231; Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. -М., 1992. - С. 279.
5. Чернова Е. В. Социализация молодежи с девиантным
поведением и технологии ее государственного регулирования в системе социальной работы // Вестник БГУ Вып. 6: Психология, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. - 311. - С. 270-276.
Чернова Екатерина Викторовна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: spf15@mail.ru, decspf@mail.ru.
Chernova Ekaterina Victorovna - candidate of sociological science, senior teacher of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: spf15@mail.ru, decspf@mail.ru.
УДК 323.248 С.Ц. Хобраков
механизмы и факторы влияния молодежных общественных объединений
НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Статья посвящена проблемам воздействия молодежных объединений на политический процесс. Показаны основные факторы, предложены механизмы и технологии эффективного политического участия молодежных объединений. Ключевые слова: политическое участие, молодежные объединения, механизм, технологии.
s.Ts. Khobrakov
mechanisms and factors of influence of youth public associations on political process
The article is devoted to the problems of the influence of youth associations on political process. Major factors are shown, mechanisms and technologies of political effective participation of youth associations are offered.
Key words: political participation, youth associations, mechanism, technologies.
В последнее время в политическом процессе России сформировались и действуют активные политические молодежные объединения различной направленности, произошло интенсивное расширение форм политического участия молодежных объединений: молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные отделения политических партий. Связано это с подъемом политического сознания молодежи и желанием влиять на происходящие в стране политические процессы. Так, к началу 2007 г. в России функционировало более 128 тыс. общественных объединений различных форм, из них около трети - молодежных, объединяющих, по разным оценкам, от 3 до 6% молодежи (1). Поэтому актуальными вопросами является изучение факторов, механизмов и технологий воздействия молодежных объединений на политический процесс.
Существенный вклад в развитие теоретических и методологических проблем политического участия внесли представители современной зарубежной политической науки. Среди них особое место занимают труды Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Даля, Э. Г. Кармайнс, Р. Хакфельд, Д. Истона, Р. Миллса, Р. Мертона, М. Конвейма, Л. Милбрай-та, М. Гоэла, Р. Кловарда, Н. Нийома, Ф. Пивена и
других учеников (2).
Рассмотрение политического участия в России началось в середине 90-х гг. XX в. Среди них отметим работы Д.В. Макарова, В.В. Смирнова, А.В. Теплякова, Н.Д. Уваровой. Авторы А.И. Ков-лер, В.В. Смирнов, Д.В. Гончаров, В. В. Петухов описывали и анализировали политическое участие в понятийном смысле, а также применительно к отдельным группам населения, основным содержанием их работ является анализ политического участия, технологий и тенденций политического участия. В частности, в работах Д.В. Коннычева,
Э.В. Чекмарева, М.Р. Холмской (3) уделяется внимание анализу различных трактовок политического участия, его обусловленности демократией, политической культурой, режимом власти, его ти-пологизации в рамках политического процесса.
В работах С.Н. Захарова, В.В. Инютина (4) содержится много фактологического материала по политическому участию молодежи, особенно из сфер молодежного движения, электорального процесса, клубной деятельности, молодежной политики государства.
Появляются работы П.А. Меркулова, Г.А. Казначеевой, Т.В. Бирюлиной (5), изучающие отдельные аспекты политического участия молодежи: политический статус молодежи, приоритеты политического участия студенческой молодежи, ха-
рактер и мотивация политического участия российской молодежи.
Большой блок исследований направлен на изучение и анализ деятельности молодежных объединений, выявление их особенностей, форм и способов осуществления политической и социальной активности. Это работы В.И. Соколова, Е.Г. Слуцкого, Т.Н. Воронцовой, А.И. Скулова, коллективная монография В.Г. Новикова, Т.Э. Петровой, В.В. Фещенко.
В современном политическом процессе молодежные общественно-политические организации рассматривают П. Данилин, О.М. Карпенко, И.А. Ламанов, В.А. Савельев, И.Н. Кольжанова, К.С. Кузмичев (6). Авторы обобщают опыт привлечения молодежи к участию в политическом процессе России, выявляют перспективные формы политического участия молодых россиян.
