Б01: 10.12731/2218-7405-2015-11-39 УДК 364.465:364.044
ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ОПРОСА СПЕЦИАЛИСТОВ И СТУДЕНТОВ)
Тюрикова Г.Н., Соколова О.В., Гнездилова И.Ю.
Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения имеет выраженную специфику, обусловленную особенностями социокультурной среды и специфическим контингентом учреждения. Современные исследования и практика социальной работы показывают, что в ходе профессиональной деятельности наиболее успешными становятся специалисты по социальной работе, обладающие достаточной педагогической компетентностью.
В статье рассматривается содержание, структура педагогической компетентности. Эмпирическое исследование посвящено изучению значения педагогической компетентности в профессиональном становлении специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения. Описаны результаты опроса специалистов-практиков и студентов с целью изучения мнения по вопросам необходимости педагогической компетентности специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения и возможных путей её совершенствования.
Сделаны выводы: необходим поиск путей формирования и совершенствования профессиональной компетентности специалистов данной сферы. Возможные пути: преподавание ряда дисциплин, повышение квалификации специалистов.
Ключевые слова: пенитенциарная система; специалист по социальной работе пенитенциарного учреждения; педагогическая компетентность.
LEARNING THE ROLE OF THE PEDAGOGICAL COMPETENCE OF SPECIALIST IN SOCIAL WORK IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL BECOMING (THE RESEARCH IS DONE ON THE DATA OF QUESTION OF EXPERTS AND STUDENTS)
Turikova G.N., Sokolova O.V., Gnezdilova I.U.
Professional activity of specialist in social work of the penitentiary institution has the expressed specific conditioned by the features of sociocultural environment and specific contingent of the institution. Modern researches and practice of social work show that during professional activity those specialists are more successful who have sufficient pedagogical competence.
The Article deals with the structure and maintenance of the pedagogical competence. An empirical research is devoted to learning the importance of the pedagogical competence in professional formation of specialist in social work of the penitentiary institution. The results of the question of specialists-practice and students are presented with the purpose to study the opinions concerned the necessity of the pedagogical competence of experts in social work of the penitentiary institution and possible ways to improve it.
Some conclusions have done: it is necessary to find ways of forming and improving the professional competence of specialists in this field. Possible ways: teaching some disciplines, skill development.
Keywords: penitentiary system; specialist in social work of the penitentiary institution; pedagogical competence.
Введение
Современные исследования и практика социальной работы показывают, что в ходе профессиональной деятельности наиболее успешными становятся специалисты по социальной работе, обладающие достаточной педагогической компетентностью. Социальная работа с осуждёнными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в пенитенциарной трудной жизненной ситуации [2, с. 21]. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения имеет выраженную специфику, обусловленную особенностями социокультур-
ной среды и специфическим контингентом учреждения. Профессионализм специалиста проявляется в его эффективной повседневной профессиональной деятельности [7].
Эффективность работы специалиста зависит, прежде всего, от его профессионального мастерства и педагогической компетентности [5]. Следовательно, необходимо изучение феномена педагогической компетентности специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении и роли педагогической составляющей в процессе его профессионального становления [6].
Обзор литературы
Мы исходим из утверждения, что под педагогической компетентностью современные исследователи понимают системное образование, заключающееся в единстве знаний, опыта, свойств и качеств специалиста, позволяющих ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность, организовывать педагогическое общение и реализовывать личностный и профессиональный потенциал, обеспечивая динамичное развитие и совершенствование самого специалиста. Отправной точкой в формировании и совершенствовании педагогической компетентности являются педагогические способности.
Проблема педагогических способностей была рассмотрена и исследована целым рядом авторов (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов и др.). Так Ф.Н. Гонобо-лин, характеризуя эту категорию пишет, что «под педагогическими способностями... подразумеваются такие индивидуально-психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется... деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты». [1] Со структурой педагогических способностей Ф.Н. Гоноболин связывает следующие качества личности: способность к убеждению; возможность оказывать на человека нужное воспитательное воздействие (словом, делом, личным примером); наличие организаторских способностей, которые обеспечивают умение руководить коллективом, поддерживать дисциплину, оптимально организовывать общественную и производственную работу; обладание необходимым воспитательным тактом; требовательность и индивидуальный подход к объектам профессиональной деятельности; способность предвидеть результаты своей работы, а также возможные трудности; умение проектировать качества своих воспитанников и их поведение; способность к творческой работе, как в области обучения, так и воспитания; умение не только своевременно и быстро ориентироваться в обстановке, но и реагировать на то или иное событие в коллективе, прибегая к соответствующей целесообразной методике воздействия.
