Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный рост / индивидуальный образовательный маршрут / формы взаимодействия с родителями / родительский всеобуч / семейный клуб / professional growth / individual educational route / forms of interaction with parents / parent general education / family club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирякова Ксения Михайловна, Чистякова Наталия Дмитриевна, Серебренникова Марина Константиновна, Клейман Илья Самуилович

Одним из направлений работы школы является взаимодействие с семьей обучающихся. Традиционный подход в работе с родителями становится недостаточно эффективным, и требуется его пересмотр и включение активных форм работы. Для решения данной проблемы в Центре непрерывного повышения педагогического мастерства в рамках курсовой подготовки «Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в информационно-образовательном пространстве края» организована работа для педагогов в мастерской «Педагог и семья: мосты взаимодействия», где они знакомятся с активными формами работы с родителями. В статье рассматриваются возможности курсовой подготовки для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Особое внимание в рамках мастерской уделяется системной работе в виде родительского всеобуча и семейного клуба. По итогам работы педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут по внедрению активных форм взаимодействия с родителями в практическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирякова Ксения Михайловна, Чистякова Наталия Дмитриевна, Серебренникова Марина Константиновна, Клейман Илья Самуилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PARENTS

One of the areas of the school's work is interaction with students' families. The traditional approach in working with parents is becoming insufficiently effective and requires revision and the inclusion of active forms of work. To solve this problem at the Center for Continuous Improvement of Teaching Skills within the training course "Designing an individual educational route of a teacher in the information and educational space of the region" is organized for teachers in the workshop "Teacher and family: bridges of interaction", where they are familiarized with active forms of work with parents. This article examines the possibilities of training to enhance teachers' competence in the interaction with parents. Particular attention in the workshop is paid to systematic work in the form of parent general education and family club. According to the results of the work teachers develop an individual educational route for the implementation of active forms of interaction with parents in practice.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

УДК 37.01

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-160-167

Кирякова Ксения Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального мастерства Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

ГАУ ДПО ИРО ПК

e-mail: [email protected]

Чистякова Наталия Дмитриевна

начальник Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО ИРО ПК e-mail: [email protected]

Серебренникова Марина Константиновна

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой профессионального мастерства Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

ГАУ ДПО ИРО ПК

e-mail: [email protected]

Клейман Илья Самуилович

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры профессионального мастерства Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических

работников ГАУ ДПО ИРО ПК e-mail: [email protected]

ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 210

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Ksenia M. Kiryakova

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department for Professional Skills of the Center for Continuous Professional Development of Pedagogical Staff

e-mail: [email protected]

© Кирякова К.М., Чистякова Н.Д., Серебренникова М.К., Клейман И.С., 2022

Natalia D. Chistyakova

Head of the Centre for Continuous Professional Development of Teachers Institute of Education Development of the Perm Region

e-mail: [email protected]

Marina K. Serebrennikova

Candidate of Biological Sciences, Head of the Department of Professional Skills of the Center for Continuous Professional Development of Pedagogical Staff Institute of Education Development of the Perm Region

e-mail: [email protected]

Ilya S. Kleiman

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher, Department for Professional Skills of the Center for Continuous

Improvement of Pedagogical Skills Institute of Education Development of the Perm Region

e-mail: [email protected]

Institute for Development of Education of the Perm Region, 614068, Perm, Russia, 210, Ekaterininskaya St.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND

PARENTS

Аннотация. Одним из направлений работы школы является взаимодействие с семьей обучающихся. Традиционный подход в работе с родителями становится недостаточно эффективным, и требуется его пересмотр и включение активных форм работы. Для решения данной проблемы в Центре непрерывного повышения педагогического мастерства в рамках курсовой подготовки «Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в информационно-образовательном пространстве края» организована работа для педагогов в мастерской «Педагог и семья: мосты взаимодействия», где они знакомятся с активными формами работы с родителями. В статье рассматриваются возможности курсовой подготовки для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Особое внимание в рамках мастерской уделяется системной работе в виде родительского всеобуча и семейного клуба. По итогам работы педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут по внедрению активных форм взаимодействия с родителями в практическую деятельность.

