VI. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УДК 364.4:34 Е.В. Чернова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В УЧРЕжДЕНИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
и содержанию деятельности специалистов по социальной работе
В статье рассмотрены подходы к организации деятельности специалистов по социальной работе в учреждениях пенитенциарной системы. Обосновывается необходимость совершенствования работы субъектов профилактики преступности путем комплексного учета социальных факторов, детерминирующих рост девиаций в молодежной группе. Приводится перечень принципов организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях, указано их значение в осуществлении мер по социальной реадаптации лиц с девиантным поведением. Предложены подходы к организации и содержанию мероприятий по социальной работе с девиантными группами в пенитенциарной сфере.
Ключевые слова: социальная работа, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, личностно-ориентированный подход, принципы социальной работы, технологии социальной работы.
Е.У. Chernova
SOCIAL WORK IN THE ESTABLISHMENTS OF THE PENITENTIARY SYSTEM: THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZATION AND CONTENT OF THE ACTIVITY OF SPECIALISTS IN SOCIAL WORK
The article describes the approaches to the organization of professional social work in the penitentiary system. The necessity of improving the work of the subjects of crime prevention by integrating social factors, which determine the growth of deviations in the youth group, is justified. A list ofprinciples of social work in prisons is given, their importance in the implementation of measures for social rehabilitation of persons with deviant behavior. The approaches to organization and content of activities in social work with deviant groups in the penitentiary field are proposed.
Key words: social work, social work in the penitentiary establishments, personal-oriented approach, principles of social operation, technology of social work.
Социальная работа с различными категориями населения является эффективным механизмом реализации социальной политики в отношении незащищенных слоев населения. Среди приоритетных направлений важнейшим является организация социальной работы с подростками и молодежью. Прогрессирующий рост количества и тяжести правонарушений в молодежной среде ставят перед обществом, конкретными государственными органами - субъектами социальной работы в качестве основных задач поиск эффективных форм, методов и технологий работы с различными молодежными группами и, прежде всего, с группами лиц с девиантным и делинквентным поведением.
Природа делинквентного поведения индивида обусловлена, в первую очередь, влиянием внешних социальных факторов на процесс его жизнедеятельности. Связь преступности и девиантного поведения состоит в том, что совершению
преступления предшествуют, как правило, проявления девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, проституции и пр. Следовательно, организация мер по социальной профилактике девиаций должна быть ориентирована на ликвидацию внешних неблагоприятных факторов, а также последствий, которые могут стать основой для рецидива преступного поведения личности.
Социальная работа как профессия обладает признаками комплексной, многоуровневой системы оказания помощи лицам, группам лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, следовательно, к ее организации предъявляются высокие требования. Речь идет, прежде всего, о необходимости введения новых форм работы с молодежными группами, совершенствования существующих технологий социальной работы с группами риска, в том числе в учреждениях пенитенциарной системы. Это обусловлено тем, что процессы социальной адаптации лиц, содержащихся в за-
крытых учреждениях (воспитательные колонии, исправительные учреждения, реабилитационные центры), и следующие за ними процессы социальной реадаптации и социальной реабилитации зачастую протекают в сложных социальных условиях, что нередко способствует формированию в сознании большей части индивидов установок на асоциальные формы жизнеустройства.
