УДК 378.046.4 UDС 378.046.4
О.В. ФИЛАТОВА O. V. FILATOVA
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Сandidate of Pedagogics, Associate Professor, Department
теории и истории социальной педагогики и социаль- of the theory and history of social pedagogics and social
ной работы, Орловский государственный университет work, Orel State University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
THE ESSENCE AND CONTENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF A SPECIALIST IN SOCIAL WORK AT THE PRISON
Профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении - это качественная характеристика личности специалиста. Уровень профессиональной культуры позволяет определять отношение специалиста к эффективности профессиональной деятельности и своему профессиональному росту. Эффективность работы специалиста зависит от профессионального мастерства и профессиональной культуры.
Ключевые слова: профессиональная культура, пенитенциарная система, социальная работа.
Professional culture of a specialist in social work in prison is a quality feature of professional identity. The level of professional culture allows to determine the relation of the expert to the effectiveness of professional activity and their professional growth. The efficiency of the specialist depends on the professional skills and professional culture.
Keywords: professional culture, prison system, social work.
Термин «культура» в различных дисциплинах имеет самые разнообразные трактовки, её изучают многие науки, каждая из которых выделяет в качестве предмета изучения одну из её сторон, формулируя при этом свое понимание и определение культуры. Культура (лат. сикига - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [6]. Понимание феномена культуры включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения науки, искусства, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения [7]. Носителем культуры является как общность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень её развития. На первый план выступает результативный аспект, т.е. совокупность достижений, а на второй - процессуальный, т.е. высокое развитие умений, способ организации деятельности [5].
Таким образом, культура рассматривается как универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность. Вместе с тем, культура представляет собой нормативные требования к любому виду деятельности человека. А потому
существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности [5]. Из множества видов культуры особое место занимает культура личности.
По мнению Л.В. Мардахаева, любого человека характеризует общая культура, под которой понимается усвоенный и повседневно проявляемый человеком, сложившийся и признаваемый в конкретной среде жизнедеятельности опыт его поведения, отношений, общения [3].
Составной частью общей культуры личности является профессиональная культура. Профессия как социально-культурное явление обладает сложной структурой. В структуру профессии включены предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, технологии, образцы и идеалы. Профессиональная культура может проявляться на различных уровнях. Высокий уровень проявления профессиональной культуры специалиста характеризуется хорошо развитой способностью к решению профессиональных задач, что подразумевает развитые профессиональные мышление и сознание. Профессиональная культура как системное образование представляет собой единство профессиональных ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах профессиональной деятельности [1].
Л.В. Мардахаев определяет профессиональную культуру как часть общей культуры человека. Профессиональная культура представляет собой усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, от-
© О.В. Филатова © O.V. Filatova
ражающий достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса [3].
Систематизация различных подходов, а также анализ сущности рассматриваемого понятия позволили сделать вывод о том, что профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении является частью его общей культуры и представляет собой личностную характеристику, которая включает в себя ценностное отношение к профессиональной деятельности и её целесообразное проявление в профессиональной сфере, обеспечивая самоопределение, самореализацию в разрешении проблем профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении включает в себя совокупность взаимосвязанных личностных качеств, профессионально-исследовательских знаний и навыков и профессиональных характеристик деятельности специалиста по социальной работе, которые складываются в процессе профессиональной подготовки в вузе, развиваются в системе послевузовского образования, самообразования специалиста и проявляются повседневно. Проявление профессиональной культуры во многом зависит от профессиональной подготовки специалиста, что находит отражение в сформированности базовых (общекультурных и профессиональных) компетенций как основы будущей профессиональной компетентности. Эти компетенции как основа профессиональной культуры закладываются в вузе в процессе профессиональной подготовки. В дальнейшем профессиональная культура специалиста развивается и совершенствуется в процессе приобретения профессионального опыта, повышения квалификации, самообразования.
Профессиональная культура специалиста по социальной работа в пенитенциарном учреждении - это качественная характеристика личности специалиста, осознающего свою роль в системе пенитенциарной социальной работы, владеющего основами профессиональной деятельности и обладающего способностью и готовностью реализовать себя в работе со специфическим контингентом учреждения в соответствии с профессионально-этическими нормами [10]. Уровень профессиональной культуры позволяет определять отношение специалиста к эффективности профессиональной деятельности и своему профессиональному росту [9].
Профессионализм специалиста проявляется в его эффективной повседневной профессиональной деятельности. Эффективность работы специалиста зависит от профессионального мастерства и профессиональной культуры.
Профессиональная культура специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения имеет внутреннюю и внешнюю составляющие (рис.1).
