МЕРКУЛОВ Павел Александрович — к.филос.н., доцент; директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р. Победы, 5а; [email protected])
МАЛИК Елена Николаевна — к.полит.н., доцент; доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
БУДАРИНА Ксения Александровна — аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АССОЦИАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматривается специфика функционирования молодежных общественных объединений в современной России. Авторы приводят различные концептуальные подходы к проблеме развития молодежных общественных объединений и организаций и останавливаются на вопросах их институ-ционализации в современных российских условиях. В статье приводится ряд основных видов молодежных организаций и раскрывается функциональная роль и основные направления деятельности данных структур в политической жизни общества. Уделяется внимание проблемам взаимодействия молодежных организаций и объединений с органами государственной и муниципальной власти. Ключевые слова: молодежь, молодежная организация и объединение, государственная молодежная политика, политическое участие, политическая идеология
Сначала 90-х гг. в России начался новый этап развития молодежного общественно-политического движения. В 1991—1993 гг. шел достаточно бурный процесс образования молодежных организаций и объединений. Молодежь начала сама активно объединяться в организационные структуры в соответствии со своими потребностями.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» трактует молодежные общественные объединения как «организации граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод»1.
По мнению И.М. Ильинского, молодежная организация — это такая социальная система, которая порождается в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами на базе самовозникающих сил (на основе интересов и запросов объединяющихся людей) [Ильинский 2001: 46].
А.С. Запесоцкий определяет самодеятельное молодежное объединение как «общность людей, основанную на принципах добровольности и общедоступности, интегрированную совместной непрофессиональной деятельностью» [Запесоцкий 1996: 162]. По мнению автора, источники возникновения молодежных и детских организаций можно разделить следующим образом:
1) организации, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших организаций, прежде всего комсомола, пионерской организации и профсоюзов;
2) организации, созданные как подразделения международных и общероссий-
1 См.: Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 N 98-ФЗ. Ст. 4 (в ред. от 05.04.2013 N 56-ФЗ).
ских объединений и движений (к этой же категории относят молодежные организации при партиях);
3) новые молодежные организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов; это могут быть инициативные молодежные объединения, созданные самими молодыми людьми, или организации, создаваемые «сверху» чиновниками или педагогами для работы с молодежью.
В качестве институционализированных форм молодежного движения С.Н. Щеглова рассматривает регулярные и долговременные социальные практики, санкционируемые и поддерживаемые с помощью социальных норм и имеющие определенное значение в структуре общества [Щеглова 2003: 54].
Учитывая вышесказанное, следует заключить, что основными институциональными признаками молодежной организации и объединения являются: коллективный и целенаправленный характер действия; единство ценностных ориентаций и идеологии участников; их групповая идентичность; социально-психологическая оппозиция; организационное оформление.
Сфера деятельности молодежных объединений весьма обширна, они используют различные виды деятельности для реализации своих уставных целей. Это парламентская работа в органах власти всех уровней через своих представителей, общественная, воспитательная, просветительская, педагогическая, культурно- и научно-просветительская, трудовая, политическая, партийная, творческая, социальная, юридическая, правовая, консультативная, информационная, гуманитарная и пр. деятельность. Как безусловно положительный можно отметить тот факт, что в основе программ молодежных организаций лежит приоритет общечеловеческих ценностей — идеи свободы, гуманизма, демократии.
Особенность молодежных общественных объединений состоит в том, что они одновременно могут выступать и в качестве субъекта государственной молодежной политики (как один из институтов работы с молодежью), и в качестве ее объекта, объединяя молодежь и реализуя функцию участия молодых людей в социально-экономических процессах и политической жизни общества. Здесь речь идет о роли молодежных объединений в развитии гражданских инициатив, повышении стимулов гражданского участия и интеграции молодых людей на основе общих интересов [Мельников 2014: 61].
