, что требование последовательности в поведении и предсказуемостью в политике, как оно предметно зафиксировано в современном международном праве, переведено в формат реального внешнеполитического курса Российского государства. В этом смысле международно-правовое позиционирование Российской Федерации предметно содействует поступательному развитию миропорядка на основе верховенства права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Рубен Амаякович Каламкарян, Елена Васильевна Мигачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive law enforcement practices of the Russian Federation as a contribution to the international security system

The international legal positive of the foreign policy course of the Russian Federation, which has declared its commitment to the rule of law, is indicated in the format of promoting international security as a common component of the modern world order. The authors substantiate the conclusion that the requirement of consistency in behavior and predictability in politics, as it is objectively fixed in modern international law, has been translated into the format of the real foreign policy course of the Russian state. In this sense, the international legal positioning of the Russian Federation substantially contributes to the progressive development of the world order based on the rule of law.

Текст научной работы на тему «Позитив правоприменительной практики Российской Федерации как вклад в систему международной безопасности»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 341.33

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-84-89 NIION: 2007-0083-3/21-045 MOSURED: 77/27-005-2021-03-244

Позитив правоприменительной практики Российской Федерации как вклад в систему международной безопасности

Нодари Дарчоевич Эриашвили1, Рубен Амаякович Каламкарян2, Елена Васильевна Мигачева3

2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 professor60@mail.ru

2 Юридический институт имени М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия, mp_ved.vlsu@mail.ru

3 Институт международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, Москва, Россия, migacheva.elena@list.ru

Аннотация. Международно-правовой позитив внешнеполитического курса Российской Федерации, предметно заявившей о своей приверженности верховенства права, обозначен в формате содействия обеспечению международной безопасности как общей составляющей современного миропорядка. Авторы обосновывают вывод о том, что требование последовательности в поведении и предсказуемостью в политике, как оно предметно зафиксировано в современном международном праве, переведено в формат реального внешнеполитического курса Российского государства. В этом смысле международно-правовое позиционирование Российской Федерации предметно содействует поступательному развитию миропорядка на основе верховенства права.

Ключевые слова: международное право, международные обязательства, обеспечение безопасности, универсальная международная безопасность

Для цитирования: Эриашвили Н. Д., Каламкарян Р. А., Мигачева Е. В. Позитив правоприменительной практики Российской Федерации как вклад в систему международной безопасности. Криминологический журнал. 2021;(3):84-89. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-84-89.

Original article

Positive law enforcement practices of the Russian Federation as a contribution to the international security system

Nodari D. Eriashvili1, Ruben A. Kalamkaryan2, Elena V. Migacheva3

2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 professor60@mail.ru

2 Law Institute named after M. M. Speransky Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia, mp_ved.vlsu@mail.ru

3 Institute of International Law and Justice of the Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, migacheva.elena@list.ru

Abstract. The international legal positive of the foreign policy course of the Russian Federation, which has declared its commitment to the rule of law, is indicated in the format of promoting international security as a common component of the modern world order. The authors substantiate the conclusion that the requirement of consistency in behavior and predictability in politics, as it is objectively fixed in modern international law, has been translated into the format of the real foreign policy course of the Russian state. In this sense, the international legal positioning of the Russian Federation substantially contributes to the progressive development of the world order based on the rule of law. Keywords: international law, international obligations, security, universal international security

For citation: Eriashvili N. D., Kalamkaryan R. A., Migacheva E. V. Positive law enforcement practices of the Russian Federation as a contribution to the international security system. Criminological Journal. 2021;(3):84-89. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-84-89.

© Эриашвили Н. Д., Каламкарян Р. А., Мигачева Е. В., 2021

Предметная ориентация внешнеполитического курса Российской Федерации на обеспечение международной законности и правопорядка в своем объективном качестве содействует поддержанию целостности системы современного международного права как она себя реализует на пространстве современного миропорядка.

Российская Федерация в порядке заявленной приверженности верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г., итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) проводит последовательный курс по обеспечению выполняемости государствами своих международных обязательств на основе принципа добросовест-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

ности bona fides. Современное международное право как регулятор межгосударственного взаимодействия государств здесь выступает как целостная законченная система права.

Концептуально, современное международное право в формате совокупности международно-правовых норм по упорядочению поведения субъектов правоотношений на основе права и справедливости обозначает себя в режиме юридической достаточности для решения любых проблем, возникающих по линии реального взаимодействия государств. В параметрах действующих судебных институтов (в частности Международный суд ООН) современное международное право создает все возможности для выполнения своей основополагающей функции — обеспечение режима должного поведения всех субъектов правоотношений через снятие любых споров по поводу формата собственного их поведения. Международный суд ООН в институционной системе современного международного права выполняет роль органа по обеспечению права по линии окончательного разрешения любых межгосударственных споров на предмет выполняемости правовых предписаний должного поведения.