А.А. Дрегало, Ю.Ф. Лукин, В.И. Ульяновский, Г.Н. Филев, Е.И. Возжаева (7) обращаются в своих работах к молодежному парламентаризму как новому явлению современного политического процесса в России. Работы И. Ю. Верчагиной,
А. З. Бадмаева исследуют проблемы становления и деятельности молодежных объединений в отдельных субъектах Российской Федерации.
Проведенный анализ научной разработанности проблемы политического участия молодежных объединений в современной России выявил неравномерность в степени исследованности ее различных аспектов. Анализ молодежных объединений как института политического участия еще не стал объектом самостоятельного исследования. Малоисследованными сторонами остаются механизмы, технологии и факторы политического участия молодежных объединений, позволяющие глубже понять роль молодежных объединений в политическом процессе.
Участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность, прямая или опосредованная вовлеченность граждан и их объединений в разработку и реализацию политико-управленческих решений. Главными задачами политического участия являются демократическое давление на политические институты и учреждения, корректировка функционирования политического режима, воздействие на подготовку и процедуру и характер принимаемых политических решений, выполнение функций социального контроля «снизу» за деятельностью политической власти.
Выделяют индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное
и нелегитимное участие, а также охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяют виды политического участия: в выборах, принятии решений, управлении, отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью, политических кампаниях, акциях, политических митингах и собраниях, забастовках, акциях гражданского неповиновения. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровне.
Причинами политического участия являются те или иные состояния сознания человека (например, ощущение угрозы своему общественному положению - Лассуэл; рациональное расчетливое сознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса - Лейн; желание жизненного успеха и общественного признания - Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.), достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов.
Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп, объединений граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
Анализ источников позволил нам дать свою периодизацию исследования молодежных объединений как института политического участия молодежных объединений. Выделено три основных периода: 1) патерналистский; 2) адаптационный; 3) партнерский (табл. 1).
В настоящее время идет процесс расширения сферы деятельности молодежных организаций, интенсивное формирование молодежных организаций как в федеральном центре, так и в российских регионах, и повышение информированности молодежи о политических процессах.
На наш взгляд, в настоящее время количество активной молодежи растет. Ее представители составляют ядро молодежных политических организаций, входят в молодежные парламенты, выступают дублерами органов исполнительной власти и активно участвуют в выборах. Вместе с тем политическое участие молодежных организаций в демонстрациях протеста, в маршах несогласных и т.д. зачастую носит конфликтный (протестный) характер. Значительный потенциал «молодежного
ресурса» (как созидательный, так и разрушитель- к возрастанию роли молодежных объединений в
ный) делает его привлекательным для всех без современном политическом процессе в России и
исключения субъектов политики. Это приводит
способствует формированию института политического участия молодежных объединений.
Таблица 1
Основные периоды в исследовании молодежных объединений как института политического участия
Патерналистский 1985-1993 гг. Молодежь - резерв и помощник правящей партии. Молодежь рассматривалась как объект воздействия. Молодежные проблемы решались через комсомол. Период перестройки общества и политической системы вызвал распад ВЛКСМ.
Адаптационный 1993-1999 гг. Принятие Конституции. Появление молодежных объединений. Формирование молодежной политики. Поиск форм сотрудничества государства и молодежных объединений.
