Политические науки
УДК 300-399
Емельянов Владимир Александрович Vladidmir Emelyanov
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ В 90-x гг. ХХ в.
THE APPEARANCE OF THE FIRST POLITICAL YOUTH ORGANIZATIONS IN RUSSIA IN THE 90-ies
Рассмотрены причины широкого появления молодежных общественно-политических организаций России в 90-х гг. ХХ в., раскрыт процесс создания и развития упомянутых организаций. Приведены примеры деятельности, описаны цели, задачи и причины возникновения широкого молодежного политического движения в стране. Отдельно уделено внимание причинам и последствиям затухания массовых молодежных объединений в конце 90-х гг. ХХ в.
Ключевые слова: молодежь, молодежные объединения, организации, движения, политика
In article the reasons of wide emergence of the youth political organizations of Russia in the nineties are considered, process of creation and development of the mentioned organizations is opened. Activity examples are given, purposes, tasks and reasons of emergence of wide youth political movement in the country are described. The attention is separately paid to the reasons and consequences of attenuation of mass youth associations in the late nineties
Key words: youth, youth associations, organizations, movements, policy
Широкое появление молодежных политических организаций в России в 90-х гг. различные исследователи объясняют различными причинами. К примеру, А.В. Шаронова считает, что развитие и деятельность молодежных организаций носила конфронтационный характер в отношении КПСС, комсомола и официальных властей [5; С. 81]. В.Г. Новиков, И.Э. Петрова и В.В. Фещенко связывают это с ухудшением социально-экономической обстановки в стране [7; С. 63], с удовлетворением новых потребностей, попытками реализовать свои интересы, плохо осуществляемые государственно-общественными структурами. И.М. Ильинский считает, что активизация вызвана стремлением молодежи преодолеть возникающие в обществе
механизмы ее вытеснения на периферию общественных отношений [4; C. 63]. А.А. Джук пришла к выводу, что молодежь быстро находит себя в структурах экстремистского толка. Это связано с тем, что система деятельности данного рода организаций четко структурирована, уделяется большое внимание атрибутике[3; C. 64].
23 октября 1993 г. создано молодежное политическое объединение «Будущее России — новые имена», которое выступило в поддержку партии «Свободная Россия».
В 1995 г. молодежное политическое движение «Молодые социал-демократы России» вошло в блок «Социал-демократы» (В. Лившиц, Г. Попов), Молодежная организация ЛИМОС — во внепартийное политическое движение «Общее дело» (И.
Политические науки
Хакамада), Российский Союз Молодежи — в блок «Ивана Рыбкина» (И. Рыбкин), общественно-политическое движение молодежи «Союз» и «Союз молодежных жилищных комплексов» образовали блок «Поколение рубежа» (С. Бабкин).
В 1998 г. как политические общественные объединения были зарегистрированы Народно-патриотический союз молодежи, Российский союз свободной молодежи, Россия Молодая, Российский молодежный конгресс, Союз молодые республиканцы. Основные цели этих объединений следующие:
— участие в политической жизни страны посредством формирования политической позиции граждан;
— участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения своих кандидатов;
— защита законных интересов молодежи и повышение ее роли в жизни общества;
— участие в выработке государственной молодежной политики, отвечающей интересам молодежи;
— создание и обеспечение экономических и организационных условий, гарантий и стимулов;
— развитие и самореализация молодежи в общественной жизни;
— защита прав молодежи;
— активизация работы с молодежью по месту жительства;
— подготовка молодежи к службе в органах государственной власти и управления [8; С. 200].
Однако массового молодежного общественного движения как серьезной политической силы не существовало, данные организации были скорее исключением на общем фоне политического нигилизма и апатии. Численность данных структур составляла от нескольких десятков до трех тысяч человек, а охват молодого поколения всеми организациями к 1995 г. упал до критически низкой отметки, что существенно затруднило диалог государственных и общественных структур с молодежью [2; С. 6]. Молодежные организации не были связаны друг с другом, не стремились ока-
зывать существенного влияния на политические процессы в стране, предпочитали работать в узком секторе, взаимодействуя с отдельными политиками или отдельными элементами политической системы, например, с комитетом по делам молодежи.
В период 1995-1998 гг. влияние молодежных организаций на своих ровесников упало еще больше. Если в 1995 г. воздействие общественных движений оценивается в 15 %, то в 1997 г. - в 6,5 %, а в 1998 г. — в 3,5 %. Значительно увеличилось число тех, кто считает, что способа влияния на власть не существует в принципе (от 42,6 до 62,6 %).
В это же время вырастает потребность молодежи в таких организациях, как молодежные профсоюзы. По данным мониторинга НИЦ ИМ, в 1997 г. до 17 % молодежи высказывались в пользу более активной деятельности молодежных политических организаций, каждый третий поддерживал правовые организации молодежи, каждый второй — организации экономического характера, такие как фонды поддержки. Все это связано со значительно ухудшившимся социально-экономическим положением молодежи в России.
Главная причина такой ситуации заключалась в том, что большинство организаций сумело приспособиться к современным социально-экономическим условиям, не стремилось изменить социально-политическую реальность в стране. Деятельность молодежных объединений в этот период характеризовалась озвучиванием деклараций, а не реальными действиями. Организации существовали в основном в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгоград.
Можно назвать множество причин низкого политического участия молодежи, основные из них приведены далее:
— молодежь сосредоточила внимание и весь свой потенциал на удовлетворение и реализацию личных потребностей (П.А. Меркулов) [6];
— игнорирование политических интересов молодежи (А.М. Новожилов);
— отсутствие лидеров, способных представлять и отстаивать перед властью социальные и экономические интересы молодежи (В.В. Петухов) [9; С. 50];
— отсутствие развитых институтов по-
литического участия молодежи (Д.В. Гончаров) [1; С. 9];
— значительные изменения социального положения молодежи в связи с переходом к рыночной экономике (П.Д. Павленок).
Литература
1. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997. С. 9.
2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Документы, опыт, практика. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: сб. матер. и док. Вып. 1. Комитет Российской Федерации по делам молодежи. М., 1995. С.7.
3. Джук А.А. Молодёжный экстремизм как элемент дезадаптации молодёжи // Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, № 8 (75). 2011. С. 64.
4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001. С. 439.
5. Ильинский И.М., Шаронов А.В. Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993. С. 81.
6. Меркулов П.А. Политический статус молодежи в современной России: Атореф. дис... канд. филос. наук. М., 1995.
7. Новиков В.Г., Петрова М.Э., Фещенко В.В. Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации. М., 2001. С. 63.
8. Общероссийские избирательные объединения накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва: справочник / Под общ. ред. О.К. Застрожной. М., 1999. 200 с.
9. Петухов В.В. Политическое участие россиян: Характер, форма, основные тенденции // Власть. 1999. № 1. С. 50.
Коротко об авторе_
Емельянов В.А., аспирант, каф. «Политические науки и связь с общественностью», Челябинский государственный университет [email protected]
_Briefly about the author
V. Emelyanov, postgraduate student, Political Science and Communication with Public department, Chelyabinsk State University
Научные интересы: молодежные организации и объединения
Scientific interests: youth organizations and associations