Современный миропорядок как миропорядок на основе верховенства права в формате своей востребованности предопределяет юридический факт созидательного функционирования действенной системы коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН. Объективная констатация взаимосвязанности потенциальных угроз современному миропорядку и логически вытекающая отсюда востребованность консолидированных мер мирового сообщества по их устранению позиционируют режим всеобщей юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) как постулат должного поведения всех государств-членов мирового сообщества.

Международно-правовой позитив внешнеполитического курса Российской Федерации, предметно заявившей о своей приверженности верховенства права, обозначен в формате содействия обеспечению международной безопасности как общей составляющей современного миропорядка. Позиционирование России в аспекте содействия международной безопасности установлено в строгих рамках равной безопасности для всех участников системы современных международных правоотношений без какой-либо заинтересованности односторонних преимуществ. Именно так в конкретных параметрах всеобщего юридического интереса

всех государств-членов мирового сообщества трактует понятие «универсальная международная безопасность» наука и практика современного международного права. Универсальная международная безопасность как юридическая категория в аспекте принципа суверенного равенства государств ориентирована на установление равно уровненной безопасности всех участников всеобщей системы международной безопасности согласно Уставу ООН.

Практическая результативность включенности Российской Федерации в систему международных правоотношений определяется содействием выполнению положений Устава ООН о востребованности добросовестного соблюдения всеми государствами-членами ООН своих обязательств. Заявив о готовности добросовестного соблюдения международных обязательств, государства-члены ООН через посредство института имп-лементации уже в практическом плане осуществляют меры по реализации норм международного права в правовой системе своих стран.

Место и роль Российской Федерации в современном миропорядке обусловлено ее юридическим статусом (согласно Уставу ООН) Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. Международно-правовая значимость включенности России в систему международных правоотношений реально проявляет себя в параметрах содействия выполняемости всеми государствами-членами мирового сообщества своих международных обязательств на основе принципа добросовестности. Принцип добросовестности при этом позиционирует себя не просто в аспекте должного поведения, но и в режиме реальных юридических преимуществ от этого, востребованного правом и справедливостью, должного поведения.

Российская Федерация в рамках своего внешнеполитического курса по обеспечению международного правопорядка выполняет все свои все международные обязательства независимо от источника их возникновения исключительно на основе принципа добросовестности bona fide.

В порядке подтверждения в лице Президента Российской Федерации В. В. Путина (Декларация тысячелетия 2000 г., итоговый документ Всемирного Саммита 2005 г.) заявленной приверженности России верховенству права Российская Федерация уже на законодательном уровне проводит весь комплекс надлежащих мер по реализации заложенных в представленных актах обязательств. Посредством института имплементации осу-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ществляется процедура по переводу (трансформации) принятых Россией на международном уровне обязательств в сферу регулятивного воздействия внутригосударственного законодательства. Процедура упорядочена, точна и неукоснительно выполняется по закону и по факту. На законодательном уровне принимаются надлежащие юридические акты (законы), которые собственно и выполняют возложенную на них миссию по переводу (трансформации) договорных обязательств в систему внутригосударственных актов.

Знаковым элементом в плане подтверждения России как добросовестного участника международного правоисполнительного процесса являются положения п. 4 ст. 15 Конституции страны, где записано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Зафиксированные здесь конституционные положения Основного закона страны целиком и полностью вписываются в общепризнанные стандарты международно-правового взаимодействия государств-членов мирового сообщества. Обычно-правовые международные нормы уже в силу их характера призваны быть составной частью правовой системы любого государства мира в силу их характера erga omnes. А договорно-правовые международные нормы становятся частью правовой страны по факту ратификации их высшим законодательным органом и осуществления процесса включения (инкорпорации — incorporation) в правовое пространство соответствующего государства. Действия по переводу международно-правовых норм в формат внутригосударственных норм обозначаются по общему понимаю отечественных и зарубежных юристов как процесс имплементации [6, с. 33-35; 7, с. 101-157; 8, с. 155-172; 13-17].

Россия по факту своей включенности в общемировой процесс развития обеспечивает соблюдение верховенства права по всем направлениям регулятивного воздействия международного и внутригосударственного права.

Позиционирование России в системе современных международных отношений определяются правовым статусом России как Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН (п. 1. ст. 23 Устава ООН), а также самим характером мирового порядка, в основе которого лежит заявленная приверженность государства - членов ООН верховенству права. Именно в аспекте активного участия России как федеративного,

правового, демократического государства в мировом строительстве на основе верховенства права обозначаются, справедливо отмечают отечественные ученые [12, с. 5-6], перспективы развития Российского государства в XXI в.