Н.В. Кузьмина выделяет несколько уровней способностей. Один из них - перцептивно-рефлексивный - включает три вида чувствительности:
■ чувство объекта, т.е. особую чувствительность воспитателя к тому, какой отклик реальная действительность находит у воспитанников;
■ чувство меры и такта, которое заключается в особой чувствительности педагога к изменениям, происходящим в личности и деятельности его подопечных при использовании различных средств воздействия;
■ чувство причастности, проявляющееся в чувствительности воспитателя к достоинствам и недостаткам собственной личности и результатам своей деятельности.
Проективный уровень способностей определяется особой чувствительностью специалиста к способам создания продуктивных технологий воспитательного воздействия на воспитуемых в целях формирования у них искомых качеств.
Гностические способности заключаются в особой чувствительности специалиста к способам изучения объектов своей профессиональной деятельности на основе формирования у них морально-нравственного, интеллектуального и трудового компонентов личности.
Проектировочные способности проявляются в особой чувствительности специалиста к конструированию того маршрута, по которому нужно вести подопечного.
Коммуникативные способности связаны с умением специалиста осуществлять выбор способов установления целесообразных взаимоотношений с подопечными и развития этих взаимоотношений. Причем, язык и речь в этом случае выступают в качестве носителя информации и в качестве средства воздействия. В этом контексте речевая деятельность представляет собой главное средство воздействия человека на человека, поэтому специалисту «необходимо следить не только за правильностью своей речи, но и прививать любовь к языку, показывая его красоту и значимость каждого слова». [4]
Помимо общепедагогических способностей, хороший специалист, профессионал в области пенитенциарной социальной работы, должен обладать и способностями, присущими юристу. По М.М. Крозу, они делятся на две группы требований и, соответственно, включают две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.
Э.И. Моносзон в качестве составной части профессионального мастерства выделяет еще и направленность, эмпатию, умение владеть профессиональными знаниями и профессиональной методикой воспитания. Он особо выделяет роль рефлексии в деятельности воспитателя, отмечая «умение критически анализировать свою деятельность», помимо этого, немаловажная роль отводится и творчеству в воспитательном процессе. [4]
Особую значимость творчества в мастерстве воспитателя подчеркивает и Н.Ф. Вишнякова. Она связывает профессиональное мастерство с креативностью, отмечая, что мастерство проявляется прежде всего в высоком профессионализме специалиста как ученого, практика и методиста; в оптимальном владении им системной технологией передачи знаний как классической, так и инновационной; эффективном применении методов управления творческим процессом и возможностью формирования профессионально-креативных способностей личности, обеспечивающих успешность и оптимальный результат деятельности. [1]
Необходимо так же отметить и исследование профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, проведенное A.M. Столяренко. По мнению автора, профессиональное мастерство складывается из двух частей: профессионального обучения и психологической подготовленности. [3] Психологическая подготовленность, в свою очередь, базируется на совокупности сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности. Таким образом, профессиональное мастерство можно рассматривать как совокупность профессионально-значимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного решения как служебных задач, так и личной психологической подготовленности к деятельности в различных ситуациях (как типовых, так и экстремальных).
