Социология и социальные науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 3 (27), с. 54-59
УДК 316
ТИПОЛОГИЯ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2012 г. В.И. Зубков, В.А. Сушенков, А.Ю. Ховрин
Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
sushenkov-victor@yandex.ru
Поступила в редакцию 12.10.12
Анализируется деятельность молодежных общественно-политических объединений современной России, предлагается их типология в зависимости от отношения к действующей власти (проправительственные и оппозиционные) и общей направленности деятельности (социально-конструктивные и провокационно-демонстративные).
Ключевые слова: политические партии, молодежные общественно-политические объединения, проправительственные молодежные объединения, оппозиционные молодежные объединения, социальноконструктивные молодежные объединения, провокационно-демонстративные молодежные объединения.
Участие молодежи в деятельности различных политических партий и общественнополитических движений представляет собой одну из наиболее значимых форм участия молодых людей в политической жизни страны. Это демонстрирует ее включенность в политические процессы, что, в свою очередь, влечет за собой реализацию других форм политического участия. В частности, молодёжь, заинтересованная в победе на выборах какой-либо партии или в достижении целей, стоящих перед каким-либо общественно-политическим движением, с большей активностью участвует в выборах, митингах, политических акциях, баллотируется в депутаты представительных органов власти, а затем участвует (в случае избрания) в их работе.
Политические партии, являясь агентами политической социализации молодежи, одновременно выполняют функцию выражения ее интересов, как впрочем и других социальных групп, в борьбе различных социальных субъектов за власть и ее реализацию.
Общественно-политические движения подразумевают коллективное членство (что обычно не характерно для партий), но, как и политические партии, также позволяют выявлять и реализовывать политические интересы молодежи. В движения включаются молодые граждане, не удовлетворенные деятельностью органов власти, тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными,
неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений более аморфная и одновременно более широкая. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции, преследуя достижение конкретной политической цели, и, достигнув ее, прекращают свое существование или трансформируются в другие формы проявления политической активности граждан.
Необходимо отметить, что в новейшей истории России одной из первых «обратила внимание» на молодёжь Коммунистическая партия (КПРФ), после чего начался стремительный рост числа молодежных общественных и политических объединений. В федеральном реестре молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, в 1999 г. значилось 41 объединение [1, с. 154], а в 2002 г. их количество, по данным Минюста России, почти удвоилось и составило 79 [2, с. 231]. Реальное же молодежных организаций значительно больше, поскольку федеральный реестр учитывал лишь те из них, которые пользуются государственной поддержкой. В связи с подготовкой Гражданского форума 2001 г. в СМИ и сети Интернет были представлены различные сведения о количестве обще-
Таблица 1
Типология участия молодежи в деятельности общественно-политических структур
Провокационно-демонстративные Социально-конструктивные
Проправительственные I II
Оппозиционные III IV
ственных молодёжных объединений, которых насчитывалось в целом по стране около 400 [2, с. 231; 3, с. 125]. В последующие годы политические партии, имеющие молодежное крыло и молодежные движения укрупнялись, набирали политическое влияние при активной поддержке со стороны «взрослых» партий.
В России почти все молодежные политические партии являются молодежными крыльями «взрослых» партий. Ещё в середине 1990-х гг. Ф. Борисов указал, что молодёжные политические организации являются элементами наиболее активных и влиятельных составляющих политической системы - политических партий и движений [4]. В связи с этим можно выделить следующие функции молодежных партий [5, с.169; 6, с. 60; 7, с. 9]:
• доведение идеи своей партии до молодых избирателей;
• привлечение молодёжи с целью расширения электоральной базы партии;
• активное участие в избирательных кампаниях партии (обеспечение людскими ресурсами и соответственно временное трудоустройство молодых людей и пополнение бюджета молодежного союза);
• подготовка кадрового резерва партии.
Молодёжные партийные образования преимущественно являются инструментами проведения избирательных кампаний своих «взрослых» партий.
Существующие молодежные политические структуры можно разделить на государственные и общественно-политические. К первым мы относим формирования, созданные и работающие при органах исполнительной и законодательной (представительной) власти. Это молодежные парламенты, палаты, советы и им подобные структуры, действующие в рамках молодежного парламентаризма. В данной статье мы рассматриваем общественно-политические молодёжные структуры, к которым относим молодежные внутрипартийные формирования или молодежные фракции в составе политических партий, молодежные общественно-политические движения, которые оказывают или могут оказать непосредственное влияние на политический процесс.