Включенность России в деятельность по поддержанию международной законности и правопорядка включает в себя участие Российской Федерации в операциях по поддержанию мира. В формате универсальной международной безопасности государств-членов мирового сообщества, когда общим принципом взаимодействия государств является принцип равной безопасности всех субъектов международных правоотношений, Российская Федерация осуществляет весь комплекс надлежащих мер по организации обороны страны от вооруженного нападения и по поддержанию безопасности на общемировом уровне.

В части внутригосударственного права соответствующая деятельность России регулируется Федеральным законом от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». По линии международного права, юридической основой здесь являются положения гл. VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». Совет Безопасности как уполномоченный орган ООН по принятию решений, связанных с использованием Вооруженных сил, предпринимает такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности (ст. 42 Устава ООН). При обстоятельствах, когда государства-члены ООН возложили на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выразили свое согласие в том, что при исполнении его обязанностей согласно этой ответственности Совет Безопасности действуют от их имени (ст. 24 Устава ООН), позиционирование России как постоянного члена Совета Безопасности предметно обозначает ее роль как активного участника системы международной безопасности. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности в полной мере упорядочено в параметрах конституционно-правового поля России (гл. II «Порядок принятия решений о представлении Российской Федерации

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности» и гл. III «Порядок принятия решения о предоставлении Российской федерации воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации для участия международных принудительных действиях с использованием Вооруженных сил» (ст. 6 Федерального закона от 23 июня 1995 г.). В порядке реализации постановлений гл. II Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3, гласят ст. 6-9 закона, Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет район действий военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. Соответственно, решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Предложение, вносимое Президентом Российской Федерации в Совет Федерации, включает сведения о районе действий воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей. О принятых решениях Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Военнослужащие должны пройти предварительную специальную подготовку.

В рамках осуществления предписаний гл. III Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с исполь-

зованием Вооруженных сил принимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение международного договора не предполагается, в соответствии с федеральным законом. О принятых решениях Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, предоставляемых в распоряжение Совета Безопасности ООН на основе предусмотренного Уставом ООН особого соглашения с Советом Безопасности ООН, принимается в соответствии с решением Совета Безопасности ООН в порядке и на условиях, установленных ст. 10 Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Весь институт участия Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности всецело вписывается в режим федеративного, правового, демократического государства.

Постановочно, формат верховенства права, как он определен в Декларации тысячелетия 2000 г., и итоговом документе Всемирного Саммита 2005 г., представляется формализованным юридическим базисом для урегулирования и окончательного решения любой ситуации по линии противостояния государств, включая сюда, разумеется, и военные конфликты. В этом плане профессор Л. М. Карапетян [4, с. 107-125] совершенно прав, когда говорит о том, что международное право и внутригосударственные законы составляют собой основу урегулирования конфликтов в мире.

Установление международного права как одной из основ урегулирования конфликтов в мире ставит в порядке востребованности задачу обозначение источнико-вой базы современного международного права. Предметным обозначением здесь служит ст. 38 Статута Международного суда, которая определяет пять источников международного права (три основных: международные

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

конвенции, международный обычай, общие принципы права и два вспомогательных — доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций и судебные решения).

Внутригосударственные законы как другая из основ урегулирования конфликтов — это законы правового государства-члена мирового сообщества. Примером здесь могут служить внутригосударственные законы России как демократического, федеративного, правового государства (п. 1 ст. 1 Конституции РФ).

С учетом заявленной приверженности мирового сообщества верховенству права, общим принципом современной системы международных отношений выступает, как справедливо отметил на этот счет профессор Ю. М. Колосов [11, с. 3-11], принцип примата международного права в политике. Соответственно, в ситуации, когда военные конфликты в мире призваны быть урегулированы в формате международного права, принципы международного права, справедливо констатируют О. Ю. Остапенко и Г. С. Челышева [10] составляют собой действенный юридический механизм взаимодействия России с иностранными государствами в современной системе международных отношений. Всей своей практической деятельностью на мировой арене Россия, как Великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН предметно содействует, обоснованно заключает профессор В. С. Котляр [5, с. 9-54], вы-полняемости на универсальном уровне предписаний действующего международного права в части вопроса о применении силы в международных отношениях. При обстоятельствах когда, институционно-правовой основой урегулирования любых конфликтных ситуаций в мире выступает международное право и внутригосударственные законы членов мирового сообщества, включенность Российской Федерации в современный правопорядок предметно определяется ее вкладом в процесс поддержания универсальной международной безопасности на основе Устава ООН.

