вателей РКИ к принципу учета родного языка учащихся несколько изменилось, хотя он по-прежнему входит в число самых важных после принципов коммуникативности: «Это нерационально, так как ...мешает учащимся быстро овладеть русским языком, постоянно оставляя их в сфере родного языка»[2].
Взаимодействие двух культур, двух языков безусловно развивает учащихся. Межкультурная компетенция, основанная на «методике диалога культур», призвана облегчить понимание и изучение русского языка как иностранного. Диалог культур будет более успешным и насыщенным, если субъекты культур будут иметь определенный одинаковый социальный статус. Значит, иностранец должен знать и владеть иностранным языком на уровне носителя языка, зная все культурные, языковые реалии изучаемого языка.
Содержание межкультурной компетенции можно рассматривать как иерархическую структуру, в состав которой входят социокультурные знания и умения, установки на сопоставление и контрастивный анализ элементов культуры, языка и коммуникации, а также коммуникативная компетенция в области использования иностранного языка в целях межкультурной коммуникации.
Культуру страны нельзя изучить по учебным пособиям, культуре нельзя обучить, пользуясь совершенными методиками, ее можно освоить в процессе межкультурной коммуникации, так как
усвоение определенного фрагмента культуры является конечным итогом всякой коммуникации.
Литература
1. Бердичевский А.Л. Новое вино в старые мехи?! // Русский язык за рубежом. - 2010. - №5. - 87 с.
2. Бердичевский А.Л. Что, как и почему в межкультурном образовании // Русский язык за рубежом. - 2007. - №6. - 92 с.
3. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы). - М., 1997.
4. Литвинов А.В. О структуре межкультурной компетенции // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2004. - Вып. 28. - 192 с.
5. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М., 1990.
6. Пассов Е.И. Коммуникативность: прошлое, настоящее, будущее // Русский язык за рубежом. -2010. - № 5. - 87 с.
7. Пассов Е.И. Методика как теория и методика иноязычного образования. - Кн. 1. - Елец, 2010. -122 с.
8. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.
9. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. -416 с.
10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово, 2008.
Хинзеева Наталья Петровна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
Khinzeeva Natalya Petrovna, senior lecturer, department of Russian as a foreign language, Ulan-Bator Brunch of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov.
УДК 32.001 © С.Ц. Хобраков
МЕХАНИЗМЫ, ФАКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В статье раскрываются основные механизмы, факторы и технологии влияния молодежных общественных объединений на политический процесс. Представлены основные показатели и критерии эффективности политического участия молодежных объединений.
Ключевые слова: молодежное общественное объединение, политический процесс, политические технологии, политическое участие, показатели и критерии эффективности политического участия, молодежь.
S.Ts. Khobrakov
MECHANISMS, FACTORS AND TECHNOLOGIES OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS INFLUENCE ON POLITICAL PROCESS
The article reveals the general mechanisms factors and technologies of youth associations influence on political process. The main indicators and criteria of political participation efficiency of youth organizations are presented.
^^^words: youth public association, political process, political technologies, political participation, indicators and criteria of political participation efficiency, youth.
В течение последних лет в политическом процессе России сформировались и действуют активные политические молодежные объединения различной направленности, которые желают влиять на происходящие в стране политические процессы. И актуальность темы обусловлена необходимостью изучения факторов, механизмов и технологий воздействия молодежных объединений на политический процесс [6].
Политическое участие в России рассматривали Д.В. Макарова, В.В. Смирнова, А.В. Тепля-кова, Н.Д. Уварова. Такие авторы, как
A.И. Ковлер, В.В. Смирнов, Д.В. Гончаров,
B.В. Петухов, описывали и анализировали политическое участие в понятийном смысле, а также применительно к отдельным группам населения, основным содержанием их работ является анализ политического участия, технологий и тенденций политического участия. В частности, в работах Д.В. Коннычева, Э.В. Чекмарева, М.Р. Холмской [1] уделяется внимание анализу различных трактовок политического участия, его обусловленности демократией, политической культурой, режимом власти, его типологизации в рамках политического процесса.
В работах С.Н. Захарова, В.В. Инютина, Е.В. Ефанова [2] содержится много фактологического материала о политическом участии молодежи, особенно в сфере молодежного движения, электорального процесса, клубной деятельности, молодежной политики государства. Работы П.А. Меркулова, Г.А. Казначеевой, Т.В. Бирюлиной [3] направлены на изучение отдельных аспектов политического участия молодежи: политический статус молодежи, приоритеты политического участия студенческой молодежи, характер и мотивация политического участия российской молодежи.