Следует заметить, что молодежь не является единой и организованной политической силой, она раздроблена не только по возрастным, но и социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Если прибегнуть к классификации неправительственных организаций, предложенной Д.Н. Нечаевым, то можно выделить основные типы политического поведения молодежных организаций и сравнить их идейно-политические платформы [Нечаев 2003: 358]:
• конформистские — они чаще всего настроены на компромисс, в результате чего добиваются большей реализации своих интересов. Их цель заключается в приспособлении к системе государственной власти, преодолении радикализма, свойственного молодежи (к данному типу можно отнести молодежные организации КПРФ, Российский коммунистический союз молодежи и др.);
• лояльные — наиболее многочисленный и массовый сегмент молодежного движения, получающий финансовую государственную помощь, в связи с чем их практический интерес направлен на сохранение и упрочение политического порядка, отстаивание преимуществ политического режима (сюда относятся деполитизи-рованный Российский союз молодежи, молодежное антифашистское демократическое движение «Наши», молодежное подразделение партии «Единая Россия» — «Молодая гвардия», «Россия молодая»);
• протестные — главное отличие данных организаций заключается в радикализме и негативном отношении к политическому режиму, нередко переходящим в политическое действие. Акцент на отстаивании своих интересов, в т.ч. и в силовой форме, осуществляется ими в широком диапазоне — от простой поддержки политических сил, стремящихся трансформировать политическую систему, до активного участия в ее дестабилизации, разрушении или изменении ее основ (к данному типу можно отнести движения антиглобалистов, правозащитные орга-
низации радикального подтипа, Национал-большевистскую партию, АКМ, движение «Оборона» и др.).
Таким образом, главными критериями в типологии молодежных объединений являются, во-первых, отношение актива молодежных союзов к политической системе и социально-экономической ситуации в стране, а во-вторых, интерес и идеология как инструменты группового сплочения.
Сегодня и на федеральном, и на региональном уровне предпринимаются попытки консолидации молодежного движения, создания объединительных общенациональных структур. С января 1992 г. действует Национальный совет молодежных объединений России, получивший поддержку в указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации молодежной политики».
Национальный совет молодежных объединений России представляет собой своего рода круглый стол молодежных организаций, конфедеративное объединение. Сегодня в его состав входят 17 общероссийских, 14 межрегиональных и 52 региональных молодежных объединения1. Совет способствует консолидации, объединению усилий молодежных и детских организаций для реализации общих целей российской молодежи.
Можно говорить о том, что в современной общественно-политической жизни страны Национальный совет является важной для молодежного движения организационной структурой, необходимой для объединения их усилий. Как институциональное образование он позволяет молодежным организациям иметь контакты с правительством, парламентом, президентом, лоббировать интересы молодежи в этих структурах.
С созданием Национального совета у молодежных организаций России появились возможности возобновления членства в международных организациях. В 1994 г. Национальный совет молодежных объединений России был принят в Европейский совет национальных комитетов молодежи, что имеет позитивное значение для участия российской молодежи в международном молодежном движении.
За истекший период Национальный совет молодежных и детских объединений России осуществил целый ряд значимых проектов, направленных на достижение уставных целей, обеспечивших рост авторитета и организационное совершенствование своей сети:
• развитие собственной проектной деятельности;
• усиление своего присутствия в международных организациях;
• развитие системы отношений с органами государственной власти, Общественной палатой РФ, окружными и региональными общественными советами;
• организация работы клуба «Многонациональная Россия»;
• учреждение и проведение ежегодной национальной молодежной премии «Будущее России»;
• проведение национальной молодежной кампании «Все различны — все равны»;
• развитие традиции проведения всероссийских лагерей — семинаров и конкурсов по социальному проектированию;
• проведение кампании по празднованию 100-летия детского движения в России;
• развитие социального партнерства и международных отношений.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что к общим характеристикам современного молодежного движения следует отнести его низкую организованность, отсутствие сплоченности членов в достижении поставленных целей, конкретных программ деятельности, идеологии, политических ориентиров и даже пренебрежение ими, аморфность организационных структур, популизм провозглашаемых лозунгов. Развитие деятельности и рост авторитета Национального совета молодежных объединений России не обеспечили полноценное развитие
1 Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Официальный сайт. Доступ: http:// www.youthrussia.ru
региональных ассоциаций молодежных и детских объединений в связи со снижением общей активности субъектов молодежного и детского общественного движения на местах.