Результаты исследований последних лет, проведенных разными авторами [1], убедительно доказывают, что существует прямая зависимость между процессом нахождения индивида в закрытых пенитенциарных учреждениях и последующим процессом его вхождения в открытую социальную среду. Эта же зависимость во многом определят и характер социального самочувствия молодежи с девиантным поведением после освобождения из мест лишения свободы. Так, в ходе собственного социологического исследования, проведенного нами в 2003 г. среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Республики Бурятия, воспитательной колонии г. Улан-Удэ [2], были получены социологические данные, демонстрирующие высокие показатели рецидивной преступности молодежи после выхода на свободу. Особенности объекта исследования и большой объем генеральной совокупности предопределили применение гнездовой, квотной модели выборки. В качестве гнезда выборки были избраны три учреждения: исправительная колония № 94/2 (п. Южный) с общим числом осужденных - 1864 человека; исправительная колония № 94/1 (г. Гусиноозерск) - 997 человек; воспитательная колония (г. Улан-Удэ) - 227 человек. Выборочная совокупность составила 150 единиц. Репрезентативность такой выборки гарантируется большей однородностью состава исследуемого объекта. Отбор респондентов осуществлялся по основным социально-демографическим показателям: пол и возраст. Среди опрошенных нами лиц 100% - мужчины в возрасте от 18 до 29 лет, осужденные на разные сроки лишения свободы. В ходе опроса было установлено, что 67,33% респондентов уже имели в прошлом судимости. Причем, большая часть из них, а это - 44%, была осуждена более двух раз; 31,33% - имели одну судимость и воздержались от ответа 24,67% опрошенных. Эти показатели позволяют предположить, что бывшие осужденные, особенно те, кто отбывал наказание в исправительных учреждениях (по нашим данным, их число составляет 63,33%), сталкиваются с серьезными проблемами
социальной адаптации при выходе на свободу. В первую очередь, это связано с тем, что комплекс проблем нравственной, психологической подготовки ранее судимых к жизни в обществе, трудности, связанные с усвоением ими новых (или воссоздание прежних) социальных ролей, зачастую препятствуют возвращению данной категории граждан к социально полезной деятельности. Также положение лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осложняется еще и тем, что в этот период они были в значительной степени лишены самостоятельности (подчинялись определенным правилам, вели установленный в исправительном учреждении образ жизни). Это часто приводит к тому, что осужденные отвыкают в какой-то мере заботиться о своей судьбе, привыкают во всем полагаться на «предусмотрительность» администрации. Поэтому лишение свободы не всегда оправдывает своего назначения как исправительной меры и часто способствует совершенствованию дальнейшей преступной деятельности индивида.
Весьма значимым в определении характеристик рецидивной преступности среди осужденных являются показатели средней продолжительности перерыва между предыдущей и последующей судимости. Так, 32,67% респондентов указали, что продолжительность перерыва составила менее 1 года, 14,67% - от 1 года до 2 лет, 14% - от 2-х до 3-х лет, 1,33% - от 3-х до 4-х лет, 7,33% - свыше 4 лет, 30% респондентов воздержались от ответа. Показатели интенсивности совершения повторных преступлений также убедительно указывают на то, что решающим для их социальной реадаптации является период начиная с момента освобождения из пенитенциарных учреждений и продолжающийся в течение последующих 2-3-х лет. Необходима активизация профилактической работы именно в этот период, поскольку значительная их доля сталкивается с многочисленными нравственными, психологическими проблемами, связанными с усвоением новых или воссозданием прежних социальных ролей.
Если бывшие осужденные не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок, значит, процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.
Эти и многие другие показатели социального самочувствия молодежи, полученные нами в ходе
исследования, их последующий факторный анализ позволили сформулировать ряд положений по организации социальной работы с лицами с девиантным поведением в условиях учреждений пенитенциарной системы.
1. Анализ публикаций по изучаемой проблеме показал, что социальная работа по реабилитации, адаптации инвалидов, социальной поддержке и социальной защите малообеспеченных семей, лиц без определенного места жительства и других категорий достаточно хорошо теоретически и методологически обоснована, в то время как теоретические основы социальной работы в учреждениях пенитенциарной сферы в отечественной науке разработаны недостаточно. Возможно, это обусловлено тем, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, до недавнего времени рассматривались не как объекты, нуждающиеся в социальной поддержке и защите со стороны работников системы социальной защиты, а всего лишь как отбывающие справедливое наказание за совершенные правонарушения, социальная защита которых не может распространяться по определению.
Результаты комплексных исследований, проведенных за последние годы, существенно восполняют дефицит знаний о лицах с девиантным поведением как специфическом объекте социальной работы, причинах и социальных факторах, детерминирующих преступность в подростковой и молодежной среде, позволяют формировать теоретическую базу деятельности по социальной реадаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
2. В основу организации мер по социальной работе в учреждениях пенитенциарной системы должен быть положен личностноориентированный подход, который базируется на индивидуальной работе с учетом уровня интеллектуального развития, способностей и возможностей индивидов. В рамках теории социальной работы взаимодействие социального работника и лица с девиантным поведением должно быть нацелено на формирование у него навыков по самоконтролю, самообучению, самовоспитанию и саморазвитию.
Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы, представленные в трудах представителей педагогической, психологической, правовой наук, социологии и медицины, позволяют выделить научную и практическую значимость психолого-ориентированных,
социолого-ориентированных и комплексноориентированных подходов. Их сочетание и учет в организации повседневной практики позволят обогатить практический опыт по коррекции девиантного поведения.