При обстоятельствах существования в современном международном праве принципа последовательности, внешнеполитический курс Российского государства через четко обозначаемое его международно-правовое позиционирование как добросовестного участника системы международных правоотношений носит предсказуемый характер с четко воспринимаемым пониманием взаимозависимости современного миропорядка и мирового сообщества в целом. Требование последовательности в поведении и предсказуемостью в политике, как

оно предметно зафиксировано в современном международном праве, переведено в формат реального внешнеполитического курса Российского государства. В этом смысле международно-правовое позиционирование Российской Федерации предметно содействует поступательному развитию миропорядка на основе верховенства права.

Библиографический список

1. Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.

2. Егоров С. А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 2003.

3. Каламкарян Р. А. Господство права Rule of Law в международных отношениях. М., 2004.

4. Карапетян Л. М. Государство, конфликты и права народов. М., 2009.

5. Котляр В. С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Казань, 2008.

6. Международное право: Учебник / Под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2009.

7. Международное право: Учебник / Отв. ред. А. А. Ковалев, С. В. Черниченко. М., 20063.

8. Международное право: Учебник / Под общ. ред. А. Я. Капустина. М., 2008.

9. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2009.

10. Остапенко О. Ю., Челышева Г. С. Принципы международного права как основа межгосударственных форм сотрудничества Российской Федерации. Калуга, 2003.

11. Роль международного права в современной внешней политике / Отв. ред. Ю. М. Колосов. М., 1900.

12. Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития. М., 2004.

13. Attar F. Droit International Public. Entre Ordre et Chaos. Paris, 1994, P. 79-98.

14. Oppenheim's International Law. Night Edition. Peace. Vol. 1. London, 1992. P. 82-86.

15. Conforti B.International Law and the Role of Domestic Legal Systems. Dordrecht, Boston, London, 1993. P. 8-10.

16. Rousseau Ch. Droit International Public. T. 1. Paris, 1970. P. 52-54.

17. International Law. Being the Collected Papers of H. Lauterpacht. The General Works. Vol. 1 Cambridge, 1970. P. 165-166.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Bibliographic list

1. Artsibasov I. N., Egorov S. A. Armed conflict: law, politics, diplomacy. M., 1989.

2. Egorov S. A. Armed conflicts and international law. M., 2003.

3. Kalamkarian R. A. Rule of Law in International Relations. M., 2004.

4. Karapetyan L. M. State, conflicts and the rights of peoples. M., 2009.

5. Kotlyar V. S. International law and modern strategic concepts of the USA and NATO. Kazan, 2008.

6. International law: Textbook / Ed. A. N. Vylegzha-nina. M., 2009.

7. International law: Textbook / Otv. ed. A. A. Kovalev, S. V. Chernichenko. M., 20063.

8. International law: Textbook / Under the general edition of A. Ya. Kapustin. M., 2008.

9. International law: Textbook / Otv. ed. G. V. Igna-tenko, O. I. Tiunov. M., 2009.

10. Ostapenko O. Yu., Chelysheva G. S. Principles of international law as the basis of interstate forms of cooperation of the Russian Federation. Kaluga, 2003.

11. The role of international law in modern foreign policy / Otv. ed. Yu. M. Kolosov. M., 1900.

12. Russian legal state: Results of formation and development prospects. M., 2004.

13. Attar F. Droit International Public. Entre Ordre et Chaos. Paris, 1994, P. 79-98.

14. Oppenheim's International Law. Night Edition. Peace. Vol. 1. London, 1992. P. 82-86.

15. Conforti B.International Law and the Role of Domestic Legal Systems. Dordrecht, Boston, London, 1993. P. 8-10.

16. Rousseau Ch. Droit International Public. T. 1. Paris, 1970. P. 52-54.

17. International Law. Being the Collected Papers of H. Lauterpacht. The General Works. Vol. 1 Cambridge, 1970. P. 165-166.

Информация об авторах

Н. Д. Эриашвили — кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Р. А. Каламкарян — профессор Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, профессор Юридического института имени М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, доктор юридических наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. В. Мигачева — доцент кафедры международного права Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, кандидат юридических наук.

Information about the authors

N. D. Eriashvili — Candidate of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor, Laureate of the RF Government Prize in Science and Technology.

R. A. Kalamkaryan — Professor of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Professor of Law Institute named after M. M. Speransky Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Doctor of Legal Sciences, Professor.

E. V. Migacheva — Associate Professor of the Department of International Law at the Institute of International Law and Justice of the Moscow State Linguistic University, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 6.09.2021; принята к публикации 15.09.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 6.09.2021; accepted for publication 15.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.