Помимо этого, A.M. Столяренко отмечает значительное влияние на сотрудников органов внутренних дел таких целеполагающих элементов, как организованность и порядок, самодисциплина, способность подчинить личные интересы интересам коллектива, деловитость, т.е. элементов, составляющих высшие мотивационные потребности личности. Этим элементам сопутствуют и такие чувства, как сопричастность общему делу, радость, творческий подъем и доброжелательность. И, наоборот, такие качества как самоуверенность, индивидуализм, эгоизм, равнодушие к требованиям коллектива, отсутствие дисциплины и др. оборачиваются пониженной эмоциональной устойчивостью, личной и реактивной тревожностью, неуверенностью в себе, депрессией, нервозностью и агрессивностью. Все это подтверждает тот факт, что нельзя исследовать мотивацию, не учитывая сопутствующего ей аффективного компонента.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что работник современной пенитенциарной системы - это специалист, компетентный в области не только юриспруденции, но и педагогики. Его мастерство складывается из специальной юридической, педагогической, социальной обученности и профессионально-психологической подготовленности. Это человек, профессионально владеюший фундаментальными, специализированными и прикладными знаниями. Специалисты по социальной работе пенитенциарного учреждения ориентированы
на работу с каждым осуждённым по профилактике социального неблагополучия, преодолению трудных жизненных ситуаций, содействию в решении возникающих или уже имеющихся социальных проблем, как внутри исправительного учреждения, так и во внешнем социуме. Особая роль специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения заключается в восстановлении утраченных или ослабленных социальных связей осуждённого, его взаимоотношений с родственниками, ближайшим окружением, способствующим восстановлению его правосознания, гражданского статуса. Наиболее ответственным является этап подготовки к освобождению и первые шаги в свободном обществе, которые обязательно должны сопровождаться скорейшей адаптацией осуждённого к социуму, его трудоустройством, возвращением в семью. Этот этап в наибольшей степени зависит от педагогической компетентности специалиста по социальной работе, которые во многом обусловлены умением установить контакт и взаимопонимание с самим осуждённым и людьми, от которых зависит успешность адаптации осуждённого в социуме после освобождения и решение его социальных проблем. Решение таких многоплановых задач требует от специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения профессионализма и проявления культуры профессиональной деятельности. Основы профессиональной культуры специалиста, в том числе и специалиста по пенитенциарной социальной работе, закладываются в процессе вузовской подготовки. В то же время специфика сложного контингента и особенности среды профессиональной деятельности требуют постоянного самосовершенствования и профессионального роста специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения. Практика пенитенциарной социальной работы требует совершенствования профессиональной культуры специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности. От специалистов требуется быть информированными о вводимых новациях, усваивать, апробировать и транслировать их в собственную профессиональную практику.
Следовательно, сотрудники должны на различных этапах службы иметь возможность получать знания, изучать передовой опыт отечественной и зарубежной пенитенциарной социальной работы. В то же время в работе специалистов по социальной работе пенитенциарных учреждений необходимо учитывать весь спектр сложностей работы с трудным «человеческим материалом». Профессиональный функционал такого специалиста предполагает тесный личностный контакт с контингентом исправительных учреждений и учёт индивидуальных особенностей каждого осуждённого. Такие особенности профессиональной деятельности, в свою очередь, предполагают приоритет психолого-педагогических знаний в профессиональной подготовке специалиста
Постановка задачи
Какую роль играет педагогическая компетентность специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения в его профессиональном становлении? Какое мнение по данному вопросу сложилось у работающих в системе специалистов и студентов, готовящихся к профессиональной социальной работе в пенитенциарной системе? Эти вопросы, изучение литературы по проблеме профессиональной компетентности специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения и изучение вопроса о роли педагогических знаний в процессе его профессионального становления позволили нам сформулировать ряд задач для выявления мнения будущих специалистов (студентов) и специалистов-практиков пенитенциарной системы по исследуемой проблеме:
■ выявить осведомлённость специалистов пенитенциарных учреждений об особенностях профессиональной подготовки в области пенитенциарной социальной работы в Орловской области и возможностях совершенствования социально-педагогических знаний в процессе их дальнейшего обучения;
■ узнать мнение специалистов и студентов о значении социально-педагогической подготовки в профессиональном становлении специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения;
■ обосновать необходимость формирования педагогической компетентности в процессе профессионального становления специалистов по социальной работе пенитенциарных учреждений.
Описание исследования
С целью выявления роли педагогической компетентности специалиста по социальной работе в уголовно-исполнительной системе на современном этапе нами было организовано и проведено исследование на базе ряда пенитенциарных учреждений Орловской области и социального факультета ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Нами были опрошены сотрудники уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) города Орла и исправительных учреждений Орловской области (60 человек), а также студенты социального факультета Орловского государственного университета. Опрос проходил в 3 этапа. Первый этап был проведен в уголовно-исполнительных инспекциях г. Орла в декабре 2013-ян-варе 2014 года. В опросе приняли участие 16 респондентов, среди которых специалисты УИИ и отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по Орловской области. На вопрос: «Каково, на Ваш взгляд, значение социально-педагогической работы
в пенитенциарной системе?» были получены ответы: очень значима - 6% (1 человек); значимость возрастает на современном этапе - 81% (13 человек); не очень значима - 12% (2 человека); совершенно не нужна - (0%). Таким образом, большинство сотрудников (81%) считают, что на современном этапе значимость социально-педагогической работы в пенитенциарной системе существенно возрастает.
На вопрос: «Что Вам известно о подготовке специалистов социальной сферы на уровне магистратуры?» были получены ответы: известно - 31% (5 человек); ничего не известно - 31% (5 человек); имею поверхностное представление - 38% (6 человек). Таким образом, большая часть сотрудников УИИ (38%) считает, что имеют поверхностное представление о подготовке специалистов по социальной работе и социальной педагогике на уровне магистратуры.
