Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая грамотность / семья / воспитание / родительская грамотность / родительская компетентность / грамотный родитель / pedagogical literacy / family / education / parental literacy / parental competence / competent parent

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашина Светлана Алексеевна, Мищерина Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о повышении педагогической грамотности родителей в условиях общеобразовательной школы. Особое внимание в статье уделяется роли классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов в повышении педагогической грамотности родителей. Кроме того, авторы отмечают важность различных форм работы с родителями, включая индивидуальные консультации, групповые занятия и диалоговые формы общения. В целом, статья дает полное представление о проблеме педагогической грамотности родителей и предлагает конкретные рекомендации по ее решению в рамках общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашина Светлана Алексеевна, Мищерина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of increasing the pedagogical literacy of parents in a general education school. Particular attention is paid to the role of class teachers, social teachers and psychologists in improving the pedagogical literacy of parents. In addition, the authors note the importance of various forms of work with parents, including individual consultations, group sessions and interactive forms of communication. In general, the article gives a complete picture of the problem of pedagogical literacy of parents and offers specific recommendations for solving it within the framework of a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

частыми пропусками. У большинства учащихся контрольной группы наблюдались изменения только в лексико-грамматическом оформлении высказываний. В их рассказах преобладают правильно выстроенные распространенные предложения и отмечается высокий уровень развития словарного запаса. Но точного понимания составления рассказа-описания в нужной логической последовательности со всеми структурными частями текста, выделении главных и второстепенных качеств, признаков, свойств объектов нет. Таким образом, в контрольной группе наблюдались менее результативные изменения, так как с ними проводилась работа другой направленности и упор на исследуемый феноменом был минимальный.

Наиболее положительная динамика прослеживается у экспериментальной группы, с которой проводилась логопедическая работа, направленная на формирование навыков составления описательного рассказа. Школьники научились фактически самостоятельно выделять и разграничивать признаки, свойства, качества предметов и явлений. Составлять рассказы-описания с соблюдением его структурных частей. У обучающихся повысился уровень развития словарного запаса, употребляемые имена прилагательные стали более разнообразнее и использоваться в правильной словоформе. В грамматической стороне речи еще имеются ошибки, особенно при попытках построения распространенного сложного предложения, но значительно менее выраженные при употреблении простых высказываний.

Выводы. В ходе реализации логопедической работы, посредством применения разнообразных методов и приемов обучения удалось побудить интерес и активизировать познавательную деятельность учеников, что в свою очередь, повлияло на результативность работы. Также не маловажное значение имел учет таких факторов, как физическое и эмоциональное состояние школьника, сложность задания, время дня его проведения и мотивация ученика к обучению. Благодаря разработанным направлениям и составленному комплексу заданий кроме основных компонентов описательного рассказа у обучающихся улучшились и такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Таким образом, младших школьников с задержкой психического развития удалось научить не только всесторонне обследовать объект или явление, выделять их главные и второстепенные признаки, свойства, составлять рассказы-описания по моделям предмета и картинам, но и активизировать их познавательные процессы и развить психические функции.

В итоге, полученные данные доказывают результативность проделанной работы, а также позволяют утверждать, что цель исследования успешно достигнута.

Литература:

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - Москва: Астрель, 2006. - 158 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2002. - 144 с.

3. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - Москва: Флинта, Наука, 2003.-496 с.

4. Лалаева, Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, C.B. Зорина. - Москва: Гуманитар, изд. центр Владос, 2004. - 304 с.

5. Нечаева, O.A. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / O.A. Нечаева. - Улан-Удэ: БГУ, 1999. - 127 с.

6. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя / Е.С. Слепович. - Минск: Народная асвета, 1989. -64 с.

7. Смирнова, H.A. Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи / H.A. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 52 с.

8. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021.-71 с.

9. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Пашина Светлана Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Мищерина Ирина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении педагогической грамотности родителей в условиях общеобразовательной школы. Особое внимание в статье уделяется роли классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов в повышении педагогической грамотности родителей. Кроме того, авторы отмечают важность различных форм работы с родителями, включая индивидуальные консультации, групповые занятия и диалоговые формы общения. В целом, статья дает полное представление о проблеме педагогической грамотности родителей и предлагает конкретные рекомендации по ее решению в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: педагогическая грамотность, семья, воспитание, родительская грамотность, родительская компетентность, грамотный родитель.

Annotation. The article deals with the issue of increasing the pedagogical literacy of parents in a general education school. Particular attention is paid to the role of class teachers, social teachers and psychologists in improving the pedagogical literacy of parents. In addition, the authors note the importance of various forms of work with parents, including individual consultations, group sessions and interactive forms of communication. In general, the article gives a complete picture of the problem of pedagogical literacy of parents and offers specific recommendations for solving it within the framework of a comprehensive school. Key words: pedagogical literacy, family, education, parental literacy, parental competence, competent parent.

Введение. За всю историю человечества сложились такие направления воспитания детей, как: семейное и общественное. Каждое из них имеет свои особенности, которые позволяют более качественно подойти к проблеме

формирования личности современного ребёнка. В данном случае не поднимается вопрос: «Какое воспитание считается более продуктивным: семейное или общественное (образовательного учреждения)?» Ответ очевиден: только совместная работа родителей и педагогов, направленная на воспитание успешного ребёнка, может благотворно повлиять на общество в целом. Способность родителей воспитывать своих детей в значительной степени зависит от уровня их педагогической культуры, которая представляет собой неотъемлемую часть человеческой культуры и включает в себя богатый опыт прошлых поколений и постоянное обновление знаний и навыков в области воспитания детей в семье.

В современном мире достаточно проблем, с которыми ежедневно сталкиваются как взрослые, так и дети школьного возраста. С одной стороны, родители, чтобы обеспечить семью всем самым необходимым, большую часть времени проводят на работе, а после трудового дня занимаются повседневными делами, и, зачастую, выходные дни проводят в кругу семьи. С другой стороны, дети, проводя большую часть времени в школе или за выполнением домашних заданий, ждут поддержки, одобрения со стороны родителей. Педагоги в данном случае являются посредниками: помощниками для детей и их родителей.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе нагрузка на семью и школу резко увеличились: поменялись ценности и взгляды родителей на образование и воспитание своих детей. Одни родители полностью перекладывают процесс воспитания их детей на образовательные учреждения в силу своей занятости или беспомощности и педагогической безграмотности. Другие же, более ответственные, считают, что воспитание является чисто семейным вопросом, поэтому они не нуждаются в советах и тем самым, отказываясь от советов педагогов, психологов и других сотрудников школы, игнорируют беседы с учителями, редко посещают родительские собрания, мнения других родителей их не волнует. В результате каждое образовательное учреждение сталкивается с целым рядом проблем:

- усложняющимися взаимоотношениями в системе «школа-ученик-родитель» и увеличивающейся педагогической безграмотностью родителей, отсутствием у них информационной осведомлённости о воспитании детей;

- устаревшими традиционными формами работы с родителями в школе и необходимостью внедрения более продуктивных современных подходов для привлечения к партнерству родителей и школы.

К сожалению, в современном образовательном и воспитательном процессе существуют причины, которые мешают эффективному взаимодействию образовательного учреждения с семьёй:

- невысокий уровень социально-психологической культуры родителей;

- зачастую родители не умеют или не хотят анализировать собственную воспитательную деятельность в семье.

Безусловно, время диктует свои условия, и современный человек должен быть мобильным, чтобы всё успевать и быть

информационно ориентированным. Многим родителям легче найти решения проблемы в сети интернет, а не обратиться к специалисту или педагогу за помощью [2].

