Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки магистров социальной работы для работы в пенитенциарной системе на основе компетентностного подхода'

Некоторые аспекты подготовки магистров социальной работы для работы в пенитенциарной системе на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАГИСТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / PENITENTIARY SYSTEM / PROFESSIONAL TRAINING / TIER EDUCATION SYSTEM / PROFESSIONAL COMPETENCE / MASTER OF SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилова И.Ю.

В статье рассматривается профессиональная подготовка специалистов для осуществления социальной работы в уголовно-исполнительной системе России. Особое внимание уделено анализу двухуровневой системы подготовки специалистов высшего звена для пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнездилова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRAINING MASTER OF SOCIAL WORK FOR THE WORK IN THE PRISON SYSTEM BASED ON COMPETENCE APPROACH

The article deals with professional training for social work in the penitentiary system of Russia. Particular attention is paid to the analysis of a two-tier system of training senior professionals for the prison system.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки магистров социальной работы для работы в пенитенциарной системе на основе компетентностного подхода»

УДК 364.465:364.044 И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА

ассистент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет Е-mail: lady.gnezdilova@yandex.ru

UDC 364.465:364.044 I.YU. GNEZDILOVA

Assistant, Department of theory and history of social pedagogics and social work, Orel State University Е-mail: lady.gnezdilova@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

SOME ASPECTS OF TRAINING MASTER OF SOCIAL WORK FOR THE WORK IN THE PRISON SYSTEM BASED ON COMPETENCE APPROACH

В статье рассматривается профессиональная подготовка специалистов для осуществления социальной работы в уголовно-исполнительной системе России. Особое внимание уделено анализу двухуровневой системы подготовки специалистов высшего звена для пенитенциарной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, профессиональная подготовка, уровневая система образования, профессиональные компетенции, магистры социальной работы.

The article deals with professional training for social work in the penitentiary system of Russia. Particular attention is paid to the analysis of a two-tier system of training senior professionals for the prison system.

Keywords: penitentiary system, professional training, tier education system, professional competence, Master of Social Work.

На современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы в России возрастает востребованность специалистов пенитенциарных социальных служб, увеличиваются требования к уровню их подготовки, что диктует необходимость подготовки сотрудников социальных служб пенитенциарных учреждений на уровне магистратуры [3] .

В России сеть средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой работников социальных служб, сложилась в 90-е годы 20 века и с тех пор постоянно расширяется.

В настоящее время профессиональная подготовка специалистов осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная и заочная), экстернат. Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучается более 30 тыс. будущих специалистов социальной сферы, что позволяет говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.

Профессиональная переподготовка специалистов, получивших высшее образование по социальной работе для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональные дисциплины), проводилось на начальных этапах обучения.

Далее повышение квалификации по социальной работе осуществляется на основе деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы. Личностно и профессионально ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальных учреждениях. [4]

На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но прежде всего - по приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация). [2]

© И.Ю. Гнездилова © I.Yu. Gnezdilova

Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, а также других высших учебных заведениях.

Введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования позволяет реализовывать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, способствует развитию экспорта российских образовательных услуг. При этом следует подчеркнуть, что содержание образовательных программ должно отражать национальные традиции российской высшей школы. [1] Двухуровневая система позволяет восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, повышает эффективность использования бюджетных средств, а также вовлекает работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширяет их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени. [5]

Узкая профилизация профессиональной деятельности в условиях двухуровневой системы осуществляется, прежде всего, на уровне подготовки магистров. Одним из направлений магистерской подготовки является их готовность к профессиональной работе в пенитенциарной системе, что, главным образом, отражается на блоке профессиональных компетенций. [4]

Социальная работа с осуждёнными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в пенитенциарной трудной жизненной ситуации [5]. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения имеет выраженную специфику, обусловленную особенностями социокультурной среды и специфическим контингентом учреждения. Профессионализм специалиста проявляется в его эффективной повседневной профессиональной деятельности. [7]

Эффективность работы специалиста зависит от профессионального мастерства и профессиональной культуры. [7] Следовательно, необходимо изучение особенностей формирования профессиональных качеств специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении и поиск путей совершенствования их профессиональной подготовки.

В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» подготовка магистров для реализации социальной работы в пенитенциарных учреждениях региона ведется с 2010 года. Диплом магистра социальной работы дает выпускникам возможность осуществлять различные виды профессиональной деятельности (научно-исследовательскую, организационно-управленческую, социально-проектную, научно-педагогическую и социально-технологическую) в соответствии с задачами, которые ставят перед будущим магистром современные тенденции реформирования пенитенциарной системы и постреформенных пенитенциарных учреждений. С этой целью в программе подготовки магистров особое внимание обращено на формирование целого ряда необходимых компетенций (табл.1).

Подготовка магистров социальной работы предусматривает получение как общих знаний и умений, так и узкой специализации с учетом объектов и направлений социальной работы (например, медико-социальная работа с населением, страховое и пенсионное обеспечение, социальная работа в силовых структурах, в государственной службе занятости и, в том числе, социальная работа в пенитенциарной системе). Сочетание универсальной (общей) и специальной (профессиональной) подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

После окончания университета магистр социальной работы готов к выполнению следующих видов деятельности: организация, получение, обработка и хранение научной информации по проблемам социальной работы на различном уровне; участие в разработке стратегий и конкретных социальных программ; организация и управление деятельностью социальных служб, учреждений и организаций, работа по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы; консультации по вопросам нормативно-правовой базы, методам и формам защиты прав различных групп населения.

