УДК 364.465:364.044
UDC 364.465:364.044
Г.Н. ТЮРИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-ma il: ju lia [email protected] О.В. СОКОЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА
ассистент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государ-ственныйуниверситет имени И.С. Тургенева Е-mail: lady.gnezdilova @yandex.ru
G.N. TURIKOVA
Сandidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel State University named after I.S. Turgenev E-ma il: ju lia tyuriko [email protected] O.V. SOKOLOVA
Сandidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected] I.U. GNEZDILOVA Ässistant, Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel State University named
after I.S. Turgenev E-mail: lady.gnezdilova @yandex.ru
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
THE EXPERIENCE AND PERSPECTIVES OF TRAINING OF SPECIALISTS TO SOCIAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PENITENTIARY SYSTEM
статье рассматривается содержание профессиональной подготовки социальных педагогов к работе девиантными подростками и к работе в учреждениях пенитенциарной системы на примере многолетнего опыта социального факультета Орловского государственного университета. Анализируется проект профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» и обосновывается необходимость подготовки будущего специалиста к работе с людьми - носителями девиантного поведения.
Ключевые слова: пенитенциарная система, девиантное поведение, социальный педагог, специалист в области воспитания, профессиональный стандарт.
The article deals with the principal problem of professional training of social specialists to work with deviant teenagers in the penitentiary institutions on the example of long duration experience of the faculty of the Orel state University, preparing social workers. The draft of professional standard «Specialist in the field of education» and the necessity ofpreparing experts to work with people-carriers of deviant behavior are analysed here.
Keywords: penitentiary system, deviant behavior, social specialist, specialist in the field of education, professional standard.
Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспе-чить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Профессиональный стандарт регулиру-ет не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существу-ют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию, стать частью профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной дея-
тельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача - описать деятельность, а не личность.
В проекте нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» предусмотрена дисциплина: «Деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным». В характеристике обобщенных трудовых функций для возможной должности «Социальный педагог» находим: «проекти-
Г.Н. Тюрикова, О.В. Соколова, И.Ю. Гнездилова G.N. Turikova, O.V. Sokolova, I.U. Gnezdilova
рование программ и моделей профилактики детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, проституции, экстремизма, других социальных девиаций»; «осуществлять проектирование программ и моделей профилактики социальных девиа-дий в детской и молодежной среде» [3].
Данная группа профессиональных занятий требует специфической и глубокой подготовки в вузе, наработанной теоретической и практической базы подготовки специалистов. В связи с чем считаем целесообразным рассмотреть некоторые особенности подготовки социальных педагогов с учетом многолетнего опыта социального факультета Орловского государственно -го университета в работе с девиантными подростка-ми, а также в учреждениях пенитенциарной системы Эрловской области [4].
Орловская область входит в число первых областей, которых в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) введены должности специалистов по социальной работе и социальных педагогов. Новая модель организационно-штатного построения учреждений УИС Орловской области, включающая Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными, реализуется с февраля 2000 года при непосредствен-ном научном сопровождении ученых Академии ФСИН России. Многолетняя практика подтверждает востребованность специалистов в области социальной работы и социальной педагогики в отечественной системе исполнения наказаний. В колониях Орловской области в качестве специалистов группы социальной защиты трудятся преимущественно выпускники социального факультета Орловского государственного университета, прошедшие обучение по программам специалитета, баклавриата и магистратуры, а также специалисты, получившие дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации, реализуемых на базе социального факультета ОГУ. Востребованность в пенитенциарной системе Орловской области специалистов, получивших образование по программам специалитета (специальность «Социальный педагог»), бакалавриата (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальный педагог»), а также магистратуры (направление подготовки: «Психолого-педагогическое образование», образовательная программа «Менеджмент социально-педагогической деятельности») не вызыва-ет никакого сомнения. Об этом свидетельствуют данные многочисленных опросов специалистов учреждений и сотрудников Управления ФСИН России по Орловской области, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы сотрудников, аспирантов, докторантов кафедр факультета [5].
настоящее время в Орловской области, как и в целом по России, проблема преступности продолжа-ет оставаться актуальной. Количество совершаемых преступлений продолжает расти во многих субъектах Российской Федерации [4]. В немалой степени решение этих проблем зависит от профессиональной готовности социальных педагогов к активной деятельности по про-
филактике и коррекции девиантного поведения детей и взрослых.
Анализ педагогической практики показывает, что знания социальных педагогов о профилактике и коррекции девиантного поведения детей и взрослых зачастую излишне теоретизированы и недостаточны для реше-ния проблем конкретного человека. Все это делает необходимым разработку технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции де-виантного поведения, выступающей актуальным направлением междисциплинарных научно-теоретических и организационно-методических исследований [1].