В современном политическом процессе молодежные общественно-политические организации рассматривают П. Данилин, О.М. Карпенко, И.А. Ламанов, В.А. Савельев, И.Н. Кольжанова, К.С. Кузмичев [4]. Авторы обобщают опыт привлечения молодежи к участию в политическом процессе России, выявляют перспективные формы политического участия молодых россиян. А.А. Дрегало, Ю.Ф. Лукин, В.И. Ульяновский, Г.Н. Филев, Е.И. Возжаева [5] обращаются в своих работах к молодежному парламентаризму как новому явлению современного политического процесса в России. В работах И.Ю. Верчагиной, А.З. Бадмаева, С.Ц. Хобрако-
ва [6] исследуются проблемы становления и деятельности молодежных объединений в отдельных субъектах Российской Федерации.
Проведенный анализ научной разработанности проблемы политического участия молодежных объединений в современной России выявил неравномерность в степени исследования ее различных аспектов, таких как факторы, механизмы, технологии, показатели, критерии эффективности воздействия молодежных объединений на политический процесс.
Участие в политике понимается прежде всего как осознанная целенаправленная деятельность, прямая или опосредованная вовлеченность граждан и их объединений в разработку и реализацию политико-управленческих решений. Главными задачами политического участия являются демократическое давление на политические институты и учреждения, корректировка функционирования политического режима, воздействие на подготовку и процедуру, характер принимаемых политических решений, выполнение функций социального контроля «снизу» за деятельностью политической власти.
Выделяют индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное участие, а также охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяют виды политического участия в выборах, принятии решений, управлении, в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью, в политических кампаниях, акциях, политических митингах и собраниях, забастовках, акциях гражданского неповиновения. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.
Причинами политического участия являются те или иные состояния сознания человека (например, ощущение угрозы общественному положению - Лассуэл; рациональное, расчетливое сознание своих интересов и необходимость завоевания нового статуса - Лейн; желание жизненного успеха и общественного признания -Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.), достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов.
Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп, объединений граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов госу-
В настоящее время идет процесс расширения сферы деятельности молодежных организаций, интенсивное формирование молодежных организаций как в федеральном центре, так и в российских регионах, и повышение информированности молодежи о политических процессах. На наш взгляд, в настоящее время количество активной молодежи растет. Ее представители составляют ядро молодежных политических организаций, входят в молодежные парламенты, выступают дублерами органов исполнительной власти и активно участвуют в выборах. Вместе с тем политическое участие молодежных организаций зачастую носит конфликтный (протест-ный) характер, участие в демонстрациях протеста, в маршах несогласных и т.д. Значительный потенциал «молодежного ресурса» (как созидательный, так и разрушительный) делает его привлекательным для всех без исключения субъектов политики. Это приводит к возрастанию роли молодежных объединений в современном политическом процессе в России и способствует формированию института политического участия молодежных объединений.
В деятельности общественных организаций, как отмечают исследователи, принимают участие 3 % процента молодых людей. Наиболее распространенными формами участия молодежных объединений в политическом процессе, по-
дарственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
Анализ источников позволил дать свою периодизацию исследования молодежных объединений как института политического участия молодежных объединений. Выделено три основных периода: 1) патерналистский; 2) адаптационный; 3) партнерский (табл. 1).
зволяющими выразить широчайший спектр политических взглядов молодежи, являются молодежные отделения политических партий, молодежные парламенты, молодежные правительства, участие в выборах, законотворческие инициативы, участие в политических кампаниях и акциях. Формы политического участия молодежных объединений носят как конвенциаль-ный, так и неконвенциальный характер. Проте-стные формы политического участия молодежных объединений отражаются чаще всего в проведении акций, митингов протеста, маршах («Русские», «Несогласные»).
Основными факторами политического участия молодежных объединений являются их политическая направленность, политические интересы и потребности, политические ценности, идеалы, традиции, политические условия, а также заинтересованность политических партий в увеличении молодежного электората, «цветные революции», интерес молодежи, поддержка со стороны государства: финансовая поддержка, разрешение проведения оппозицией акций, доступ к СМИ и т.д.