Однако образовательные перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помощи заключенным в их самоисправлении, подготовке их к выходу на свободу и успешному прохождению ими процесса последующей ресоциализации.

Таблица!.

№ п/п Компетенции Профессиональные характеристики

1 Общекультурные - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (ОК-1) - способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля в своей профессиональной деятельности; (ОК-2) - использует на практике умения и навыки организации исследовательских и научных работ, в управлении коллективом; (ОК -3) - способен проявлять инициативу, в ситуациях риска брать на себя всю полноту ответственности; (ОК-4)

2 Профессиональные

Научно-исследовательская деятельность - способен к целеполаганию, умеет самостоятельно выбирать и обосновывать цель, проводить научные исследования по фундаментальным проблемам теории и методологии пенитенциарной социальной работы; - способен и готов выбирать, обосновывать и осваивать новые методы пенитенциарной социальной работы, адекватные поставленной цели научного исследования, новые теории, модели познания, разрабатывать инновационные подходы к анализу социальной практики; - владеть основами современного понимания характера взаимодействия глобального, национального и регионального социального развития, его влияния на решение проблем в пенитенциарной системе; - готов использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ в управлении коллективом;

Организационно-управленческая - способен комплексно использовать знания в области теории и практики управления в сфере пенитенциарной социальной работы; - готов принимать управленческие решения в организации труда в пенитенциарных учреждениях и в сфере социальной защиты пенитенциарного учреждения; - способен разрабатывать стратегии и технологии их реализации в долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программах, направленных на решение проблем субъектов пенитенциарной социальной работы; - способен прогнозировать результаты принимаемых организационно-управленческих решений и готов брать на себя ответственность; - способен использовать ресурсы государства, бизнеса и общественных организаций субъектов пенитенциарной социальной работы на основе принципов и технологий реализации современного социального партнерства; - способен представлять планы и результаты деятельности социальных служб в пенитенциарном учреждении;

Научно-педагогическая - способен преподавать социальные дисциплины в средних и высших учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для современной пенитенциарной системы; - способен применять различные формы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях и в работе со студентами средних и высших учебных заведений;

Социально-проектная - способен разрабатывать программы реализации различных направлений пенитенциарной социальной работы, специальные социальные технологические проекты для пенитенциарной системы; - способен организовывать и поддерживать общественные инициативы и развивать добровольчество в пенитенциарной системе; - способен разрабатывать и осуществлять проекты по созданию инновационных учреждений в системе пенитенциарной социальной работы;

Социально-технологическая - обладает знаниями об основных тенденциях развития социально-технологической деятельности и готовностью к их применению в пенитенциарной социальной работе; - способен эффективно применять знания о современных социальных технологиях защиты и помощи субъектам пенитенциарной социальной работы; - способен конструировать и реализовывать технологию оказания адресной социальной помощи субъектам пенитенциарной социальной работы; - готов к организации и проведению консультаций, экспертизы по нормативно-правовым вопросам пенитенциарной социальной работы, методам её проведения и формам социальной защиты.

Библиографический список

1. КозыревВ.А., ШубинаН.Л. К 59 Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пос. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. 429с.

2. СлепцовН. С. Стандарты квалификации практической социальной работы// Социальная защита. 2003. № 7. С. 71.

3. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. (Научное издание), Екатеринбург, 2004.

4. Тюрикова Г.Н, Гнездилова И.Ю. Инновационно-компетентностный подход к профессиональной подготовке магистров для работы в пенитенциарной системе Орел.: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. С.161.

5. Тюрикова Г.Н.,Филатова О.В, Гнездилова И.Ю. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России //Ученые записки Орловского

государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Научный журнал. 2014. №2(58). С.370-374.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 42-М-Социальная работа. Квалификация (степень) магистр. М., 2011.

7. Филатова О.В., ГнездиловаИ.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки кадров для социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях в контексте компетентностного подхода//Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №6. Орёл. 2011. С.471-476.

References

1. Kozyrev V.A, Shubin N.L. K 59 Russian Higher Education in the mirror of the Bologna Process: Scientific methodical manual. SPb.: Publishing house RSPU named after A.I. Herzen, 2005. 429 p.

2. Sleptsov N.S. Qualification standards of social work practice // Social security. 2003. № 7. P. 71.

3. Vetoshkin S.A. Penitentiary pedagogy in theory and practice. Monograph / (Scientific Edition), Yekaterinburg, 2004.

4. Tyurikova G.N., Gnezdilova E.Y. Innovation and competence approach to training of masters to work in the prison system. Orel .: FGBOU VPO "Orel State University», 2014. P.161.

5. Tyurikova G. N., Filatova O.V., Gnezdilova I. Yu. Current state and prospects of development of professional education of specialists in the field of social work in penitentiary institutions in Russia //Scientific notes of Orel state University. Scientific journal. 2014. №2(58). Series "Humanitarian and social Sciences". Pp. 370-374.

6. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. Direction of preparation 42 M Social Work. Qualifications (degree of) Master. M., 2011.

7. Filatova O. V., Gnezdilova I. Yu. Some aspects of vocational training for socio-pedagogical work in penal institutions in the context of competence approach/Scientific notes of Orel state University. Scientific journal. № 6. Orel. 2011. Pp. 471-476.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.