Недостаток знаний об опыте организации социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации, в связи со спецификой этих учреждений, выражающейся в их закрытости от общества, необходимо компенсировать путем разработки и реализации программ подготовки кадров для пенитенциарной системы.
3. Сложность природы девиантного поведения подростков и молодежи предъявляет серьезные требования и к процессу подготовки специалистов для социальной работы в пенитенциарной сфере. Речь идет о профессиональной и нравственно-этической составляющей процесса обучения.
Социальная работа носит междисциплинарный характер, а потому ее организация в условиях пенитенциарных учреждений позволяет использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно и то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология, рассматривающая только психологические аспекты, ни право, рассматривающее только правовую сторону проблемы. Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий, необходимых для помощи клиенту.
В связи с этим профессиональная подготовка должна быть нацелена на формирование у будущих специалистов по социальной работе таких знаний, умений и навыков, которые бы позволили ему грамотно и квалифицированно проектировать программу работы с клиентом, ориентируясь на достижение значительных положительных изменений личностных качеств и поведения. Следует учитывать необходимость формирования знаний в области не только социальной работы и методики ее осуществления, но и научных знаний в области психологии, педагогики, медицины, права.
Нравственно-этическая составляющая в области подготовки кадров для пенитенциарной сферы определяет важность знаний служебного этикета, морально-нравственных основ работы с человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
4. Определяющим критерием социальной ориентированности работы в условиях пенитенциарной сферы является соблюдение ряда принципов. Помимо известных принципов социальной работы (общефилософские, общенаучные, специфические), которые также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, в деятельности работников пенитенциарных учреждений должны соблюдаться специфические принципы.
Среди них наиболее важными следует считать принцип активности осужденного в общественно полезной деятельности; принцип воспитания в коллективе; принцип опоры на положительное начало в личности; принцип дифференцированного подхода в процессе воспитания; принцип комплексного подхода.
Содержание принципа активности осужденного в общественно полезной деятельности ориентируется, прежде всего, на то, что важнейшим источником развития человека, коррекции его поведения выступает собственная активность. Включение человека в активную общественно полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. К общественно полезной деятельности в условиях заключения относят учебную деятельность, общественную деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурнодосуговую и физкультурно-спортивную работу.
Принцип воспитания в коллективе вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания осужденного в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль его ближайшего социального окружения, которое, как мы уже выяснили, может оказывать различное влияние на социально-психологическое состояние человека.
Принцип опоры на положительное начало в личности ориентирован на то, чтобы в воспитательной работе с осужденными персонал учреждения акцентировал влияние не только на недостатки человека, но и на его позитивные, положительные качества.
Принцип дифференцированного подхода в процессе воспитания означает то, что среди осужденных находятся люди с разными социальными (по образованию, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, степени исправления, характеру обществен-
ной активности, по религиозным); социальнопсихологическими (по социально-групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, неформальному положению в самой общности); социально-экономическими (по показателям малообеспеченности), социальнодемографическими (по возрасту, полу, национальным показателям), уголовно-правовыми (по количеству судимостей, характеру совершенных преступлений, степени общественной опасности) показателями. Такая дифференциация, по нашему мнению, позволяет выделять в личности осужденного наиболее существенное, что должно приниматься во внимание на любом этапе социальной работы с ним.
Принцип комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. «Речь идет об использовании комплекса мер предупредительного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития: определение целей и задач перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; организацию планирования воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению; реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей системы принципов перевоспитания осужденных» [3].
5. В программу мер по социальной профилактике рецидива преступлений, а также социальной коррекции девиантных форм поведения следует также включать несколько принципиально важных направлений [4].
Правовое воспитание осужденных представляет собой процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключе-
ния.
Нравственное воспитание осужденных выступает важным механизмом в профилактике преступности среди молодежи и представляет собой целенаправленную деятельность государственных и негосударственных субъектов профилактики, которая сводится к преодолению у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Результатом социальной работы должно выступить формирование у молодежи с делинквентным поведением нравственных чувств, сознания и нравственного поведения.
Трудовое воспитание осужденных сводится к закреплению у индивидов, входящих в данную группу, трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанную потребность трудиться.
Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных - это деятельность, не допускающая деградацию личности осужденного, сохраняющая его человеческое достоинство, направленная на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
Разнообразие подходов к организации социальной и воспитательной работы с лицами в условиях пенитенциарных учреждений обусловливает применение на практике различных средств их исправления и перевоспитания. Их условно можно разделить на средства педагогического процесса и педагогической деятельности.