Современная педагогика признает, что воспитание и обучение в школе - это процесс, требующий участия всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей. Но, к сожалению, не все родители осознают свою роль и вклад в образование своих детей.

Родители - это первые учителя ребенка. Многие родители не имеют достаточной педагогической подготовки и не знают, как правильно воспитывать детей, как помочь им в учебе, как правильно общаться с учителями.

К необходимости повышения педагогической грамотности родителей приводят также ряд факторов. К ним относятся:

• сложность и разнообразие задач, которые ставят перед родителями система образования;

• недостаточное внимание к родителям со стороны учителей и администрации школы;

• недостаточная доступность информации о том, какие методы и приемы можно использовать доя воспитания своих детей, как помочь им в учебе.

Чтобы родители могли лучше участвовать в образовательном процессе своих детей, необходимо, чтобы они имели соответствующую педагогическую грамотность.

Неоспоримым фактом в вопросе формирования родительской грамотности в воспитательном процессе является и то, что взаимодействие родителей и педагогического коллектива помогает получить более чем положительный результат. Но для выполнения этой задачи необходимо искать новые подходы и формы совместной деятельности семьи и школы.

Новые формы работы с детьми и их родителями заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов и психологов позволяют наладить и поддерживать связь с родительской общественностью, привлечь родителей к школьным проблемам, к решению задач первостепенной важности.

В Национальном проекте «Образование» (до 2024 г.) одним из приоритетных направлений является повышение педагогический грамотности родителей. Семья как персональная среда взросления ребёнка призвана создать условия его личностного воспитания.

Характеристики семьи могут быть разделены на несколько групп. Социально-культурные характеристики отражают уровень образования родителей, в то время как социально-экономические характеристики отражают занятость родителей и их имущественное положение. Технологические критерии описывают условия жизни и образ жизни семьи, а демографический аспект связан с составом семьи.

Но важнейшим показателем, характеризующим семью, как общественный институт, является её способность и готовность к воспитанию детей.

К настоящему времени накоплен значимый педагогический опыт работы с семьёй. Одной из форм работы, является родительский комитет школы или класса. Родительский комитет школы призван помогать школе по таким направлениям, как: культурно-массовый и санитарно-хозяйственной и другими частями.

Так же, одной из популярных форм является родительское собрание, на которых некоторые родители делятся опытом воспитания детей в семье.

В современной школе широко поставлены вопросы консультирования родителей. Эту деятельность осуществляют педагоги, психологи, социальные педагоги.

Популярной формой встреч с родителями выступают открытые лекции, тренинги, мастер-классы с использованием современных информационных технологий. Такие мероприятия характеризуются приглашением учёных, представителей успешных семейных династий психологов и другие. Вырабатываются общие рекомендации по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы [3].

Проблеме повышения родительской педагогической компетентности большое внимание уделяли как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи.

В фокусе внимания зарубежных учёных родительство представлено как институт различными видами совместной развивающей деятельности.

А. Адлер проводил открытые лекции, где представлял проблему уважительного отношения родителей к ребенку и его потребностям, улучшения взаимоотношения родителей и детей [1].

Р. Дрейкурс для повышения уровня компетентности родителей проводил лекционные занятия в дискуссионных группах [4].

X. Дж. Джиннот в групповых формах психологического консультирования родителей акцент ставил на развитии эмоциональной и ценностной сфер личности [3].

В основе программ Т. Гордона лежит идея обучения родителей поведению с детьми в конфликтных ситуациях [2].

Продолжая идеи Т. Гордона [2], Ю.Б. Гиппенрейтер разработал психологической компетентность родителей направленную на принятие своего ребенка и его проблем на определенных возрастных этапах.

Отечественные педагоги-психологи на основе научных открытий в российской психологии используют идеи изменение среды воспитания детей. Так, В.М. Мимияров развивает идеи необходимости внедрения коррекционных технологий в развитие родительской грамотности, обеспечивающих готовность семьи к преодолению возникающих проблем и достижением устойчивых отношений.