1999-2008 гг. Многообразие форм ШлойЖы: оШсЗ И ЙСн молодеж' ны|и°тйт-вЯй^я
ношении молодеЯВДишеекихи пШМе яшютррмужныьмио-и лодежные отделе^^е^йЯ^05ЛIT«Ы«иУЧ¥аf)¥HЙKйMеfeд^Яi^^^iйййреа^lllнДftЯ■ молодежные прамтилносщ молодllЯHiеl>ш^IC'TlT[ДнВI^ятlянa|рмва-лодежных органишцишвлитрчеоткюхровстемм дЛ:шмолодlЯGIо здание альный заказ большинства молодежных политических орга-
В деятельности общественных организаций, как отмечают исследователи, принимают участие 3% молодежи. Наиболее распространенными формами участия молодежных объединений в политическом процессе, позволяющими выразить широчайший спектр политических взглядов молодежи, являются молодежные отделения политических партий, молодежные парламенты, молодежные правительства, участие в выборах, законотворческие инициативы, участие в политических кампаниях и акциях. Формы политического участия молодежных объединений носят как конвенциальный, так и неконвенциальный характер. Протестные формы политического участия молодежных объединений отражаются чаще всего в проведении акций, митингов протеста, маршах («Русские», «Несогласные»).
Основными факторами политического участия молодежных объединений являются их политическая направленность, политические интересы и потребности, политические ценности, идеалы, традиции, политические условия, а также заинтересованность политических партий в увеличении молодежного электората, «цветные революции», интерес молодежи, поддержка со стороны государства: финансовая поддержка, разрешение проведения оппозицией акций, доступ к СМИ и т.д.
низаций можно разделить на два типа: «сверху» («Идущие вместе» - 2000 г., «Наши» - 2005 г. и т.д.) и «снизу» («Да!», «Оборона» и др.). Основные задачи молодежных отделений политических партий заключаются в подготовке кадров для политической деятельности, доведении идей партии до будущих молодых избирателей, формировании общественного мнения. В настоящее время происходит укрупнение молодежных отделений. Деятельность молодежных политических организаций основана на эпатажных акциях, привлекающих внимание СМИ. Мы считаем, что основными мотивами участия молодежи в организациях является карьерный рост, стремление к самореализации, идеологическая ориентация, групповая ценностная солидарность.
Одним из важнейших институтов политического участия является молодежный парламентаризм, связанный с консультативно-совещательными функциями. Появление в России молодежных парламентов отмечено с 90-х гг., и в настоящее время они сформированы практически во всех регионах. Например, на региональном уровне распространение молодежного парламентаризма достигло 76%, а на муниципальном уровне - 60%. Отмечено, что молодежные парламентские структуры способны представлять интересы не отдельных молодых лю-
дей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, а интересы молодежи целого региона. Основными направлениями их деятельности - представление интересов молодежи в органах власти, участие в нормотворческой деятельности, подготовка молодых кадров, проведение социально значимых мероприятий, просветительская деятельность.
Основными показателями политического участия молодежных объединений являются создание молодежных консультативно-совещательных структур при законодательных органах власти, создание молодежных правительств, законодательные инициативы молодежи, акции, митинги, шествия, совместные мероприятия с органами власти, конференции с участием молодежных объединений, внимание СМИ к проблемам молодежи и т.д.
Эффективность политического участия молодежных объединений может быть измерена системой критериев: общая социальная эффективность действий молодежных объединений; эффективность участия молодежи в процессе управления; соотношения затрат и результирующих показателей управленческого труда; сбалансированность функций и целей политического участия; эффективность организационно-технического уровня молодежных объединений как института политического участия. Также критериями эффективности могут быть принятие законопроектов, инициированных молодежными объединениями, достижение целей акций, шествий, митингов, выполнение требований молодежи и т.д. Нами отмечается, что увеличение количества институализированных площадок взаимодействия молодежи
и власти ведет к структурированию интересов молодежи, эффективному диалогу молодежных объединений и власти, становлению института политического участия молодежных объединений и к политической активности молодежи.
Раскрывая влияние молодежных общественных объединений на политический процесс, необходимо выделить следующие категории: механизм и технологии, применяемые молодежными объединениями.
Под механизмом мы будем понимать взаимодействие определенных субъектов, связанных между собой определенными отношениями и действиями, под технологиями - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Нами дана схема (механизм) воздействия молодежных общественных объединений на политический процесс (схема 1).