Внутренняя культура определяет поведение личности в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Основу внутренней культуры составляют
знания и умения, а также сформированные личностные установки, идеалы, потребности и мотивы, определяющие сферу и условия их повседневного проявления. Внутренняя культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении имеет следующие составляющие:
- индивидуально-личностный уровень определяет внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками;
- чувственный (эмоциональный) уровень определяет эмоциональное отношение специалиста к контингенту пенитенциарного учреждения, социальной работе, ее результатам. Он во многом характеризует внутреннюю нравственную культуру специалиста;
- теоретический (мировоззренческий) уровень определяет и показывает, какие знания и как усвоены специалистом по социальной работе, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая профессиональной культуры специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения находит повседневное проявление в его отношении к осуждённым, к социальной работе, к результатам собственной профессиональной деятельности. Она включает:
- личностный уровень - внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочие личностные характеристики );
- коммуникативно-поведенческий уровень характеризует повседневное проявление специалиста в общении с коллегами, осуждёнными и другими субъектами профессиональной деятельности;
- профессионально-прикладной уровень показывает степень владения специалистом реальным опытом в понимании и разрешении актуальных социальных проблем, искусством профессиональной деятельности, возможности специалиста в работе с контингентом учреждения и определяет таким образом результативность профессиональной деятельности;
- уровень внешнего отношения характеризует отношение специалиста к объектам социальной работы в пенитенциарном учреждении, особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Внешнее отношение выступает важной характеристикой проявления профессиональной культуры специалиста и является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня внутренней профессиональной культуры [4].
По своей сути внутренняя профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении есть накопленный им социальный и профессиональный опыт и сформированное отношение (эмоционально-чувственное) к собственному опыту. Внешняя профессиональная культура - индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста.
Рассмотрим содержание основных структурных
Профессиональная культура специалиста по
социальная работе в пенитенциарной
учреждении
Составляющие
Личность специалиста
профессиональной культуры
Внутренняя культура t
Индивидуально-лнчностцый уровень
СТ1|ЫН
Чувственный
J
Теоретический
Личный профессиональный опыт специалиста
Профессионально-правовая культура
Профессионачьно-этическая
Социально-
педагогическая +
Проектно-
исследоеателъская -±-
Организационно-управленческая
Профессиональное мастерство
Внешняя культура Личностный уровень
Уровень шгешнето отношення
".......1
Коммуникативно-поведенческий уровень
т
Профессио прикладно нально-й уровень
■
Индивидуальный стиль Профессиональной деятельности специалиста
Рис. 1. Структура профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.
компонентов, составляющих профессиональную культуру специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения [4].
Специалист как человек и как личность является носителем и воплощением реальной профессиональной культуры. При оценке уровня профессиональной культуры оценивают конкретного человека - специалиста по социальной работе.
Личный профессиональный опыт специалиста, как основа, стержень его профессиональной культуры, включает такие его составляющие, как: личность самого социального работника пенитенциарного учреждения, его теоретический и практический профессиональный опыт, личностные качества.
Личность специалиста с её индивидуально-психологическими и социальными особенностями -внутренний мир, на фоне которого происходят усвоение и накопление личностного профессионального опыта специалиста.
Теоретический профессиональный опыт - правовые, психолого-педагогические, социальные, профессионально-прикладные знания (знание технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях), которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности [4].
Правовые знания профессионала отличаются глубоким объёмом, глубиной и формализацией. Специалист с высоким уровнем проявления профессиональной культуры солидарен с теми правовыми нормами, которые он
применяет и которые регламентируют его деятельность. Такой специалист убеждён в необходимости строжайшего соблюдения и исполнения правовых норм и демонстрирует готовность действовать в соответствии с этой убеждённостью [8].
Психолого-педагогические знания составляют основу профессиональной деятельности специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту по социальной работе в пенитенциарном учреждении, и его должностными обязанностями.
Социальные знания - необходимый компонент, который позволяет специалисту учитывать и использовать в работе особенности и возможности социокультурной среды пенитенциарного учреждения и гражданского общества.
Профессионально-прикладные знания - знания технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Совокупность знаний составляют теоретический профессиональный опыт специалиста и служат основанием действенности всей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения.
Практический профессиональный опыт - усвоенные умения и навыки, закреплённые на практике, применяемые при решении профессиональных задач. Это своеобразный «интеллектуальный капитал», который накоплен самим специалистом, находится в постоянной динамике, «инвестируется» в личностное и про-
фессиональное развитие специалиста, используется им в типичных ситуациях [4]. Содержание практического профессионального опыта включает:
• уровень владения специалистом искусством профессиональной деятельности (профессиональное мастерство);
• развитие профессионально важных личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать профессиональное мастерство в интересах эффективности профессиональной деятельности.