Родительская грамотность в различных исследованиях различается в своем структурно-содержательном значении.

Этапный подход к формированию родительской грамотности сформирован в исследованиях В.В. Семиной. Первым этап включает условие для установления с родителями доверительных отношений, выявлений причин сложившихся непростых ситуаций в воспитании детей. Второй этап включает оказание помощи детям и родителям, достижение взаимопонимания.

Обобщив результаты анализа, можно определить следующие формулировки грамотности родителей:

1. Родительская грамотность - это грамотность в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в процессе образования, развития и воспитания детей.

2. Педагогически грамотный родитель способен принимать ребенка как ценность, владеет психолого-педагогическими знаниями, сотрудничает с ребенком в предметной деятельности, способствует социализации через семейное воспитание.

Однако следует особо выделить, что родительская компетентность - это также и психологический феномен и рассматривается В.Н. Дружининой, И.Р. Коном, М.И. Лисиной как интегральное личностное образование, состоящее из ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, чувств и ответственности родителей, особенностей стиля в семейном воспитании как духовного процесса [6].

В исследованиях Р.В. Овчаровой особенно выделяется момент, фиксирующий способность родителей видеть реальную ситуацию развития ребенка. Родитель после повышения своей социально-психологической грамотности способен меняться.

Как отмечает A.A. Бодалев и В.В. Столин, грамотный родитель - это тот, кто уверен в своих силах, способен увидеть причины, внутренние и внешние, мешающие развитию конструктивных родительских взаимоотношений.

Усиливая психологическую составляющую структуру родительской компетенции, Н.И. Лицина и М.О. Брохина выделяют три компонента: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Е.О. Смирнова считает, что родительская грамотность - сложный феномен, состоящий из социально-психологической, психолого-педагогической, ауто-психологической и коммуникативных компетентностей родителей.

Родители с таким развитием и сформированными компетентностями прежде всего принимают уникальность, самостоятельность и индивидуальность своего ребенка. В родительской компетентности проявляется способность умения создавать в семье атмосферу доверия, сотрудничества, социально-психологической безопасности, где открыто выражаются чувства и эмоции в общении с ребенком [4].

Когнитивный аспект проявляется в заинтересованном родителе приобретать такие знания в области воспитания детей, гибко реагируют на потребности ребенка, проявляет себя в эффективной коммуникации во взаимодействии с ребёнком.

Отмечая аутокомпетность, следует выделить готовность родителей к рефлексии, самооценки личного поведения в отношении с ребенком в случае необходимости готов применить методы саморегулирования.

Диагностический аспект родительской грамотности в случае ее неразвитости представляет в когнитивном показателе такими проявлениями, как отсутствие интереса к своему ребенку, деструктивность во взаимодействии с ребёнком, отсутствие или низкий уровень педагогической культуры, отсутствие знаниевой основы поиска выхода из ситуации кризисов. Во взаимодействии с ребенком присутствуют конфлктность, дистантность и диктаторство.

Эмоциональная компетентость в её слабом варианте присутствуют отрицательные черты как: гиперопека ребенка, оберегание ребенка от трудностей, трудности в восприятии состояния ребенка, слабое проявление положительных эмоций по отношению к ребенку, холодность.

В поведенческой компетентности преобладает авторитарный стиль общения, отсутствие удовлетворенности от достижений ребенка, «черно-белое» мышление, напряженное отношение к выполняемым ребенком заданиям, страх неуспеха ребенка, жесткая критика ребенка и самокритика.

Выделенные компоненты и их показатели психолого-педагогической грамотности родителей представляют целостное интегрирование образования, дающего возможность родителю успешно осуществлять педагогическо-воспитательную деятельность в социально-бытовой обстановке.

Образовательная организация, сопровождая процесс формирования различной компетенции, осуществляет этот процесс поэтапно. Социальное взаимодействие членов клуба стимулирует обмен опытом, обогащение семей опытом близких по духу и проблем родителей.