Среди общественно-политических молодежных структур выделим проправительственные и
оппозиционные, а также социально-конструктивные и провокационно-демонстративные. Сопрягая эти две парные классификации, мы получаем четыре типа структур общественно-политических объединений и соответственно четыре типа политического участия молодежи деятельности политических партий и общественнополитических движений (см. табл. 1).
В России начала XXI в. сложилась ситуация, когда часть молодежи, оставшаяся «без присмотра» общества и крупных политических сил, стала усваивать ценности, противоречащие официально декларируемому курсу на строительство «суверенной демократии». Это потребовало возрождения системы партийной социализации, удовлетворяющей интересам руководства страны, что в итоге привело к созданию молодёжных политических партий, которые мы относим к I и II типам, с соответствующим типом участия молодежи в их деятельности.
При создании проправительственных молодежных политических организаций руководству страны необходимо было выстроить систему мотивации для молодых людей в управляемой модели молодежной политики. Основной акцент в привлечении молодежи был сделан на создании комплекса возможностей для самореализации молодых людей, построения карьеры, получения доступа к тем или иным ресурсам и путям собственного продвижения.
Попытки создать массовое проправительственное молодежное движение предпринимались уже с первых лет президентства В.В. Путина. Так, по инициативе Кремля в 2000 г. было создано молодежное движение «Идущие вместе», которое, на наш взгляд, можно отнести к проправительственным молодёжным движениям, созданным, в первую очередь, для ведения демонстративно-провокационной деятельности (I тип). Движение отличалось провокационными акциями, направленными против различных оппозиционных партий, демонстративным сжиганием книг некоторых российских авторов и другими эпатажными мероприятиями. По заявлениям членов движения, его численность достигала 50 тысяч человек [8]. Однако отсутствие четко сформулированной идеологии, кроме поддержки президента и «антиоранжево-го» принципа, а также просчеты в организации текущей деятельности движения не позволили
ему оставить значимый след в российской политике. В 2005 г. большинство отделений движения прекратили свою работу, а значительная часть активистов перешла в новое движение под названием «Наши».
Молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» было создано весной
2005 г. при прямом содействии заместителя главы Администрации Президента Российской Федерации В. Суркова. С самого начала представители «Наших» позиционировали себя как активные противники российской оппозиции, подозреваемой властями в намерении осуществить «оранжевую революцию». «Наши» видят себя как передовой отряд молодого поколения, призванного прийти на смену сегодняшней власти. К весне 2006 г. в связи с частичной потерей актуальности вопроса об «оранжевой революции» движение стало развиваться менее динамично, больше сосредоточившись на разработке и реализации конкретных проектов.
Членство в этом движении открывает возможность карьерного роста и бесплатного освоения специальности менеджера для молодых людей из провинции, что обеспечивает ему определенную привлекательность. Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения, что движение «Наши» использует административный ресурс для решения задач собственного организационного строительства.
Данное движение также можно отнести к I типу, однако в отличие от «Идущих вместе», в его деятельности присутствуют и социальноконструктивные элементы.
В середине прошлого десятилетия в связи необходимостью воспитания нового поколения молодых политиков, лояльно относящихся к действующей власти, начинают возникать и другие проправительственные молодежные движения и партии, которые могут быть отнесены ко II типу предложенной типологии, то есть проправительственные социально-конструктивные организации. Эти партии и движения привлекают молодёжь перспективами карьерного роста, участием в бесплатных обучающих программах различной направленности и получением практического опыта работы в политической сфере.
К наиболее крупным и весомым организациям II типа можно отнести молодёжную организацию партии «Единая Россия» - Всероссийскую общественную организацию «Молодая гвардия Единой России», учредительный съезд которой состоялся 16 ноября 2005 г. Она была создана вместо ранее существовавшего «Молодёжного Единства». Основной состав движения
- студенты, провинциальная молодежь, рассматривающая участие в организации как возможность обеспечения своего карьерного роста. Большинство членов руководства организации
- успешные культурные и политические функционеры, предприниматели, часто связанные с государственными структурами.
«Молодая гвардия» определяет следующие цели своей деятельности [9]:
• привлечение молодежи к построению демократического общества;
• воспитание у нее чувства патриотизма;
• создание условий для межнационального общения молодежи и укрепления российской государственности;
• формирование и создание условий для развития и воспитания молодого поколения; пропаганда здорового образа жизни, образования и труда.