По нашему мнению, молодежные отделения политических партий являются активными и влиятельными участниками политической деятельности и в наибольшей степени интегрированы в политическую систему общества. Создание
Таблица 1
Основные периоды в исследовании молодежных объединений как института политического участия
Патерналистский 1985-1993 гг. Молодежь - резерв и помощник правящей партии. Молодежь рассматривалась как объект воздействия. Молодежные проблемы решались через комсомол. Период перестройки общества и политической системы вызвал распад ВЛКСМ
Адаптационный 1993-1999 гг. Принятие Конституции. Появление молодежных объединений. Формирование молодежной политики. Поиск форм сотрудничества государства и молодежных объединений
Партнерский 1999-2008 гг. Многообразие форм молодежных объединений, новая политика в отношении молодежи, появление и развитие новых форм участия: молодежные отделения политических партий, молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные акции и т.д. Включение молодежных организаций в разработку программ для молодежи, социальный заказ
большинства молодежных политических организаций можно разделить по двум типам: «сверху» («Идущие вместе» - 2000 г., «Наши» - 2005 г. и т.д.) и «снизу» («Да!», «Оборона» и др.). Основными задачами молодежных отделений политических партий являются подготовка кадров для политической деятельности, доведение идей партии до будущих молодых избирателей, формирование общественного мнения. В настоящее время происходит укрупнение молодежных отделений. Деятельность молодежных политических организаций основана на эпатажных акциях, привлекающих внимание СМИ. Мы считаем, что основными мотивами участия молодежи в организациях являются карьерный рост, стремление к самореализации, идеологическая ориентация, групповая ценностная солидарность.
Одним из важнейших институтов политического участия является молодежный парламентаризм, связанный с консультативно-совещательными функциями. Появление в России молодежных парламентов отмечено с 90-х годов, в настоящее время они сформированы практически во всех регионах. Например, на региональном уровне распространение молодежного парламентаризма достигло 76%, а на муниципальном уровне - 60%. Отмечено, что молодежные парламентские структуры способны представлять интересы не отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, а интересы молодежи целого региона. Основными направлениями их деятельности являются представление интересов молодежи в органах власти, участие в нормотворческой деятельности, подготовка молодых кадров, проведение социально значимых мероприятий, просветительская деятельность.
Основными показателями политического участия молодежных объединений являются создание молодежных консультативно-совещательных структур при законодательных органах власти, создание молодежных правительств, законодательные инициативы молодежи, акции, митинги, шествия, совместные мероприятия с органами власти, конференции с участием молодежных объединений, внимание СМИ к проблемам молодежи и т.д.
Эффективность политического участия молодежных объединений может быть измерена системой критериев: общая социальная эффективность действий молодежных объединений; эффективность участия молодежи в процессе управления; соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда;
сбалансированность функций и целей политического участия; эффективность организационно-технического уровня молодежных объединений как института политического участия. Также критериями эффективности могут быть принятие законопроектов, инициированных молодежными объединениями, достижение целей акций, шествий, митингов, выполнение требований молодежи и т.д. Нами отмечается, что увеличение количества институализированных площадок взаимодействия молодежи и власти ведет к структурированию интересов молодежи, эффективному диалогу молодежных объединений и власти, становлению института политического участия молодежных объединений и к политической активности молодежи.
Раскрывая влияние молодежных общественных объединений на политический процесс, необходимо выделить следующие категории: механизм и технологии, применяемые молодежными объединениями.
Под механизмом мы будем понимать взаимодействие определенных субъектов, связанных между собой определенными отношениями и действиями, под технологиями - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Приведем схему (механизм) воздействия молодежных общественных объединений на политический процесс (схема 1).
Механизм воздействия молодежных общественных объединений представлен в системе «вход и выход», состоящей из четырех пунктов: 1) молодежь либо представители молодежи выдвигают требования (увеличение стипендии, льготы на проезд) к представителям молодежных объединений («молодежные крылья» политических партий, молодежные парламенты и т.д.); 2) молодежное объединение артикулирует и агрегирует молодежные интересы и запросы; затем молодежные объединения выдвигают власти законодательные инициативы, петиции, акции и т.д.; 3) органы власти (комитеты по молодежной политике или др.) принимают и рассматривают требование, происходит согласование, а также выработка принятия решения; 4) принимается решение для удовлетворения требования или дальнейшая реализация решения.
Подробно рассмотрены разнообразные технологии (инструменты) воздействия на политический процесс: акции протеста, поддержки (демонстрации, митинги, шествия); выдвижение деклараций, требований (письма); выдвижение законодательных инициатив (молодежные парламенты); встречи с влиятельными людьми; выдвижение предложений на форумах, конгрессах,
конференциях, круглых столах; использование интернета (электронные страницы молодежных организаций); продвижение лидеров в государственные структуры; участие в деятельности
Осуществление любого управленческого воздействия, в том числе влияние на молодых россиян с целью повышения их политической активности, - это сложный и «технологичный» процесс. В связи с этим актуальна разработка и последующая реализация технологии привлечения молодежи к участию в современном политическом процессе в России.