Ключевые слова: профессиональный рост, индивидуальный образовательный маршрут, формы взаимодействия с родителями, родительский всеобуч, семейный клуб.

Abstract. One of the areas of the school's work is interaction with students' families. The traditional approach in working with parents is becoming insufficiently effective and requires revision and the inclusion of active forms of work. To solve this problem at the Center for Continuous Improvement of Teaching Skills within the training course "Designing an individual educational route of a teacher in the information and educational space of the region" is organized for teachers in the workshop "Teacher and family: bridges of interaction", where they are familiarized with active forms of work with parents. This article examines the possibilities of training to enhance teachers' competence in the interaction with parents. Particular attention in the workshop is paid to systematic work in the form of parent general education and family club. According to the results of the work teachers develop an individual educational route for the implementation of active forms of interaction with parents in practice.

Key words: professional growth, individual educational route, forms of interaction with parents, parent general education, family club.

Общество XXI века, века информатизации и большой социальной динамики, требует адекватного уровня образования. Этим обусловлено усиленное внимание всех ведущих стран мира, в том числе и России, к своим образовательным системам, их модернизации с целью достижения большей эффективности. В связи с этим был разработан Национальный проект «Образование», направленный на обеспечение возможности самореализации и развития талантов [5]. Национальный проект включает в себя несколько федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Патриотическое воспитание».

В рамках федерального проекта «Современная школа» большое внимание уделяется не только качественному образованию, но и обеспечению возможности сопровождения непрерывного процесса совершенствования и профессионального развития педагогических работников. С целью стимулирования профессионального роста педагогов функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР).

На базе ЦНППМПР Института развития образования Пермского края разработаны и реализуются программы дополнительного образования для управленческих команд («Управление профессиональным ростом педагогов в образовательной организации») и педагогических работников («Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в информационно-образовательном пространстве края») образовательных организаций. Практическая значимость программы заключается в совершенствовании уровня профессионального мастерства педагогических работников на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) педагогов посредствам анализа педагогической деятельности и выявления дефицитов профессиональных компетенций.

ИОМ педагогического работника - это комплекс мероприятий, включающих описание содержания, форм организации, технологий, времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта. Маршрут направлен на обеспечение повышения квалификации и профессионального развития педагога.

Порядок разработки ИОМ, по мнению Т.В. Фиалкиной [6], предусматривает:

1) диагностирование на предмет выявления затруднений (проблем) педагога (диагностика, оценка и самооценка собственного профессионализма, мастерства);

2) разработку и составление ИОМ на основе разных технологий («Образовательная картография», «Составление интеллект-карт», «Зеркало прогрессивных преобразований», «Деловая игра», «Портфолио»);

3) реализацию (прохождение) ИОМ;

4) рефлексивный анализ реализации ИОМ, представление результатов.

Проведенный в рамках курсовой подготовки самоанализ

профессиональной деятельности позволил выявить у некоторых педагогов дошкольных и общеобразовательных организаций затруднения организационно-коммуникационного характера, в частности, неумение установить контакт, выстроить эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся/воспитанников.

Для совершенствования профессионального мастерства педагогов в области организационных и коммуникативных вопросов преподавателем кафедры профессионального мастерства ЦНППМПР, к.п.н. К.М. Киряковой в рамках курсовой подготовки организована работа для педагогов в мастерской «Педагог и семья: мосты взаимодействия» (далее - Мастерская). В рамках Мастерской рассматриваются и совместно обсуждаются трудности, возникающие у педагогов при взаимодействии с родителями, а также возможные пути их преодоления. Особое внимание уделяется условиям, влияющим на взаимопонимание: уровень общей культуры и интеллекта родителей, полноту и понятность сообщаемой им информации, последовательность и логичность изложения аргументов и фактов, концентрацию внимания в момент общения.