В целом «Молодая гвардия» определяет себя как «отдел кадров молодежи», «призывной пункт по мобилизации молодежи на службу новой России». Деятельность «Молодой гвардии» основана на реализации различных «позитивных проектов», направленных на организацию детского досуга, привлечение внимания водителей к проблеме детского травматизма на дорогах, помощь пенсионерам в домашнем хозяйстве, поддержание памяти о погибших в Великой Отечественной войне.
Ещё одним примером молодежной проправительственной организации социально-конструктивной направленности может служить движение «Россия молодая». Организация была создана в апреле 2005 г. группой студентов и аспирантов МГТУ имени Н.Э. Баумана. Движение известно своими акциями, связанными с донорством, антинационализмом, борьбой с наркоманией и образовательными программами для молодёжи [10].
Такие крупные молодежные политические организации, как «Наши» и «Молодая гвардия» стали образцом для формирования десятков региональных и местных молодежных организаций как I, так и II типа по всей стране. Например, в таком стратегически важном регионе, как Московская область, действует молодёжное политико-экологическое движение «Местные». По данным некоторых СМИ, движение создано при поддержке губернатора Московской области Б. Громова и, хотя официально выступает за благоустройство региона, фактически создано для пресечения оппозиционной активности [11, 12]. Адресные акции «Местных», направленные на решение конкретных проблем подмосковного региона
(уборка парков, озёр и т.п.), являются важным примером конструктивного проявления молодежной активности [13].
В основе деятельности крупных федеральных и региональных молодежных проправительственных организаций проекты и мероприятия, связанные с избирательным процессом, а также реализуемыми молодежными программами социальной мобилизации. Численность крупных проправительственных молодёжных объединений достаточно велика и доходит до 100 тысяч человек, но при этом их можно охарактеризовать как довольно непрочные, с низкой степенью единства, сплоченности участников. Их «ядра» немногочисленны по своему количественному составу, а большинство членов, вступая в движение, преследуют меркантильные или иные эгоистические интересы. Тем не менее создание проправительственных молодежных организаций позволило им привлечь в свои ряды наиболее активную часть молодежи, сформировать новый эталон социально одобряемого поведения у остальной части молодежи и тем самым снизить популярность экстремистских и оппозиционных идей в молодежной среде. Все это привело к относительной стабилизации молодежной части российского общества и явилось важным шагом на пути к достижению общественной консолидации.
Помимо проправительственных молодёжных объединений в России более или менее успешно действуют оппозиционные демократические и левые молодежные движения, которые также можно разделить на провокационно-демонстративные и социально-конструктивные - соответственно III и IV тип нашей типологии.
Молодежные движения III типа стремятся к кардинальным переменам в стране и организуют массовые провокационные мероприятия, привлекая внимание СМИ и общественности к себе и таким образом опосредованно поднимая рейтинг «взрослой» партии. При этом акции, проводимые молодежными движениями, должны соответствовать актуальным темам, волнующим значительную часть общества, и по-возможности сопровождаться скандалами и громкими заявлениями.
В частности «Молодежное Яблоко» знаменито своими демонстративными акциями, направленными против различных действий правящей власти, а также критикой президента, правительства и региональных властей. Часть акций являются несанкционированными [14, 15]. Молодые активисты «Яблока» активно выступают против призыва на военную службу, преследования оппозиции спецслужбами, про-
водят акции, призывающие к проведению честных и открытых выборов в органы власти [16].
Особое место среди политических молодёжных движений провокационно-демонстративного типа занимают молодёжные крылья политических партий левого толка. Молодёжные движения левой направленности характеризуются резкой критикой действующей власти. Они пытаются поднять свой имидж, проводя акции против любых непопулярных реформ на общенациональном и региональном уровнях. В то же время среди левых молодёжных политических структур зачастую нет единства мнений по ключевым вопросам организации своей работы, идеологии и политическому сотрудничеству с другими партиями и движениями.
Одной из ведущих молодёжных политических сил левого толка является Авангард красной молодёжи (АКМ). Процесс её создания -пример объединения молодёжи по идейному принципу.
АКМ - молодежная организация, преимущественно ориентированная на «прямое действие» и яркие уличные акции. Спектр направлений этих акций весьма широкий, начиная от митингов против реформы образования и заканчивая политическими акциями под лозунгом «Москва - без Лужкова!» (июнь 2010 г.).