Опыт организации подготовки социальных педагогов на социальном факультете ОГУ может служить реальной иллюстрацией реализации педагогического потенциала вуза в профессиональной подготовке специалистов для работы с носителями девиантного поведения (детьми и взрослыми). Работа реализуется в системе учебной, научно-исследовательской и внеучеб-ной деятельности студентов [4,5].
Учебная работа предполагает преподавание дисциплин и реализацию практического обучения, охватывающих различные аспекты профессиональной деятельности социального педагога с детьми и взрослыми - носителями девиантного поведения. Среди них: «Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях» (бакалавриат), «Социально - педагогическая деятельность волонтеров в пенитенциарных учреждениях» (бакалавриат); «Организация профори-ентационной работы в пенитенциарных учреждениях» (магистратура); «Инновационная педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях» (магистратура) и другие. Практическое обучение основано на многолетнем сотрудничестве факультета и ФСИН по Орловской области, в результате которого все пенитенциарные учреждения области являются полноценными базами практик факультета [4].
Научно-исследовательская работа студентов - будущих социальных педагогов реализуется через актив-ное участие в научно-исследовательской работе кафедр по данному направлению. Результатами этой работы являются систематическое участие студентов в конференциях, форумах, круглых столах и оформляется в студенческих публикациях, квалификационных работах бакалавров и диссертациях магистров. Традиционным стало участие студентов факультета в научных и науч-но -практических конференциях, проходящих регуляр-но на базах Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений сре-ди молодежи «Контакт»; Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний г. Рязани; Российского государственного социального университета; Орловского государственного университета и других вузов страны [5].
Внеучебная деятельность студентов представлена прежде всего волонтёрским движением «Школа волонтёров». В Орловском государственном универ-
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
ситете на социальном факультете с 2005 года ведётся системная педагогическая работа по подготовке студентов-волонтёров и организации их деятельности именно с данной категорией лиц. Студенты социального факультета создали добровольческое объединение, отличительной чертой которого является тот факт, что добровольческие инициативы студентов направлены на оказание помощи и содействие возвращению в гражданское общество детей и семей с девиантным поведением. Добровольческий труд студентов социального факультета остро востребован пенитенциарными учреждениями, уголовно-исполнительными инспекциями, инспекциями по делам несовершеннолетний, службой ФСКН по Орловской области. Факультет заключил долгосрочные договоры с данными организациями, которые предполагают различные формы сотрудничества, в том числе прохождение практик, потенциальное трудоустройство выпускников, систематическое привлечение добровольцев к работе в указанных учреждениях.
Студенческое волонтерское объединение «Школа волонтеров» функционирует с 2010 года на базе социального факультета ОГУ под руководством преподавателей. В состав объединения входят студенты Орловского государственного университета, Орловского государственного института искусств и культуры, магистранты и аспиранты орловских вузов [2].
Одним из важных направлений деятельности «Школы волонтеров» является работа по снижению криминализации в обществе. А именно: социальное сопровождение подростков «группы риска», помощь освобождающимся из пенитенциарных учреждений в их скорейшей адаптации к гражданскому обществу, профилактика рецидивов преступного поведения средствами социально-просветительской деятельности и социального сопровождения бывших осуждённых, работа с семьями и социальным окружением людей, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Деятельность «Школы волонтеров» предусматривает 3 основных этапа: рекрутирование и подготовка волонтеров из числа студентов; социально-просветительская работа в пенитенциарных учреждениях Орловской области, уголовно-исполнительных инспекциях, инспекциях по делам несовершеннолетних, ФСКН; реализация социального сопровождения осужденных в постпенитенциарный период, а также сопровождение лиц, осужденных без лишения свободы. Этап подготовки волонтёров предполагает цикл занятий, проводимых студентами-тьютерами по принципу «равный обучает равного».
Занятия в «Школе волонтеров» проходят в формате интерактивных семинаров. В рамках работы на семинаре участники вовлекаются в дискуссии, отстаивают свою точку зрения, учатся правильно задавать вопросы, в итоге учатся применять полученные знания на практике. Примерно 70 % времени на занятии отводится отработке навыков, ролевым играм, моделирующим реальные ситуации профессиональной деятельности, и их анализу [2].
Социально-просветительская работа реализуется волонтёрами в исправительных учреждениях области: воспитательная колония, исправительная колония №5, исправительная колония №6, уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России по Орловской области. Работа проводится в формате циклов интерактивных занятий с небольшими группами осуждённых [2].
Волонтёры осуществляют социальное сопровождение осужденных, проживающих в г. Орле и в Орловской области в постпенитенциарный период. Волонтёры оказывают помощь сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций в оформлении документов бывшим осуждённым, поиску места работы, налаживании социальных связей. Волонтёры проводят консультационные встречи, занятия с бывшими осуждёнными.