Практическая часть Мастерской посвящена отработке техник «Сэндвич» и «Я-сообщение», которые направлены на выстраивание эффективной коммуникации с родителями. Также важной частью практической составляющей Мастерской стали формы взаимодействия с семьей, где особое внимание уделено организации родительского всеобуча и семейного клуба как эффективной форме повышения педагогической компетентности родителей.

По мнению Н.Г. Липкиной, Н.Г. Щербаковой [4], работа, проведенная в школе, показала: организация и функционирование таких структурных объединений педагогов, детей и их родителей, как семейный клуб, раскрывает качественно новые возможности как для семьи, так и для образовательного

учреждения. Семья нуждается в компетентной помощи, а работа клуба -оптимальный вариант дифференцированного сопровождения родителей и формирования их педагогической компетентности. Наряду с этим, работа клуба раскрыла перед школой широчайшие возможности для организации совместной деятельности семьи и педагогов, поскольку позволяет:

- отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;

- вместо ориентировки на общий контингент организовать дифференцированные группы родителей в зависимости от особенностей и потребностей семей;

- отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;

- сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;

- от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.

Содержательной основой семейного клуба, по мнению авторов, являются проекты, активными участниками которых становятся дети, их родители и педагоги. Авторами был разработан и реализован в рамках деятельности семейного клуба школы проект «Семейный КОД», который показал свою эффективность в повышении компетентности родителей. Более подробную информацию о данном проекте педагоги могли получить в соответствующей статье, размещенной в учебных материалах.

Кроме того, учителя познакомились с опытом организации работы клуба «Компетентный родитель», который реализовывался в рамках неформального образования и опирался на экспериментально-аналитический подход к обучению педагогике. Данный подход в работах Л.А. Косолаповой и К.М. Лебедевой [3] основывается на многократных вариативных переходах «теория - практика» и «практика - теория», благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельности: практика (актуализация имеющегося опыта у родителей) -теория (теоретическое описание вопроса, рефлексия) - практика (решение проблемных ситуаций, игровое моделирование) - теория (создание родителем алгоритма своей деятельности) - практика (применение созданного алгоритма в практической деятельности).

Также интересна программа родительского клуба для родителей учащихся средней и старшей школы, разработанная А.В. Антоновой [1]. Программа предусматривает проведение занятий для родителей в форме открытых семинаров, педагогическая целесообразность которых состоит в организации неформального общения между родителями и педагогом-психологом. Неформальная обстановка способствует тому, что родители имеют возможность проанализировать те трудности, с которыми они сталкиваются

в процессе семейного воспитания, и сделать самостоятельные выводы. Также в небольшой группе под наблюдением опытного педагога-психолога у родителей появляется возможность проанализировать сильные переживания, связанные с проблемами в воспитании и поведении подростка.

Каждый семинар-встреча состоит из нескольких этапов:

1) выяснение фонового настроения, с которым пришли участники программы;

2) мини-лекция по заданной теме;

3) практические упражнения, во время которых участники программы могут отработать полученные знания и техники;

4) обсуждение опыта, полученного участниками в ходе практических упражнений. Завершение встречи.

Более подробное описание встреч родительского клуба по данной программе учителя могли изучить в соответствующей статье в учебных материалах.

Еще одной формой родительского образования является родительский всеобуч. Ю.И. Биктуганов [2] раскрывает в своем учебном пособии особенности организации, примерную тематику информационного блока занятий по родительскому всеобучу и практические материалы для их проведения.

На основе полученных знаний на вебинарах и изученных учебных материалов каждым педагогом был разработан родительский всеобуч с использованием активных форм обучения: мастер-класс, круглый стол, диспут, семинар-практикум, мозговой штурм и др. Наиболее актуальные темы разработанных педагогами всеобучей:

- Возрастные особенности.

- Готовность ребенка к школе. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.

- Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению, или Как помочь ребенку учиться?

- Как сохранить психическое здоровье ребенка.

- Агрессия детей: ее причины и предупреждение.