По разным данным, АКМ насчитывает от пяти до семи тысяч членов, из них несколько сотен являются активистами [17, 18]. Руководящий орган находится в Москве. Региональные отделения созданы в 42 субъектах России, наиболее заметные из которых расположены в Новосибирске, Сызрани, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Тюмени. АКМ имеет также филиалы в других постсоветских республиках - Беларуси (где АКМ оказывает поддержку А. Лукашенко), Казахстане, Молдове и Латвии.
Основной состав организации - радикально настроенная молодёжь (студенты, учащаяся молодёжь старших классов, колледжей и техникумов, молодые рабочие и служащие), недовольная существующим общественным строем. Члены организации называют себя исключительно бойцами, постоянно проходят спортивные сборы, на которых приобретают «необходимые навыки» рукопашного боя, умения пользоваться противотанковыми гранатами и прыгать с парашютом. Члены организации считают, что строевая подготовка необходима каждому молодому человеку [19].
В современном политическом спектре присутствуют и молодежные оппозиционные движения социально-конструктивной направленности (IV тип). Такой тип политического участия
в наибольшей степени близок образованным молодым людям, которые насильственным действиям предпочитают конструктивный диалог с властью и действия в рамках закона. Эта молодежь стремится проявить себя не участием в скандальных и провокационных мероприятиях, а доказать правоту своих взглядов через полемику в СМИ, на круглых столах и встречах с представителями власти. Организации IV типа выступают за большую либерализацию страны, соблюдение гражданских свобод и другие демократические принципы.
Одним из наиболее активных и успешных политических движений этого типа, выступающих на демократическом фланге, можно считать молодежное движение Демократическая альтернатива («ДА!»), созданное в 2005 г. по инициативе М. Гайдар, дочери Е. Гайдара. Движение определяет себя как «часть гражданского общества», которая «не борется с врагами», а «стремится решать конкретные проблемы, которые нас волнуют в нашей стране» [20]. «ДА!» - сетевая структура, в которой отсутствует формальное руководство. С начала 2006 г. политическая активность движения связана с несколькими проектами: организацией политических дебатов, музыкальных фестивалей и уличных акций с целью привлечения внимания СМИ.
Другим примером молодёжной организации IV типа может служить движение «Оборона» -гражданская коалиция демократических, правозащитных, экологических и других молодежных и студенческих организаций, а также частных лиц. Движение подчеркивает, что является непартийным и направлено не на поддержку какой-либо партии или кандидата в президенты, а на обеспечение гражданских прав и свобод, а также честных выборов и отстаивание их результатов [21].
Члены «Обороны» полагают, что молодежные движения исполняют роль локомотива гражданского сопротивления. По их мнению, отвечать насилием на насилие означает провоцировать «большую кровь». В качестве идеологического постулата они цитируют слова М. Ганди: «Ни один режим не может ничего сделать, если миллион безоружных людей выйдет на улицу». Движение ежегодно организует для молодежи учебный летний лагерь «Партизан» с интеллектуальными и спортивными мероприятиями, проводит пикеты за добровольную армию, акции в защиту свободы собраний, а также различные мероприятия против проправительственных партий и движений.
Помимо указанных молодёжных политических объединений на общероссийском и регио-
нальном уровнях действует целый ряд структур различной политической направленности, которые также можно классифицировать по предложенному нами принципу. Например, социалистическое движение «Вперед», Национал-большевистская партия (НБП), Союз молодежи «За Родину!», российская молодежная организация «Россия молодая», российское демократическое движение «МЫ», независимая ассоциация студентов «Я думаю», Межрегиональная молодежная общественная организация «Лига Справедливости» и другие.
Благодаря такому разнообразию форм и политических ориентаций молодёжных объединений, каждый заинтересованный молодой человек может найти наиболее близкое для себя движение или партию. В свою очередь, каждое молодёжное движение или политическая партия стремятся вовлечь в свои ряды как можно больше молодёжи, реализуя для этого политические проекты, выдвигая молодых лидеров в партийные списки и т. д. Несмотря на это доля молодых людей, являющихся членами партий, пока весьма незначительна. Это объясняется как общей деполитизацией молодежи, так и ее неудовлетворенностью результатами партийной деятельности, разочарованием в возможности выражать свои интересы через партийное участие в деятельности партий. Обращая внимание на молодёжь лишь в предвыборные периоды, политические партии на деле не стремятся системно решать проблемы этой социальной группы.