Механизм воздействия молодежных общественных объединений представлен в системе «вход и выход», состоящей из четырех пунктов: 1) молодежь либо представители молодежи выдвигают тре-бования (увеличение стипендии, льготы на проезд) к представителям молодежных объединений («молодежные крылья» политических партий, молодежные парламенты и т.д.); 2) молодежное объе-динение артикулирует и агрегирует молодежные интересы и запросы; затем молодежные объедине-ния выдвигают власти (законодательные инициативы, петиции, акции и т.д.); 3) органы власти (коми-теты по молодежной политике и др.) принимают и рассматривают требование, происходит согласо-вание, выработка принятия решения; 4) принимается решение для
Механизм воздействия молодежных общественных объединений на политический процесс
і_________і
1
1
удовлетворения требования или дальнейшая реализация решения.
Подробно рассмотрены разнообразные технологии (инструменты) воздействия на политический процесс: акции протеста, поддержки (демонстрации, митинги, шествия); выдвижение деклараций, требований (письма); выдвижение законодательных инициатив (молодежные парламенты); встречи с влиятельными людьми; выдвижение предложений на форумах, конгрессах, конференциях, круглых столах; использование интернета (электронные страницы молодежных организаций); продвижение лидеров в государственные структуры; участие в деятельности партии; участие в избирательной кам-пании в поддержку партии, кандидата; создание блоков и союзов.
Осуществление любого управленческого воздействия, в том числе влияния на молодых россиян, с целью повышения их политической активности - это сложный и «технологичный» процесс. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и последующая реализация технологии привлечения молодежи к участию в современном политическом процессе в России.
Изучение политической активности молодежных объединений показало в Республике Бурятия высокий процент участия молодежи в политическом процессе. Это связано с актуальными проблемами молодежи: безработица среди молодежи, нехватка жилья, низкооплачиваемая работа и уверенность молодежи, в том, что общественные формирования, ассоциации влияют на общественную и политическую жизнь. Однако существует необходимость в развитии следующих форм политического участия: активизация молодежных профсоюзов, повышение электоральной активности, участие в избирательных кампаниях и референдумах, а также выражение своих интересов путем обращения к властным структурам, направление своих предложений, замечаний в проекты обсуждаемых документов и решений с целью оказания влияния на характер принимаемых решений.
Общественные молодежные объединения в республике проявили себя, они усиливают позиции молодежи и решают проблемы республиканского масштаба, их работа признается государственными органами республики.
В заключение отметим, что политическое участие представляет собой вовлечение молодежных организаций в процесс политико-властных отношений современной России, и выделим основные заключительные положения:
1. В перспективе долгосрочного развития
России молодежь объективно является стратегическим ресурсом демократического развития страны. Поэтому политическое участие молодежных объединений, поиск путей и средств подключения молодого поколения к процессам реформирования российского общества, превращения молодежных объединений в реальный субъект демократических преобразований становится одной из приоритетных задач политического развития страны.
2. Основными факторами политического участия молодежных объединений является государственная политика, поскольку именно она в решающей степени определяет условия развития разнообразных форм молодежных объединений. В политическом процессе России сформировались и действуют различные формы политического участия молодежных объединений. Они разнообразны и способствуют становлению института политического участия молодежных объединений, регламентирующего деятельность молодежных объединений в политическом процессе. Отставание государства в построении легитимных форм участия молодежных объединений приведет к усилению протестных форм политического участия, реализуемых в политической практике.
3. Молодежные объединения как институт политического участия призваны влиять на российскую политику и управление. Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия молодежных организаций в политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социальноклассовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры.
4. Осуществление разнообразных механизмов и технологий политического участия молодежных объединений увеличивает возможности воздействия молодежных объединений на политический процесс и способствует вариативности достижения целей и выполнения требований молодежными объединениями.
5. Специфика политического участия молодежных объединений проявляется в усилении групповой интеграции и в возможностях реагирования на возникшие политические проблемы посредством привлечения к решению определенной проблемы широкого круга единомышленников, сети горизонтальных связей, объединяющих молодежные объединения, а также в использовании ускоренного распространения сетевых информационных ресурсов,
обеспечивающих вариативность коммуникаций.