К средствам педагогической деятельности относят все то, что используется в процессе профилактики: слово, действие, различные вспомогательные технические средства и т.д.
Средства педагогического процесса включают средства, которые выступают составной частью процесса социальной работы и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и пр.
Труд - одно из ведущих средств социальной коррекции девиантного поведения, позволяющих обеспечить процессу социальной работы воспитательный характер. Для достижения этой цели представляется необходимым:
• организация общественно полезного характера труда;
• использование труда для удовлетворения потребностей индивида как средство развития личностных потребностей;
• обеспечение высокого уровня организации и культуры труда;
• содействие формированию состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата.
Практика убедительно доказывает эффективность взаимосвязи трудовой и образовательной деятельности лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Профессиональное образование обеспечивает осужденных знаниями, умениями и навыками в определенной специальности либо способствует повышению профессиональной квалификации, которая дает возможность индивидам после отбытия наказания занять определенную нишу на рынке труда. Это же положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период социальной изоляции, а также помогает ему впоследствии, по возвращении из мест лишения свободы, в трудоустройстве и личностной самореализации.
Культурно-досуговая деятельность также выступает мощным средством перевоспитания лиц с девиантным поведением. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными.
В пенитенциарных учреждениях важнейшими функциями социальных работников должны также быть разработка программы адаптации, обучения и работы осужденного в период лишения свободы; помощь в подготовке заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности найти ему жилье, работу; регулирование отношений осужденных и персонала [5].
Одной из главных функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего, несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды. Социальные работники должны способствовать получению отдельными категориями всех льгот, предоставляемых действующим законодательством; получению правовой помощи (социальный работник должен следить за выполнением условий труда клиентов и получением не имеющими никакой специальности начального профессионального образования или профессиональной подготовки); контроль за медицинским обеспечением клиентов и мн. др.
Представляется важным сочетание индивидуальной, групповой, общественно-социальной работы. В индивидуальной работе применим весь комплекс методов специалиста социальной сферы: социально-консультативных, психологических, психодиагностических, психотерапевтических, социально-медицинских, социальноправовых. Среди методов групповой работы приемлем метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта» (советский криминолог В.Н. Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности; ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей; предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью; привлечение осужденного к общественно полезной деятельности.
Социальный работник в своей практике может опираться и на известные технологии социальной работы, такие как социальная диагностика, социальная коррекция, социальная терапия, социальное консультирование, социальная адаптация, социальное посредничество, социальный надзор, социальный патронаж, социальный контроль.
Разнообразие методов социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, свидетельствует о широких возможностях нашего общества в преодолении и предупреждении негативных явлений в нашем обществе, а также различных форм девиаций среди населения. Научный подход к разработке предупредительных мер дает возможность увидеть в человеке, нарушившем уголовный закон, члена общества, имеющего не только обязанности, но и права, подлежащего и наказанию, и исправлению, и позитивной адаптации к общественной жизни. Одним из инновационных направлений в организации мер по социальной профилактике должна стать ориентация государства и общества на социальную защиту прав и интересов людей, чье отклоняющееся поведение было вызвано негативными последствиями социальных преобразований, проводимых в нашей стране.
Таким образом, в работе с молодежью с делинквентным поведением в пенитенциарной сфере, в первую очередь, необходимо ориентироваться на комплексный подход, объединяю-
щий, с одной стороны, специфические формы обращения с лицами с девиантным поведением (предупреждение, наказание), с другой стороны -формы и методы воздействия на ту социальную среду, которая детерминирует распространение социальных отклонений. Для этого необходимо соблюдение ряда условий: усиление социальной ориентации реформ (социальные программы должны включать в себя и меры по нравственному воспитанию населения в духе трудолюбия, честности, справедливости, гуманности по отношению друг к другу); ликвидация причин, порождающих резкое социальное расслоение; поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для процесса социализации детей и подростков; ликвидация факторов, детерминирующих безработицу в обществе, а также смягчение ее негативных последствий; в нашем обществе уже назрела необходимость в создании социальных служб, заботящихся не только о слабо адаптированных людях, еще не ставших на путь преступлений, но могущих пополнить криминальный контингент, вследствие переживаемых ими семейных, бытовых, производственных трудностей, но и о тех лицах, кто уже отбыл или отбывает наказание в местах лишения свободы; коренная перестройка пенитенциарной системы, заключающаяся в ориентации на исправление и перевоспитание не только тех индивидов, кто находится в местах лишения свободы, но и ранее судимых лиц (в этой связи важным элементом работы с преступниками должна выступать постпенитенциарная система ресоциализации); совершенствование системы подготовки кадров в пенитенциарной системе, ориентированной, прежде всего, на предупреждение преступлений в подростковой и молодежной среде, а не на преодоление последствий уже совершенных.