Вместе с тем стремление партий привлечь молодых людей к политическому процессу на своей стороне приводит к позитивной динамике включения молодежи в политическую жизнь страны и меняет в лучшую сторону отношение общества к политической социализации молодежи. По данным ВЦИОМ, за привлечение молодежи к участию в политической и общественной жизни высказывается три четверти респондентов, 42% из которых считают, что оно, безусловно, необходимо. Определенно за участие в политике выступают 40% молодых. Среди респондентов в возрасте до 30 лет 4% уже состоят в политических организациях. Еще 5% думают о вступлении в какую-либо партию в ближайшее время. В принципе не против членства в партии 21% молодежи [22]. В 2008 г. исследования Фонда общественного мнения показали, что политикой интересуются 42% молодых людей [23]. Для молодежи, традиционно имеющей много других увлечений, такой интерес к политике можно расценивать как довольно высокий. Однако слабость гражданского общества, коррупция, административные мето-
ды воспитания и управления, противодействие оппозиции, непоследовательное осуществление властью политического курса на демократизацию препятствуют широкому включению молодежи в деятельность общественно-политических структур современной России.
Список литературы
1. Молодёжь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Г осу-дарственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. Рук. авт. колл. Б.А. Ручкин, В.А. Родионов. Отв.ред. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин. М., 2000.
2. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 гг. М.: Социум, 2002. С. 151.
3. Чекмарев Э.В. Политическое участие молодёжи в постсоветский период (на материалах Саратовской области): Дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2003. С. 125.
4. Борисов Ф. Молодёжная организация партии: быть или не быть // Демократический выбор. М., 1996, 31 октября.
5. Быстров П.Е. Молодежные организации Санкт-Петербурга // Гражданское общество в поисках пути / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная Пальмира». СПб., 1997.
6. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодёжь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУ, 2006. 560 с.
7. Кольжанова И.Н. Общественно-политические молодёжные движения в современной России: Масса, элита, лидеры: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2006.
8. Розовская Р.И. «Идущие вместе»: путь политического самоопределения // Новый исторический вестник, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nivestnik.rU/2002_3/8.shtml.
9. Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. molgvardia.ru/statutes.
10. Материалы официального сайта движения «Россия молодая». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rumol.ru/do/edu/index.html.
11. Бурибаев А. «Наши» в Подмосковье стали
«Местными» // Сайт gzt.ru, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gzt.ru/
topnews/politics/-nashi-v-podmosko-vje-stali-mestnymi-/59433.html
12. Кремль нашел замену «Нашим». Новым фаворитом стали «Местные» // Сайт Новый регион -политика, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.nr2. ru/policy/70825. html.
13. Материалы официального сайта молодежного экологического движения «Местные». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mestnie.ru/projects.
14. Материалы официального сайта организации «Молодежное яблоко». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youthyabloko.ru/about.php.
15. Данилин П. Хроника акций «Молодежного
Яблока» и «Обороны» в марте 2004 - июне 2005 гг.,
2006 // Сайт Политическая экспертная сеть
Кремль.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreml.org/other/107492603.
16. Материалы официального сайта организации «Молодежное Яблоко». Режим доступа: http://www. youthyabloko.ru/modules/news.
17. Атлас молодежных политических движений России // Завтра, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas. html#4.
18. Молодежные политические движения России
// Сайт телепередачи «Вести», 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vesti.ru/files.html?
id=6605.
19. Донченко М., Матвеева О. Мобилизация // Материалы сайта движения АКМ, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akm1917. org/gazeta/gz 13-1.htm.
20. Материалы сайта информационного агентства Росбалт, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/print/618537.html.
21. Материалы официального сайта Российского
молодежного движения «Оборона». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oborona.org/
about/declaration.
22. Главный лозунг «Молодой гвардии» поддерживают 75% россиян! // Информ. матер. ВЦИОМ, 2007. 31 октября.
23. Свертков И.А. Особенности партийной социализации молодежи в современной России, 2009 // Сайт информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Svertkov.
TYPOLOGY OF PARTICIPATION OF YOUTH IN ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES AND POLITICAL MOVEMENTS OF MODERN RUSSIA
V.I. Zubkov, V.A. Sushenkov, A U. Khovrin
In the article the analysis of activity of youth socio-political organizations of modem Russia is carried out and their typology depending on the relation to authorities in power (pro-governmental and oppositional) and the general orientation of activity (socio-constructive, provocative and demonstrative) is offered.
Keywords: political parties, youth socio-political organizations, youth pro-governmental organizations, youth oppositional organizations, youth socio-constructive organizations, provocative and demonstrative youth organizations.