Профессиональное мастерство складывается из уровня:
• владения социально-педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами, приёмами;
• развития у специалиста социально-педагогической техники - самоуправления; вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека; культуры общения; культуры речи.
Профессионально-важные качества составляют основу индивидуального своеобразия специалиста, которое повседневно проявляется в процессе профессиональной деятельности специалиста, оценивается как внешняя профессиональная культура специалиста и определяют индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста. К профессионально важным качествам относят [4].
1. Социально-педагогическая направленность -предрасположенность к социально-педагогической деятельности, проявляемая в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
2. Нравственные качества - нравственное своеобразие специалиста, характеризуемое: усвоенными нормами морали - общечеловеческими ценностями в отношении к человеку, общению, социально-педагогической деятельности; нравственным идеалом в профессиональной деятельности - отношением и характером проявления в социально-педагогической деятельности; нравственными чувствами - удовлетворением от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремлением помочь, поддержать в решении социальных проблем; неудовлетворением при виде нерешённых социальных проблем человека, при несоблюдении моральных норм как самим специалистом, так и другими людьми. Они проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть и честь.
3. Коммуникативные (лат. соттитсо - делаю общим, связываю, общаюсь) качества - способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства общения с осуждёнными. К коммуникативным качествам относятся:
- контактность в общении - способность входить в общение с людьми и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие с ними. Данная способность профессионально важна для социального работника;
- суггестопедийность - внушающее влияние субъекта социально-педагогической деятельности на объект профессиональной деятельности. Каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого. Георги Кирилов Лозанов - болгарский психотерапевт (1926) ввел термин «суггестопедия», который означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику в пенитенциарном учреждении суггестопедийность означает способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социально-педагогической деятельности с осуждённым (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Она проявляется в виде действенности авторитета специалиста, владении им искусством общения с людьми, убеждении, увлечении их, заражении идеями самореализации, поиска вариантов, побуждении к самореализации.
4. Социально-перцептивные качества (лат. регсер-йо - восприятие и БоааИБ - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп). Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Джером Сеймур Брунер (1915) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимых ситуаций. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и человека, с которым он работает. К ним относятся:
- профессиональная наблюдательность - видение особенностей человека, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором выступает то, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
- профессиональная интуиция - способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и внутреннего состояния человека, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социально-педагогической работы с различными типами осуждённых. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья» [2]. Для социального работника в пенитенциарном учреждении исключительно важно уметь видеть своеобразие и индивидуальность личности осуждённого, его социальные проблемы и возможности их решения активизацией целенаправленной самореализации;
- рефлексия - умение видеть себя глазами друго-
го человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия дает возможность оценить свои недостатки и состояние и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию, волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общения, взаимодействия;
- педагогическое мышление - способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
- профессиональное воображение - способность специалиста в процессе социально-педагогической работы представлять поведение свое, осуждённого, динамику их изменения. Оно позволяет специалисту определять наиболее целесообразное с профессиональной точки зрения поведение.
Педагогическое мышление и профессиональное воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения профессиональных задач в процессе социально-педагогической деятельности, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям контингента пенитенциарного учреждения.
5. Эмоциональные качества - характеризующие переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами осуждённого в процессе социально-педагогическом деятельности и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. Среди них:
- эмоциональная устойчивость - самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности деятельности социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности, принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
- эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания объекта социальной работы, сопереживать ему в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник общается с конкретным человеком. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большим пониманием и участием относиться к его внутреннему состоянию, тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в данном случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе.
Следует иметь в виду, что социальный работник пенитенциарного учреждения имеет дело с людьми, нару-
шившими закон, переживающими сложные социальные проблемы. Особенности взаимодействия со сложным контингентом пенитенциарного учреждения нередко приводит к деформации личности (профессиональной деформации) специалиста. Практика работы специалистов в области пенитенциарной социальной работы показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника [10]. С этой целью рекомендуется:
- проводить профессиональный отбор специалистов для работы в пенитенциарных учреждениях. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующее сострадание;
- сопереживания специалиста в работе с осуждёнными должны носить внешне эмоциональное проявление и не переноситься вовнутрь;
- активно учиться управлять своими чувствами, уметь, переключаться, снимать эмоциональное напряжение;
- руководствоваться «правилом жизни»: состояние в работе с осуждёнными переключается на иное в общении с сотрудниками, коллегами и особенно на поведение в семье [9].