Первый, доклубный период, диагностирует уровень развития родительской компетентности и определения деструктивных моментов процесса воспитания, осложняющих становление личности ребенка.

Второй этап, клубный. Становясь членом родительского клуба, родители включаются в процесс коммуникации со специалистами (психологом, педагогом, социальным педагогом), а также другими родителями, которые помогают овладеть семьям родительской компетентностью в ходе осуществления различных форм, таких как: дискуссия, круглый стол, диспут, решение ситуативных задач, ролевые игры и тренинги.

Родительская грамотность как готовность осуществить воспитательный процесс формирования личности.

Когнитивный

Мотивационно-ценностный

I

Эмоциональный

Поведенческий

Рефлексия

1. Отбор 1. . Умение 1. Коммуникаци- - личностная;

информации. Заинтересованност создавать онные; - поведенческая;

2. Знание ь в успешных 1тмосферу доверия. 2. Организацион- - эмоциональная;

особенностей результатах 1. Принятие и ные; - способность к

своего ребёнка. воспитания. 1юбовь к ребенку. 3. Практические саморегуляции.

3. Признание 2. Активность в 5. Эмоциональная навыки;

собственного процессе тоддержка. 4. Гуманистический

воспитательного воспитания. -. Сопереживание стиль

опыта. 3. Осознание зебёнку. взаимоотношений:

4. Анализ ценности ребенка. 5. Отсутствие - поддержка;

воспитательного ^иперактивности. - доверие;

опыта, других 5. Отсутствие - привязанность.

семей. гревожности.

Этапы формирования:

1. Предклубная психолоого-педагогическая деятельность.

2. Клубная система.

3. Постклубное сопровождение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат: психолого-педагогическая родительскаяграмотность. Родительская компетентность - это прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Рисунок 1. Модель родительской грамотности

Постклубный период предполагает закрепление и развитие родительской грамотности. Встречаясь со специалистами и в обучении с близкими, родители осознают, что происходит социальная рефлексия в общении, анализ собственных действий и поступков, осмысливается и оценивается их значимость в процессе расширения компетентностной основы воспитания детей на осмысленной родительской компетентности.

Таким образом, раскрывая структурное понятие «родительская грамотность», за основу была взята развернутая модель, состоящая из следующих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и рефлексивный, трёх этапов. Определение уровня и этапов формирования представления возможности развития данной личности является родительская грамотность, позволяющая преодолеть сложности воспитания ребенка в семье.

Выделенные компоненты и их показатели психолого-педагогической грамотности родителей представляют целостное интегрирование образования, дающего возможность родителю успешно осуществлять педагогическо-воспитательную деятельность в социально-бытовой обстановке.

Образовательная организация, сопровождая процесс формирования компетенции, осуществляет этот процесс поэтапно.

Основной целью, является совершенствование родителями собственного воспитательного опыта. Социальное взаимодействие стимулирует обмен опытом, обогащение семей опытом близких по духу и проблем родителей.

Предполагается закрепление и развитие родительской грамотности. Встречаясь со специалистами и в обучении с близкими, родители осознают, что происходит социальная рефлексия в общении, анализ собственных действий и поступков, осмысливается и оценивается их значимость в процессе расширения компетентностной основы воспитания детей на осмысленной родительской компетентности.

Выводы. Таким образом, педагогическая грамотность это уровень знаний и навыков родителей, благодаря которым взаимодействие с ребёнком становится плодотворным для всех участников педагогического процесса.

Практика показывает: социально-педагогическое партнёрство семьи и школы позволяет положительно влиять на качество семейного воспитания, пополняя его опытом педагогов-наставников и других родителей и устраняя недостатки и незнания всех участников процесса воспитания.

Педагоги и родители должны быть единомышленниками в вопросах развития личности ребёнка, так как совместные действия взрослых направлены в интересах личности ребенка.