- Капризы и неврозы детей.

- Компьютер в жизни школьника.

- Как научиться слушать и слышать ребенка.

- Поощрение и наказание ребенка в семье.

- О родных и близких с любовью.

- Семейные ценности.

- Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?

- Вопросы подросткового возраста (8 основных проблем современных подростков: причины и решение, подросток в мире вредных привычек).

- Как помочь учащимся 9-х классов в сдаче выпускных экзаменов?

Итоговым заданием в курсовой подготовке является разработка ИОМа,

направленного на повышение компетентности педагогов в вопросах

взаимодействия и сотрудничества с семьей. Отметим, что ИОМ включает в себя следующие организационные формы:

1. Консультация тьютора (наставника).

2. Участие в деятельности профессиональных сообществ, проектных и рабочих групп.

3. Участие в деятельности сетевых сообществ.

4. Саморазвитие, самообразование.

5. Организационная, научно-методическая работа в образовательной организации.

6. Представление своей профессиональной деятельности.

7. Курсы повышения квалификации.

Тьюторами выступают методисты, завучи, педагоги-психологи, которые способны дать методические рекомендации по выбранному направлению.

В рамках самообразования педагоги изучают нормативно-правовые акты, методическую и научную литературу, инновационный опыт по вопросам взаимодействия с семьей, в том числе и на сетевых платформах «Первое сентября», «Инфоурок», «Я-класс», «Maam»/ «Родители и Педагоги», «В поисках смысла».

Педагогами предусмотрены участие в семейных форумах, семинарах, конференциях, работа в проблемных группах районного и краевого уровня. Кроме того, включено участие в деятельности школьного объединения классных руководителей, в проблемной группе «Современная семья», методических семинарах, педсоветах, семинарах-практикумах, семейных конкурсах, проводимых на базе учреждения, реализация проекта по взаимодействию с родителями «Мы вместе» и др.

Предполагаемый продукт данной деятельности - план или проект взаимодействия с родителями, включающий активные и нетрадиционные формы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- семейная игротека для детей и родителей;

- совместная постановка сказок, праздники;

- встреча с интересным человеком/гостем группы;

- семейные посиделки;

- семейные чтения;

- семейные ярмарки;

- семейные акции;

- семейные мастерские/семейная лаборатория;

- аукцион родительских идей;

- семейный форум;

- круглый стол;

- семинары-практикумы;

- тренинги;

- игры с педагогическим содержанием;

- педагогическая библиотека для родителей;

- деловые игры;

- образовательная практика «Родительская стажировка»;

- родительская академия «Здоровая семья - здоровый ребенок»;

- родительский/семейный клуб.

В рамках представления своей профессиональной деятельности педагогами запланированы выступления на педагогических советах, проблемных группах, презентация (например, участие в конференциях) опыта на районном и межрайонном уровнях, публикации в сетевых сообществах, проведение открытых мероприятий, участие в конкурсах (например, выступление родителей на муниципальном фестивале «За руку с папой») и др.

Планируемый результат реализации ИОМ - включенность родителей в образовательный процесс, повышение их интереса к достойному воспитанию детей, улучшение взаимодействия, взаимосотрудничества между педагогом и семьей, повышение компетентности родителей и педагогов.

Таким образом, разработанные в рамках курсовой подготовки и реализуемые в посткурсовой период ИОМы имеют огромный потенциал для повышения качества и эффективности взаимодействия педагогов с родителями.

Список литературы

1. Антонова А.В. Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - URL: http://e-koncept.ru/2014/14109.htm

2. Биктуганов Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 148 с.

3. Косолапова Л.А., Лебедева К.М. Индивидуальные образовательные маршруты формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения в контексте неформального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3, ч. 2. - С. 186-190.

4. Липкина Н.Г., Щербакова Н.Г. Возможности семейного клуба в формировании педагогической компетентности родителей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки: электрон. науч. журн. - 2018. -№ 2. - С. 89-99.

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/

6. Фиалкина Т.В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.