Литература
1. Лелюх В.Ф. Современные проблемы девиантности и пенитенциарная практика. (Социальнотеоретические очерки) - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. ун-та, 2001. - 332 с.; Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология: Общая часть. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. - 240 с.; Хохряков Г. Ф. Криминология / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М.: Юристъ, 1999.
2. Корякина Е.В. Социализация молодежи с девиантным поведением в трансформирующемся обществе: дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 198 с.
3. Щерба С.П., Курганов С.И. Социально-негативные явления в ВК и борьба с ними. - М., 1995.
4. Мазняк К.В. Правовое воспитание - составная часть воспитательного процесса в ИТУ - М., 1990. - С.
231; Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. -М., 1992. - С. 279.
5. Чернова Е. В. Социализация молодежи с девиантным
поведением и технологии ее государственного регулирования в системе социальной работы // Вестник БГУ Вып. 6: Психология, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. - 311. - С. 270-276.
Чернова Екатерина Викторовна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected], [email protected].
Chernova Ekaterina Victorovna - candidate of sociological science, senior teacher of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected], [email protected].
УДК 323.248 С.Ц. Хобраков
МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Статья посвящена проблемам воздействия молодежных объединений на политический процесс. Показаны основные факторы, предложены механизмы и технологии эффективного политического участия молодежных объединений. Ключевые слова: политическое участие, молодежные объединения, механизм, технологии.
S.Ts. Khobrakov
MECHANISMS AND FACTORS OF INFLUENCE OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS ON POLITICAL PROCESS
The article is devoted to the problems of the influence of youth associations on political process. Major factors are shown, mechanisms and technologies of political effective participation of youth associations are offered.
Key words: political participation, youth associations, mechanism, technologies.
В последнее время в политическом процессе России сформировались и действуют активные политические молодежные объединения различной направленности, произошло интенсивное расширение форм политического участия молодежных объединений: молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные отделения политических партий. Связано это с подъемом политического сознания молодежи и желанием влиять на происходящие в стране политические процессы. Так, к началу 2007 г. в России функционировало более 128 тыс. общественных объединений различных форм, из них около трети - молодежных, объединяющих, по разным оценкам, от 3 до 6% молодежи (1). Поэтому актуальными вопросами является изучение факторов, механизмов и технологий воздействия молодежных объединений на политический процесс.
Существенный вклад в развитие теоретических и методологических проблем политического участия внесли представители современной зарубежной политической науки. Среди них особое место занимают труды Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Даля, Э. Г. Кармайнс, Р. Хакфельд, Д. Истона, Р. Миллса, Р. Мертона, М. Конвейма, Л. Милбрай-та, М. Гоэла, Р. Кловарда, Н. Нийома, Ф. Пивена и
других учеников (2).
Рассмотрение политического участия в России началось в середине 90-х гг. XX в. Среди них отметим работы Д.В. Макарова, В.В. Смирнова, А.В. Теплякова, Н.Д. Уваровой. Авторы А.И. Ков-лер, В.В. Смирнов, Д.В. Гончаров, В. В. Петухов описывали и анализировали политическое участие в понятийном смысле, а также применительно к отдельным группам населения, основным содержанием их работ является анализ политического участия, технологий и тенденций политического участия. В частности, в работах Д.В. Коннычева,
Э.В. Чекмарева, М.Р. Холмской (3) уделяется внимание анализу различных трактовок политического участия, его обусловленности демократией, политической культурой, режимом власти, его ти-пологизации в рамках политического процесса.
В работах С.Н. Захарова, В.В. Инютина (4) содержится много фактологического материала по политическому участию молодежи, особенно из сфер молодежного движения, электорального процесса, клубной деятельности, молодежной политики государства.
Появляются работы П.А. Меркулова, Г.А. Казначеевой, Т.В. Бирюлиной (5), изучающие отдельные аспекты политического участия молодежи: политический статус молодежи, приоритеты политического участия студенческой молодежи, ха-