Второй этап опроса был реализован в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 30 респондентов, среди них специалисты по социальной работе, старшие специалисты, психологи, инспекторы и старшие инспекторы исправительной колонии № 5. На вопрос: «Каково, на Ваш взгляд, значение социально-педагогической работы в пенитенциарной системе? были получены ответы: очень значима -13% (4 человека); значимость возрастает на современном этапе - 83% (25 человек); не очень значима - 3% (1 человек); не нужна вовсе - (0%). Таким образом, большинство респондентов (83%) считает, что значимость социально-педагогической работы в пенитенциарной системе значительно возрастает на современном этапе.
На вопрос: «Какие направления профессиональной деятельности социального педагога наиболее значимы для пенитенциарной системы»? нами были получены следующие ответы: разработка индивидуальных программ взаимодействия и помощи осужденным - 34% (10 человек); социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений - 24% (7 человек); изучение личности осужденного и становления его преступной «карьеры» - 17% (5 человек); социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке к выходу из мест лишения свободы - 17% (5 человек); проведение необходимой работы с осужденными - 10% (3 человека).
Третий этап опроса был проведен в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» среди студентов социального факультета - участников научно-исследовательской группы и участников волонтерского проекта: «Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в Орловской области на 2010-2012 годы». В опросе приняли участие 14 респондентов. Сроки проведения опроса: апрель-май 2015 года.
На вопрос: «Какие учебные курсы и практические мероприятия, на Ваш взгляд, необходимы для подготовки к работе в пенитенциарном учреждении?» нами были получены следующие ответы: школа-волонтеров - 25% (4 человека); тренинги и специальная литература - 14% (2 человека); тренинги для работы в пенитенциарном учреждении - 14% (2 человека); тренинги, самообразование, общественные акции, практика, поездки - 14% (2 человека); теоретическое изучение пенитенциарной системы, тренинги для работы с осужденными - 14% (2 человека); психологические курсы, курсы волонтеров, знание уголовного кодекса, организаторские способности - 14% (2 человека).
На вопрос: «Какие направления социальной работы Вас интересуют в наибольшей степени?» нами были получены следующие ответы: пенитенциарная система и волонтерская работа - 57% (8 человек); социальная работа в пенитенциарных учреждениях - 21% (3 человека); пенитенциарная система, работа с военнослужащими - 14% (2 человека); социальная работа с отдельными категориями граждан, психологическое сопровождение, психокоррекция - 7% (1 человек).
Данные опроса, проведенного среди студентов социального факультета - участников научно-исследовательской группы и участников волонтерского проекта: «Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в Орловской области на 2010-2012 годы» показали, что большинство студентов планируют продолжить в рамках обучения в магистратуре исследование проблем, связанных с функционированием пенитенциарной системы. Студенты считают, что перспективными в профессиональной деятельности магистра по социальной работе и социальной педагогике в пенитенциарной системе являются совершенствование деятельности психологической службы и службы социальной защиты в условиях реформирования УИС. Именно эти структурные подразделения, на их взгляд, требуют сформированной педагогической компетентности специалиста.
Заключение
Таким образом, наше исследование показало, что специалисты уголовно-исполнительных инспекций и специалисты исправительных колоний УФСИН по Орловской области придают большое значение социально-педагогической работе, считают, что на современном этапе значимость социально-педагогической работы в пенитенциарной системе возрастает. Результаты опроса, проведенного среди студентов, показали, что большинство из них осознает востребованность социально-педагогической работы специалиста пенитенциарного учреждения,
планирует продолжить свое обучение в магистратуре и научно-исследовательскую работу над проблемами, связанными с функционированием пенитенциарной системы.
Все вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод о том, что необходим поиск новых перспективных путей формирования и совершенствования профессиональной компетентности специалистов данной сферы. Такими путями, на наш взгляд, может стать введение в учебные планы магистратуры и бакалавриата специальных дисциплин, в ходе которых будет формироваться и совершенствоваться педагогическая компетентность будущих специалистов. Это подтверждается и ответами студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» и планирующими связать свою профессиональную судьбу с пенитенциарной системой. Специалисты-практики в подавляющем большинстве указали на необходимость усиления блока психолого-педагогических знаний в системе повышения квалификации. Повышение квалификации специалистов по социальной работе пенитенциарных учреждений с целью совершенствования их педагогической компетентности может происходить во время плановых курсов, в ходе непрерывных круглогодичных семинаров, а также в ходе дистанционной подготовки. Однако разработка учебных курсов, дисциплин, учебных планов, технологий преподавания и совершенствования педагогической компетентности требует проведения и самостоятельных исследований по данным вопросам.