6. Взаимодействие молодежных объединений, государственных органов и партийных структур обладает набором особых качественных характеристик, позволяющих их классифицировать в зависимости от уровня, интенсивности, формально-правовой предопределенности, субъектного состава и взаимного положения сторон.
Литература
1. См.: Российский статистический ежегодник. 2008. Росстат. - М., 2008.
2. Aлмонд ГА., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. - 1992. - № 4; Даль Р. Введение в теорию демократии. - М., 1992; Кармайнс Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: Общие проблемы // Политическая наука. Новые направления. - М., 2002; Easton D. The Theoretical relevance of Political Socialization // The Canadian journal of Political Science. Vol. 1. 1968. - № 2.
3. Коннычев Д.В. Политическое участие (на примере российского регионального избирательного процесса): дис... канд. полит. наук. - Саратов, 2000; Чекмарев Э.В. Политическое участие молодежи в постсоветский период (на материалах Саратовской области): дис. ... канд. полит, наук. - Саратов, 2003; Холмская М.Р. Политическое участие как объект
исследования. Обзор отечественной литературы // Полис. - 1999. - №5; и др.
4. Захаров С.Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества: дис... канд. полит, наук. - М., 2001; Инютин В.В. Политическое участие российской молодежи во второй половине 80-х - первой половине 90-х гг.: дис... канд. полит. наук. - Воронеж, 1999.
5. Меркулов П.А. Политический статус молодежи в современной России: автореф. дис... канд. филос. наук. - М., 1995; Казначеева Г.А. Студенческая молодежь в политическом процессе современной России: Тенденции и приоритеты политического участия: автореф. дис... канд. полит, наук. - Орел, 2004; Бирюлина Т.В. Мотивация и характер политического участия российской молодежи: автореф. дис... канд. полит. наук. - Саратов, 2008.
6. Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005. - М., 2006. - 292 с.; Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. - М., 2006. - 560 с.; СавельевВ.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации. Тактика уличных битв. Контакты. - М.: Кванта, 2006; Кольжанова И.Н. Общественно-политические молодежные движения в современной России: масса, элиты, лидеры: автореф. дис... канд. полит, наук. - Ростов н/Д, 2006; Кузьмичев К.С. Общественные объединения как институт социализации молодежи: автореф. дис... канд. социол. наук. - М., 2007.
7. Дрегало А.А., Лукин Ю.Ф., Ульяновский В.И., Филев ГН. Молодежный парламент: опыт формирования политической культуры молодых северян. - Архангельск, 2002. - 157 с.; Молодежные парламентские структуры: Организационно-правовые формы и регламентация функционирования: сб. документов / сост. Е.И. Возжаева, А.В. Кочетков, Л.С. Синякова. - М., 2005. - 480 с.
Хобраков Солбон Цыренжапович - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
Khobrakov Solbon Tsyrenzhapovich - candidate of political sciences, senior teacher of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail:
УДК 316.613.4 А.М. Бадонов
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В статье говорится о социальном самочувствии населения как интегральном показателе направленности развития муниципальных образований. Необходимость исследования социального самочувствия в мониторинговом режиме продиктована сложившейся кризисной ситуацией.
Ключевые слова: социальное самочувствие населения, кризисная ситуация, муниципальные образования.
A.M. Badonov
social health of population as the directivity index of the development of the municipalities
The article deals with the social health of population as the integral directivity index of the development of municipal formations. The need of investigating the social health in the monitoring regime is dictated by the prevailing crisis situation.
Key words: social health of population, crisis, municipalities.
За последние десятилетия в нашей стране произошли радикальные преобразования. Изме-
нения коснулись всех сфер жизнедеятельности общества. Главную роль в реформировании играют властные структуры всех уровней. Известно, что основное предназначение властных структур любого уровня состоит в осуществлении функции социального управления, т.е. в сознательном и целенаправленном воздействии (в рамках деле-