Численность ныне действующих молодежных организаций в основном небольшая. В своей массе они объединяют от нескольких сотен до нескольких тысяч чел. Но есть и крупные организации. Среди них Федерация детских организаций — около 3 млн детей, Российская ассоциация профсоюзных студенческих организаций вузов, в которую объединяются студенты 250 вузов России, Российский союз молодежи — около 400 тыс. членов, Союз молодежных жилищных комплексов (данные численного состава указаны по оценкам руководящих органов этих организаций). Но и их влияние в регионах значительно ослабевает, особенно в городах и районах, первичных коллективах.
Как показывают результаты социологических опросов, союзы молодежи не смогли завоевать широкое признание у молодежи: «более 50% молодых людей считают целесообразным существование молодежных организаций, но только 7—10% респондентов не против вступления в молодежные союзы, но и из этого количества меньшая часть юношей и девушек действительно связывает свои интересы с какой-либо организацией» [Ильинский 2008: 10]. По нашему мнению, смена общественно-политической системы привела к тому, что молодые люди в силу необходимости решения многочисленных жизненных проблем сосредоточили свое внимание, весь свой потенциал на удовлетворении и реализации личных потребностей и интересов. В этой связи они не заинтересованы отдавать свое свободное время членству в общественных организациях, безвозмездной политической деятельности.
Проблемы современного молодежного движения в России входят в разряд актуальных и требуют оперативного решения. Уже сегодня актуализированы приоритетные направления государственной молодежной политики на региональном уровне. Так, в политической сфере следует выделить: стимулирование создания молодежных общественно-политических структур — молодежных секций политических партий, общественных организаций и движений; вовлечение молодежи в политический процесс; формирование молодых политических лидеров и резерва руководящих кадров [Меркулов 2012: 221]. На наш взгляд, позитивным является тот факт, что региональные молодежные организации на собственном опыте и на примере Национального совета все-таки осознали необходимость объединения своих усилий для решения молодежных вопросов в своих областях, краях, республиках. Однако сохраняется тенденция неравномерного распределения молодежных организаций по стране. Большая часть союзов молодежи сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и некоторых других крупных политических и экономических центрах. Блоки молодежных и детских организаций активно действуют в таких субъектах РФ, как Воронежская, Астраханская, Оренбургская, Тульская обл.
Сегодня круглые столы выполняют роль координационно-совещательного органа молодежных объединений, ставящих своей целью обеспечение эффективного участия молодежных объединений в делах общества, активизацию их деятельности. Круг вопросов, которые решают круглые столы, является более высоким уровнем участия молодежных объединений в постановке и решении молодежных проблем. В их числе:
— выработка предложений в адрес органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений по вопросам молодежной политики;
— координация, объединение усилий молодежных объединений для защиты и реализации интересов и прав молодежи;
— содействие в формировании и реализации молодежных программ;
— вовлечение молодежных организаций в работу по поиску эффективных решений социальных, политических, научных, иных проблем во всех сферах общественной жизни, проводимой государством политики.
В заключение следует сказать, что институционализация молодежных общественных объединений демонстрирует качественные тенденции, свидетельствующие о новых механизмах становления политического статуса молодежи, об уровне ее политической культуры, о формировании идеологии и единых целей в российском обществе. Среди них целесообразно выделить следующее:
1) молодежные объединения и организации начинают структурировать молодежь и молодежные интересы, превращая эту социально-демографическую группу из массы в ряд организованных интересов и тем самым придавая молодежи качества политического субъекта;
2) формируются каналы взаимодействия самых разнообразных молодежных интересов и власти, молодежных интересов и общества;
3) молодежные объединения и организации являют собой поле приобретения политического опыта и формирования молодых политических лидеров;
4) они способствуют становлению гражданского общества в России;
5) в деятельности данных институциональных структур, хотя и в незначительных масштабах, формируется политическая культура диалога, компромисса.