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста - индивидуальный стиль педагогической деятельности - своеобразие индивидуального проявления профессионального мастерства и техники в процессе социально-педагогической деятельности. Он обуславливает особенности профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения, его результативность и включает следующие элементы.
1. Проявление себя как личности специалиста-профессионала. В профессиональной деятельности проявляется конкретный человек.
2. Отношение специалиста к самому себе, субъектам профессиональной деятельности, к своей работе с ними.
3. Своеобразие реализации (проявления) профессионального мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через:
- реализацию социально-педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности;
- проявление в социально-педагогической деятельности педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи). Через нее специалист реализует себя в социально-педагогической деятельности.
4. Педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической деятельности - выполнение специалистом этических норм и правил в процессе профессиональной деятельности.
5. Наиболее проявляемый уровень достигаемых результатов в работе специалиста.
6. Можно выделить наиболее типичные формы проявлений внешней профессиональной культуры специалиста:
- естественная, повседневная имеет место у людей, для которых естественность проявления в деятельности является нормой в общении с сотрудниками, в работе с осуждёнными;
- показная, или демонстрационная, характерна для людей, которые в определенных ситуациях стараются показать себя иными, чем являются на самом деле. Чаще всего «демонстрационная» деятельность проявляется тогда, когда они работают с людьми, когда результат может сказаться на их карьере, когда они хотят из каких-либо побуждений продемонстрировать своё умение, мастерство;
- ситуативная касается людей, поведение которых зависит от среды их проявления, социального статуса, который он занимает в ней: в общении с сослуживцами, на отдыхе, в работе с различными категориями осуждённых [4].
Таким образом, профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении включает в себя профессиональные знания, опыт и стремление к их постоянному совершенствованию, взаимосвязь процессуальности и стремления к профессиональному творчеству; умение выделять совокупность методологических идей, направленных на решение проблем человека и общества, и осуществлять поиск оптимальных путей решения этих проблем.
Библиографический список
1. Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.3. М.: Педагогика, 1984.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика:учеб. для студ. высш. учеб. завед. М.:Издательство РГСУ:Издательство «Омега- Л», 2013. 416 с. (Социальное образование XXI века)
5. МореваН.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пос. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 320 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2006. 396
с.
7. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков. Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448с.
8. Софронова С.А. Правовая культура и критерии оценки её уровня у сотрудников УИС [Электронный ресурс]//Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. №2. Режим доступа: http://ucpr.arbicon.ru/vuin95.html
9. Тюрикова Г.Н., Филатова О.В, Гнездилова И.Ю. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» 2014. №2(58). С.370-374.
10. Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки кадров для социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях в контексте компетентностного подхода//Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №6. Орёл. 2011. С.471-476.
References
1. Isaev V. F. Professional and pedagogical culture of the teacher: Textbook. a manual for students. M.: Publishing center "Academy", 2002. 208 p.
2. MakarenkoA. S. Pedagogical works. 8 Vol. V. 3. M.: Pedagogy, 1984.
3. MardahaevL. V. Social pedagogy: Textbook. M.: Gardariki, 2005. 269 p.
4. Mardahaev L. V. Social pedagogy:textbook for students. M.:Publishing RSSU:Publishing house "omega-L", 2013. 416 p. (Social education XXI century)
5. Moreva N. A. The basis of pedagogical skill: Teaching. manual for schools. M.: Education, 2006. 320 p.
6. Raven J. Competence in modern society. Identification, development and implementation. M.: Kogito-CENTR, 2006. 396 p.
7. Dictionary-reference book on pedagogy. Auth.-comp. V. A. Mizherikov. Under total. ed. P. I. Pitkasilta. M.: TC Field, 2004. 448 p.
8. Sofronova S. A. Legal culture and criteria of estimation of its level at the prison staff [Electronic resource]//Vedomosti of the penal system. 2012. № 2. Available at: http://ucpr.arbicon.ru/vuin95.html
9. Tyurikova G. N., Filatova O.V., GnezdilovaI. Yu. Current state and prospects of development of professional education of specialists in the field of social work in penitentiary institutions in Russia //Scientific notes of Orel State University. Series "Humanitarian and social Sciences". Scientific journal. 2014. №2 (58). Pp. 370-374.
10. Filatova O. V., Gnezdilova I. Yu. Some aspects of vocational training for socio-pedagogical work in penal institutions in the context of competence approach/Scientific notes of Orel State University. Scientific journal. № 6. Orel. 2011. Pp. 471-476.