Литература:

1. Барсукова, О.В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей / О.В. Барсукова, E.H. Гавриш, Е.В. Пикина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1.- С. 12-14

2. Галакова, О.В. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования / О.В. Галакова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4, Ч. 2. - С. 20-24

3. Генварева, Ю.А. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка / Ю.А. Генварева, Д.В. Левченко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. -С. 89-92

4. Кабанченко, Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен / Е.А. Кабанченко // Научный форум: педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч-практ. конф. - М.: Изд. «МЦНО», 2017. -№ 1.-С. 48.

5. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты / О.Ю. Кожурова // Народное образование. - 2009. - № 6,- С. 225-228

6. Коробкова, В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 6. - С. 101-105

7. Лебедева, K.M. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения / K.M. Лебедева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №2,- С. 119-125

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат психологических наук, доцент Петрова Марина Александровна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Владимировна Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); старший преподаватель Попова Инга Маркеловна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск)

УЧАСТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК

СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены особенности профессионализации будущих учителей начальных классов в современных условиях. Обозначены противоречия, связанные с определением критериев и показателей оценки готовности к профессиональной деятельности, их согласованием между вузами и центрами независимой оценки квалификаций. Доказана необходимость участия студентов в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах для продуктивного прохождения профессионализации на стадии профессиональной подготовки. Соотнесены объекты оценивания на различных конкурсах. Представлен алгоритм переноса конкурсных заданий в образовательный процесс. В качестве инструмента предлагаются многоцелевые учебные задания, направленные на формирование и комплексную оценку как профессиональных, так и универсальных компетенций. Определены пути внедрения многоцелевых учебных заданий: преподавание профильных дисциплин, организация промежуточной аттестации, постановка заданий на педагогическую практику, заданий на курсовое и дипломное проектирование. Выявлено положительное влияние применения многоцелевых учебных заданий на процесс профессионализации. Установлены следующие эффекты: рост интереса студентов к профессиональным конкурсам; рост их профессиональной самооценки. Отмечается понимание студентами значимости овладения и применения современных образовательных технологий на основе анализа их возможностей и ограничений.

Ключевые слова: будущие учителя начальных классов, профессионализация, профессиональная готовность, оценка профессиональных компетенций, оценочные средства.

Annotation. Features of professionalization of future teachers of primary classes in modern conditions are considered. The contradictions related to the definition of criteria and indicators of assessment of readiness for professional activity, their coordination between universities and centers of independent assessment of qualifications have been identified. The necessity of participation of students in competitions of professional skills and Olympiads for productive passing of professionalization at the stage of professional training has been proved. The objects of evaluation are correlated in various competitions. The algorithm of transfer of competitive tasks in the educational process is presented. As a tool, multidisciplinary training tasks aimed at the formation and integrated assessment of both professional and universal competencies are proposed. The ways of introduction of multi-purpose educational tasks: teaching of specialized disciplines, organization of intermediate certification, setting of tasks for pedagogical practice, tasks for course and diploma design have been determined. The positive impact of the application of multi-purpose training tasks on the professionalization process has been revealed. The following effects have been established: growth of students' interest in professional competitions; growth of their professional self-esteem. Students' understanding of the importance of mastering and applying modern educational technologies based on the analysis of their capabilities and limitations is noted.

Key words: future teachers of primary classes, professionalization, professional readiness, assessment of professional competences, assessment tools.

Введение. Профессионализация рассматривается как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который имеет особенные характеристики: протекает в соответствии с определенными стадиями; начинается в момент формирования первых представлений о мире профессий и заканчивается после окончания профессиональной деятельности; каждой стадии соответствуют специфические новообразования личности [1; 2; 3; 4; 5].

Значимость данного процесса изучается в контексте развития профессионально важных качеств педагога [1]; его профессионального самоопределения; становления субъектности; влияния педагогического образования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.