Список литературы
1. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. - В сб.: Способности и интересы / Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М., 1962, С. 232-274.
2. Лузгин С.А. Актуальные проблемы и перспективы пенитенциарной социальной работы // Теоретико-методологические и организационно-правовые основы социальной работы в уголовно-исполнительной системе / Материалы Шестой Школы социальной работы (Рязань, 15-16 ноября 2007 года). Рязань: Академия ФСИН России, 2007. С. 6-9.
3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя / Н.В. Кузьмина. Л., 1985.
4. Тулькибаева Н.Н., Рогожин В.М. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе: теория и практика: монография / Н.Н. Тулькибаева, В.М. Рогожин. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009. 183 с.
5. Тюрикова Г.Н., Филатова О.В, Прошкина И.В., Гнездилова И.Ю. Исторические предпосылки возникновения и развития пенитенциарной социальной работы в России // Ученые
записки Орловского государственного университета. Научный журнал №1(51). Орел, 2013, серия «Гуманитарные и социальные науки». С. 451-458.
6. Тюрикова Г.Н., Филатова О.В, Гнездилова И.Ю. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал №2(58). Орел, 2014, серия «Гуманитарные и социальные науки». С. 370-374.
7. Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки кадров для социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях в контексте компетентностного подхода // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал №6. Орёл, 2011. С. 471-476.
References
1. Gonobolin F.N. Psihologicheskij analiz pedagogicheskih sposobnostej. - V sb.: Sposobnosti i interesy / Pod red. N.D. Levitova, V.A. Kruteckogo. M., 1962. Р. 232-274.
2. Luzgin S.A. Aktual'nye problemy i perspektivy penitenciarnoj social'noj raboty // Teoretiko-metodologicheskie i organizacionno-pravovye osnovy social'noj raboty v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme/Materialy Shestoj Shkoly social'noj raboty (Rjazan', 15-16 nojabrja 2007 g.). Rjazan': Akademija FSIN Rossii, 2007. Р. 6-9.
3. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost' i talant uchitelja / N.V. Kuz'mina. L., 1985.
4. Tul'kibaeva N.N., Rogozhin V.M. Obespechenie kachestva obrazovatel'nogo processa v profes-sional'noj shkole: teorija i praktika: monografija / N.N. Tul'kibaeva, V.M. Rogozhin. Cheljabinsk: Izdatel'stvo ChGPU, 2009. 183 р.
5. Tjurikova G.N., Filatova O.V, Proshkina I.V., Gnezdilova I.Ju. Istoricheskie predposylki voz-niknovenija i razvitija penitenciarnoj social'noj raboty v Rossii // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal №1(51). Orel, 2013, serija «Gumanitarnye i social'nye nauki». Р. 451-458.
6. Tjurikova G.N., Filatova O.V., Gnezdilova I.Ju. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija professional'nogo obrazovanija specialistov v oblasti social'noj raboty v penitenciarnyh uchrezh-denijah Rossii // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal №2(58). Orel, 2014, serija «Gumanitarnye i social'nye nauki». Р. 370-374.
7. Filatova O.V., Gnezdilova I.Ju. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki kadrov dlja social'no-pedagogicheskoj raboty v penitenciarnyh uchrezhdenijah v kontekste kompetentnost-nogo podhoda // Uchjonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal №6. Orеl, 2011. Р. 471-476.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Тюрикова Галина Николаевна, декан социального факультета, профессор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева ул. Комсомольская, 95, Орёл, Орловская область, 302026, Россия e-mail: [email protected]
Соколова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева ул. Комсомольская, 95, Орёл, Орловская область, 302026, Россия e-mail: [email protected]
Гнездилова Инна Юрьевна, ассистент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева ул. Комсомольская, 95, Орёл, Орловская область, 302026, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Tyurikova Galina Nikolaevna, Dean of the Faculty of Social, Professor, Ph.D., assistant professor of theory and history social pedagogy and social work Orel State University
95, Komsomol 'skaya street, Orel, Oryol Region, Russia e-mail: [email protected]
Sokolova Olga Victorovna, PhD, assistant professor of theory and history of social pedagogy and social work
Orel State University
95, Komsomol 'skaya street, Orel, Oryol Region, Russia e-mail: [email protected]
Gnezdilova Inna Yurevna, assistant of the department of theory and history of social pedagogy and social work
Orel State University
95, Komsomol 'skaya street, Orel, Oryol Region, Russia e-mail: [email protected]