Немаловажной является систематическая работа по организации и проведению акций, посвящённых профилактике социально опасных заболеваний в пенитенциарных учреждениях и в гражданском обществе. Например, на базе ИК-2 в данном учебном году состоялась акция «Профилактика туберкулеза и ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях». Акция была проведена совместными усилиями Орловского регионального отделения Красного креста и волонтерами. В рамках акции волонтерами была проведена викторина «Что такое ВИЧ-инфекция» и «Профилактика туберкулеза», в которой активно участвовали осужденные колонии. Ежегодная благотворительная акция «Белая ромашка» приурочена к Всемирному дню борьбы с туберкулезом [2].
Таким образом, целью профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с носителями девиантного поведения является овладение ими теоретическими знаниями и практическая подготовка к деятельности по профилактике и коррекции девиаций у детей и взрослых. Деятельность специалиста направлена на предотвращение и исправление в избираемых детьми и взрослыми моделях поведения социально не одобряемых (девиантных) проявлений при соблюдении принципа своевременности [1].
Хотелось бы обратить внимание на то, что в данной публикации речь идёт о подготовке социального педагога лишь к одной группе профессиональных занятий, однако эта группа занятий является уже сложившейся и востребованной для профессии.
Выпускники социального факультета Орловского государственного университета считают очень престижным трудоустройство в систему исполнения наказаний; на работу в пенитенциарную систему региона приходят самые подготовленные и достойные выпускники, воспитание которых требует развитого образовательного пространства, сложившегося взаимодействия с профессиональной средой региона, реально ведущихся научных исследований учёных и студентов вуза [5].
Проект обсуждаемого профессионального стандарта предполагает чрезвычайно широкий спектр профессиональных занятий специалиста. Представляется, что этот круг профессиональной деятельности, пред-
ставленный в проекте профессионального стандар-та «Специалист в области воспитания», не позволит реализовывать подготовку специалистов в области социальной педагогики, готовых к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе и деятельности с людьми - носителями девиантного поведения после окончания вуза. В связи с чем потребуется дополнитель-ная подготовка сотрудников.
Вместе с тем, наработанный в ходе многолетней подготовки социальных педагогов потенциал регионального вуза не будет реализован в полной мере, так
как многопрофильная подготовка будущего специалиста не позволит уделять достаточное количество времени столь специфическому направлению профессиональной деятельности.
Представляется весьма целесообразным сохранение профессии «социальный педагог» и создание соответствующего профессионального стандарта, а также учёт в профессиональной деятельности социального педагога такого направления, как работа с носителями девиантного поведения.
Библиографический список
Куканова Е.В. Девиантное поведение личности: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики/ Девиантное поведение: причины, тенденции, профилактика: сборник научных трудов. М.: Издательство МГОУ, 2015. C. 84-100.
Куканова Е.В, Филатова О.В. Студенческое добровольчество: опыт профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с носителями девиантного поведения/ Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. М.: Издательство МГОУ, 2015, №2(9), С. 90-98.
Проект профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Электронный ресурс. http://profstandart rosmintrud.ru/web/ps482738
Тюрикова Г.Н., Филатова О.В, Гнездилова И.Ю. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России // Ученые записки Орловского государственного университета. Cерия: «Гуманитарные и социальные науки». 2014. №2(58). С.370-374.
Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки кадров для социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях в контексте компетентностного подхода// Учёные записки Орловского государственного университета. 2011. №6. С.471-476.
References
Kukanova E. V. Deviant behavior of individuals: analysis of the problem, the typology of the forms and possibilities of prevention / Deviant behavior: causes, trends, prevention: a collection of scientific papers. M.: MGOU Publishing house, 2015. Pp. 84-100.
Kukanova E.V., Filatova O.V. Student volunteering: social experience of training teachers to work with carriers of deviant behavior / Bulletin of the educational and methodical association of higher education institutions of the Russian Federation on the psycho-pedagogical education. M.: MGOU Publishing house. 2015. №2 (9). Pp. 90-98.
The draft of professional standard "specialist in the field of education". Electronic resource. http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ ps482738.
Turikova G.N, Filatova O.V., Gnezdilova I.U. Modern state and prospects of development professional education specialists in the field of social work in the penitentiary institutions of Russia // Scientific notes of Orel State University. Series: "The humanities and social sciences". 2014. №2 (58). Pp. 370-374.
Filatova O.V., Gnezdilova I. U. Some aspects of professional training for social and pedagogical work in penal institutions in the context of the competency approach // Scientists notes of Orel State University. 2011. №6. Pp. 471-476.