Изучение молодежных объединений в Республике Бурятия показало, что наблюдается достаточно высокий процент участия молодежи в политическом процессе. Это связано с актуальными проблемами молодежи: безработица среди молодежи, жилищная проблема, низкооплачиваемая работа и уверенность молодежи, что общественные формирования, ассоциации влияют на общественную и политическую жизнь. Однако существует необходимость развития следующих форм политического участия: активизация молодежных профсоюзов, повышение электоральной активности, участие в избирательных кампаниях и референдумах, а также
партии; участие в избирательной кампании в поддержку партии, кандидата; создание блоков и союзов.
выражение своих интересов и влияние на властные структуры путем обращения к ним, направление своих предложений, замечаний в проекты обсуждаемых документов и решений с целью оказания влияния на характер принимаемых решений.
Общественные молодежные объединения в республике проявили себя, они усиливают позиции молодежи и решают проблемы республиканского масштаба, их работа признается государственными органами республики.
В заключение отметим:
1. Основным фактором политического участия молодежных объединений является государственная политика, поскольку именно она в решающей степени определяет условия развития разнообразных форм молодежных объединений. В политическом процессе России сформировались и действуют различные формы политического участия молодежных объединений. Они разнообразны и способствуют становлению института политического участия молодежных объ-
единений, регламентирующего деятельность молодежных объединений в политическом процессе. Отставание государства в построении легитимных форм участия молодежных объединений приведет к усилению протестных форм, реализуемых в реальной политической практике.
2. Осуществление разнообразных механизмов и технологий политического участия молодежных объединений увеличивает возможности воздействия молодежных объединений на политический процесс и способствует вариативности достижения целей и выполнения требований молодежными объединениями.
3. Специфика политического участия молодежных объединений проявляется в усилении групповой интеграции и в возможностях реагирования на возникшие политические проблемы посредством привлечения к решению определенной проблемы широкого круга единомышленников, сети горизонтальных связей, объединяющих молодежные объединения, а также в использовании ускоренного распространения сетевых информационных ресурсов, обеспечивающих вариативность коммуникаций.
Литература
1. Коннычев Д.В. Политическое участие (на примере российского регионального избирательного процесса): дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2000; Чекмарев Э.В. Политическое участие молодежи в постсоветский период (на материалах Саратовской области): дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2003; Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы // Полис. - 1999. - №5; и др.
2. Захаров С. Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2001; Инютин В.В. Политическое участие российской молодежи во второй половине 80-х - первой половине 90-х гг.: дис. ... канд. полит. наук. - Воронеж, 1999; Ефанова Е.В.
Молодежный экстремизм как форма политического протеста // Власть. - 2011. - № 8. - С. 30-33.
3. Меркулов П. А. Политический статус молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. - М., 1995; Казначеева Г.А. Студенческая молодежь в политическом процессе современной России: Тенденции и приоритеты политического участия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Орел, 2004; Бирюлина Т.В. Мотивация и характер политического участия российской молодежи: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2008.
4. Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005. - М., 2006. - 292 с.; Карпенко О.М., Ла-манов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. - М., 2006. - 560 с; Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации. Тактика уличных битв. Контакты. - М.: Кванта, 2006; Кольжанова И.Н. Общественно-политические молодежные движения в современной России: масса, элиты, лидеры: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Ростов н/Д, 2006; КузьмичевК.С. Общественные объединения как институт социализации молодежи: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2007.
5. Дрегало А.А., Лукин Ю.Ф., Ульяновский В.И., Филев Г.Н. Молодежный парламент: Опыт формирования политической культуры молодых северян: монография. - Архангельск, 2002. - 157 с; Молодежные парламентские структуры: организационно-правовые формы и регламентация функционирования: сб. до-кум. / сост. Е.И. Возжаева, А. В. Кочетков, Л. С. Синякова. - М., 2005. - 480 с.
6. Хобраков С.Ц. Молодежные общественные объединения как институт политического участия в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2009.
7. Пелевин С.И. Молодежь России в современном политическом процессе: технологии институ-ционализации общественно-политической активности: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Пятигорск, 2012.
8. Левашова Е.Л. Неформальные объединения как форма самоорганизации российской молодежи и фактор влияния на современную молодежную политику: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2012.
Хобраков Солбон Цыренжапович, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Khobrakov Solbon Tsyrenzhapovich, candidate of political sciences, senior lecturer, department of theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]