Ориентация молодого поколения на достижение общественно значимых задач должна одновременно сочетать принципы солидарности и критической оценки политической ситуации, преданности общественным идеалам и независимости суждений. Реализация данных позиций будет в итоге способствовать преодолению обособленности и крайней дифференциации молодежной группы.
Список литературы
Ильинский И.М. 2001. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. — М.: Голос. 696 с.
Ильинский И.М. 2008. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений. — Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5-14.
Запесоцкий А.С. 1996. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 348 с.
Мельников А. В. 2014. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества. — Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 60-63.
Меркулов П.А. 2012. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России. — Вестник Орловского государственного университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. № 8(28). С. 220-222.
Нечаев Д.Н. 2003. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: сравнительный анализ: монография. M.: Изд-во МГУ. 456 с.
Щеглова С.Н. 2003. Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям. — Молодежная политика. Информационный бюллетень. № 4. С. 54-69.
MERKULOV Pavel Aleksandrovich, Cand.Sci.(Philos.), Associate Professor, Director of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Pobedy blv., 5а, Orel, Russia, 302028; [email protected])
MALIK Elena Nikolaevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science, State and Municipal Government, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration BUDARINA Ksenija Aleksandrovna, postgraduate student of the Chair of Political Science, State and Municipal Government, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
INSTITUTIONALIZATION OF THE YOUTH ORGANIZATIONS AND ASSOCIATIONS IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract. The article is devoted to the specifics of the operation of the youth associations in modern Russia. The authors give different conceptual approaches to the development of youth associations and organizations and emphasize the issues of institutionalization in modern Russian conditions. The article provides some basic types of youth organizations, on the basis of which the functional role of the main activities of these structures in the political life of society is disclosed. The article also focuses on the problems of cooperation between youth organizations and associations and state and municipal authorities. Keywords: youth, youth organizations and associations, state youth policy, political participation, political ideology
УДК 316.6
ЯНКОВСКАЯ Вера Иосифовна — к.соц.н., доцент; заведующий кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций — филиала Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ (КНИТУ-КАИ) (423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 4;[email protected])
ХАЙДАРОВ Рамис Рамилович — к.соц.н., доцент; заместитель директора по научной работе Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций — филиала КНИТУ-КАИ ([email protected])
ВЛИЯНИЕ РЕЙТИНГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РУКОВОДИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается современная методика оценки деловых и личностных качеств руководителя на крупном предприятии, разработанная одним из авторов. Рейтинговые характеристики, в которых отражаются выявленные деловые и личностные качества руководителя, оказывают существенное влияние на качество трудовой жизни работников.
Определение положения руководителя в социальном пространстве позволяет определить его отношение к другим работникам или их отношение к нему. На практике было доказано, что повышение качества труда лидера повышает и качество труда работников его подразделения, улучшая тем самым качество их совместной трудовой жизни.
Ключевые слова: социограмма, социальное пространство, рейтинг менеджера, репутация руководителя
Большое значение при выявлении факторов влияния на качество трудовой жизни на современных предприятиях отводится деловым и личностным качествам руководителей. Анализ данного влияния необходимо рассматривать в рамках теории менеджмента и управления. Специалисты в области управления считают, что ее центральной фигурой является менеджер, который профессионально осуществляет функцию управления. Специализация в области управления свидетельствует о наличии общих характеристик труда у руководителей разного ранга и профиля — от президента до мастеров участка.
В каждой организации есть внутренняя и внешняя среда. Внутренняя среда характеризуется напряженным взаимодействием формальной и неформальной структур. Формальные структуры строятся путем расчленения общей задачи на отдельные подзадачи и закрепления за ними людей. Так возникает в организации разделение труда. Для координации действий членов организации используется вертикальное разделение труда, или иерархия, что признается важным структурным признаком управления.
Поведение лидеров, в которых реализуются деловые и личностные качества менеджеров с нравственным содержанием, способствует повышению качества труда подчиненных, а вместе с тем — и качества трудовой жизни самого предприятия. Подобные требования относятся, на наш взгляд, и к руководителям трудовых организаций.